Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Участники Собора о его значении

01.06.2002. БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР: «Я УВЕРЕН, ЧТО МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ ИМЕННО К ТОЙ ЦЕРКВИ, О КОТОРОЙ СПАСИТЕЛЬ СКАЗАЛ:
«СОЗИЖДУ ЦЕРКОВЬ МОЮ И ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЕ»

Обращаясь к участникам юбилейной конференции, посвященной 10-летию Харьковского Собора, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины сказал: «Я не был участником Харьковского Собора, но причастность к нему теперь имею. И за это благодарю Вас! Прежде всего — за ваше доверие, которое вы выразили мне десять лет тому назад. За вашу братскую помощь, за ваши святые молитвы и взаимопонимание. Десять лет — кажется, немного. Но уже сегодня это — период новейшей истории нашей Церкви. И дело не в том, что десять лет назад совершилось такое событие, о котором мы сегодня вспоминаем, а в том, что эти десять лет прошли не просто. За этими десятью годами кроется много пережитого, много проблем, много скорбей, которые перенесла наша Церковь. Хочется надеяться, что они, даст Бог, уже миновали, и печальные события, имевшие место в течение этих лет, больше не повторятся. Надеюсь, что и в будущем будет такое взаимопонимание, какое есть сегодня между нашей Церковью и государством. Будет взаимопонимание и в нашем обществе, ибо у нас одна страна для всех нас, одна история.
Пережито многое. Эти десять лет были насыщены многими событиями. Но благодаря этим годам мы почувствовали и чувствуем по сегодняшний день милость Божию к нашей Церкви, к нашему народу и к нам, грешным, чувствуем Его всесильную помощь.
Наша Церковь выстояла, доказала свою правоту, продолжает свою надмирную миссию, спасает людей и объединяет наш народ вокруг его славной истории, его славных традиций. Будем надеяться, что эта милость Божия не покинет нас и в будущие времена. На это мы должны надеяться, в это мы должны верить, потому что мы верующие люди и имеем обетование Христа Спасителя — Главы нашей Церкви! Я уверен, что мы принадлежим именно к той Церкви, о которой Спаситель сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее».

01.06.2002. ХАРЬКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА ВЛАДИМИР ШУМИЛКИН: «ХАРАКТЕРНОЙ ЧЕРТОЙ СЛОБОЖАНЩИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ДОМИНИРУЮЩАЯ РОЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Принимавший участие в торжествах по случаю 10-летия Харьковского Собора городской голова так охарактеризовал это событие: «Мы сегодня встретились, чтобы отметить выдающееся событие, как для верующих города Харькова, так и для всей Украины — 10-летие проведения Харьковского Архиерейского Собора. Необходимо отметить, что характерной чертой как Слобожанщины в целом, так и для Харькова, является доминирующая роль Украинской Православной Церкви. Много было сделано за эти годы для усиления роли и авторитета Церкви. Украинский народ видит в Церкви гаранта согласия и стабильности в обществе. То, что торжества по случаю юбилея проходят у нас в Харькове, свидетельствует об авторитете в нашей Церкви владыки Никодима, и признании той роли, которую он сыграл в проведении Собора 1992 года.
Хочу вам сказать, что в том числе и усилиями владыки, у нас в городе достигнуты нормального взаимоотношения конфессий, велика динамика развития Украинской Православной Церкви, и, естественно, это серьезно влияет на духовную сферу, возвращение людям веры в себя, веры в Бога, и безусловно на этой основе становится более продуктивной работа по улучшению жизни. Мы всячески способствуем возрождению духовности.
Моя задача как мэра города, избранного всеми жителями — способствовать развитию всех религиозных конфессий, и, прежде всего, самой большой из них — нашей исторической Украинской Православной Церкви. Совместно с епархией мы готовим и мероприятия по празднованию 350-летия Харькова».

