Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет: «Прежде всего мы должны сами почувствовать себя православными»

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет:
«Прежде всего мы должны сами почувствовать себя православными»

Вы имеете многолетний опыт общения с представителями других церквей и конфессий. Чем Православная Церковь руководствуется, определяя свое отношение к инославию?

Во взаимоотношениях между церквами как раз и выясняется, кто он, Господь наш Иисус Христос. По-разному отвечают на этот вопрос сегодня, как и в древние времена. Мы все прекрасно знаем, что христологическая тема постоянно была на повестке дня во взаимоотношениях христиан и поместных церквей. Это вопрос, на который всегда, на протяжении всей истории Церкви, хотели нейти ответ. Сегодня также идут богословские споры.

Что касается нашей Святой Православной Церкви — Единой Святой Апостольской Церкви, — объединяющей сегодня 15 Поместных Православных Церквей, слава Богу, эта проблема не стоит. Мы все верим в единого Господа и Спасителя Иисуса Христа, все составляем Его Церковь и в этой Церкви желаем спастись. В противовес некоторым современным движениям, которые хотят спасать Церковь. Все современные раскольники, которые есть практически во всех Поместных Церквах, видят свою задачу в том, чтобы спасти Церковь Православную, спасти Православие. И на втором плане — личное спасение. Вот какой парадокс мы встречаем сегодня.

И тем не менее Господь дает нам возможность ощутить единство Православной Церкви. Я искренне радовался в прошлом году, когда в Киеве праздновалось 950-летие Киево-Печерской Лавры. Радовался соборному богослужению, которое проходило не без каких-то человеческих осложнений, но оно было! Представители всех Поместных Церквей — все от единой чаши причащались! И в этом году далеко отсюда, в Вашингтоне, я тоже увидел, что Церковь Соборная существует! Присутствовали представители всех Поместных Церквей! Вот это радует, несмотря на то что если мы начнем анализировать наши конфликты и проблемы, окажется, что их не так уж мало, но в то же время, взглянув поверх этих конфликтов, мы убеждаемся, что Православная Церковь едина и наши Предстоятели Церквей находятся в дружеских, братских отношениях. Я действительно являюсь свидетелем этого доброго, братского отношения, потому что некоторое время был Председателем отдела внешних церковных сношений, и все эти проблемы меня касались. Сейчас я занимаюсь несколько другими проблемами — нашей Белорусской Православной Церковью, но Святейший Патриарх благословляет меня иногда вспоминать мое прежнее служение и участвовать в представительных событиях.

Сейчас я касаюсь проблемы христианского единства как председатель Богословской синодальной комиссии, которая, собственно, и должна заниматься межконфессиональными проблемами и подсказывать пути их разрешения.

Сегодня всех нас волнует проблема присутствия на канонической территории Русской Православной Церкви других конфессий преимущественно неопротестантского пятидесятнического толка, разных миссионерских направлений. Почему они появились? Это не есть следствие, как хотят некоторые представить, наших контактов со Всемирным Советом Церквей или проведения богословских диалогов с инославными. Это результат перестройки, когда государство стало на ложно демократический путь. Я не против демократии, но она должна быть разумной! Когда открыли границы, и государству уже не до того, кто едет, лишь бы была какая-то экономическая выгода, к нам повалил миссионер, который готовился, на всякий случай. Они всегда готовы «на всякий случай», как только представится возможность, направить передовые отряды на территорию Православной Руси. Это, конечно, совпадает и с некоторыми геополитическими планами, когда распавшийся Советский Союз хотят видеть не как государство, а как экономическую территорию, пространство, которое можно использовать в своих целях. И конечно, присутствие какого-то единства на этой территории им нежелательно.

