Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Владислав Дятлов. История одной из древнейших святынь православного Киева

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ СВЯТЫНЬ ПРАВОСЛАВНОГО КИЕВА

Среди православных святынь Киева первое место занимают Софийский собор и Киево-Печерская Лавра. Последняя явилась колыбелью монашества на Руси и начала свое бытие в виде подземного монастыря. Его пещеры впоследствии стали местом упокоения святых мощей более ста угодников Божиих и привлекли к себе внимание множества паломников, в связи с чем подверглись значительному переустройству. Но в Киеве сохранилось и много других монашеских пещер лаврского типа, из которых самыми замечательными являются подземелья в урочище Церковщина на южной окраине Киева. Они знамениты своей разветвленностью, многоэтажностью и разнообразием форм подземной архитектуры. Район Церковщины изобилует и более древними памятниками прошлого, но именно возникновение в урочище на рубеже XI-XII вв. подобного Лавре пещерного монастыря предопределило особое почитание людьми этого уголка. История монашеской обители в Церковщине связана со множеством выдающихся событий и имен.
Считается, что начало пещерам Церковщины положил преподобный Феодосий Печерский, один из основателей Киево-Печерской Лавры, который периодически уединялся в этом урочище в дни Великого поста. О монастыре же предполагается, что он возник в Церковщине в качестве лаврского пустынного скита и хозяйственного подворья. В 1147 г. отсюда отправился на Север Руси — скорее всего по миссионерскому призванию — преподобный Герасим Вологодский (+1178), основавший в Вологде свой Свято-Троицкий монастырь. В конце XII в. в Церковщине была возведена каменная монастырская церковь, чьи развалины впоследствии дали урочищу нынешнее название. К началу XVI в. обитель — она именовалась Пречистенской Гнилецкой — пришла в запустение. В 1830-х гг. трудами ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Иннокентия (+1857), впоследствии Святителя Херсонского, пещеры Церковщины были частично открыты для официального посещения как древняя святыня и памятник старины. Здесь мечтал уединиться сам преподобный Феофил Киевский — знаменитый старец, подвизавшийся тогда в Киево-Братском монастыре, а позднее в соседней с Церковщиной Китаевской пустыни (+1853).
В 1900-1902 гг. обитель в Церковщине была восстановлена и стала известной под именем «Скита Пречиситой». Руководителем здешних иноков был один из лучших учеников преподобного Ионы Киевского (+1902) — старец Мануил (в схиме Серафим; +1920). В первые годы возрождения Церковщины ее инокам приходилось терпеть великие лишения, на мужественное преодоление которых о.Мануила наставляли преподобный Варнава Гефсиманский (+1906) и святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1908). Старцу Мануилу являлись во сне преподобные Иона Киевский и Серафим Саровский, обещая скорую помощь, которая действительно приходила в виде обильных пожертвований, причем многих жертвователей приводили в Церковщину чудесные знамения. Со временем монастырь достиг нового расцвета: он имел несколько храмов, частично укрепил пещеры, располагал образцовым хозяйством, опекал киевский памятник на месте Крещения Руси, основал две малых обители в г.Умани, владел двумя подворьями и часовней в Киеве. Духовная жизнь обители при этом оставалась на высоте и прославила «Скит Пречистой» далеко за пределами Украины. Во время гражданской войны в обители временно прятались от большевиков известные братья Николай и Владимир Жеваховы — потомки родственников Святителя Иоасафа Белгородского (+1754). Первый из них известен как писатель и последний дореволюционный заместитель обер-прокурора Св.Синода Русской Православной Церкви, второй — как выдающийся киевский меценат. Есть основания считать, что именно при посредничестве Жеваховых в руки церковного писателя С.Нилуса попали ценные автобиографические записи старца Мануила и заметки его письмоводителя послушника Саввы Буренко (+1915), которые и были опубликованы С.Нилусом в 1919 г. в Киеве общей книгой. Эта публикация оказалась последним из осуществленных С.Нилусом изданий и впоследствии была забыта аж до 1990-х гг.
После окончательной победы советской власти в Украине «Скит Пречистой» долго сосуществовал с поселенной в Церковщине колонией малолетних правонарушителей, а потом был закрыт. Территория же урочища до начала 1950-х гг. использовалась как зона лишения свободы, после чего была отведена под лечебные учреждения. Пребывая в запустении, древний монастырь продолжал привлекать внимание киевлян. История обители стала забываться и обрастать легендами, но пещеры Церковщины по-прежнему считались великим памятником прошлого и неоднократно посещались археологами. В 1991 г. началось планомерное исследование подземелий силами отдела «Киев подземный» Музея истории г.Киева. Одновременно началось и возрождение Церковщины как святыни: в расчистке пещер от завалов и мусора и приведении их в подобающий для посещения вид принимали активное участие сначала как отдельные православные энтузиасты, так и целые монастыри — Лавра, затем Голосеевская пустынь. В 1999 г., по договоренности между Голосеевской пустынью и Музеем истории Киева, в Свято-Феодосиевском пещерном храме Церковщины начались регулярные богослужения. В 2001 г. Церкви возвращено здание недостроенного наземного Свято-Николаевского храма, заложенного при пещерах в 1907 г. С этого момента в Церковщине действует скит Голосеевской пустыни. Свои усилия в деле возрождения святыни насельники скита объединяют с сотрудниками Музея истории г.Киева и расположенной в Церковщине больницы восстановительного лечения.
Сегодня Церковщина для огромного числа людей — открытие или полулегенда. Новая книга об урочище призвана всесторонне познакомить читателя с его историей и святынями. Она содержит 400 страниц и делится на 4 части. Первая представляет собой небольшой экскурсионный обзор Церковщины. В нем имеются выделенные жирным шрифтом фразы, чтение которых в отдельности от остального текста позволяет ознакомится с основными вехами истории Церковщины за более короткое время. Вторая часть книги содержит богатый набор иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. Третья часть — объемное исследовательское повествование об урочище, основанное на широком круге источников, включая архивные. Четвертая часть состоит из приложений — посвященных Церковщине стихов начала XX в. и половины жизнеописания старца Мануила, охватывающей период от рождения подвижника до прихода в Церковщину в 1902 г. При этом вторая половина жизнеописания и записки С.Буренко включены в третью часть книги. Таким образом, в предлагаемом издании помещена вся вышеописанная книга С.Нилуса.
Прикосновение к прошлому Церковщины не только открывает читателю историю одной из древнейших киевских святынь, но позволяет более глубоко вникнуть и в некоторые аспекты истории Киево-Печерской Лавры. Кроме того, книга построена таким образом, что при ее чтении и нецерковный читатель обретает возможность в интересной для него форме узнать об азах Православия в целом и православного монашества в частности.
В. Дятлов