В. Лукияник. Бремя собирать камни
Бремя собирать камни?
Валентин Лукияник,
председатель Союза православных братств УПЦ
«Дайте нам свободу защищать веру, ибо, совершая
дело Церкви, мы в то же время тем самым совершаем
дело вашего царства и дело вашего спасения.
Если вы хотите сохранить мирное обладание вашим царством,
предохраните Церковь от нападок еретиков и права Христа
защитят ваше царство».
Свт. Лев Великий
На заседании правительства Украины, прошедшем 25 сентября 2002 года, принят перспективный план неотложных мероприятий для окончательного преодоления негативных последствий тоталитарной политики бывшего СССР относительно религии. Этот план принят в соответствии с одноименным Указом Президента Украины, подписанным в марте сего года. Согласно ему, планируется продолжить практику ремонтно-реставрационных работ за государственные средства по упорядочению комплексов памятников сакральной архитектуры. Кроме того, предусматривается предоставление помощи церквам и религиозным организациям в строительстве новых храмов и молитвенных домов.
Правительство также планирует вернуть религиозным организациям имущество и культовые объекты. Как сообщил первый заместитель председателя Государственного комитета по делам религии Николай Новиченко, вернуть религиозным организациям имущество планируется на протяжении ближайших 5 лет.
Кабмин поручил Министерству культуры и искусств, Госкомитету строительства, архитектуры и жилищной политики, Госкомитету по делам религий, мэрии Киева подать Кабмину в октябре предложения по дальнейшему использованию отдельных сооружений Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
В распоряжении предписано Минкультуры, Госкомитету архивов и обладминистрациям к декабрю подать предложения по механизму передачи церквам части церковной атрибутики, литературы и документов, которые сейчас хранятся в музеях и архивах.
Одновременно Кабмин поручил Фонду госимущества, Минкультуры, Министерству юстиции, Госстрою, Госкомрелигии до марта 2003 года обобщить и подать комиссии при Кабмине информацию об объектах и имуществе, которые должны быть возвращены церквам.
Поручено также Госкомитету по земельным ресурсам, Минюсту, Госкомрелигий в 2003 году подготовить законопроект о предоставлении религиозным организациям земельных участков, а Минкультуры, Госстрою, Госкомрелигий и обладминистрациям содействовать церквам и религиозным организациям в строительстве храмов и молитвенных домов….
Распоряжение Кабинета Министров Украины именуется «Перспективный план неотложных мероприятий…» № 564Р. Хотя принцип плановости в нашем обществе ныне как будто не в моде и архаичен (храмы и имущество, как известно, экспроприировали без всяких планов, методами погромов, арестов и расстрелов), но весьма отрадно для православных граждан Украины, что перспективное плановое преодоления негативных последствий тоталитарного прошлого все-таки задекларировано. Распоряжение является воплощением в жизнь весеннего Указа Президента Украины №279 от 21.03.02, появление которого весьма специфично. Март 2000-го года, накал избирательных страстей достигает своего апогея. В ход идут всевозможные аргументы для привлечения на сторону той или иной политической силы как можно большего числа избирателей. Весьма большим электоральным отрядом, имеющим свою стабильную позицию, являются верующие граждане страны, верные Украинской Православной Церкви. И в апогей избирательной кампании, практически за неделю до «Рубикона», появляется указ Президента. Разобраться во всех его тонкостях до выборов было весьма сложно, и многие верующие делали свой электоральный выбор, ориентируясь лишь на красивое и грозное название указа. Я думаю, что свою предвыборную задачу — основную, хочется надеяться, не главную, этот указ выполнил. А реализация его началась только на исходе осени.
