Н. Емельянов. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь
ОЦЕНКА СТАТИСТИКИ ГОНЕНИЙ НА РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ
(1917–1952 гг., по данным на май 1998 г.)
Н.Е.ЕМЕЛЬЯНОВ
1. Гонения на Русскую Православную Церковь в 20 веке.
В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет.
Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах, до глубоких стариков, вспомним расстрел в 1918 г. детей — царственных мучеников — и расстрел в 1937 г. 81-летнего сщмч. митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни уже не мог ходить. Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации — от издевательств и увольнения с работы до расстрела. И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до «перестройки» конца 1980-х годов.
Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу — полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме («Членам Политбюро. Строго секретно») от 19 марта 1922 г.: «…изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. М. — Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1997 г., стр.143).
Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми менее 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время. Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941–1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки не означал прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались и в послевоенный период. (См. Акты, За Христа пострадавшие). Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло только в 1955–1957 годах. А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 г.
В статье делается попытка определить по годам количество пострадавших за веру иерархов, клириков и мирян Русской Православной Церкви во время большевистского режима с 1917 по 1952 годы. Статистические данные, приводимые в статье, получили официальное подтверждение на самом высоком государственном уровне.
2. Компьютерная база данных о гонениях.
Оценка статистики гонений проводилась на основе компьютерной базы данных. Систематический сбор материалов и разработка базы данных о гонениях на Русскую Православную Церковь начались в 1990 г. в информационной секции братства во Имя Всемилостивого Спаса, которая была впоследствии преобразована в кафедру информатики Православного Свято-Тихоновского богословского института. Сразу после образования института в 1992 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия «сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском богословском институте».
Сведения о гонениях постоянно собираются, обрабатываются, систематизируются и вводятся в базу данных, где к марту 1998 г. накоплено более 10000 биографических справок и около 1400 фотографий. В этой работе, почти полностью выполненной энтузиастами в свободное от основной работы время, приняли участие с разной интенсивностью в течение 7 лет более 40 человек.
Биографические материалы располагаются в базе данных по единой схеме, состоящей из последовательно заполняемых блоков: имя, священный сан или наименование церковного служения, фотографии. Далее в хронологическом порядке следуют: дата и место рождения, сведения об образовании, рукоположении, постриге, сведения о работе, о местах служения и проживания, сведения об арестах, ссылках, пребывании в заключении, сведения о кончине, погребении и о всецерковной или местной канонизации (если она проведена). Как комментарии к каждому блоку, может даваться рассказ о тех или иных ярких эпизодах жизни или обстоятельствах кончины пострадавшего за веру, а иногда и развернутая статья о каком-либо выдающемся церковном деятеле.
Подобная структура размещения данных позволяет быстро получать информацию по самым разнообразным тематическим запросам (например, выявить всех пострадавших выпускников Московского государственного университета (см. газету «Татьянин День» NN 18,19,20 за 1998 г.), или, например, священников Воронежской епархии, расстрелянных в 1937 г.). Из базы данных регулярно выдаются справки по запросам различных организаций и частных лиц, информация в базе постоянно проверяется и пополняется. В 1996 г. был организован доступ к базе в международной компьютерной сети Internet (адрес: http://www.pstbi.ccas.ru).
Результатом данной работы явилась подготовка издания биографического справочника «За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956». Настоящее издание представляет собой два тома по 700 страниц в каждом с многочисленными фотографиями. Издание является уникальным как по объему (содержащим более 9.000 имен пострадавших), так и по содержанию, поскольку в немалой степени базируется на труднодоступных и малоизвестных материалах. При этом список источников приводится в конце каждой биографической статьи в книге (равно как и в компьютерной базе данных).
3. Источники информации
По благословению святейшего патриарха Алексия II в ПСТБИ был передан архив данных (около 2000 имен), собранный Синодальной Комиссией по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, работавшей под руководством Высокопреосвященного Владимира (Сабодана), тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского.
Помимо материалов, собранных Синодальной Комиссией, представляющих собой, главным образом, письма родственников и очевидцев, непосредственно институтом было получено более 1.000 писем. (Обращения с просьбой сообщить сведения о новомучениках были разосланы институтом во все центральные газеты и журналы, более чем в 200 периферийных газет и во многие издательства; был проведен целый ряд радиопередач.) И хотя зачастую имеющаяся у родственников информация оказывалась достаточно скудной, в целом, присланные письма являются для нас одним из важнейших источников. Именно в них можно услышать поистине драгоценные живые голоса людей, переживших те страшные времена. Ценность этих свидетельств особенно высока, так как самих свидетелей остается сейчас все меньше и меньше.