01.06.2002. МИТРОПОЛИТ ДОНЕЦЬКИЙ І МАРІУПОЛЬСЬКИЙ ІЛАРІОН: «ХАРКІВСЬКИЙ СОБОР — ТО БУВ НАШ ПЕРШИЙ ДОСВІД СОБОРНОГО УПРАВЛІННЯ ЦЕРКВОЮ»

Згадуючи події 10-річної давнини митрополит Донецький і Маріупольський Іларіон сказав: «10 років тому назад був такий же гарний день, як і сьогодні. Приїхавши до Харкова, я відчув, що це була воля Божа. Тому що ввечері 27 травня, по закінченню вечірньої служби, одночасно до кафедрального собору в Харкові під’їхали шість архієреїв. Ми поклонилися святиням Слобожанщини, мощам святителів, які знаходяться в кафедральному соборі. Спитали, де знаходиться єпархіальне управління, ми пішли до Покровського монастиря.
Ми зібралися у місті Харкові для того, щоб визначитися з приводу подальшої нашої долі — долі Української Православної Церкви. Колишній Предстоятель Митрополит Філарет на Соборі у Москві оголосив, що скличе Архієрейський Собор щоб обрати нового Предстоятеля Української Православної Церкви. Але він цього не зробив, а навпаки заявив у Києві, що від кафедри своєї нікуди не відходить. І тоді, згідно з правилами Церкви, ми зібралися у першого по хіротонії єпископа — митрополита Никодима, і почали радитися, що далі робити. Інформація надходила різна.
Пізно ввечері ми розійшлися по своїх номерах, а на ранок вже мали повну інформацію про те, що в Жовтневому палаці Філарет зібрав свою нараду. У кожного з нас були різні погляди на те, що відбувалося, але спільним для всіх нас було прагнення зберегти Українську Церкву канонічною і благодатною. Після обіду того ж дня ми вирішили розпочати Собор. Пообідали ми у владики Никодима, піднялися на другий поверх у клобуках. Всі були дуже стривожені, радилися, що будемо робити, як будемо вирішувати ситуацію, яка склалася? Спочатку ми внесли поправки до Церковного Уставу і після цього розпочали діяння Архієрейського Собору. Ми ніколи не збиралися з такого приводу і для нас була новою процедура обрання. То був наш перший досвід соборного управління Церквою, бо Філарет раніше нікого ні про що не питав і не з ким не радився. Предстоятелем майже одноголосно обрали митрополита Володимира. Владика Сергій Тернопольський (бо тоді дияконів не було з нами — самі архієреї) після виборів заспівав многоліття новому Предстоятелю Української Православної Церви Блаженнішому Митрополиту Київському і всієї України Володимиру. Радість, ликування сповнили наші серця, любов’ю своєю ми перемогли зло і ця любов засвідчила єдність нашої Церкви.
На Соборі також було вирішено одноголосно: до рішення Архієрейського Собору Матері-Церкви в Москві заборонити Філарета в священнодійстві.
Таким чином, 10 років тому, не питаючи в Блаженнішого Митрополита Володимир його згоди, ми обрали його за велінням Божим і своїм вибором поставили його на це важке служіння. І він приніс себе в жертву заради Святої Церкви.
Сьогодні ми звісно жалкуємо, що вже 10 років розколу — не 10 днів, не 10 місяців — а 10 років! И краю не видно! Але можна підвести підсумки: в той час наша Церква мала не більше 4 тис. парафій, а сьогодні — близько 10 тис. Монастирі, школи, кількість архієреїв збільшилась (було 18 — стало 35), з’явились навіть православні губернатори. Наша Церква живе і виконує свою місію, і як живий організм розвивається і розширюється».

