Владислав Дятлов. Преподобный Серафим Саровский и Киев
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ И КИЕВ
Владислав Дятлов
Серафим Саровский, великий угодник Божий, родился в городе Курске, где за семь с половиной веков до того просиял своими подвигами один из родоначальников монашества Руси — преподобный Феодосий Печерский (+1074). Святой Феодосий, еще мальчиком переехавший с родителями из Василева (нынешнего Василькова, что под Киевом) в Курск, именно здесь совершил свои первые аскетические подвиги и отсюда отправился пешком в Киев, где стал учеником преподобного Антония Печерского и, наравне с ним, сооснователем Киево-Печерской Лавры — колыбели отечественного монашества — и совоспитателем первых древнерусских иноков.
Избирая монашеский путь, курский юноша Прохор Мошнин, которому предстояло войти в историю с именем преподобного Серафима, тоже отправился в Киев, где у древнейших святынь Отчизны хотел узнать, в согласии ли с волей Божией он делает свой выбор и в какой обители следует принимать постриг. В Киеве Прохор посетил Печерскую Лавру и приписанную к ней Китаевскую пустынь. Основанная в XVII в. среди лесов и гор в 7 км к югу от Лавры, эта обитель прославилась в следующем столетии своим подвижником — преподобным старцем-затворником Досифеем (+1776). Под таким именем, как выяснилось впоследствии, скрывалась дворянка Дарья Тяпкина, тайно покинувшая свой дом ради монашеской жизни. Род Тяпкиных происходил от Василия Варгоса, служившего окольничим воеводой у святого благоверного князя Димитрия Донского (+1389). Появившаяся на свет в 1721 г. в Рязани, Дарья была не первым ребенком своих родителей и потому, по просьбе родной бабушки Порфирии, была оставлена на время у нее. Старица Порфирия являлась уже тогда инокиней московского кремлевского Вознесенского монастыря, куда она удалилась под молитвенное покровительство основательницы обители — вдовы князя Димитрия Донского преподобной Евфросинии (в миру — княгини Евдокии). Пробыв в монастыре с двух- до девятилетнего возраста и воспитанная бабушкой в монашеском духе, Дарья не смогла потом вести дворянский образ жизни и когда узнала, что вот-вот будет выдана замуж, тайно бежала из дому, имея 15 лет от роду. Понимая, что по законам того времени ее могли насильно вернуть домой, Дарья остригла волосы, переоделась в крестьянскую одежду и назвалась Досифеем. В таком качестве, обнаружив перед наместником Троице-Сергиевой Лавры большую начитанность в духовных книгах, она была принята на послушание. Вскоре, избегая встречи с родственниками, которые однажды приехали в Лавру, Дарья ушла в Киев, где выкопала возле Китаевской пустыни пещеру и стала жить в затворе. В 1744 г., уже широко известная под именем прозорливого «старца Досифея», Дарья была пострижена в рясофор. Отвечая на вопросы, волновавшие Прохора Мошнина, подвижница пророчески указала ему путь в Саровскую пустынь и преподала юноше духовное наставление.
Здесь хотелось бы обратить внимание на ряд обстоятельств. К моменту беседы обоих угодников Божиих в Китаево уже был возведен новый престольный монастырский храм — каменная Свято-Троицкая церковь с приделом преподобного Сергия Радонежского (+1392). Сохранившаяся доныне, она заменила собой более старый храм преподобного Сергия, стоявший еще в дни прихода святой Досифеи в Киев. Таким образом, святая Досифея начала свои киевские подвиги под молитвенным покровом преподобного Сергия, который основал и ставшую для нее родной Троице-Сергиеву Лавру, и оказывал в земной жизни большое духовное влияние на князя Димитрия Донского и его супругу — небесных покровителей рода Тяпкиных. А Прохор Мошнин, в свою очередь, был сыном строителя большого храма преподобного Сергия Радонежского в Курске. Этот храм в 1833 году — году кончины святого Серафима Саровского — стал кафедральным собором. Примечательно и другое. Святая Досифея преставилась в день памяти преподобного Сергия и к тому же была найдена в своей келье коленопреклоненной перед иконами, то есть в таком же положении, в каком обнаружат потом и почившего преподобного Серафима. Все указанные совпадения особо интересны, когда мы замечаем, что на ряде икон святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского изображают предстоящими пред Спасителем в Горнем мире по обе стороны Престола Божия. Оба подвижника при этом выделены среди сонма святых Руси. Преподобный Сергий олицетворяет святость эпохи XIV-XV вв. — времени духовного расцвета допетровской Руси. Преподобный Серафим олицетворяет подвижничество периода XVIII-XIX вв. — нового, послепетровского времени. В житии святой Досифеи, в таинственной символике, окружающей имена святых Сергия и Серафима, мы видим преемственность подвижничества обеих исторических эпох, олицетворяемых двумя названными подвижниками. И символ этой преемственности был явлен в древнем Киеве, под сенью Лавры, которая заложила фундамент древнерусской святости еще в XI в. Нельзя не отметить и того, что Саровская обитель, куда направлялся Прохор Мошнин, как и Киево-Печерская Лавра, начиналась с пещер и была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. В пещерах обители существовал храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. А основание монастыря произошло в конце XVII в., когда, выйдя за пределы Печерской Лавры, на всю Русь распространилось почитание большинства преподобных Печерских, вследствие чего во многих уголках Руси появились новые пещерные монастыри с церквами в честь Успения Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия.