Главным же в количественном отношении источником явились ставшие сейчас доступными архивные документы: документы из Центрального Архива ФСБ РФ, ГА РФ, а также документы местных городских архивов и краеведческих музеев, других государственных и частных хранилищ. Здесь одно дело может принести сведения о десятках и сотнях пострадавших (так по Белозерскому делу N 95221/32149 от 02.10.1937 расстреляно ровно 100 человек). В некоторых областях нашлись даже общие списки осужденных по церковным делам, составленные в свое время исполнительными сотрудниками НКВД-МВД-КГБ. Там сразу многие сотни жертв. (Так по Тверской обл. — 409, по Саратовской — 921). К сожалению, как правило, эти списки представляют собой лишь скупые колонки дат: арестован, осужден, расстрелян.
Следующий источник, приобретающий все большее значение, — публикуемые печатные материалы. Здесь особенно хочется выделить вышедший уже в двух томах труд иеромонаха Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» и книгу «История Русской Церкви, 1917–1997» протоиерея Владислава Цыпина.
Помимо перечисленных источников, в нашей работе также широко использовались неопубликованные рукописи; аудио- и видеозаписи; материалы, собранные сотрудниками Православного Свято-Тихоновского богословского института и присланные отдельными исследователями-энтузиастами.
Работа над базой данных и над книгой поставила вопрос об отборе лиц, которых можно считать пострадавшими за веру и Церковь. В базу данных включались сведения о представителях Русской Православной Церкви, осужденных по так называемым церковным делам (дела связанные с вскрытиями мощей, с изъятием церковных ценностей, дела о всевозможных мифических «контрреволюционных организациях церковников»). Учитывались также сведения о православных клириках, осужденных и по уголовным делам, фабрикация которых была одним из способов компрометации преданных Церкви людей. Значительное число людей было казнено и вовсе без всякого суда и следствия (особенно в годы гражданской войны). Единственной их «виной» была вера в Бога. В книгу были включены также сведения о лицах, добровольно отправившихся в ссылку вслед за своими духовными отцами, родными и близкими. Это — часто жены священников или духовные чада арестованных и сосланных духовников.
4. Оценка общего количества новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в 20 веке
Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих и более 110.000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек (см. Энциклопедический словарь «Россия», Брокгауз и Ефрон, СПб., 1898, с. 86). Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквах и монастырях России в канун революции, так и посвященных в дальнейшем, вплоть до 1940–50-х годов. В брошюре «Крестный путь Церкви в России» (изд-во «Посев», 1988) говорится о 320000 пострадавших священнослужителях.
В 1937 г. секретарь ЦК ВКП(б) г.М.Маленков писал Сталину о существовавших религиозных объединениях как о «широко разветвленной враждебной советской власти легальной организации в 600.000 человек по всему СССР». (Цит. по: Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917–1997, М., 1997, с.248). И это после 20 лет кровавого террора против Церкви! И хотя здесь Маленков ведет речь о «церковниках и сектантах», очевидно, что в бывшей преимущественно православной стране большая часть из этих 600.000, намеченных к скорейшему уничтожению людей, не сектанты, а православные, главным образом оставшиеся еще в живых священно- и церковнослужители и члены «двадцаток».
Таким образом, ясно, что счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, их было от 500.000 до миллиона православных людей, за Христа пострадавших. Мы располагаем данными о том, что более чем 300 архиереев подверглись репрессиям. Из них свыше 250 архипастырей были казнены или скончались в заключении. Но даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, и можно ожидать заметного увеличения этого списка. Несопоставимо труднее будет получить относительно полную картину гонений среди священников, диаконов и монахов. И практически неразрешимой задачей предстает сбор сведений о большей части пострадавших за Церковь мирян.
Сейчас у нас в базе данных около 10000 имен. Таким образом, можно говорить о том, что у нас собраны сведения приблизительно об 1/50 или 1/100 части пострадавших.
