Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Николаевский и Вознесенский Питирим: «Одухотворение народа возможно тогда, когда есть едино стадо и един пастырь»

Архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим:
«Одухотворение народа возможно лишь тогда, когда есть едино стадо и един пастырь»

Владыка, в этом году мы отмечаем десятилетие Николаевской епархии. Город Николая Чудотворца, пожалуй, единственный в Украине, названный в честь святого и сохранивший старое название.

Совершенно верно. Согласно указу Екатерины Второй, велено было назвать его градом святого Николая, поскольку здесь были построены первые верфи для российского флота, а покровителем мореходов всегда считался и считается святитель Николай Чудотворец. Даже в лихолетья нашей недавней истории — а мы знаем, что многие города в этот период были переименованы в честь революционеров — город сохранил свое исконное название. Град Николаев всегда оставался градом Николаевом. Такова была милость Господня. И все николаевцы очень рады тому, что над ними есть молитвенный покров святителя чудотворца Николая.

Что изменилось в епархии за десятилетие?

Десять лет для епархии срок сравнительно небольшой. Но перемены в ней произошли немалые. Епархия укрепляется. Значительно выросло количество приходов. Когда я был назначен на николаевскую кафедру, их было 96. Сейчас — около двухсот пятидесяти.

Вы сегодня единственный «лагерный» православный епископ, который уже в 1980-е, на закате тоталитаризма, пострадал за православную веру, получил срок и был освобожден при Горбачеве. После вас, наверное, уже никто такой «чести» не удостаивался.

Может быть, кто-то сидел по другим причинам, но чтобы кого-то посадили за распространение антисоветских религиозных измышлений, порочащих государственный и общественный строй (я имею в виду религиозные убеждения), такого, пожалуй, не было.

Какие проблемы нашего времени Вам, как человеку, как епископу, как правозащитнику, кажутся самыми острыми, самыми больными?

Самая больная проблема — то, что в общественных и государственных учреждениях нет понимания соборности, каноничности в отношении религиозных организаций. И тысячелетняя Православная Церковь Украины и десятки околорелигиозных организаций именуют «православными». Люди, имеющие возможность навести в этой сфере порядок, как-то не смотрят в корень. Если Церковь станет единой, Апостольской, дело будет обстоять совсем по-другому. Сейчас многие священники спекулируют на церковной раздробленности: мол, попробуй мне что-нибудь сказать — уйду в автокефалию или куда угодно, какая мне разница. Я говорю о священниках, которые не имеют веры. Если вера есть, он никуда не пойдет. Но когда ты скажешь неприятное слово священнику слабенькой веры, вчерашнему комбайнеру или трактористу, который не знает ни силы, ни слова Божьего, не имеет понятия об образовании, которого рукоположили только потому, что служить было некому, он завтра делает погоду, и не ту, что нужно. Сегодня нет сдерживающего фактора, что еще более вредит единству Церкви.

Наверное, такое положение существует во многом и благодаря властям, которые регистрируют многие религиозные организации как православные, а они на деле вовсе православными не являются, то есть вмешиваются в дела Церкви, подрывая ее изнутри.

Скорее всего, это непонимание великого дела Церкви, которое ей предназначено. Сегодня редко найдешь политика, который не говорит о необходимости духовного воспитания, одухотворения народа, но одухотворение возможно лишь тогда, когда есть едино стадо и един пастор. Если этого единства не будет, когда царство разделяется, не будет царства, как говорил Христос. Это действительно проблема сегодняшнего дня. И кто-то серьезно над этим работает, кто-то крепко думает над тем, как бы разделять и властвовать. Раньше была политика уничтожения Церкви как класса, сейчас же к Церкви совсем непонятное отношение. Если бы человек, который имеет отношение к регистрации, был внутренне образован, имел прочную вероучительную основу и мог дать анализ любой конфессии, любому человеку, с которым сталкивается. Если же этого нет, если все безразлично, то о чем можно говорить.

Наверное, эти же люди когда-то и упрятали вас в тюрьму, причем они дали вам на суде совершенно четкую квалификацию и определили семь лет тюрьмы.

Там поработал второй секретарь обкома партии, который сделал все именно так, как он хотел. Это люди, воспитанные на безбожии, которые не могли мыслить и поступать иначе, чем им предписывало их положение. И нынешние государственные чиновники, которые якобы преодолевают негативное наследие прошлого, по-прежнему не преодолели наследие этого прошлого внутри себя. Редко кто из них способен задуматься: на каком основании я делаю то или другое, православный я человек или такой же, каким был раньше — чиновник и больше никто?

Владыка, Николаев был городом с большими промышленными мощностями, высокотехнологичным оборудованием. В какой степени его коснулся упадок, который мы наблюдаем повсеместно, и какие проблемы этот упадок породил?

Сегодня, конечно, все стоит, многие предприятия закрылись, многие ведущие специалисты уехали искать лучшей доли за пределы Украины. Многие лишились работы. Возьмем судостроение: нельзя сказать, что его нет. Несколько пароходов в год производится, но ведь когда-то чуть ли не каждую неделю спускался на воду тот или иной корабль. Эта отрасль была гордостью Николаева. Есть и отрадные моменты: что-то возрождается, возникают какие-то частные предприятия, то есть жизнь продолжается, но сказать, что она такая, какой была раньше, нельзя.

Церковь видит пути решения возникших проблем, участвует каким-то образом в их преодолении?

Мы часто бываем в приютах, каждый вторник в Доме престарелых совершаем богослужение. Но, к сожалению, пока не можем опекать подобные заведения. Ведь мы совсем молодая епархия, многие службы у нас еще не сформировались.

Владыка, какие события в жизни епархии за прошедшие десять лет вам особенно запомнились?

Это прежде всего отстройка нашего кафедрального собора, начало росписей в этом году. Отстраивается Свято-Михайловский Пелагиевский монастырь в Новобузском районе. Строится храм Христа Спасителя в городе Южноукраинске, где строительству во многом помогает Южноукраинская атомная станция. Построен храм в городе Первомайске в честь святой великомученицы Варвары. Из недавних событий можно упомянуть морской крестный ход, маршрут которого проходил через наш город. Мы встретили корабли Военно-морских сил, встретили святыни, которые они транспортировали, в том числе икону святого адмирала Федора Ушакова. Несмотря на то, что корабли пришли в Николаев очень поздно, около полуночи, собралось очень много людей. Крестным ходом мы прошли по улицам Николаева к кафедральному собору. Есть радостные моменты, но есть, к сожалению, и моменты печальные. Прежде всего это беспрерывный процесс борьбы против раскола, борьбы за Православие.

Владыка, что бы вы пожелали себе, своей епархии в день ее десятилетия. Какие задумки хотелось бы осуществить?

Хотелось бы милости Божьей, благословенного мира для Церкви, чтобы с радостью духа, в смирении духа можно было всегда возносить молитвы в тишине, в мире, в спокойствии о своем народе православном и чтобы мир был и во властех, и в воинстве, и в началах, чтобы мы всегда чувствовали умиротворение. Если нет мира и благоволения, а постоянно ощущаешь какое-то напряжение, очень тяжело.

Беседовал Василий Анисимов