01.06.2002. АРХІЄПИСКОП РОВЕНСЬКИЙ І ОСТРОЗЬКИЙ ВАРФОЛОМІЙ: «НАС ГОНИЛИ, В НАС ЗАБИРАЛИ ХРАМИ, СОБОРИ, СВЯЩЕННИКІВ БИЛИ, АЛЕ МИ ВСЕ ЦЕ ДОЛАЛИ, БО ВІДЧУВАЛИ СВОЮ ПРАВОТУ»

Оцінюючи пройдений нашою Церквою десятилітній шлях архієпископ Ровенський і Острозький Варфоломій сказав: «Я с погляду вже десятилітньої історії хотів би сказати, що вибір єпископату нашої Церкви був правдивий і наступні дні після Харківського Собору показали всю правоту його діянь. Харківський Собор вибрав Предстоятелем Української Православної Церкви Блаженнішого Володимира. А після Собору почалися гоніння на нашу Церкву, особливо в Західній Україні. І хоча ми терпіли різного роду випробування — нас гонили, в нас забирали храми, собори, священників били, але ми все це долали, бо відчували свою правоту і те, що за нами стоїть Предстоятель нашої Православної Церкви. Він був для нас опорою, стіною і тим взірцем, на який ми дивилися, і з того черпали сили для себе. Я думаю, що можливо ми ще не повною мірою усвідомили діяння Харківського Собору — ще не пройшло достатньо часу — але вже з огляду на 10 років і дивлячись, як мудро веде корабль церковно життя Предстоятель нашої Церкви Блаженніший Митрополит Володимир, ми бачимо, що вибір Харківського Собору був правильним для нашої Святої Української Православної Церкви».

01.06.2002. МИТРОПОЛИТ ЧЕРНОВИЦКИЙ И БУКОВИНСКИЙ ОНУФРИЙ: «НА ХАРЬКОВСКОМ СОБОРЕ АРХИЕРЕИ ПОКАЗАЛИ, ЧТО БЫЛИ ИЗБРАНЫ НЕ ВЛАСТЬЮ, А БОГОМ»

Участник Харьковского Собора 1992 года так охарактеризовал значение этого события: «Историческое значение Харьковского Собора заключается в том, что архиереи засвидетельствовали свою преданность чистоте Православия. Потому что бытовало такое мнение, что советская власть подбирала заблаговременно таких архиереев, которые были бы ей преданны и готовы ко всему, что потребуется этой власти. Но в Харькове все вышло по другому: архиереи в этих экстремальных условиях показали, что были избраны не властью, а Богом. Хотя власти и давали свое добро при назначении архиерея на кафедру, но ведь к служению их избирал и призвал Бог, и они оказались верны и преданы Богу. И исторический Харьковский собор прекрасно обнаружил это. Бытовало такое мнение, что все предатели, все доносчики. Ничего подобного! Предатели, доносчики — все перешли — их можно по пальцам пересчитать. Филарет же был первейшим из всех предателем и доносчиком. Время перестройки обнаружило внутреннее содержание каждого из епископов. Слава Богу, подавляющее большинство епископов и священников оказались с добрым внутренним наполнением».

01.06.2002. АРХИЕПИСКОП ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ И ПАВЛОГРАДСКИЙ ИРИНЕЙ: «САМОЕ ВАЖНОЕ, ЧТО РЕШЕНИЯ ХАРЬКОВСКОГО СОБОРА БЫЛИ ВОСПРИНЯТЫ И ПОДДЕРЖАНЫ НАШИМ НАРОДОМ» Отвечая на вопрос об значении Харьковского

Собора 1992 года в истории Украинской Церкви, участник тех событий архиепископ Ириней сказал: «Я считаю, что определяющим будущее нашей Церкви было то, что епископат единодушно избрал нового главу УПЦ, проведя Собор в Харькове в 1992 году. Но самым главным считаю то, что решения этого Собора были восприняты и поддержаны народом нашим. Ведь весь народ просто ликовал, что наконец-то правда Божия восторжествовала. И по сей день люди, которые и составляют нашу Украинскую Православную Церковь, полны решимости отстаивать именно этот канонический путь Церкви, не внося никаких перемен, просто чтобы выстоять, пережить трагедию раскола. Я считаю, что в этом — величайшее значение Собора. Это подтвердило, что Собор на самом деле был благодатный. Хотелось бы, чтобы депутаты нового созыва Верховной Рады проанализировали пройденный нами путь и приняли новое заявление, в котором бы извинились перед Церковью за попытку вторжение в ее внутреннюю жизнь в 1992 году и во всеуслышание заявили о недопустимости повторения подобного. Мне хочется, чтобы после стольких лет шельмования теперь восторжествовала правда, чтобы они заявили о том, что Собор был проведен законно и юридически и канонически. А народ Божий свое слово сказал, ибо он и в 1992 году, и сегодня поддерживает Украинскую Православную Церковь, и верю — останется ей верен. Ведь везде соборы, где мы служим, битком набиты народом, а раскольничьи храмы пусты.
Есть надежда и уверенность, что несмотря на ереси и расколы, жизнь будет продолжаться. Тем более, что поддерживают расколы в основном политики».

01.06.2002. АРХИЕПИСКОП ЛУГАНСКИЙ И СТАРОБЕЛЬСКИЙ ИОАННИКИЙ: «САМ ГОСПОДЬ ПОСЛАЛ НАМ ТАКИХ ЛЮДЕЙ КАК БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР И ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ НИКОДИМ»

Говоря о Харьковском Соборе 1992 года, архиепископ Иоанникий сказал: «До Харьковского Собора назревало довольно опасное и страшное время для Церкви в Украине. Филарет готовился к отделению, а отделение породило бы не один раскол, а множество расколов внутри Церкви. Я помню то время: как только заговорили об автокефалии, сразу же пошла масса телеграмм и писем к Патриарху с просьбами: “Не оставляйте нас! Возьмите под свой омофор, опеку, под свое покровительство”. Если бы затея Филарета удалась, все распалось бы на мелкие разрозненные группы, секты, а затем возникли бы и ереси. Потому что наш народ добрый, трудолюбивый, святой, но еще мало знает, недостаточно воспитан и образован.
И в тот момент, когда тучи сгустились над Украинской Православной Церковью, когда расколы обступили нас со всех сторон, Господь послал нам достойного человека в лице Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — первосвятителя нашей Святой Православной Церкви. И он сумел объединить и направить церковный корабль по правильному каноническому руслу. И Митрополиту Никодиму нужно отдать должное, ведь ему и звонили, и телеграммы слали, даже от Президента. Владыка очень переживал. Другой бы на его месте испугался, струсил, даже отказался бы от своего намерения, искал бы другие пути. А это человек смелый, человек Божий. Именно он дал толчок, зов епископату, собрал всех, чтобы мы избрали нового Предстоятеля. А мы молимся за Блаженнейшего Митрополита Владимира как Предстоятеля нашей Святой Церкви, молимся за таких старцев, как Владыка Никодим — он и мудрый, он и богослов, он и труженик, который любит богослужение. Молимся за весь епископат, за духовенство и за весь наш православный народ Украины».

04.06.2002. КИЕВ. В ДОМЕ УЧЕНЫХ СОСТОЯЛСЯ ДУХОВНЫЙ ВЕЧЕР “ПРАВОСЛАВИЕ И МУЗЫКА”, ПОСВЯЩЕННЫЙ 10-ЛЕТИЮ ХАРЬКОВСКОГО СОБОРА

В дни празднования 10-летия Харьковского Собора в зале Киевского Дома ученых Национальной Академии Наук Украины по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины прошел концерт “Православие и музыка”. Разнообразную и насыщенную программу исполнили солисты, вокальный ансамбль и оркестр “Перпетуум мобиле” им. В. Симоненко под управлением народного артиста Украины И. Блажкова. Концерта открылся тропарем “Христос Воскресе” обиходного и киевского распевов. Прозвучали церковные песнопения — “Отче наш” и “Богородице Дево, радуйся” И. Стравинского, “Величит душа Моя Господа” К. Стеценко, а также не предназначенные для исполнения в храме, но связанные с православной тематикой сочинения — кант XVII в. “Мати милосерда” на текст свт. Димитрия Ростовского, вокальные и инструментальные композиции Д. Бортнянского, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, А. Аренского, С. Танеева, С. Рахманинова. Завершился вечер “Молитвою за Україну” (“Боже Великий Єдиний”) Н. Лысенко.
Зал Дома ученых с трудом вместил всех желающих приобщиться к высокому искусству.