5. Построение графика репрессий (статистики гонений)
На графике репрессий (см. рис.) по одной оси откладываются годы от 1917 до 1951, по другой — количество репрессий по годам, фиксированные в базе данных, умноженные на коэффициент, равный отношению общего числа репрессий к числу репрессий, введенному в базу данных. Получаем график оценки общего числа репрессий по годам. (График представляет число репрессий: арестов и расстрелов, а не число репрессированных. Так, например, в лагерях в 1939 году находились сотни тысяч осужденных за веру, в частности, все арестованные и нерасстрелянные в 1937 и 38 годах. Как правило, все, кто в 20-е и 30-е годы были арестованы по церковным делам, оставались лишенными в правах до 80-х годов. Например, С.И.Фудель, скончался в 1977 г., можно сказать, в «ссылке» за стокилометровым рубежом от Москвы, где родился и где жила семья сына.)
Коэффициент, на который нужно умножать фиксированное в базе данных число репрессий будет уточняться в процессе уточнения общего числа репрессий. Если общее число репрессированных за веру людей 500000 (как мы полагаем, это нижняя оценка), то этот коэффициент равен (500000:10000) = 50, если 1000000 — 100. Мы при построении графика выбрали коэффициент 50, так, например, в 1922 году в базе данных есть сведения о 215 пострадавших (аресты, ссылки или расстрелы) и 35 казненных, поэтому на графике отложено 10750 (верхний график) — как оценка общего числа людей, подвергшихся репрессиям в 1922 году, и 1750 (нижний график) — оценка общего числа расстрелов в 1922 г.
Если бы у нас были сведения обо всех пострадавших, мы смогли бы точно нарисовать по годам количество репрессий и изучить этот процесс. Мы имеем сведения только об ~1/50 части репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности (репрезентативности), как говорят математики, этой выборки: насколько эта выборка равномерна и случайна. Ввиду разнообразия источников информации, эта выборка представляется достаточно представительной. (Есть математические методы проверки представительности выборки, на которых, видимо, здесь неуместно останавливаться, хотя они очень интересные и убедительные. Один из главных методов проверки расчет статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производились в 1995г. по трем тысячам имен, в конце 1996 по пяти тысячам имен, они дали качественно близкие результаты с нынешними по десяти тысячам имен, коэффициенты выбирались соответственно равными 150, 100 и 50).
6. Периоды гонений и связанные с ними государственные и церковные
события
После октябрьского переворота 1917 г. и захвата власти большевики ни на один год не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. Ниже приводятся периоды гонений и происходящие в это время основные государственные и церковные события.
Первая волна гонений (1917–1920 годы). Захват власти, массовые грабежи церквей, расстрелы священнослужителей.
07.11.17 — Октябрьский переворот, захват власти большевиками.
20.01.18 — Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства — изъяты все капиталы, земли, здания (включая храмы).
15.08.17–20.09.18 — Поместный Собор Православной Российской Церкви.
05.11.17 — избрание св. митрополита Тихона Патриархом Московским и всея Руси.
01.02.18 — Послание св. Патриарха Тихона, анафематствующее всех, проливающих невинную кровь.
07.02.18 — расстрел священномученика Владимира, митр. Киевского.
16.07.18 — расстрел императора Николая II и царской семьи.
14.02.19 — Постановление наркомата юстиции о вскрытии мощей, что вызвало массовые сатанинские издевательства над святыми останками в 1919 г. и последующие годы.
1-ая волна гонений унесла в расстрелах более 16000 жизней только в 1918 г. (нижняя линия см. рис.). Общее число репрессий 19000 (верхняя линия). Почти все столкновения, все аресты заканчивались расстрелами.
Вторая волна гонений (1921–1923 годы). Изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья.
21.08.21 — образование св. Патриархом Тихоном Всероссийского комитета помощи голодающим, который был закрыт по распоряжению властей через неделю (27.02.21).
23.02.22 — декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, 19.03.22 секретное письмо Ленина («чем большее число духовенства мы расстреляем, тем лучше», и указание Троцкому (Бронштейну) тайно возглавить гонение).
09.05.22 — арест св. Патриарха Тихона
Июнь 1922 г. — «Суд» над сщмч. Вениамином, митрополитом Петроградским и расстрел его 13.08.22. 2-ая волна гонений — около 10000 репрессий, расстреляно около 2000 человек. Расстрелян каждый пятый, в отличие от 1918 года, когда были расстреляны восемь из девяти. Большевики изображают справедливость, в отличие от самосудов 1918 года, устраивают показательные суды.
Гонения 1923–28 годов. Насаждение при поддержке ВЧК-ГПУ-ОГПУ обновленческого раскола для уничтожения Церкви изнутри.