Разговор о подвижничестве святого Серафима в Саровской пустыни также редко может обойтись без упоминания о Киеве. Строитель Саровской пустыни отец Пахомий, высоко ценя преподобного Серафима, обыкновенно брал его с собой в поездки, предпринимаемые по монастырским делам или ради совершения богослужения в каком-либо месте. Во время одной такой поездки святой Серафим присутствовал при кончине преподобной Александры Мельгуновой (+1789) — основательницы Серафимо-Дивеевского монастыря. Вдова полковника Агафия Семеновна Мельгунова, обладательница поместий в нескольких губерниях, посвятила свою жизнь путешествиям по святым местам и благотворительности. В известном сборнике жизнеописаний подвижников благочестия XVIII-XIX вв. сообщается о предании, согласно которому Агафия Семеновна во время своего пребывания в Киево-Флоровском женском монастыре получила откровение от Божией Матери идти в Россию и остановиться на месте, которое будет указано свыше, чтобы основать новый удел Пресвятой Богородицы. Когда Мельгунова, направляясь в Саров, присела отдохнуть возле церкви села Дивеева, то удостоилась видения Царицы Небесной, Которая велела Агафии Семеновне остаться здесь. Мельгунова поселилась у сельского священника, где, всецело посвящая себя подвигам, исполняла всю черную работу, тайно благотворила крестьянам. Она также жертвовала средства на украшение и созидание храмов и, кроме прочего, выстроила в Дивееве каменную церковь, около которой поселились несколько благочестивых женщин, создав ядро Дивеевской монастырской общины. Незадолго до кончины Агафия Семеновна приняла монашество с именем Александры и передала саровскому отцу Пахомию остаток своих сбережений, прося позаботиться об остающихся дивеевских сестрах. Отец Пахомий ответил, что, хотя и готов помогать, как сможет, но сам едва ли доживет до времени обустройства монастыря и потому в будущем поручит заботу о Дивееве преподобному Серафиму. Как известно, именно через святого Серафима устроилось впоследствии дело создания Дивеевского монастыря. Вероятно, по этой причине на стене одного из храмов Киево-Флоровской обители снаружи изображен знаменитый подвиг молитвенного стояния святого Серафима в течение тысячи дней и ночей.
Связь преподобного Серафима с Киевом воплотилась и в другом событии. В последние годы жизни старца у него некоторое время был учеником и послушником юноша Иван Мирошниченко из Кременчуга. Исполняя пророческое благословение святого Серафима, Иоанн отправился в Брянскую Белобережную пустынь и принял постриг с именем Ионы, а потом, по откровению свыше, переселился в Киев и основал здесь Троице-Ионинский монастырь, прославившийся на всю Российскую империю строгостью жизни своих насельников. Расположенный по соседству с Печерской Лаврой на днепровских холмах, Ионин монастырь, невзирая на свою молодость, стал великой святыней, перед которой благоговели не только киевляне, но и тысячи паломников. «Хотите видеть почивших преподобных — идите в лаврские пещеры. Хотите видеть живых — идите в монастырь отца Ионы». «Лаврой Киев начинался, Ионинским — венчался». Так говорили в народе. А в наши дни в стенах возрожденного монастыря православные киевляне год назад отмечали столетие со дня преставления преподобного Ионы Киевского (+1902).