Это не первый указ за десятилетие существования независимой Украины. Первый, почти аналогичный, был издан в 1992 году. Затем перед выборами 1994-го года вышло распоряжение Президента на ту же тему, а после распоряжение Кабмина, несколько других документов. Потом появился список храмов и других объектов, которые не подлежали передаче. Этот список корректировался в зависимости от политической конъюнктуры. Проще говоря, шла закулисная торговля (передача) храмов для решения конкретных политических задач. Примером тому является незаконная и скандальная передача бывшим премьер-министром П. Лазаренком Выдубицкого монастыря Киевскому патриархату (УПЦ-КП).
Рассмотрим конкретные положения распоряжения Кабинета Министров. Во-первых, реализация такого важного и давно назревшего распоряжения возложена почему-то на Госкомрелигий. Это не совсем понятно: ведь Госкомрелигий не имеет ни финансовых, ни имущественных, ни распорядительных функций. Такие функции имеет только сам Кабмин. Давая подобные полномочия Госкомрелигий, исполнительная власть тем самым снижает значимость выполнения Указа Президента.
Нельзя обойти вниманием и необходимость соблюдения принципа исторической справедливости в процессе реализации столь важного для православного народа Украины, документа. Мы не будем касаться вопросов нарушения прав других религиозных организаций, существующих в нашей стране. Мы считаем необходимым воздаяние государством должного наиболее пострадавшей стороне атеистических гонений -Украинской Православной Церкви (до 1990 года — Украинского экзархата Русской Православной Церкви). По данным Комиссии по репрессиям, за годы советской власти было разрушено около 100 тысяч православных храмов, казнено и погибло в лагерях десятки тысяч священнослужителей, сотни тысяч мирян. УПЦ — не только крупнейшая религиозная организация нашей страны, но и носительница и хранительница исторических ценностей народа, культурообразующий и государствообразующий фактор. Именно Церкви принадлежит основная роль в формирования нашего менталитета — семейных, межличностных, общественных ценностей.
Поскольку главное острие тоталитарной политики бывшего Союза было направлено против нашей Православной Церкви, основные законодательные акты имели своей целью уничтожить ее структуру, юридические, имущественные и другие права. Поэтому восстановление справедливости по отношению к Православной Церкви на Украине должно быть начато, с одной стороны, — с анализа взаимоотношений государства и Церкви в период с 1917 по настоящее время, а с другой — этот церковно-государственный диалог должен быть равноправным.
Нужно отметить, что созданная межведомственная комиссия Кабинета Министров состоит из государственных чиновников различного ранга, видение решения этой проблемы у них также различно. Поэтому было бы целесообразным, чтобы комиссия создавалась и работала на паритетных основаниях. Одна сторона — это представители государства, наследники и преодолеватели тоталитарной атеистической политики бывшего СССР, а другая сторона — пострадавшая, представители Церкви. Тогда решения комиссии будут действительно компетентными, имеющими под собой необходимую почву для их осуществления, и, что самое главное, — будут восприняты всей полнотой Церкви и общества как долгожданный факт восстановления справедливости.
Есть опасность, что межведомственная комиссия, как это уже не раз бывало, начнет преследовать свои цели, выгодные государственным ведомствам. Пример тому — неудовлетворительное решение вопросов возвращения церковной собственности в Киеве и регионах, в частности корпусов Киево-Печерской Лавры. Это свидетельствует, что предписанное Указом возвращение происходит весьма болезненно. Уважительное отношение государства к Церкви и желание преодолеть негативные последствия должно начинаться с признания равных прав, партнерства в процессе реституции имущества. Этого, к сожалению, пока нет.
Чрезвычайно важным принципом является определение, на каком юридическом и историческом фундаменте должно происходить возвращение храмов и других ценностей Церкви.