Апрель 1923 г. — подготовка суда и расстрела св. Патриарха Тихона (см. переписку Политбюро с наркомом иностранных дел г.В.Чичериным «о нерасстреле патриарха» и Записку в Политбюро Дзержинского от 21.04.23 (…»необходимо отложить процесс Тихона в связи с разгаром агитации за границей (дело Буткевича)», Архивы Кремля (с.269–273)).
29.04.23–09.05.23 — 1-й «собор» обновленцев.
16.06.23 — заявление св. Патриарха Тихона («…я отныне Советской власти не враг»).
25.06.23 — освобождение св. Патриарха Тихона.
07.04.25 — кончина св. Патриарха Тихона.
01.10.25 — 2-й «собор» обновленцев.
12.04.25 — сщмч. Петр, митрополит Крутицкий, приступил к исполнению обязанностей патриаршего местоблюстителя
10.12.25 — арест сщмч. Петра
29.07.27 — Послание (Декларация) заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия — попытка найти компромисс с безбожной властью («Мы хотим… сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи.»).
В 1923–1928 годы количество репрессий равно примерно половине репрессий 1922 года. Большевики не решаются провести запланированный на 11.04.25 суд и расстрел св. патриарха Тихона. Арестовываются и ссылаются многие епископы, борьба идет за каждый храм. Обновленцы вводят женатый епископат. Обновленческих епархий и храмов к 1925 г. становится, с поддержкой ОГПУ, почти столько же, сколько и православных, но все их церкви пусты — народ не ходит в храмы, где служат обновленцы. Давление ОГПУ на восприемников св. Патриарха Тихона и всех священнослужителей «тихоновцев». В 1928 году, несмотря на Декларацию, гонение усиливается. Третья волна гонений (1929–1931 годы). «Раскулачивание» и коллективизация.
Начало 1929 г. — письмо Кагановича: «церковь единственная легальная контрреволюционная сила».
08.03.29 — Постановление ВЦИК о религиозных объединениях.
02.02.30 — Интервью заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия: «…нет гонений на Церковь».
05.12.31 — Взорван в Москве кафедральный храм Христа Спасителя. 3-я волна гонений в 5 раз сильнее 1922 года (около 50000 арестов и 5000 казней) в 1930 и 1931 годах.
Гонения 1932–36 годов. «Безбожная пятилетка», названная так по поставленной цели: уничтожение всех храмов и верующих.
05.12.36 — принятие Сталинской конституции
22.12.36 — Акт о переходе прав и обязанностей местоблюстителя патриаршего престола к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию, так как советские власти объявили о кончине в тюрьме патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, хотя он был жив.
Несмотря на гонения, сравнимые по силе с 1922 годом, провал «безбожной пятилетки» — в переписи населения 1937 года православным верующими назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то есть более половины населения СССР. Четвертая волна — 1937–38 годы. Страшные годы террора. Стремление уничтожить всех верующих (включая и обновленцев).
05.03.37 — завершение работы Пленума ЦК ВКП(б), санкционировавшего массовый террор.
10.10.37 — расстрел после восьмилетнего пребывания в одиночной камере патриаршего местоблюстителя сщмч. Петра.
В 1937 году председатель Союза воинствующих безбожников Ем. Ярославскй (Губельман) заявил, что «в стране с монастырями покончено» (Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991, с.299). 4-ая волна гонений — в 20 раз превышает гонение1922 года (в 5 раз больше 1930 года) Расстрелян каждый второй (200000 репрессий и 100000 казней в 1937 г.).
Гонения 1939 — 1952 годов. Вторая мировая война. Преследования священнослужителей в присоединенных Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии, а также в освобождаемых областях.
1939–1940 — присоединение к СССР Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Бесарабии.
30.11.39 — начало Советско-финской войны.
22.06.41 — нападение Германии на СССР.
04.09.43 — встреча Сталина с патриаршим местоблюстителем митр. Сергием и митрополитами Алексием и Николаем.
08.09.43 — Архиерейский Собор и избрание Патриарха Сергия.
15.05.43 — кончина Патриарха Сергия.