Так что беда не оттого, что мы имели контакты с инославием. Я могу сказать, что нынче ВСЦ тоже «мельчает», от своих первоначальных идей отступает и идет каким-то своими путями, пытаясь восстановить единство видимое, внешнее, не думая о существенном, принципиальном единстве христиан. Но наше отношение к инославию как было в 18 веке, в 19 веке, таково оно было и в 20 веке — принцип не меняется. Мы за диалог, за разговор, который в той или иной степени послужил бы единству. Мы прекрасно понимаем, что это не в наших человеческих силах вот так составить какой-то план восстановления единства, составить какие-то тезисы, принять их и этим ограничиться. Нет, этого мало. Участвуя в диалоге со старокатоликами от первого до последнего дня, я часто беседовал с одним мудрым богословом, который, как и я, переживал за этот диалог. Казалось бы, мы оговорили все вопросы, была исчерпана повестка дня. Несколько моментов было зафиксировано: католики так представляют эту проблему, православные — так. По-моему, два, от силы три случая, где в протоколах представлены места для дальнейшего рассуждения. И вот что мне сказал этот владыка: «Мы можем договориться, но при абсолютном совпадении теоретическом, мы не сможем сослужить. И наоборот, есть такие лидеры, представители и ученые, в диалоге с которыми мы чувствуем единство. И можем не обратить внимания на какие-то их частные мнения, и в будущем сможем вместе стать к Престолу, сослужить Божественную литургию, и она исцелит все наши изъяны». Это мне так стало близко к сердцу, и я понял, что подлинную любовь друг к другу и подлинное единство может дать только Бог. То есть мы, конечно, должны эту любовь сами у себя воспитывать, но только Бог силен создать те условия, при которых мы сможем почувствовать себя едиными и совершить Евхаристию.

На протяжении всего времени существования этих богословских встреч, диалогов, собеседований, как их по-разному называют, всегда присутствовало наше искреннее желание показать Православие нашим собеседникам. Сегодня нас спрашивают, а много ли в результате этого перешло к нам, многих ли мы увлекли своим свидетельством о Православии. Мы любим это слово, сказанное Иоанном Богословом. Он нас учит, побуждает свидетельствовать об истине. Я тоже по началу не задумывался о цифрах, но они ведь впечатляют. Можно сказать, совершаются массовые переходы в Православие! Взять хотя бы Африку. Какая там миссия Кипрской Церкви работает! И Американская, и Греческая — все миссионерствуют там, свидетельствуют. И в Европе это есть, и в Японии. Только мы не собираем эти факты и не вооружаем себя ими, не трубим об этом на каждом углу.

А принцип нашего взаимоотношения с инославными остается тот же — мы осознаем цель, поставленную нам самим Господом: хочу, чтобы все были едины, как Мы — Отец, Сын, Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. Мы ее исповедуем, и мы должны стремиться каждый что-то сделать для этого единства. Быть едиными христиане должны, чтобы уверовал в Господа мир. А разделенные, ссорящиеся между собой, подчас ненавидящие друг друга, воюющие, мы несовершенны в свидетельстве.

Украина находится в условиях неопротестантской агрессии, серьезных межконфессиональных конфликтов, экспансии греко-католиков и католиков на Восток. Униаты уже перенесли свой центр из Львова в Киев, вся Украина покрыта сетью униатских и католических епархий. Как православным вести себя в этой ситуации?

Зло злом не исправишь, не одолеешь. Мы все время должны себе это напоминать. Пути выхода из сложившейся ситуации надо искать в терпении, «в терпении вашем стяжите души ваша». Это очень многоплановый духовный совет. Прежде всего мы должны сами почувствовать себя православными и искоренить из себя неприязнь, злобу. Это абсолютно необходимо — это базис каждого нашего разговора с нашими оппонентами. Потому что цель нашего диалога — святая заповедь Христа-Спасителя о единстве. Мы должны быть настойчивы, упорны, но при этом мы должны работать с чистыми руками, с чистой совестью без всякой злобы.

К противостоянию с инославными в Украине добавилась проблема раскола: Киевский патриархат и автокефалы. Каково должно быть отношение православных к раскольникам?

Это, конечно, ересь. По святым отцам и по правилам — это ересь. Это сознательное противление, сознательное устроение разделения в Церкви. Это ересь против единства Церкви, ересь против девятого члена Символа веры («Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь).

Если мы признаем Господа нашим Спасителем, мы должны засвидетельствовать о Нем тем, кто Его не ведает. Наша брань, этот раздор, расколы — огромный соблазн, которым нас все время попрекают. Всегда в разговорах с инославными слышишь — вот вы православные, а что же между вами делается!