В момент прославления преподобного Серафима в лике святых в 1903 г. епископом Тамбовским и Шацким, в чьей епархии располагалась Саровская пустынь, был владыка Димитрий (Ковальницкий; +1913), который до перевода в Тамбов (1902) был викарием Киевской епархии с титулом епископа Чигиринского, ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киево-Братского монастыря. Сразу после канонизации преподобного Серафима по всей Российской империи начали появляться храмы, освященные в его честь. Не стал исключением и Киев. Причем один из самых первых Серафимовских храмов — а в Киеве их несколько — был создан именно в Китаево. Церковь освятили в 1904 г. как домовой храм опекаемой Китаевской пустынью богадельни. Эта церковь сохранилась до наших дней и теперь является монастырским храмом. Еще одну Свято-Серафимовскую церковь, уцелевшую до сих пор, воздвигли в 1908-1910 гг. в Пуще-Водице, где многие киевляне имели дачи.
Достойно упоминания явление святого Серафима строителю одного из киевских монастырей. С 1900 г. на южной окраине Киева, на руинах древней Гнилецкой обители, основанной на месте неоднократного уединения святого Феодосия Печерского, велось строительство «Скита Пречистой в урочище Церковщина». Инициатором строительства был уже известный нам владыка Димитрий (Ковальницкий). Накануне переезда в Тамбов он поручил дальнейшее благоустройство Церковщины постриженнику Ионинского монастыря иеромонаху Мануилу (Ковшу; +1920), которого, по усиленной просьбе иерарха, благословил на подвиг возрождения обители сам святой Иона. После начала в 1907 г. строительства в Церковщине большого Свято-Николаевского храма отец Мануил некоторое время не мог решить, как следует назвать один из двух боковых приделов храма (первый должен был быть освящен во имя преподобного Антония Печерского). «И вот, — писал позднее отец Мануил, — в одну из ночей августа 1907 года, является мне во сне преподобный Серафим Саровский, вручает 350 рублей и говорит: «Это тебе на постройку храма!» С этим я проснулся… В тот же день, по окончании Литургии, был отслужен молебен преподобному Серафиму. Не успел я вернуться из храма к себе в келью и выпить стакан чаю, как жалует, смотрю, ко мне иеромонах Выдубицкого монастыря о. Петр и вручает мне на постройку храма ровным счетом 350 рублей… Это было явным для меня указанием свыше на то, что второй придел должен быть освящен великому Божьему Угоднику и Чудотворцу преподобному Серафиму, тем более еще и потому, что мой старец Иона, благословивший меня на «Церковщину», прожил при ногах преподобного Серафима 8 лет и от него получил указание и благословение на дальнейший путь иноческого своего подвига, а я под руководством старца Ионы прожил 28 лет и им был послан на труды строительства и настоятельства в «Церковщину». Такова одна из тайн Божия домостроительства…». Свято-Николаевский храм так и не был достроен из-за грянувшей в 1917 г. революции. Однако сохранился первый этаж церковного здания, где сегодня совершаются богослужения. Интересно, что сам отец Мануил принял в 1919 г. схиму с именем Серафим.
Замечательна предыстория расположенного в Беличах храма Зачатия святого Иоанна Предтечи. Церковь обустроена в 1990 г. в сельском доме, поскольку одноименный храм был уничтожен в Беличах еще в 1960-е годы. На месте упомянутого дома его хозяева некогда держали хлев. Однажды преподобный Серафим явился во сне супруге хозяина усадьбы и повелел разобрать и перенести хлев, ибо на его месте в будущем появится храм. Муж хозяйки не сразу согласился выполнить указание святого, ибо затевать подобную перестройку было не так просто. Но преподобный явился еще несколько раз, повторяя свое повеление, после чего хозяева все-таки повиновались.
Сегодня помимо уже существующих приделов и отдельных храмов во имя преподобного Серафима в Киеве появляются новые. Так, кроме Серафимовской церкви в Бортничах и одноименного придела в подземном храме Покровского женского монастыря, в течение последнего десятилетия появились освященные во имя преподобного Серафима церковь во 2-й больнице (1996) и придел в соборе на Троещине (создан одновременно со всем храмом в 1997 г.; строитель собора — известный архимандрит Пимен (Соболев; +2000), глубоко чтивший память Саровского чудотворца, принял схиму с именем Серафим). А в Троицком храме в Китаево вот уже около десяти лет бережно хранятся в одном из киотов привезенные из России поручи и епитрахиль преподобного Серафима.