С. Речинский. А на кладбище все по-прежнему…
А на кладбище все по-прежнему…
Святослав Речинский
В нашем народе все еще живет наивная вера в то, что средства массовой информации могут помогать людям. Написал в газету, там разобрались, «пропечатали» и исправили несправедливость. Самое забавное, что подобная вера есть еще и у журналистов. Хотя, казалось бы, уже пора избавляться от иллюзий.
В конце лета этого года автор этого текста с удивлением узнал о том, что 2 января 2002 года на него и редакцию газеты «Вечерние вести» подан иск о защите деловой репутации и возмещении морального ущерба в размере … 1 миллион гривен. Истцом в этом деле выступило Управление охраны памятников культуры и исторической среды Киевской городской государственной администрации во главе с господином Русланом Кухаренко.
Цитирую: «Исковое заявление о защите деловой репутации и о возмещении морального ущерба».
6 ноября 2001 года в газете «Вечерние вести» была опубликована статья Святослава Речинского «С кладбища сняли надгробия и закатали асфальтом. Под ним скрыты останки сотен людей». Сведения, которые изложены ответчиком в статье, не соответствуют действительности по следующим причинам.
Территория Свято-Фроловского монастыря входит в состав земель Государственного историко-культурного заповедника «Стародавній Київ». Строения монастыря являются памятниками архитектуры и находятся в оперативном управлении Киевского научно-методического центра по охране, реставрации и использованию памятников истории, культуры и заповедных территорий и в соответствии с действующим законодательством переданы в бесплатное пользование религиозной общине Свято-Фроловского монастыря.
В соответствии с архивными материалами, на территории монастыря находилось несколько кладбищ. Одно из них, около церкви Казанской Божией Матери, действительно имело отдельные захоронения игумений монастыря, священства, выдающихся мирян и воинов-освободителей Киева.
В ходе разработки вопроса, затронутого вышеуказанной статьей, данных, которые бы подтверждали существование братской могилы воинов Советской Армии, расстрелянных фашистскими оккупантами на территории Свято-Фроловского монастыря, среди архивных материалов не найдено.
Документальных подтверждений существования на означенной территории захоронения матери Ивана Мазепы, Марии Магдалены Мазепивны также не выявлено.
В данное время Киевский научно-методический центр по установленному порядку оформляет документы на право пользования земельным участком вышеуказанного объекта. В это время все материалы по этому вопросу находятся в Киевском городском управлении земельных ресурсов.
Относительно заявления автора вышеуказанной статьи по поводу небрежного отношения управления охраны памятников к делу возрождения духовных святынь города, в частности, его непричастности к реставрации церкви Казанской Божией Матери, такие заявления являются ошибочными и не имеют под собою основания.
В свое время (1993-94 г.г.) Государственный историко-архитектурный заповедник «Древний Киев» за свой счет заказал эскизный проект реставрации храма, а со временем управление охраны памятников взяло на контроль вопрос сохранения и возрождения аутентичной монументальной живописи церкви, которой угрожало полное уничтожение, и на собственные средства выступило заказчиком исследовательских работ, укрепления, консервации остатков живописи и реставрации композиции Архангела Михаила.
Так, в целом, на разработку проектной документации по реставрации указанного памятника в 2000-2001 г.г. Управлением было истрачено 148 400 грн.
Изложенная в статье информация, которая не соответствует действительности, нанесла ущерб интересам и деловой репутации управления, а также моральный (неимущественный) ущерб, который мы оцениваем в 1 000 000 грн.»
На сегодняшний день состоялось уже три судебных заседания, в ходе которых выяснилось, что основная претензия господина Кухаренко, за которую он хочет целый миллион гривен заключается в том, что автор заявлял о «непричастности к реставрации церкви Казанской Божией Матери» возглавляемой Кухаренко организации. В качестве довода, приводится сумма в 148 400 гривен, потраченные «на разработку проектной документации по реставрации указанного памятника в 2000-2001 г.г». и эскизный проект реставрации храма, заказанный .Государственным историко-архитектурным заповедником «Древний Киев» в 1993-1994 годах. Эскизный проект действительно есть, но проблема в том, что это ЭСКИЗНЫЙ проект, толку с которого — ноль. По словам секретаря игумении матушки Феодосии, проект этот для воссоздания Казанского храма был не нужен, а то что было нужно, то есть, проектую документацию, монастырю приходилось делать самостоятельно и за свои деньги. Так что, куда все-таки делись 148 000 гривен потраченные «на разработку проектной документации по реставрации указанного памятника в 2000-2001 г.г». — неизвестно и об этом следовало бы спросить господина Кухаренко.
