Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Штюдеман Дитмар, О веротерпимости в свободном обществе

О ВЕРОТЕРПИМОСТИ В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ

Дитмар ШТЮДЕМАН, посол Федеративной Республики Германии в Украине

Понятие «Постатеистическое общество» заставляет меня как немца на минуту остановиться — одновременно с удивлением и заинтересованностью. С удивлением, поскольку в немецких дискуссиях, как правило, такое понятие не встречается, а с заинтересованностью — поскольку оно вызывает мысли, по сути своей касающиеся и германского общества.

Позвольте мне это кратко объяснить: атеистическое по своей идеологии государство существовало с 1949 по 1990 год только на востоке Германии, там жила одна пятая часть немецкого населения. Четыре пятых всех немцев в Западной Германии имели государство, в котором церкви занимали свое прочное место и в котором Федеральные канцлеры и Федеральные президенты, вступая на пост, заканчивали свою служебную присягу словами: «И да поможет мне воистину Господь». Также и люди на востоке Германии в большом количестве поддерживали контакты с церковью. Вообще же большое общественное движение на востоке, направленное на воссоединение Германии, в значительной мере поддерживалось церквями и пасторами. Поэтому неудивительно, что понятия «атеистическое» или «постатеистическое общество» сегодня почти не употребляются в Германии.

Но все это ни в коей мере не означает, что немцы ныне являются религиозным народом. Принадлежность к религиозной общине у многих существует только на бумаге. Преимущественное большинство немцев чувствует себя очень далеким от церкви, религии и Бога. От традиций остались «лишь» некоторые ценности и обычаи — например, церковное венчание, которое все еще практикуется большинством молодых пар, а судя по сообщениям прессы, сейчас даже снова становится модным.

Где-то с конца восьмидесятых или начала девяностых годов в разделах культуры немецких изданий все же снова время от времени появляется представление о «возвращении богов». Подразумеваются симптомы духовного поиска содержания или смысла жизни, на что обращает свое внимание все большее количество людей вне традиционных религиозных общин. К сожалению, такой поиск слишком часто приводит к обращению в суеверие либо в сектантство. Но как бы там ни было — в этом случае можно говорить об отдельных элементах «постатеистического общества» и в Германии.

Какая взаимосвязь существует между этой напряженной духовной или, может, скорее бездуховной, ситуацией и такими общественными институтами как семья или образование, которые длительное время являлись сравнительно стабильной базой для германской государственной и общественной надстройки? Как реагируют семья и образовательные учреждения на ослабление и тиражирование моральных ценностей, наблюдаемые сегодня?

Считаю, что прослеживаются две линии развития, как в образовании, так и в семье. Одна линия описывает постепенное исчезание традиционных подходов в пользу прагматических решений: все больше пар проживает совместно, не состоя в браке. Все больше людей состоят в меняющихся супружеских отношениях, в «сожительстве на определенный период времени». Детей воспитывают матери-одиночки, отцы берут отпуск по воспитанию детей. Однополые супружеские пары, благодаря соответствующему правовому институту, называемому «сожительство», получают статус, приравниваемый к браку.

Одновременно в системе образования теряется значение унаследованных гуманистических идеалов просвещения. Формирование просвещенного, свободного человека с чувством ответственности уже не является основной задачей школы и ВУЗа. (Честно говоря, это стало бы для них сегодня уже непосильной задачей.) Потому что кажется более важным предложить молодым людям практические и технические навыки, благодаря которым у них будут реальные шансы на рынке труда в этом стремительно меняющемся мире. Прямым текстом это, например, означает: для немецкого студента, изучающего славистику, церковнославянский язык уже вряд ли имеет какое-то значение, зато ему намного больше принесет пользы, если он сдаст один или два курса по информационной технике.

Но вторая линия развития позволяет увидеть в обрисованных изменениях возможности свободы и эмансипации, о которых ранее можно было только мечтать. Как раз демократическое общество, которое основывается на ответственных и свободных решениях индивида, предоставляет своим членам максимальную свободу даже в таких личных сферах как семейная жизнь и образование. Если позволите, приведу яркий пример, исходя из своей профессии дипломата: министр иностранных дел Йошка Фишер со своей специфической биографией, как в семейном отношении, так и в отношении образования, является выдающимся примером того, какие возможности для развития личности могут таиться в описанном стечении обстоятельств.

Какой вывод можно сделать из сказанного относительно ситуации с семьей и образованием в современном германском обществе?

Думаю, что в настоящее время необходимо наложить определенные «корсетные косточки» на семейные и образовательные биографии людей, пребывающие в постоянном изменении, чтобы обеспечить определенные точки опоры в необозримом мире, не ограничивая необходимой свободы действий. Одним словом, шпагат с поддержкой.

В вопросе политики в отношении семьи это, например, значит, что общество признает, кроме классического брака и семьи, также и другие разнообразные формы совместного проживания. Но в тот момент, когда появляются дети, семейные структуры, как бы они ни выглядели в деталях, должны обеспечивать надежность. Ведь лишь тогда дети смогут ощущать себя в безопасности в той мере, которая им необходима, чтобы развиваться положительно. И в случае необходимости вмешаться, оказать поддержку — в этом, без сомнения, и состоит одна из важнейших задач государства и общества.

Для политики в области образования это означает, что оно не должно ограничиваться только лишь передачей знаний, необходимых для профессии. Может быть, не так важно, будет ли существующий испокон в немецких школах предмет «Религия» заменен предметом «Формирование жизни, этика и религия», как это делает федеральная земля Бранденбург; прежде всего, важным кажется то, что учеников поощряют думать о своих личных возможностях и о своей личной ответственности в свободном и терпимом обществе.

И, наконец, я считаю, что Федеративная Республика Германия предпринимает сейчас, точно так же, как и многие другие страны с европейской культурой, исторически новую смелую попытку создания ответственного и солидарного общества при одновременной реализации всеобъемлющей личной (и не только экономической) свободы. Этот процесс продолжается у нас, по крайней мере, с 1968 года, не достигнув еще своего завершения. Приспособление политики в области семьи и образования к измененным общественным реалиям остается длительной задачей.

В завершение — самое главное: все это может успешно вести людей в нашей стране в будущее, если наше общество в целом будет руководствоваться не только признанным, но и воплощаемым в жизнь принципиальным пониманием этических норм. У нас они зафиксированы в Основном законе и основываются на традиции мировоззрения, уходящего своими корнями в христианство. Но чтобы жить по этим нормам, политике и обществу необходимо в качестве своей ежедневной задачи либо приспосабливаться к изменениям внешнего мира, либо сопротивляться им.