События октября 1917 года, которые потрясли основы жизни во всей тогдашней Российской империи, коренным образом изменили принципы сосуществование Церкви и государства. К власти пришли силы, исповедующие атеизм и отрицавшие Бога и Церковь. В этих условиях Православная Церковь стремилась предотвратить возможные нестроения и притеснения, найти формы мирного сосуществования с государством. Она пыталась использовать для этого весь свой авторитет, особенно авторитет Поместного Собора, который вскоре после октябрьских событий, а именно 2 декабря 1917 года, принял специальное определение, выражающее соборный взгляд Церкви на ее новое правовое положение. Весьма важно, что это определение появилось еще до всех распоряжений новой государственной власти по отношению к Церкви. Этот документ достоин того, чтобы процитировать его:
«Священный Собор Православной Российской Церкви признает, что для существования независимой Православной Церкви в изменившихся условиях государственной жизни должны быть приняты государством следующие основополагающие положения:
1. Православная Российская Церковь составляет часть единой Вселенской Церкви, занимает в государстве первенствующую среди других исповеданий роль, подобающую ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силы, создавшей Русское государство.
2. Православная Церковь в учении веры и нравственности, богослужений, внутренней церковной дисциплины и сношений с другими автокефальными церквами независима от государственной власти и, руководясь своими догматами, догматико-каноническими началами, не вмешивается в дела управления суда, пользуется самоуправлением.
3. Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православной Церковью, в установленном ею порядке со времени обнародования их церковной властью, признаются государством имеющим юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются существующие законы.
4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью.
5. Церковная иерархия и церковные установления признаются государством в силе и значении, какие им приданы церковными постановлениями.
6. …..
7. Глава … государства, министр исповеданий и народного просвещения и товарищ их должны быть православными.
8. Во всех случаях государственной жизни, когда государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь.
9. Православный календарь признается государственным календарем.
10. Двунадесятые праздники, воскресные и особо чтимые дни Православной Церкви признаются государством неприсутственными днями.
11. Церковные венчания по Православному чину признаются законною формою заключения брака.
12. Утвержденные Православной Церковью низшие, средние и высшие школы и общеобразовательные пользуются в государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общих основаниях.
13. Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви, преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно…
14. Удовлетворение религиозных нужд членов Православной Церкви, состоящих в армии и флоте, должно быть обеспечено заботой государства. Каждая воинская часть должна иметь Православное духовенство.
15. Имущество, принадлежащее установлениям Православной Церкви, не подлежит конфискации или отобранию…
16. Имущества, принадлежащие… Церкви, не подлежат обложению государственными налогами…, если эти имущества не приносят дохода путем их отдачи в аренду или наем.
24.Установления Православной Церкви, пользующиеся в настоящее время правами юридического лица, сохраняют эти права, установления, не имеющие их или вновь возникающие, получают таковые права по заявлению церковной власти (Москва, 1918)».
Как видим, многие постановления этого определения не воплощены в реальность. Все дальнейшее существование Церкви в Советском государстве можно назвать насильственным вытеснением ее из общественной жизни и фактический геноцид. Политика, которая проводилась государством по отношению к религии в целом, нашла свое выражение в противоречивых официальных документах советской власти и Коммунистической партии. Одна из главных проблем отношения Советского государства с религиозными организациями — это несовместимость революционных идеалов нового времени и традиционных идеалов религии. Давление и ликвидация религии как социального института началось с первых дней существования Советского государства. Вместе с провозглашением свободы, «равенства» и раскрепощения для всех народов советское правительство не замедлило применить против Церкви репрессивные меры: уничтожение храмов исчислялось тысячами, а изъятых ценностей — миллиардами золотых рублей. Законодательно-правовая база государственной политики по отношению к Церкви была по существу создана в первые пять-шесть лет советского правления. В эти годы многочисленными декретами, циркулярами, инструкциями (только с 1918 по 1924 год было выпущено до 120 нормативных актов, так или иначе касавшихся Церкви) была существенно ограничена свобода внешней и внутренней жизни Церкви. Этими актами советская власть не только регламентировала имущественные отношения в Церкви, не только препятствовала ее участию в общественной жизни, но и стремилась ограничить возможности и самого богослужения, затруднить осуществление религиозных обрядов, воздействовать на духовно-нравственное состояние населения. Самым первым ограничением Церкви в целом, как и многих граждан, было серьезное ущемление в правах уже 26 октября 1917 года, когда по декрету «О земле», все землевладельцы лишились прав на землю, которая стала собственностью государства. 