Бывает, что в раскол уходят друзья, одноклассники, иногда даже родственники принадлежат теперь к различным христианским конфессиям. Какой бы Вы пастырский совет дали христианину, которому приходится общаться с инославными, сектантами или раскольниками?

Первый наш долг — это молитва. Молитва о Церкви, о единстве Церкви, как в ектении —»о соединении всех Господу помолимся». Вспомните и Серафима Саровского, который говорил: «На своей молитве дерзайте молиться о всей Церкви и о всем мире». Поэтому, конечно, не должно быть равнодушия и безразличия к проблеме межцерковных отношений и расколов. Мы должны принимать это близко к сердцу и первое, что мы можем всегда, — это молиться о единстве Церкви.

В своих практических межличностных отношениях мы должны постоянно за собой смотреть, что мы допускаем со своей стороны, какие шаги, какие слова, какие настроения, какие мысли. И все средства, которые при нас, мы должны использовать и выстроить их в первый ряд наших отношений. Ты уклонился в раскол, в секту, а я молюсь за тебя, молюсь о прощении твоего греховного поступка. И одновременно я искореняю в своей жизни, в своих действиях все, чего не хочу видеть в тебе.

Вот, к примеру, у нас в Белоруссии есть экспансия католическая. Я не говорю о всяких протестантах — они всеми воспринимаются негативно, даже людьми нецерковными. На католиков мне жалуются священники — они стучатся во все двери, они переманивает наших верующих. Я говорю: они активны. Ты их за рукав не возьмешь и в милицию не отведешь. А чего ты спишь? Мы в этой ситуации можем противопоставить только нашу активность. У нас недостаточно средств массовой информации, нам сейчас все время сокращают минуты радио и телевидения, у нас нет возможности выпускать красочные газеты и журналы, но своей активностью мы должны восполнять эти «невозможности» пастырской активностью и прежде всего любовью. Только нашу активность, целеустремленность мы можем сейчас противопоставить инославной экспансии.

Сегодня такая армада обрушивается на нас со всех сторон. Идет открытое противостояние Православию, если не нападение. Бывают даже поджоги храмов. Мы можем и обязаны активно исповедовать свою веру. Вера без дел мертва. Также без нашего миссионерства, без активности нашей разговоры и жалобы никуда не приведут. Их достаточно ведется, конференций много, круглых столов, а проку от них мало, только забалтываются проблемы.

Ваша книга, изданная в Киеве, называется «Богословие добрососедства». Это сказано и об отношении к инославию?

Добрососедство должно быть, конечно, не только между православными верующими и православными церквами. Я очень благодарен издателям за этот ими изобретенный термин. Очень удачный.

Вы возглавляете Богословскую синодальную комиссию РПЦ. Какие основные богословские проблемы современности?

Наше богословие непрерывно развивается. И те многочисленные богословские собеседования с инославными, которые наша Церковь вела, они как раз и были побудителями к тому, чтобы мысль богословская в нашей Церкви не останавливалась. Но это были периодические, часто эпизодические встречи по той или иной заданной теме. В прошедшее послевоенное десятилетие, когда оживились контакты с дальним зарубежьем, это преимущественно были темы миротворческие. Все помнили и Первую, и ужасную Вторую мировую войну. Всех настораживала возможность третьей мировой войны. И поэтому наше общество собиралось установить контакты с обществами других стран, европейских сначала, а потом и с обществом американским, для того чтобы как-то повлиять и остановить эту постоянную угрозу новой войны. Но всегда на наших встречах, диалогах, собеседованиях, рядом с этой общественной, социальной темой, обсуждались и темы богословские. И социальные, даже политические темы, всегда со стороны наших богословов объективно и честно базировались на богословских основах. И вот как раз эти темы и заставляли нас и наших профессоров, академиков все время обращаться к наследию древних отцов Церкви. И мы, молодое, новое послевоенное поколение богословов, были поражены, насколько богата наша богословская традиция. И очень многие вопросы уже были обсуждены и решены. Но вот эта эпизодичность наших богословских встреч как раз не нормальна. Богословие должно постоянно развиваться изнутри, преемственно. И тогда, когда мы пришли к мысли, что нам надо не только отвечать на конкретные запросы, проводить конференции, не только когда что-то случилось или с кем-то мы встречаемся и нам нужно подготовиться.