В принципе, речь в статье вообще-то шла о другом. О том, что из-за совершенно убийственной чиновничьей волокиты в ведомстве господина Кухаренко, Флоровскому монастырю уже больше десяти лет не возвращают принадлежащие ему территории. Прежде всего, кладбища возле Казанской церкви и кладбище на горе Киселевке. В результате, на кладбищах, на святых могилах обосновались сатанисты, нарокоманы и прочая нечисть. На этой территории уже было совершено несколько убийств. Опасные соседи фактически, уже несколько лет терроризируют флоровских матушек. Ведь им не разрешают поставить даже забора, чтобы хоть как-то обезопаситься от обитающих на горе сатанистов. Я уже не говорю о том, что флоровские матушки в течение многих лет вынуждены мириться с тем, что на могилах их предшественниц режут жертвенных собак сатанисты и «веселятся» наркоманы. Вряд ли этот моральный ущерб сопоставим с моральным ущербом господина Кухаренко.
Не меньший моральный ущерб монастырю наносит и то, что его территория «находится в оперативном управлении Киевского научно-методического центра по охране, реставрации и использованию памятников истории, культуры и заповедных территорий». В реальности это означает то, что без чиновничьего разрешения матушки не имеют права в своем монастыре даже гвоздя в стену вбить. А ведь это — их дом, а не господина Кухаренко. Однажды зимой, из-за того что не было разрешения пристроить перила к лестнице кельи, престарелая матушка сломала ногу. Это уже не только моральный ущерб. Да и вообще, как можно говорить о восстановлении исторической справедливости в отношении Церкви если за более чем 10 лет независимости Украины, Церкви до сих пор не возвращено ее имущество? Но даже там, где что-то передано в «бесплатное пользование» верующие могут чувствовать себя в лучшем случае квартирантами.
На одном из судебных заседаний представитель Кухаренко обвинил автора в заказном характере статьи. Автор долго раздумывал, кто бы мог ему такую статью заказать и понял, что это могла бы быть только Лариса Скорик, давний противник господина Кухаренко, а по некоторым слухам, даже его конкурент на пост генерального архитектора Киева. Однако, проблема заключается в том, что у автора с госпожой Скорик сложились столь же сложные отношения , как и с господином Кухаренко. О чем, в частности, свидетельствует одна из статей, расположенная на этом сайте. Если Скорик была бы рада выгнать всех православных из их храмов, то Кухаренко просто старается сделать их жизнь крайне дискомфортной. О персоне же господина Кухаренко автор действительно пишет не впервые. Начиная с того времени, когда он настойчиво пытался изгнать православную общину Святой Екатерины с Лукьяновского кладбища. Писалось и о вредительстве Кухаренко в Свято-Кирилловском приходе. Там, в частности, Руслан Иванович не давал возможности верующим отремонтировать помещение бывшей трапезной монастыря. Аргументация была все та же — исторический памятник. Правда, этот бывший дом культуры психбольницы уже находился в аварийном состоянии, но все-равно — памятник и делать в нем нормальный храм — никак не моги. Странно все это выглядит на фоне недавних фактов строительства бассейна и фитнесс-центра на территории Софии Киевской или кафе на территории Лавры. София и Лавра уже что, не памятники? Или все дело все-таки в деньгах? Если хорошо «отстегнут», то памятник становится уже и не памятником, можно бассейны строить, можно мансарды по всему центру надстраивать. А раз монастырь «не отстегивает» — то и территорию не передадим и жизнь постараемся сделать невыносимой. Очень знакомая логика современного чиновника. Безнаказанного и потому обнаглевшего.