11 декабря появился декрет о передаче всех церковных школ в Наркомпросвещения, в результате Церковь лишили всех академий, семинарий и училищ, а также связанного с ними имущества. 18 декабря был упразднен церковный и введен гражданский брак. Важным законодательным актом в области вероисповедания был декрет Совнаркома РСФСР об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 23 января 1918 года, в котором формально провозглашалась свобода вероисповеданий, включая свободу отправления религиозных обрядов. В этом декрете, в частности, говорится: «Каждый гражданин может исповедовать любую или не исповедовать никакой религии. Всякие праволишения, связанные с исповеданием или неисповеданием веры, отменяются». В действительности же, каждый из нас знает, что отношение власти к вероисповедованию своих граждан было далеко от безразличия. В декрете закреплялось три положения, которые стали основой советской тоталитарной модели государственно-церковных отношений, исключая саму возможность реализации принципа отделения Церкви от государства. А именно:
· Церковным и религиозным обществам было отказано в праве юридического лица;
· Церковные общества были лишены возможности обладания собственностью, их имущество было объявлено народным достоянием.
То есть государству, исповедовавшему атеистическую идеологию, было предоставлено право на все имущество, находящееся во владении Церкви. Первоначально проведение в жизнь декрета было положено на межведомственную комиссию при Наркомюсте (как знакомо, опять межведомственная комиссия!?). В нее входили представители наркоматов внутренних дел, просвещения, призрения и других. Приглашались и представители Церкви. 8 мая 1918 года по предложению Наркомюста Совнарком распускает эту межведомственную комиссию и поручает проведение в жизнь декрета 8-му отделу НКЮ, за которым закрепилось наименование «ликвидационный».
Статья 65 первой Конституции РСФСР гласила: «Не избирают и не могут быть избраны в Советы монахи и служители Церквей и религиозных культов». С огромными трудностями столкнулись при этом все конфессии, но положение, в котором оказалась Русская Православная Церковь, было наиболее тяжелым. Традиционно привыкшая к поддержке власти и находившаяся последние два столетия под опекой и контролем государства Православная Церковь столкнулась теперь с жестокими ограничениями и преследованиями. Декретом 1918 года было положено начало дехристианизации общества, разрушение традиционного уклада жизни. Его положения об изъятии церковной собственности стали началом массового ограбления Православной Церкви. Кроме того, ей запрещалось привычное доброделание, из-под которого выбивалась материальная основа. Декрет гласил: «Никакие церковные общества не могут владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют». Следует отметить, что Православная Церковь на Украине до сих пор статуса юридического лица не имеет.
В дальнейшем Советское государство принимало постановления, которыми вносилось изменение и дополнение в ранее существующие нормативные акты, и практически это законодательство с атеистических времен сохранилось почти неизменным до конца века. В апреле 1929 года была образована постоянно действующая комиссия по вопросам религиозных культов при Президиуме ВЦИК. К прежним жестким ограничениям были добавлены новые: государство постаралось взять под контроль-надзор практически все внешнее поле деятельности Церкви, чем еще больше усложнило ее внутреннюю жизнь.
Положениями требовалась регистрация всех церковных общин, что стало юридическим условием начала их деятельности. Для получения права пользования храмом общины должны заключать договор с исполкомом районной или городской власти в порядке, определенном этой властью. Объявив здания храма своей собственностью, государство оставило за собою право в любой момент отобрать его или закрыть здание якобы с целью необходимого ремонта, а общину распустить. Кроме того, госсобственностью объявлялось все имущество, используемое общиной, будь то переданное или приобретенное общиной, или пожертвованное ей. Этим же постановлением подтверждалось, что Православная Церковь не имеет права заниматься благотворительной деятельностью. Ей запрещалось оказывать помощь медицинским учреждениям, участвовать в воспитании молодежи, в организации досуга граждан. То есть, запрещались те дела, которые разрешались ей с момента прекращения гонений в IV веке и до 1917 года и были ее повседневной и обычной практикой. Постановления о религиозных объединениях 1929 года практически сохранили свое действие до начала 1990-х годов до принятия «Закона о свободе совести…».
Все выше названные законодательные акты и постановления имели свое действие и на Украине. 22 января 1919 года в Украине был принят декрет временного рабоче-крестьянского правительства Украины «Про відділення держави і школи від Церкви», почти аналогичный принятому в Москве. А также были приняты отдельно: «Постанова Народного комісаріату освіти УРСР 1920 року «Про заборону викладання Закону Божого в українській радянській школі», «Про духовні училища і семінарії», «Про вилучення з приміщень символів релігійних культів», «Про кладовища і похорони», «Про передачу майна монастирських церковних установ у відання комісаріату соціального забезпечення», кодекс законів «Про народну освіту» и другие.
Весьма характерно постановление ВУЦВК и РНК УРСР от 29 марта 1926 года «Про визнання колишньої Києво-Печерської Лаври історико-культурним державним заповідником і про перетворення її на Всеукраїнське музейне містечко». Пункт 2 этого постановления гласит: «Передати Народному комісаріату освіти всі будівлі, територію і майно, які мають історико-культурне і мистецьке значення, всі будівлі і предмети повинні бути взяті на облік і можуть передаватися в користування релігійним громадам у порядку декрету РНК від 1 квітня 1919 року». Это интересное примечание реализовалось до сих пор по отношению к основным храмам Киево-Печерской Лавры, которые не передаются ни митрополии Украинской Православной Церкви, ни действующему на ее территории Свято-Успенскому мужскому монастырю. Хотя, как видно еще в 1926 году это было возможно.
Очевидно, что наше недалекое прошлое еще очень и очень актуально. Оно актуально и в практике возвращения собственности или «преодоления», как сказано в Указе Президента, «негативных последствий тоталитарной политики», то есть атеистические подходы, которые существовали в 1917, 1918, 1926, 1929 и 1960 годах успешно реализуются и в наше время.
Суммируя вышеизложенное, можем утверждать, что результаты работы межведомственной комиссии и перспективный план правительства могут быть выполнены и приняты Полнотой Православной Церкви в случае реализации следующих положений:
1. В состав межведомственной комиссии должны быть включены представители не только государственной власти, но и пострадавшей стороны, а именно — представители Украинской Православной Церкви -клирики и члены церковных общественных организаций.
2. Решения комиссии должны приниматься не простым большинством, а только на паритетных принципах, т. е. предложения со стороны властных структур должны быть приняты и одобрены со стороны церковной.
3. Должны принять, как аксиому, положение о единственной правопреемнице в Украине репрессированной Российской Православной Церкви — нынешней Украинской Православной Церкви в ее каноническом и юридическом статусе, а также вытекающем отсюда ее праве собственности на экспроприированные храмы, церковную утварь и т. д.
4. Храмы и имущество, отобранное у Православной Церкви со времени установления Советской власти в Украине и переданное ею, а также ее правопреемниками в независимой Украине другим конфессиям, политическим и государственным и прочим организациям, должны быть возвращены законному владельцу.
Если решения Центральной комиссии и региональных комиссий будут основываться только на законных, в юридическом и в обычном значении этого слова, основаниях, не будут политически и криминально заангажированными, то исполнение президентского указа и решения комиссии действительно станут важным шагом на пути к преодолению негативных последствий тоталитарного правления, настоящей реабилитацией Православной Церкви и ее верующих граждан в Украине. Такой цивилизованный, справедливый подход к решению этой проблемы, несомненно, воспримет все общество и послужит надежным элементом в деле формирования стабильности и торжества законности в нашем государстве.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий: «Бог миловал. Все в Его руках»