Сегодня нам нужно систематическое и цельное развитие нашей богословской мысли. Когда наша Церковь готовилась к поместному Собору 1917-18 гг., всем архиереям были разосланы письма-запросы о богословских и литургических вопросах, общем состоянии церковной жизни. И собрался богатейший материал. Началась богословская работа на местах. Были образованы предсоборные присутствия, комиссии, совещания. Обрабатывались мнения и отзывы архиереев для того, чтобы подготовить повестку дня Поместного Собора 1917-18 гг.

Годы 1917-18 и 1988-89 — расстояние большое. И мы решили попробовать также обратиться к архиереям, к духовным школам, к учреждениям нашим церковным с определенными вопросами. И сейчас мы только их собрали, классифицировали, распределили по направлениям, но еще не приступили к последовательному анализу и выработке позиции богословской по той или иной теме.

Но опять жизнь захлестывает. Сегодняшний день, сегодняшние проблемы не дают возможности спокойно работать. И этого спокойствия не будет, мы уже убедились. Не нужно ждать таких обстоятельств, когда ничто не будет мешать. Жизнь ставит свои проблемы, и на них надо отвечать. Поэтому наша богословская комиссия тоже встала перед вопросами. ИНН, личный номер в паспорте, возбуждающие волнения в нашей православной среде. Пришлось долгое время заниматься этим, и мы сделали вывод, что эти вопросы не имеют никакого богословского значения, что они не касаются дела нашего спасения. Это технические, административные, организационные вопросы — у страха глаза, говорят, велики, и это ожидание апостасии всех держит в напряжении. Все не хотят поверить слову Господа, что о том дне и часе никто не знает, только Отец. А все хотят знать и еще спрашивают: когда и как будет сие? Также это было и во времена апостолов, и апостол Павел вынужден был отвечать на эти вопросы и просить не колебаться умом относительно этой проблемы. Потом о. Георгий Кочетков подбросил нам работы. Богословская комиссия занималась им больше года, пока не разобрались и не убедили его не публиковать свой катехизис, потому что он вреден для нашей общей миссионерской и катехизаторской работы.

Это примеры того, как жизнь врывается, и тогда уже, будьте добры, оставьте ваши тонкие богословские материи и займитесь этим. Сейчас у нас подобная ситуация. Вроде бы началось потепление отношений между Патриархией и Зарубежной Церковью. Но вы знаете, что Зарубежная Церковь до сих пор упрямо стоит на позициях антиэкуменических и антисергианских. Наша конференция «Православное учение о Церкви», как раз должна каким-то образом создать обстановку, полезную для разговора с зарубежниками. В частности, обсуждается проблема, какие были отношения у Церкви с государством в период 20-30 годов. Это были самые сложные годы, когда между Церковью и государством было идеологическое противостояния. Потом уже началось физическое противостояние. Что касается вопроса «сергианства», мы решили даже не употреблять этот оскорбительный для нас термин и понятие — не было его! Были сергиане, были поминающие и непоминающие, но «сергианства» как учения и понятия не было. Поэтому сейчас работают историки над архивами, сейчас стали известны новые очень интересные факты, которые совершенно по-другому представляют деятельность святителя Сергия. Мы будем проводить ряд семинаров, для того чтобы глубинно изучить эти вопросы. Может быть, это поможет нам договориться с нашими братьями, зело возлюбленными, что пора Русской Церкви обрести единство, потому что в единстве, объединенными усилиями мы можем противостоять общему мировому накату на Православие, который сейчас идет и который мы ощущаем и в России, и в Украине, и в Беларуси. А разделение нас только ослабляет.

А что касается современного богословия, то возьмите «Труды Киевской духовной академии» прошлого века. Это колоссальное богатство. Каждый журнал — это просто сокровище. И самое главное — все современно. Поэтому сегодня я прошу все наши богословские институты, общества, школы сплотить наши ряды, влиться в единый строй, в наш православный отряд богословов.

Беседу вел прот. Георгий Коваленко