31.01.45–02.02.45 — Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Алексия I. К 1939 г. закрыты все (их было в 1917 г. более 1000) монастыри и более 60000 храмов — служба совершалась только в 100 храмах. Но победа безбожников была не долгой, в 1939 г. с присоединением Прибалтики и западных областей Украины и Белоруссии в СССР опять стало много православных монастырей и храмов. 1939–1940 гг. — гонения близки к 1922 году (1100 казней в год). 1941–1942 гг. — по казням сравнимы с 1922 годом (2800 казней). 1943–1946 гг. — число репрессий резко сокращается. 1947, 1949–1950 гг. — опять всплески репрессий (по докладу Абакумова «с 1.01.47 по 1.06.48 арестовано за активную подрывную деятельность 679 православных священников», см. [9]).
График заканчивается 1952 годом потому, что в 1953 — 1989 годы репрессии носили другой характер, расстрелов было мало, арестов сотни в год. В этот период производились массовые закрытия храмов, лишения священнослужителей государственной регистрации и тем самым и средств к существованию, увольнения верующих людей с работы и т.п. Эти гонения требуют специальных методов исследования.
7. Некоторые закономерности
А). В 1927 и 1930 годах заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий Страгородский пытается пойти на компромисс с большевистской властью, но эти шаги не приносят положительных результатов: гонения не ослабевают, а усиливаются.
Б). Чем объяснить, с точки зрения властей, провалы в гонениях 1934, 1936, конца 1938 и начала 1939? В эти годы происходит замена шефов ОГПУ — НКВД! Гонения явно ослабевают во время смены власти. Видимо, новые правители уничтожают аппарат предыдущих. И только это ослабляет гонения. Как только новый правитель набирает силы, гонения становятся еще более массовыми.
В). Каждому «пику гонений» соответствует конкретный комиссар внутренних дел.
1) Дзержинский (комиссар в 1917–26) — пик 1918 года и пик 1922 года (изъятие ценностей), тайным руководителем которого являлся Троцкий (Бронштейн).
2) Менжинский (1926–34) — пик 1930 года.
3) Ягода (Иегуда) (1934–36) — пик 1935 года.
4) Ежов (1936–38) — пик 1937 года.
5) Берия (1938–53) — пик 1941 года.
Конечно сами по себе комиссары внутренних дел это пешки в борьбе за власть. Так, например, пик 1935 года связан с убийством 1.12.34 Кирова.
Г). Любому человеку с техническим образованием график (рис.) с возрастающими амплитудами репрессий напоминает поведение самовозбуждающихся систем, которые, как правило, заканчивают свое существование саморазрушением. Война в 1941 остановила этот разрушительный процесс.
Д). Все страдания, которые испытывает русский народ, разделяет и Церковь: — уничтожение дворянства и офицерства 1917–19 годы; — уничтожение крестьянства (раскулачивание) 1929–32; — уничтожение интеллигенции 1937–38. Геноцид русского народа — это, в первую очередь, геноцид православия.
8. Заключение
Каждый (верующий или неверующий), кто знакомится с базой данных о новомучениках, не может остаться равнодушным.
Какое великое противостояние оказала Русская Православная Церковь тоталитарному сатанинскому режиму, когда все силы ада обрушились на нее!
Тысячи простых сельских священников, над которыми кто только не иронизировал в России, оказались великими героями. Какие поразительные красивые и смиренные лица! С какой верой и верностью, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный путь.
2500 святых почитала Русская Православная Церковь в начале 20 века. Собранные в институте сведения во многом еще не являются законченными материалами для канонизации. Не исключено, что в ряде случаев сама ее возможность окажется сомнительной. Однако несомненно то, что количество действительно святых мучеников и исповедников, которых дала Русская Церковь в ХХ веке, исчисляется десятками тысяч человек.
В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаны слова, ставшие крылатыми: «Кровь мучеников — семя христианства». Век ХХ обильно засеял этим семенем Русскую землю, наша задача — донести его до сердец человеческих, и оно принесет свой благодатный плод сторицей!
Литература
1. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К // М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского института. 1997. 704 стр.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 гг./ Сост. М.Е.Губонин// М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского института. 1994. 1064 стр.
3. База данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви 20 века.
4. Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг.// М., Новосибирск. «Сибирский хронограф». 1997 г. 600 стр.
5. Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917–1997/ История Русской Церкви. Книга девятая// М., 1997, 832 стр.
6. СПРАВКА. Репрессивная политика РКП(б)-ВКП(б)-КПСС по отношению к религии и Церкви. 1917–1980 гг. от 20.12.95 и ПРЕСС-РЕЛИЗ на пресс-конференции А.Н.Яковлева 25.11.95 (Архив Православного Свято-Тихоновского богословского института.
Житие священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого