Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Летопись епархий

31.05.2002. ОВРУЧ. ДВА ТИЖНІ ТРИВАЛА МІСІОНЕРСЬКА АКЦІЯ ОВРУЦЬКОЇ ЄПАРХІЇ

Акція відбулася по благословенню архієпископа Овруцького і Коростенського Віссаріона. Майже на всіх підприємствах та навчальних закладах м. Овруча пройшли концерти духовних співів, які виконували насельниці Овруцького жіночого монастиря. Разом з концертами відбувалися місіонерські бесіди, всім присутнім роздавалися нові примірники видання Овруцької єпархії «Православні повчання».

03.06.2002. КИЕВ. ВЫСТАВКА «ПРАВОСЛАВНАЯ УКРАИНА» ЗАВЕРШИЛА СВОЮ РАБОТУ

В 15.50 торжественный звон на Большой колокольне Киево-Печерской Лавры возвестил гостям выставки, размещавшейся в Трапезной палате при одноименном монастырском храме, об окончании ее работы. В момент закрытия выставки, в 16.00 в самом Трапезном храме начался концерт духовных песнопений в исполнении детского хора киевского храма святого Пророка Илии.
Итоги завершившейся выставки в кратком интервью корреспонденту пресс-службы УПЦ подвел главный продюсер и один из авторов проекта выставки Роман Воробьев: «В Украине подобная выставка прошла впервые, ее участники и организаторы приобрели здесь важный опыт проведения таких мероприятий. За шесть дней работы выставки ее посетили около десяти тысяч человек. Судя по отзывам ее участников, они довольны. На выставке было завязано много контактов между мастерами самых разных направлений церковного творчества, включая колокололитейщиков и иконописцев, сделано много заказов. Посетители выставки увидели то удивительное разнообразие, которое существует в православном мире, и многие просто стали иначе думать о Православии. Некоторые прямо отсюда шли в лаврские пещеры, чтобы еще полнее соприкоснуться с миром, представшим перед ними в новом облике. Можно сказать, что выставка явилась для многих посетителей своеобразным фильтром, который помогал очиститься от ложных представлений о современном Православии, преподносимым или умышленно, или по невежеству через светские СМИ. Следует отметить, что в числе гостей выставки были дипломаты, в частности из Великобритании, Югославии, Лаоса. Югославов чрезвычайно заинтересовал украинский опыт реставрации храмов, ведь в самой Югославии пострадало очень много православных святынь.
Те, кто по тем или иным причинам не смог побывать на выставке, смогут познакомиться с ней посредством каталогов, распространение которых будет продолжено, компакт-дисков, куда записаны песнопения выступавших на выставке церковных хоров, а также по информациям интернет-сайтов пресс-службы УПЦ и Киево-Печерской Лавры. Кроме того, в архивах Лавры и расположенного на части ее территории Национального историко-культурного заповедника останутся посвященные выставке видеозаписи. Начинает свою жизнь и электронный каталог участников выставки. Что же касается перспектив, то принято решение, что отныне такая выставка станет ежегодной».

03.06.2002. ХАРЬКОВ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ УПЦ ВЫСТУПИЛИ НА КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЯХ В НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им.В.Н.КАРАЗИНА

23 мая в Харьковском Национальном университете им.В.Н.Каразина в рамках праздника славянской письменности и культуры прошла научная конференция «Кирилло-Мефодиевские чтения», в которой приняли участие представители Харьковской епархии УПЦ.
На конференции состоялись презентация V тома Собрания трудов митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима и представление 3-го номера журнала «Вера и разум». Настоятель Свято-Антониевского храма г.Харькова протоиерей Владимир Швец выступил с докладом, посвященным просветителям славянских народов святым Кириллу и Мефодию. Доклад преподавателя Харьковской Духовной Семинарии диакона Максима Талалая на тему «Церковно-славянский язык в сакральной перспективе» обратил внимание участников конференции на смысл и значение православного богослужения. Доцент Харьковского Национального университета А.Д.Каплик подчеркнул в своем докладе значение славянофильской идеи — как явления религиозной мысли — для осмысления как прошлого, так и современной жизни нашего государства. С интересными докладами выступили студенты исторического факультета ХНУ В. И. Литвинчук («Право и правосознание: православный аспект (из творческого наследия И.А.Ильина)») и Л.Г.Дейнека («Миссионерская деятельность Православной Церкви в Харьковской епархии (конец XIX — начало XX вв.)»). Затем состоялось открытие выставки «Сокровища славянской культуры», на которой были представлены ценные экспонаты из фондов Центральной Научной библиотеки ХНУ и Музея археологии и этнографии Слободской Украины.

03.06.2002. КИЇВ. У КИЇВСЬКІЙ ЄПАРХІЇ ВІДБУВСЯ МОЛОДІЖНИЙ ТРЕНІНГ З ВЕДЕННЯ БЛАГОДІЙНИХ СОЦІАЛЬНИХ ПРОЕКТІВ МОЛОДІЖНИМИ ОРГАНІЗАЦІЯМИ

Тренінг «Соціальне служіння Церкви в суспільстві», що проходив з 27 по 31 травня, був організований відділом по благодійності і соціальному служінню при Священному Синоді УПЦ (голова — протодиякон Сергій Косовський) та Спілкою православної молоді України (голова — архімандрит Гавриїл (Кризина)) за підтримки координаційного комітету міжцерковної допомоги в Україні.
Молоді представники 11 православних братств з Київської, Львівської, Волинської та Овруцької єпархій УПЦ зібрались у с.Степок Обухівського благочиння Київської єпархії на базі Будинку Милосердя, який утримується сестринством святої Іуліанії Ольшанської (Малої Вільшанки).
Під час тренінгу учасники окреслювали головні проблеми соціального служіння релігійних громад та церковних організацій в Україні, методи та пріоритети у залученні матеріальних та інформаційних ресурсів на благодійні потреби. Тренінг мав допомогти молодим лідерам навчитися керувати часом та планувати витрати у проектах, вести проектну документацію, робити моніторинги, оцінювати ефективність своєї діяльності та управляти конфліктами, організовувати паралельні проекти для самоокуповування благодійної роботи та працювати з людьми в процесі роботи. Учасники тренінгу обмінювалися досвідом благодійної діяльності та обговорювали приклади соціальної співпраці, в тому числі і між представниками різних конфесій. Фахівці надавали поради з юридичних та економічних питань.
Учасники заходу не лише вирішували теоретичні завдання, але й здійснили практичну благодійну роботу на підприємстві для людей з вадами зору УТОС та в Будинку Милосердя, який опікує сестринство св. Іуліанії.
Кажучи про попередню історію сестринства, слід зазначити, що його благодійна діяльність почалася у 1996 році, коли Успенська парафія с.Мала Вільшанка взяла під опіку обухівське підприємство УТОС. З 1997 року тут вже діє їдальня для незрячих літніх людей, а з 1999 — швейна майстерня, послугами якої користуються не лише літні люди та інваліди, але й мешканці Обухова. Завдяки плідній співпраці з місцевими підприємцями, урядовими та неурядовими організаціями настоятелю Успенської парафії протоієрею Михаїлу Маковію та його дружині Галині з родиною вдалося здійснити низку проектів з Соціально-Медичною службою УПЦ святої великомучениці Варвари, Київськими духовними школами та парафіями благочиння. Коли родині Маковій передали на баланс старі розвалені приміщення школи та клубу в с.Степок, народилася ідея створення Будинку Милосердя. Після трьох років напруженої праці відреставрована будівля прийняла перших самотніх літніх людей. Поступово, завдяки доброчинній допомозі жертводавців, Будинок Милосердя отримав трактор, автомобіль, мікроавтобус та інше устаткування. 2001 року на базі Будинку Милосердя пройшов літній табір молодіжної організації Свято-Кирилівської парафії м. Києва (50 осіб). За три двотижневі зміни тут відпочили 120 дітей з малозабезпечених родин. Восени того ж року міжнародні медичні організації провели на базі Будинку науково-практичний семінар з навчання сестер милосердя. 16 квітня 2002 року Предстоятель Української Православної Церкви Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир звершив освячення Будинку.
У тренінгу взяли участь Спілка православної молоді України, Львівське молодіжне православне братство Почаївської ікони Божої Матері, Братство преподобного Феодосія Печерського (м. Васильків Київської області), Київська молодіжна організація Почаївської ікони Божої Матері, Православне молодіжне братство святителя Николая (м.Ковель Волинської області), Лугинське молодіжне православне братство преподобномученика Макарія Овруцького, Синодальний відділ УПЦ із взаємодії зі Збройними Силами та іншими військовими формуваннями, Благодійний центр «Відлуння» при Львівській Богословській Академії, відкритий при ньому благодійний осередок «Святки».
Кожний із цих осередків вже має деякий досвід благодійницької діяльності. Так, наприклад, Спілка православної молоді України, створена 1997 року рішенням молодих представників 22 єпархій УПЦ на семінарі Всесвітнього молодіжного православного братства Синдесмос, щороку проводить зустрічі молоді різних країв задля поширення досвіду соціальних започаткувань православних парафій у лікарнях, школах-інтернатах, вишах та сиротинцях.. Львівське молодіжне братство, що народилося 1996 року завдяки роботі з сиротами Дитячого будинку № 1, здійснює сьогодні опіку над двома відділеннями Львівської психіатричної клініки, групою у 103-му інтернаті для розумово неповноцінних дітей та над підлітками з Рава-Руської школи-інтернату. Сурдопереклад Літургії та ведення Закону Божого для глухих парафіян, театральні постановки біблійних історій для молоді — ці та інші започаткування отримали розвиток і вимагають втілення господарських корпоративних проектів для підтримки соціального служіння молоді в Галичині. Васильківське Братство преподобного Феодосія Печерського, засноване 21 січня 2001 року задля попередження руйнівного впливу харизматичних та протестантських сект, веде справу духовного просвітництва церковної та світської православної молоді в м. Василькові. Київська молодіжна організація Почаївської ікони Божої Матері діє при відновленому 2001 року однойменному лікарняному храмі на території «ОХМАТДИТу» і має на меті організацію допомоги тим, хто через бідність не може самостійно забезпечити якісне лікування своїм дітям. Ковельське Свято-Миколаївське братство діє вже протягом 2-х років і організовує щоденні благодійні обіди для малозабезпечених родин, адресну допомогу продуктами харчування та шкільним приладдям, випускає щомісячну газету «Милосердя», утримує аудіо-, відео- та бібліотеку. На факультативній основі в 6 школах Ковеля місіонери Братства викладають «Основи християнської моралі» для 2–3 та 6–10-х класів. Благодійний центр «Відлуння», який працює з 2002 року, займається матеріальною і духовною підтримкою дітей-сиріт з двох сиротинців Львівщини — Лаврова і Добромиля, проводить Доброчинну лотерею, «Солодкий ярмарок», «Писанковий ярмарок», а виручені кошти використовує на подарунки, медикаменти та ігри для дітей, організовує для них екскурсії, пізнавальні програми, щорічно бере участь в акції «Святий Миколай — дітям з інтернатів». А створений 2001 року при даному центрі осередок «Святки» проводить свята-вечори для самотніх людей і багатодітних малозабезпечених родин, організує пізнавально-відпочинкові програми «Весела гаївка» для учнів з Донецької і Харківської областей. В останній день тренінгу його учасники відвідали київську парафію святих Кирила і Афанасія Александрійських, яка знаходиться на території психіатричної лікарні та здійснює велику благодійну та місіонерську роботу, зокрема надає допомогу пацієнтам вказаного лікувального закладу.

03.06.2002. ЖИТОМИР. В ПОСЕЛКЕ ОЗЕРНОЕ БУДЕТ ВЫСТРОЕН ХРАМ СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

24 мая состоялась закладка храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, в пгт Озерное Житомирского района. Чин освящения места под строительство новой церкви совершил епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий.
03.06.2002. ХАРЬКОВ. ХАРЬКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ»
Конференция проходила 23–24 мая в Национальном техническом университете «ХПИ». Она стала заметным событием в научно-педагогической жизни не только Харькова, но и всей Украины. Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки Украины, Академия педагогических наук, Харьковская облгосадминистрация, Харьковский горисполком, НТУ «ХПИ» и ряд ВУЗов и институтов АПН Украины. Целью конференции было обсуждение проблем и поиск решений, связанных с подготовкой управленческих кадров для украинской экономики и государства, специалистов, способных возглавить социально-экономическое и духовное возрождение страны. Впервые за «круглым столом» для решения конкретных задач собрались не только известные руководители города и области, директора заводов и институтов, ученые и педагоги с мировыми именами (они приехали из разных уголков Украины, а также из Польши, Румынии, Франции, Германии и других стран), но и представители Харьковской епархии УПЦ: протоиереи Владимир Швец и Ярослав Бовтюк, диакон Максим Талалай и другие.
Конференцию открыл ректор НТУ «ХПИ» профессор Л.Л.Товажнянский, который в своем приветственном слове рассказал о 118-летней истории университета, его крупнейших достижениях, о работавших и работающих здесь знаменитых педагогах и ученых, о нынешнем состоянии дел, задачах и перспективах коллектива ВУЗа, известного далеко за пределами Украины. В частности, ректор отметил, что считает НТУ «ХПИ» не только «храмом науки», но и храмом в прямом смысле этого слова, так как в 1885 году, при открытии этого учебного заведения, аудитория, где проходит конференция, и все здание были освящены Православной Церковью, а сегодня здесь снова присутствуют Ее представители.
После приветственного выступления мэра Харькова В.А.Шумилкина слово было предоставлено члену президиума конференции протоиерею Владимиру Швецу. В своем выступлении он отметил, что подлинное возрождение страны невозможно без внедрения в сознание людей идеалов Святого Православия и поставил вопрос о необходимости объединения усилий Православной Церкви и Высшей Школы в деле духовного и нравственного воспитания учащейся молодежи. Протоиерей Владимир Швец заявил также о готовности Церкви поделиться с ВУЗами богатым опытом организации воспитательной работы, оказать помощь в налаживании чтения в университетах новых курсов, связанных с духовным и гуманитарным воспитанием молодежи.
Положения, высказанные в докладе протоиерея Владимира Швеца, получили прямую или косвенную поддержку в последующих выступлениях ряда крупнейших представителей педагогической науки. Так, доктор исторических наук профессор В.И.Астахова, ректор «Харьковского гуманитарного института» и «Народной украинской академии», признала, что высшее образование в Украине достигло такого критического рубежа, когда изменились даже его приоритеты: воспитание нравственных и профессиональных качеств оказалось важнее механического усвоения знаний. Докладчик подчеркнула, что педагоги АПН еще не выработали практических рекомендаций по перестройке воспитательной работы, в то время как Церковь уже «умеет делать это хорошо». Профессор А.Г.Романовский рассказал о разработке в НТУ «ХПИ» новой философии инженерного образования, которая привела к рождению идеи формирования национальной гуманитарно-технической элиты. Для этого недостаточно просто существенно усилить гуманитарную, психолого-педагогическую, управленческую и общекультурную подготовку инженеров. Необходимо, чтобы дисциплины соответствующего цикла рассматривались как профессионально ориентированные, а к нравственному воспитанию добавить духовное образование, прививать стремление делать людям добро. Решить эту комплексную задачу можно только совместно с представителями духовенства, что и объясняет их присутствие на конференции. Доктор философских наук, главный научный специалист Института педагогики и психологии профессионального образования АПН профессор В.А.Кудин подчеркнул, что начался новый огромный исторический этап в жизни Украины, когда задачи воспитания нравственных качеств у специалистов, а также их мировоззрения выходят на первый план. И здесь привитие религиозных взглядов имеет большое значение, так как только вера в Бога позволяет контролировать некоторые важные области человеческой психики.
На пленарном заседании конференции, а также ее шести секциях, прозвучали доклады украинских и зарубежных специалистов (всего 214). Все они будут учтены в итоговых документах форума и, хочется верить, послужат экономическому, духовному возрождению Украины. Сильное впечатление на участников конференции произвело выступление мужского хора Харьковской Духовной Семинарии, сопровождаемое пояснениями протоиерея Владимира Швеца.

04.06.2002. КИЕВ. ПРАВОСЛАВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДИАКОНИЯ» И КИЕВСКОЕ ПРАВОСЛАВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Уже третий год к проведению Дня Киева приурочивается еще один праздник — День общественных организаций. При этом самые разнообразные общественные организации выставляют свои стенды под Аркой Дружбы народов. В нынешней выставке, проходившей 25 мая, приняли участие православная благотворительная организация «Диакония» (руководитель — протоиерей Владислав Софийчук, настоятель церкви Святителя Петра Могилы на Дорогожичах) и Киевское православно-педагогическое общество (руководитель — протоиерей Анатолий Затовский, настоятель Свято-Макариевского храма на Татарке), которые представили совместный стенд. Гостям выставки предлагались раздаточные материалы, рассказывающие о задачах, достижениях и ближайших планах обеих организаций, демонстрировались посвященные той же тематике видеоматериалы. Кроме того, «Диакония» и Педагогическое общество приняли участие и в организованном для посетителей концерте, где с пением украинских песен выступили одетые в национальные костюмы юные православные исполнительницы.
Впечатлениями от выставки поделился с корреспондентом пресс-службы протоиерей Владислав Софийчук: «К нашему стенду подходило много людей, интересовавшихся работой «Диаконии» и Педагогического общества. Особенно интересовались организацией детского отдыха, так как для многих родителей сегодня отправить детей на полноценный отдых — весьма трудная с финансовой точки зрения проблема. У нас же в этом отношении уже имеется определенный опыт. Судя по тому, насколько выставка была насыщенной, напрашивается вывод: православным стоило бы шире участвовать в подобных мероприятиях и таким образом заявлять о себе, находить партнеров и соратников в благотворительных, образовательных и других проектах. Увы, на выставке не обошлось без напоминаний нам о том, что мы представляем «кацапскую церковь». Среди подходивших к нам посетителей встречались националистически настроенные люди, которые не скрывали своего недружелюбного отношения к нам. В ответ мы воздерживались от полемики, ибо не для того пришли на выставку. Хотя один раз я вежливо обратил внимание таких людей на то, что мы говорим с ними по-украински, а наши дети выступают на празднике в национальных костюмах с украинскими песнями, и уличать нас в отсутствии патриотизма было бы странно».

04.06.2002. КИЕВ. ВО ВВЕДЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ ПРЕБЫВАЕТ ЧТИМАЯ ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, МИР ЛИКИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦА, ПРИВЕЗЕННАЯ ИЗ ЗНАМЕНИТОГО КРУПИЦКОГО БАТУРИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Свято-Николаевский Крупицкий Батуринский монастырь расположен вблизи г.Батурина, на берегу р.Сейма. История обители восходит к чудесному явлению в 1,5 км от нынешних монастырских строений иконы святителя Николая, точное время которого, однако, неизвестно. По словам игуменствовавшего в монастыре в конце XVII века святого Димитрия Туптала, впоследствии митрополита Ростовского (†1709), к древней истории обители относится и ниспослание Господом укрывавшимся здесь от татар людям крупы с неба, в память о которой монастырь и зовется Крупицким. Святой Димитрий писал также, что в середине XVI века обитель была восстановлена после запустения. При этом монастырь отстраивался на новом месте, а на прежнем, где явилась когда-то икона святителя Николая, был создан подчиненный обители скит. Начиная с 30-х гг. XVII века монастырь упоминается в документах, причем именуется древним. В 1682–1683 гг. обителью управлял будущий святитель Димитрий Ростовский. Именно отсюда он переселился в Киево-Печерскую Лавру, где приступил к главному труду своей жизни — составлению корпуса Житий святых. Когда в 1686 г. подвижник вновь посетил монастырь, остававшийся все минувшее время без игумена, святого Димитрия убедили вновь вступить в управление обителью, которое длилось до 1692 г.
Помимо оригинала чтимой иконы святителя Николая, сохранявшейся в новом монастыре, существовал и ее чтимый список, который находился в скиту. И если судьба оригинала после революционных потрясений начала XX века остается неизвестной, то скитский список с иконы уцелел. Когда скит был закрыт, его перенесли в новый монастырь, а при упразднении последнего он оказался на руках у одной благочестивой мирянки. Впоследствии она передала его в расположенный по соседству приход, а тот, в свою очередь, возвратил святыню в октябре 2001 г. в обитель.
Современное возрождение монастыря началось около двух лет назад. Здесь уцелели требующие капитального ремонта каменные трапезный храм и колокольня, сооруженные соответственно в 1803 и 1823–1825 гг.
В обители трудятся священник, 2 монахини и послушница. Управляет монастырем игумения Дорофея. По ее свидетельству, уже в наши дни по усердным молитвам перед чтимым списком с утраченного образа святого Николая совершилось несколько исцелений людей, страдавших наркотической зависимостью.
25 мая, около 16.00, святыня прибыла в Киево-Введенский мужской монастырь, где она пробудет в течение месяца. Предполагается, что за этот период еженедельно на время с пятницы по воскресенье состоится несколько поочередных выездов иконы в следующие уголки Киевщины: Ризоположенский монастырь в с.Томашевка Фастовского района, с.Фасовая Макаровского района, г.Макаров, г.Гостомель и с.Копылов.

05.06.2002. ЧЕРНИГОВ. ПРОШЛИ ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ 12-ГО ВЫПУСКА ЧЕРНИГОВСКОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА

Празднование выпуска совпало с Пасхальными днями и 10-летием Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви.
После праздничного молебна 48-ми выпускникам вручили дипломы, 8 из которых — с отличием.
10-летнему юбилею Харьковского Собора была посвящена и прошедшая в рамках торжеств — по благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония — конференция. С докладами на ней выступили ректор Черниговского духовного училища протоиерей Александр Доломан, секретарь Черниговского епархиального управления протоиерей Феодор Мандзюк. Перед участниками конференции также выступил заведующий отделом по делам религий при Черниговской облгосадминистрации В.М.Малечко.
Проникновенно, слаженно, профессионально прозвучал концерт церковных песнопений в исполнении студентов училища, заключительным аккордом которого было молитвенное обращение к Всевышнему: «Утверди, Боже, Святую Православную веру!», которую пытаются в наше время разрушить раскольники, еретики и сектанты. Но эти попытки тщетны, потому что «сия вера Апостольская, сия вера Отеческая, сия вера Православная, сия вера Вселенную утверди».

05.06.2002. ЧЕРНИГОВ. ОКОЛО СТА УЧАЩИХСЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ПРИ КОРОПСКОМ УСПЕНСКОМ ХРАМЕ СОВЕРШИЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ДРЕВНЕГО ЧЕРНИГОВА

По благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония, в сопровождении благочинного Коропского церковного округа архимандрита Николая (Путри) паломники приложились к почивающим в Свято-Троицком кафедральном соборе мощам Черниговских святых — святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговского. Паломников тепло принял секретарь Черниговского епархиального управления протоиерей Феодор (Мандзюк), который познакомил их с историей храма. Студенты Черниговского Духовного Училища порадовали юных гостей церковными песнопениями.
Состоялась также торжественная церемония вручения наград архимандриту Николаю (Путре), преподавателям Коропской воскресной школы С.П.Артемовой, г.Д.Нерете, псаломщику Н.Д.Солдатенко за усердные труды во славу Святой Церкви.
В этот день также паломники посетили Черниговский Елецкий Успенский женский монастырь, Спасо-Преображенский собор, комплекс в честь 2000-летия Рождества Христова и другие храмы Чернигова.

06.06.2002. КИЕВ. ПРЕСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР ПОЗДРАВИЛ ЖУРНАЛИСТОВ С ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ

В своем обращении к представителям «четвертой власти» Его Блаженство пожелал им Божиего благословения на все добрые начинания, крепкого здоровья, вдохновения и творческих успехов в кропотливой работе на благо Святой Церкви.

06.06.2002. ПОЧАЕВ. ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НЕ ДОПУСТИЛА ВЫСТУПЛЕНИЯ В СВОЕМ ГОРОДЕ «ГАСТРОЛИРУЮЩЕЙ» ПО ТЕРНОПОЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦЫ»

6 июня 2002 года православные жители города Почаева во главе с священнослужителями, поддерживаемые студентами Почаевской Духовной Семинарии, провели молебное стояние у городского дома культуры, протестуя против выступлений «всемирной легенды, последовательницы Ванги» и «провидицы» Пелагеи, которая охватила своим круизом многие районы Тернопольской области. В результате посрамленная «целительница», даже не начав сеанса, «благополучно» ретировалась, услышав пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог и расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его!»
Пресс-служба Тернопольской епархии

07.06.2002. ТЕРМІН КОНКУРСУ НА КРАЩИЙ ПРОЕКТ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРУ В ПОЛТАВІ ПРОДОВЖЕНО

5 червня відбулося засідання журі відкритого конкурсу на кращий проект кафедрального собору в м.Полтаві, присвячене розгляду поданих проектів. За результатами роботи переможця серед авторів поданих проектів не визначено. Термін конкурсу продовжено до 31 липня 2002 року. Учасникам конкурсу запропоновано продовжити роботу над проектами. До участі запрошуються й нові автори.
Визначено основні вимоги до проекту храму. Так, площа собору має визначатися з розрахунку на 1000 тих, що моляться. Храм має бути трипрестольним, причому площа головного Олтаря — близько 100 м2. Допоміжні приміщення пропонується розмістити в нижньому ярусі храму. Дзвіниця не повинна бути відокремлена від основної будівлі. Грошову премію для переможця конкурсу встановлено в розмірі 3000 гривень.
Довідки за телефонами: (05322) 7–93–87 — Ірина Олександрівна Калашникова, міськвиконком; (05322) 56–00–60 — прес-служба Полтавського єпархіального управління.
Прес-служба Полтавської єпархії

12.06.2002. АРХИЕПИСКОП ЛЬВОВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ АВГУСТИН: «МЫ ПОСТОЯННО ЧУВСТВУЕМ ПОДДЕРЖКУ И ПОМОЩЬ ВСЕЙ НАШЕЙ ЕДИНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТОЙ РУСИ ВО ГЛАВЕ С ЕЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЕМ»

В день 12-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Августин поделился своими мыслями о роли Его Святейшества в новейшей истории Русской Православной Церкви:
«12 лет Патриаршего служения — с чем их можно сравнить? По масштабу — это, как минимум, двойной срок работы в избираемых органах. За это время президент, депутат, любой избираемый на должность имеет возможность раскрыться, реализоваться полностью, что называется, состояться. Патриарх Алексий полон сил и энергии, и я уверен, что и в дальнейшем в его Патриаршество нашу Церковь ждет много свершений. В целом его служение выглядит как полностью определившаяся эпоха, которая уже вошла в историю как время духовного возрождения после десятилетий безбожия и гонений на Церковь. Именно это определяет характер последних 12-ти лет нашей церковной жизни.
Что еще хотелось бы отметить? Прежде всего — удивительную самоотверженность и колоссальную работоспособность Патриарха. Обычно человек с возрастом начинает все больше заботиться не столько о будущих результатах своего труда, сколько о сохранении своих прошлых наработок и достижений, своего, скажем так, имиджа. Святейший же трудится в таком темпе и на таком уровне, который и не каждый епископ способен выдержать. Это достойно восхищения, но это и обязывает нас, архипастырей и пастырей, брать пример с Предстоятеля, как надо полагать «душу свою за овцы своя».
Вспоминая сегодня избрание и поставление Алексия Второго на Патриаршее служение, хочу сказать, что лично мне оно во многом напоминает начало служения святителя Тихона, Патриарха всея Руси. Вспомните, помимо митрополита Тихона (Белавина) были ведь и другие кандидаты: самые знаменитые из них митрополиты Антоний (Храповицкий) и Арсений (Стадницкий). Не все епископы тогда, в 1917 г., были довольны результатами выбора, но по прошествии времени поняли: будь на месте св. Тихона Антоний (Храповицкий) или Арсений (Стадницкий) , Церковь, наверное, не смогла бы выбраться из омута расколов и нестроений ХХ века. Патриарх Тихон стал наиболее удачным для Русской Церкви избранником: твердый, принципиальный и в то же время удивительно добрый, готовый к реформам и верный традиции, считающийся с мнением народа и уверенно управляющий кораблем Церкви. Очевидно, что выбор святителя Тихона на Патриаршее служение был делом Промысла Божия.
Святейший Алексий в своем служении во многом похож на святителя Тихона. Его избрание тоже стало несомненным проявлением Промысла Божия о нашей Церкви. Сейчас даже страшно подумать, что нас всех могло ожидать, если бы во главе Церкви стал рвавшийся к Патриаршеству Филарет Денисенко. Но в такие судьбоносные и переломные мгновенья, как в 1917 и в 1990 годах, Господь Сам устрояет дела в Своей Церкви и не дает свершиться непоправимому.
Да, сегодня, как и при Патриархе Тихоне, Церковь — Хитон Христов — терзают раскольники и прочие враги Православия. Но вновь, как и в начале ХХ века, мы видим, что Церковь жива, полна сил совершать свое спасительное служение, а главное — едина. И Патриарх — главный залог этого единства. Для нас, гонимых православных Западной Украины, единство церковное особенно дорого и значимо. В наших бедах и обстояниях мы чувствуем поддержку и помощь всей нашей единой Церкви Святой Руси во главе с ее Предстоятелем».
Седмица.Ru

12.06.2002. КИЕВ. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВРУЧИЛ СЛУШАТЕЛЯМ АКАДЕМИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ ДИПЛОМЫ ОБ ОКОНЧАНИИ КАТЕХИЗАТОРСКИХ КУРСОВ

Курсы были организованы по просьбе руководства Академии МВД при содействии Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины силами преподавателей Киевской духовной академии. Дипломы об окончании курсов получили 40 слушателей Академии МВД. Вручение дипломов состоялось в Киево-Печерской Лавре, в академическом храме Киевских Духовных академии и семинарии — церкви Рождества Пресвятой Богородицы. На церемонии присутствовал начальник Академии Внутренних дел генерал-лейтенант Кондратьев Ярослав Юрьевич, который поблагодарил Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и военными формированиями и лично архиепископа Львовского и Галицкого Августина, преподавателей КДА за предоставленную возможность приобщения к христианским духовным ценностям своих подчиненных.

12.06.2002. ХЕРСОН. УСТАНОВЛЕНА НОВАЯ ТРАДИЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С ПОЧИТАНИЕМ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ ХЕРСОНСКОГО И ТАВРИЧЕСКОГО

В Херсоне прошли торжества по случаю 145-летия со дня кончины святителя Иннокентия Херсонского и Таврического (†1857). Родился подвижник, в миру Иван Алексеевич Борисов, в 1800 г. в г.Ельце Орловской губернии (ныне райцентр в Липецкой области на территории России) в семье священника. Окончив в 1819 г. Орловскую Духовную Семинарию, И.Борисов в числе лучших ее выпускников был направлен в Киевскую Духовную Академию. Последняя была учреждена в тот год на базе Киевской Духовной Семинарии, образованной, в свою очередь, в 1817 г. из реформированной Киевской Академии. В 1823 г. И.Борисов окончил КДА и первым из ее выпускников получил степень магистра богословия. Поэтому в дни празднования 50-летия КДА святителя Иннокентия назвали ее «первенцем». Направленный на преподавательскую работу в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию, И.Борисов в том же 1823 г. принимает монашество с именем Иннокентия и священный сан. С 1824 г. подвижник преподает в Санкт-Петербургской Духовной академии, с 1825 г. является ее инспектором, в 1826 г. возводится в сан архимандрита. Преподавая в Санкт-Петербурге, святой Иннокентий зарекомендовал себя как образцовый лектор, педагог-новатор, талантливый проповедник. Особенно прославила его книга «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», изданная в 1830 г. Эту книгу биограф святого Иннокентия Т.Буткевич охарактеризовал, как «неподражаемое дивное творение русского богословствующего ума». Автора «Последних дней» прозвали также «Русским Златоустом». В 1830 г. подвижника назначают ректором КДА, которая накануне испытывала внутренние неурядицы и нуждалась в хорошем руководителе. Впоследствии святой Иннокентий напишет: «Я старался сделать все, что зависело от меня, чтоб Киев давал знать о себе… Опыт теперь показал мне, что труд был не напрасен. В церковном отношении о Киеве говорят теперь более, чем о Москве и даже о Петербурге». Недаром первый ректор Киевского Университета историк М.Максимович в своих «Письмах о Киеве», посвященных славному ректору КДА, с которым ученый тесно дружил, назвал подвижника Иннокентием Киевским. В 1836 г. святой Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, с сохранением должности ректора КДА. Во время поездки в Санкт-Петербург для возведения в архиерейский сан подвижник удостоился также избрания в действительные члены Академии Наук. Весной 1841 г. святителю Иннокентию было предписано взять на себя управление Вологодской епархией, где подвижник трудился до конца декабря. Затем его назначают епископом Харьковским. В 1845 г. святитель удостаивается сана архиепископа, с 1848 г. и до самой кончины управляет Херсоно-Таврической епархией, которая тогда охватывала почти весь юг нынешней Украины и имела архиерейскую кафедру в Одессе.
Во многих местах своего святительского служения подвижник, помимо иных трудов, принимал на себя заботу о возрождении некогда упраздненных монастырей и основании новых. К числу восстановленных святым Иннокентием обителей относятся и столь знаменитые, как Святогорская пустынь на Слобожанщине, Бахчисарайский и Инкерманский скальные монастыри в Крыму.
Во время Крымской войны 1853–1856 гг., в которой против Российской империи выступила англо-французско-турецкая коалиция и основные события которой развернулись в пределах Херсоно-Таврической епархии, к прежним заслугам святого Иннокентия прибавился и его великий подвиг служения делу защиты родной земли. Подвижник изумлял свою паству героическим присутствием духа, когда, невзирая на сильный обстрел Одессы 10 апреля 1854 г. военно-морской англо-французской эскадрой с моря, совершал в кафедральном соборе города богослужение и когда, находясь под неприятельскими выстрелами, воодушевлял защитников осажденного Севастополя. В народе говорили, что если бы командование армией доверили святителю Иннокентию, то войну удалось бы выиграть.
Современники глубоко почитали святого Иннокентия. Они восторгались не только его благочестием, даром проповедника и пастыря, но и осведомленностью подвижника в самых разных областях знаний. Даже военные, не говоря об ученых гуманитарного, естественнонаучного и физико-математического направлений, могли свободно говорить со святым Иннокентием о профессиональных глубинах своей стези. Подвижник поддерживал связь со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе государственными деятелями М.С.Воронцовым и С.С.Уваровым, историками М.П.Погодиным и О.М.Бодянским, писателями Н.В.Гоголем, С.П.Шевыревым, А.С.Хомяковым, г.Ф.Квиткой-Основьяненко, А.К.Толстым.
Почил святой Иннокентий в 1857 г. Тело архипастыря было погребено в Одессе. В 1997 г. подвижник причислен к лику местночтимых одесских святых. Тогда же состоялось и обретение мощей святителя.
Нынешняя Херсонская епархия Украинской Православной Церкви охватывает лишь часть территорий, духовно окормлявшихся святителем Иннокентием на закате его земной жизни, но именно она унаследовала название управлявшейся подвижником епархии. По случаю 145-летия со дня кончины святого архипастыря архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан в сослужении херсонского духовенства совершил в Свято-Духовском кафедральном соборе праздничное Всенощное бдение и Божественную Литургию. При этом накануне Литургии был отслужен составленный самим святителем Иннокентием акафист в честь Покрова Божией Матери. Совершение этого акафиста по пятницам перед чтимой Касперовской иконой Божией Матери стало доброй традицией херсонцев с того времени, когда святыню прославил все тот же святой Иннокентий. С именем подвижника связана и традиция совершения в День Святого Духа крестного хода с Касперовским образом. В нынешнем году верующие отметят 150-летие со дня установления этого крестного хода.
По благословению архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана отныне день памяти святителя Иннокентия будет отмечаться в качестве епархиального праздника и на Херсонщине.

13.06.2002. СЕВАСТОПОЛЬ. ПРИ УЧАСТИИ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ РАЗРАБОТАНЫ ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ С ПОСЕЩЕНИЕМ СВЯТО-КЛИМЕНТОВСКОГО ИНКЕРМАНСКОГО И СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКОГО ФИОЛЕНТОВСКОГО МОНАСТЫРЕЙ

Обе древние святыни, известные своими пещерными храмами и богатой историей, являются одними из наиболее почитаемых в Крыму. Туристические маршруты, тексты экскурсий и их время уже определены отделами туризма и по делам религий Севастопольской городской государственной администрации совместно с руководством местного благочиния УПЦ. Об этом сообщила журналистам начальник отдела туризма горадминистрации Людмила Куртьева.
ForUm / Пресс-служба УПЦ

13.06.2002. В ХАБАРОВСКЕ ОСВЯЩЕН ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ ИРКУТСКОГО — ВОСПИТАННИКА КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ И ПОСТРИЖЕНИКА КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Первый епископ Иркутской епархии, просветитель и молитвенный заступник Восточной Сибири, святитель Иннокентий (в миру Иоанн Кульчицкий), окончив Киево-Могилянскую академию, принял постриг в Киево-Печерской Лавре. В 1710 г. он был вызван в Москву для преподавания в Славяно-греко-латинской академии, через 9 лет назначен обер-иеромонахом русского флота, а в 1721 г. определен главой Русской духовной миссии в Пекине и возведен в сан епископа. По прибытии на границу с Китаем выяснилось, что китайское правительство отказало епископу Иннокентию в визе: по неосторожности русских дипломатов подвижник был назван в переписке с Китаем «великим господином». В результате святой Иннокентий вынужден был шесть лет жить в Забайкалье без крова и средств к существованию. Стойко перенеся невзгоды, святитель совершал богослужения и просвещал святым крещением бурят и монголов. В 1727 г. пришел указ о назначении епископа Иннокентия правящим архиереем новоучрежденной Иркутской епархии. Близость границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество язычников, бездорожье и бедность — все это делало пастырский труд святого Иннокентия тяжелым, а жизнь — полной лишений. Неутомимо занимался святитель устройством епархии, укреплением духовно-нравственного уровня паствы, воспитывал клириков, содержал школы, строил храмы, обновлял монастыри. В трудах и лишениях он обретал духовную твердость, смирение и прозорливость. Преставился святой Иннокентий в 1731 г., 50-ти лет от роду. В 1764 г. тело святителя обрели нетленным, а в 1805 г. он был причислен к лику святых. Память святителя отмечается 22/9 февраля и 9 декабря/26 ноября. Освященный ныне в Хабаровске Свято-Иннокентиевский храм является единственной сохранившейся в городе старинной каменной православной церковью изящной архитектуры, признан памятником истории и культуры края. Воздвигнутый в 1898 г., храм был закрыт в 1931-м, а в 1992-м возвращен верующим и за последние шесть лет восстановлен и благоустроен. В день освящения храма епископ Хабаровский и Приамурский Марк совершил здесь Божественную Литургию, после которой выразил глубокую благодарность правительству края, администрации города, православным христианам и благотворителям — всем, кто оказал содействие в деле возрождения святыни.
Радонеж / Пресс-служба УПЦ

15.06.2002. КИЕВ. ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, В КОТОРОМ НАХОДИТСЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ», ТОРЖЕСТВЕННО ОТМЕТИЛ 10-ЛЕТИЕ СВОЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основанная в конце XIX в. в виде женской монашеской общины и преобразованная в 1901 г. в монастырь, Введенская обитель упразднялась в XX в. дважды — в послереволюционную эпоху и в 1961 г., после первого возрождения в 1942-м. Второе возрождение святыни началось на закате столетия. В 1992 г. Введенский храм обрел статус приходского, 15 июня в нем была совершена первая после долгого перерыва Божественная Литургия. В 1993 г. храм прославился на весь СНГ своей чудотворной иконой Божией Матери «Призри на смирение»: старинный список с образа, явленного в XV в. на Псковщине, она чудесно отобразила на стекло своего киота, которого не касалась, собственный негативный отпечаток. В 1996 г. Введенский приход преобразован в мужской монастырь. Все эти 10 лет возрождением обители руководит архимандрит Дамиан (Давыдов) — в прошлом один из первых насельников Киево-Печерской Лавры периода ее возрождения в 1988–1991 гг.
По случаю юбилея в престольном храме была совершена праздничная Божественная Литургия. В сослужении наместника обители, архимандрита Дамиана, и братии, при стечении нескольких сотен мирян, Божественную Литургию совершил наместник Киево-Печерской Лавры и викарий Киевской епархии епископ Вышгородский Павел. По завершении Литургии было совершено чтение канона перед чудотворной Киевской иконой Божией Матери «Призри на смирение». В конце торжества владыка Павел тепло поздравил всех собравшихся с 10-летним юбилеем начала возрождения Введенской обители и отмечаемым в этот день праздником Киево-Братской иконы Божией Матери.
«Желаю этому святому месту и всем Вам, дорогие братия и сестры, чтобы никогда больше не проходили бури атеистических вихрей и безбожных гонений, но Благодать Святого Духа, Которая хранит обитель, Покров Божией Матери и молитвы Преподобных Печерских да пребывают всегда с нами во все дни нашей земной жизни!» — сказал Его Преосвященство в своем поздравительном слове.
По просьбе участвовавшего в торжестве корреспондента пресс-службы Украинской Православной Церкви архимандрит Дамиан поделился кратким воспоминанием о предыстории 15 июня 1992 г.: «Идея возрождения Введенской обители родилась в рядах Киево-Могилянского Братства, которое было учреждено в Лавре в 1989 г. и участвовало в возвращении Церкви некогда отобранных у Нее храмов и монастырей: Выдубицкого, Ионинского, Кирилловского, Введенского. Была организована церковная община, которая с декабря 1991 г. приходила во Введенский храм — еще принадлежавший Агропрому — и совершала здесь молебны. При этом, однако, богослужебная сторона жизни возрождаемой святыни была какой-то сдержанной: находившийся тогда на посту Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополит Филарет почему-то запрещал здесь служить. Когда же, учинив раскол, митрополит Филарет был смещен с поста Предстоятеля, а избранный новым Предстоятелем Блаженнейший Митрополит Владимир еще не прибыл в Киев, здесь находился архиепископ Винницкий Макарий, который и благословил нам совершить во Введенском храме первую Литургию. Для этого нам был выдан Антиминс. В том году 15 июня был Духов День, отмечаемый сразу после праздника Святой Троицы. Мы испытывали большую радость и священный трепет: через 31 год запустения в храме снова началась евхаристическая жизнь, совершилось поминовение матушки Димитры — основательницы монастыря. После Литургии читали акафист Святому Духу: с надеждой, что Его присутствие и мощь направит начинаемое дело в нужное русло. И видим, что Дух Святой не оставляет нашу обитель, как и всю нашу Святую Церковь».
На вопрос же о том, как продвигается сегодня дело возвращения обители еще не отданных ей монастырских зданий, архимандрит Дамиан ответил: «За корпуса мы уже устали бороться: они приватизированы. Но очень хотелось бы восстановить уничтоженную в советское время малую монастырскую колокольню. Однако земля, на которой она стояла, находится в аренде у наших соседей — у Мединжсервиса. Проблема остается нерешенной».

17.06.2002. КИЕВ. ВЫШЛА В СВЕТ ИЗДАННАЯ КИЕВО-ВВЕДЕНСКИМ МОНАСТЫРЕМ КНИГА ЗНАМЕНИТОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬНИЦЫ ЛЮДМИЛЫ АНДРЕЕВНЫ ПРОЦЕНКО О НЕКРОПОЛЯХ НАД БЛИЖНИМИ И ДАЛЬНИМИ ПЕЩЕРАМИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

«И до небес рукой подать» — так называется новая книга. Смысл этого названия раскрыт в предисловии, написанном наместником Киево-Введенского монастыря архимандритом Дамианом (Давыдовым): «Общеизвестно, что храм — это место, где посредством молитвы осуществляется связь земной и небесной церквей… Но люди часто забывают, что таким же особенным и святым местом является кладбище, или, на языке исторической науки, некрополь».
Автор книги, Людмила Андреевна Проценко (†2001), была прямым потомком родов Богдана Хмельницкого и Павла Тетери. Она родилась в семье профессора Киевской консерватории А.Ф.Проценко и оперной певицы К.К.Демидовой, окончила историко-архивное отделение исторического факультета Киевского университета, работала начальником отдела древних актов Центрального государственного исторического архива Украины. В 1967 г. стала первым директором Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины. В этот период по поручению общества охраны памятников истории и культуры начинает работу над темой «Некрополь», которая становится главной темой ее научных изысканий. Благодаря ее исследованиям, десятки тысяч имен выдающихся людей нашей страны не исчезли бесследно, остались в памяти потомков. Л.А.Проценко вела огромную общественную работу, являлась членом правления городского и почетным членом республиканского общества охраны памятников. При ее непосредственном участии был создан мемориал на Лукьяновском кладбище. 40 тысяч персоналий (именных карточек), 85 научных трудов, 3 документальных фильма, несколько публикаций, в том числе книга «Киевский некрополь» — все это результат 40-летней неутомимой работы ученого и исследователя. Книга «И до небес рукой подать» издана на высоком полиграфическом уровне, имеет суперобложку, включает 160 страниц, богатый набор фотоиллюстраций, значительная часть которых взята из фондов Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и Центрального государственного кинофотоархива Украины. Руководивший изданием книги архимандрит Дамиан является одним из первых насельников возрожденной в 1988 г. Киево-Печерской Лавры и в свое время стал инициатором воссоздания разрушенных древних кладбищ над Ближними и Дальними лаврскими пещерами. Совместно с Л.А.Проценко архимандриту Дамиану удалось восстановить десятки надгробий, вернуть из небытия множество имен лиц духовного звания, полководцев и деятелей культуры, погребенных в святой лаврской земле. «Моя учительница» — так говорит архимандрит Дамиан о Людмиле Андреевне, которой не суждено было увидеть на земле изданным свой труд о некрополях при лаврских пещерах.
20 июня в 17 часов в Музее истории г.Киева состоится презентация книги «И до небес рукой подать». Эта акция станет одновременно и вечером памяти Людмилы Андреевны Проценко.
Опровергая слухи о якобы принадлежности исследовательницы к филаретовскому расколу, архимандрит Дамиан сказал: «Это неправда. Людмила Андреевна приняла святое Крещение в зрелом возрасте и шла к нему сознательно. Мне довелось крестить ее. Она мечтала, чтобы тот же священник и проводил ее в вечный путь. Но в ее окружении нашлись люди, которые почему-то не исполнили этой воли и организовали отпевание почившей в Пирогощей церкви, принадлежащей филаретовцам. Тем не менее, мы совершили заочное отпевание Людмилы Андреевны, молимся об упокоении ее души и благодарим ее за то, что она сделала для увековечивания памяти погребенных в Киеве и в Украине».

17.06.2002. ЛЬВІВ. У БУДИНКУ ОФІЦЕРІВ ПРОЙШОВ ОРГАНІЗОВАНИЙ ЛЬВІВСЬКОЮ ЄПАРХІЄЮ УПЦ МІСЯЧНИК ДИТЯЧОЇ ЦЕРКОВНОЇ ТВОРЧОСТІ «ВЕЛИКДЕНЬ-2002»

За благословенням Високопреосвященнішого архієпископа Львівського і Галицького Августина, з 19 травня по 2 червня у Львівському будинку офіцерів проходив Місячник дитячої церковної творчості «Великдень-2002» Львівської єпархії Української Православної Церкви. Цей захід включав у себе конкурси з різних видів мистецтва: поезія, пісня, малюнок, прикладне мистецтво, фотографія, а також знання Закону Божого і читання церковнослов’янською мовою.
Виставка малюнків і творів прикладного мистецтва була відкритою щодня завдяки чергуванню, організованому Львівським молодіжним православним братством Почаївської ікони Божої Матері. В будинку офіцерів були виставлені роботи дітей з різних парафій Львівської єпархії.
Урочисте відкриття Місячника 19 травня співпало із Неділею святих Жон-мироносиць і відбулося за участю Високопреосвященнішого владики Августина. На свято з’їхалися юні парафіяни з різних районів Львівської області. Дуже багато учасників прибуло з Дрогобицького, Жовківського, Радехівського, Самбірського та Стрийського районів, міст Борислава, Червонограда і, звичайно, зі Львова. У вступному слові владика сказав, що завданням цього Місячника є не нагородження переможців, а заохочення і виявлення дитячих талантів. Тоді ж відбувся і конкурс духовної поезії юних авторів. У цьому конкурсі оцінювалися зміст, декламація та артистичність. Серед інших поетичних творів особливу увагу привернула поема «Сватання Риму до України», котру поставили в ролях парафіяни з села Тетевчиці Радехівського району.
26 травня відбулося свято пісні. Цей конкурс був найважчим. Журі оцінювало учасників по двох номінаціях: сольний і ансамблевий спів. Як і попереднього разу, всіх учасників було поділено на вікові категорії: 5–7, 8–10, 11–14 та 15–18 років. Спочатку виступали найменші, які впевнено і сміливо почувалися перед великою аудиторією, потім — старші. Сольний спів переплітався з багатоголосим виконанням. Учасникам, виконавцям і глядачам дуже сподобався виступ тріо з м.Борислава.
І нарешті, 2 червня до м.Львова з’їхалися знавці Закону Божого та церковнослов’янської мови, щоб взяти участь у Богословській олімпіаді. На відміну від інших, цього дня конкурси були закритого типу, тобто кожного учасника слухало лише журі на чолі з викладачем Почаївської Духовної Семінарії ієромонахом Євменієм. Всі учасники були дуже старанними і докладали максимум зусиль, щоб представити не тільки себе, але й свою парафію. Богословська олімпіада була особливою ще й тому, що, за згодою з Ректором Почаївської Духовної Семінарії, переможець олімпіади у віці 17–18 років при бажанні може вступити до Почаївської Духовної Семінарії без екзаменів. Але, на жаль, серед учасників не знайшлося школярів старшої вікової категорії.
Цього ж дня відбулося і урочисте закриття Місячника. Владика Августин особисто вручав Архієрейські грамоти і пам’ятні подарунки. На урочистому закритті виконувалися вірші і пісні. А Іван Царук з с.Тетевчиць Радехівського району отримав за прекрасне виконання пісень особливу нагороду — ювілейну медаль «2000-ліття Різдва Христового». Потім всі переможці сфотографувалися на пам’ять.

17.06.2002. ЧЕРНИГОВ. В ТЕЧЕНИЕ 10 ДНЕЙ ЧТИМЫЙ СПИСОК С КИЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ», ПРИВЕЗЕННЫЙ ИЗ КИЕВО-ВВЕДЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, ПРЕБЫВАЕТ В ДРЕВНЕМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ

12 июня, в День отдания Святой Пасхи и накануне праздника Вознесения Господня, в Чернигов прибыл чтимый список Киевской иконы Божией Матери «Призри на смирение». Под звон колоколов святыню встретил на Валу — территории древнего черниговского кремля — крестный ход, возглавляемый настоятелем Спасо-Преображенского собора иеромонахом Ионой. Затем святой образ был торжественно перенесен в упомянутый храм XI в. — ровесник Софии Киевской. Святыня пробудет здесь в течение 10 дней.

17.06.2002. КИЇВ-ЛЬВІВ. АРХІЄПИСКОП ЛЬВІВСЬКИЙ І ГАЛИЦЬКИЙ АВГУСТИН ПРОВІВ У ЛЬВОВІ ЄПАРХІАЛЬНІ ЗБОРИ ДУХОВЕНСТВА ТА ЗУСТРІВСЯ З ЧЛЕНАМИ ЛЬВІВСЬКОГО БРАТСТВА

6 червня керуючий Львівською єпархією Української Православної Церкви архієпископ Львівський і Галицький Августин провів у Львові чергові єпархіальні збори духовенства. Під час зустрічі, за встановленим порядком, відбулося спочатку обговорення новин церковного життя; потім — стану вирішення поставлених перед місцевою владою питань щодо буття православної Львівської єпархії в умовах уніатського оточення; далі було заслухано виступи з місць та робочі пропозиції, зокрема — про проведення влітку коротких курсів читців, псаломщиків та дзвонарів (львівський православний храм святого Георгія є однією з небагатьох церков у місті, в якій дзвонарська справа перебуває на досить високому рівні); нарешті, було прийнято підсумкові рішення, висловлено робочі поради парафіям єпархії та заслухано доповіді священиків з богословської тематики та з практичних питань пастирського служіння.
8 червня владика Августин мав окрему зустріч з Головою Львівського братства святих апостолів Петра і Павла Чуйним В.І., а наступного дня взяв участь у зборах братства, під час яких відбулися кадрові зміни та було заслухано звіт про роботу різних секцій та пропозиції щодо подальшої роботи братства.
11 червня, перебуваючи в Києві, архієпископ Августин звершив молебень з акафістом перед мощами святого Іллі Муромця у Ближніх печерах Києво-Печерської Лаври. Цей молебень звершується щоденно як прохання до Бога про благословення на хресний хід з мощами та іконою святого воїна Феодора (адмірала Ушакова) на кораблях Військово-Морських сил України та Чорноморського флоту Російської Федерації.

17.06.2002. ЧЕРНИГОВ. СОЖЖЕННЫЙ ФАШИСТАМИ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ В СЕЛЕ СЫРАИ КОЗЕЛЕЦКОГО РАЙОНА БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕН

14 июня в с.Сыраи Козелецкого благочиния Черниговской епархии, полностью уничтоженном вместе со своим Свято-Троицким храмом фашистами в годы Великой Отечественной войны, викарий Черниговской епархии епископ Новгород-Северский Амвросий совершил освящение закладного камня на месте поруганной святыни. В торжестве участвовали благочинный Козелецкого округа митрофорный протоиерей Михаил Терещенко, руководители местной власти.

17.06.2002. ЧЕРНИГОВ. В ЕПАРХИИ ОСВЯЩЕН ПРЕСТОЛ ЕЩЕ ОДНОГО ПРАВОСЛАВНОГО МОЛИТВЕННОГО ДОМА

Последний расположен в с.Водильцы Черниговского района и посвящен иконе Покрова Божией Матери. Освящение престола совершил 16 июня, по благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония, викарий Черниговской епархии епископ Новгород-Северский Амвросий.

19.06.2002. ВОЛОДИМИР-ВОЛИНСЬКИЙ. У ЗИМНЕНСЬКОМУ СВЯТОГОРСЬКОМУ УСПЕНСЬКОМУ МОНАСТИРІ ВІДБУЛАСЯ НАУКОВО-ПРАКТИЧНА КОНФЕРЕНЦІЯ ЛІКАРІВ-ОФТАЛЬМОЛОГІВ ЗАХІДНОГО РЕГІОНУ УКРАЇНИ

15–16 червня, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира, в Святогорському Зимненському Успенському ставропігійному жіночому монастирі відбулася науково-практична конференція лікарів-офтальмологів Західного регіону України з проблеми діагностики консервативного та хірургічного лікування косоокості у дітей. Було піднято також проблему нових технологій факоемульсифікації вродженої катаракти у дітей та проблему профілактики сліпоти у дітей, народжених від ВІЛ-інфікованих та хворих на СНІД батьків.
Конференцію проводила Асоціація дитячих офтальмологів України, яку очолює головний дитячий офтальмолог Міністерства Охорони Здоров’я України, головний офтальмолог Управління Охорони здоров’я Київської міської держадміністрації Сергій Олександрович Риков.
Враховуючи високий відсоток захворюваності очей серед дитячого населення регіону, при Успенському монастирі планується відкриття кабінету охорони зору дітей, де будуть працювати провідні лікарі АДОУ.

22.06.2002. УКРАЇНСЬКУ ПРАВОСЛАВНУ ЦЕРКВУ ВІДВІДАВ АРХІЄПИСКОП ПРАЗЬКИЙ І ВСІХ ЧЕСЬКИХ ЗЕМЕЛЬ ХРИСТОФОР

Група прочан на чолі з архієпископом Празьким і всіх Чеських земель Христофором перебувала на Закарпатті. Своє знайомство з краєм гості почали з участі в торжествах, що відбувалися в неділю 9 червня в Ужгородському Хрестовоздвиженському соборі. В цей день єпископ Хустський і Виноградівський Іоанн привіз до Ужгородського собору ковчег з часткою святих мощей покровителя Закарпатського краю преподобного Алексія Карпаторуського, сповідника. Святі мощі зібрали у соборі велику кількість богомольців зі всього Закарпаття та чисельних гостей. У співслужінні духовенства Божественну літургію служили архієпископ Празький і всіх Чеських земель Христофор, єпископ Хустський і Виноградівський Іоанн та єпископ Мукачівський і Ужгородський Агапіт.
11 червня гості з Чехії прибули у Хуст, де побували в кафедральному Кирило-Мефодіївському соборі, Благовіщенському храмі та ознайомилися з містом. Цього ж дня прочани побували у Свято-Миколаївському чоловічому монастирі с. Іза-Карпутлаш, де перед мощами преп. Алексія був відслужений молебень. Вдень гості відвідали с. Нанково, родом з якого був колишній Предстоятель Чехословацької Православної Церкви Блаженніший митрополит Дорофей (упокоївся в 2000 році), та побували у Свято-Духівському храмі. Ввечері прочани молились у Різдва Богородиці жіночому монастирі с. Липча. Наступного дня, в день віддання свята Пасхи, була відслужена Літургія, після чого гості відвідали Архангело-Михайлівський с. Драгово-Забродь, Свято-Успенський с. Угля та Свято-Вознесенський с. Чумалево жіночі монастирі.
13 червня, в день Вознесіння Господнього, архієпископ Христофор та єпископ Іоанн у співслужінні духовенства Хустської єпархії відслужили святкову Божественну літургію. Після богослужіння владика Іоанн вручив архієпископу Христофору ікону Святої Трійці як символ братньої любові та єдності між нашими народами. Цього ж дня прочани відбули додому.

22.06.2002. СУМИ. ВІДБУВСЯ ДРУГИЙ ВИПУСК У СУМСЬКОМУ ДУХОВНОМУ УЧИЛИЩІ

У п’ятницю, 14 червня, відбувся випуск у Сумському духовному училищі. Цього року його закінчило 13 студентів. На відміну від попереднього першого випуску, нинішні випускники протягом усього терміну навчання займалися стаціонарно. До числа випускників належить кілька священнослужителів. Але більшість — миряни, які далі продовжать нести послух на приходах. Планується, що кілька випускників з нового навчального року почнуть викладати у школах предмет «Основи православної етики і культури».
Серед випускників також є дві дівчини. В Православній Церкві жінки не можуть ставати священнослужителями, тому вони будуть працювати на благо Церкви саме як освічені миряни. Акцент на підготовці вірних Церкві мирян є одним з напрямків роботи училища, в якому, крім суто богословських предметів, читаються і загальногуманітарні: психологія, педагогіка тощо.
Серед реальних прикладів роботи студентів та випускників уже зараз можна назвати підготовку та проведення православної радіопрограми «Воскресіння», написання статей з релігійної проблематики в різні газети міста і навіть написання книг щодо діяльності деструктивних релігійних культів на теренах нашої країни.

22.06.2002. ДНЕПРОПЕТРОВСК. ВЫПУСКНИКАМ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ «ЛЕСТВИЦА» ВРУЧЕНЫ АТТЕСТАТЫ О НАЧАЛЬНОМ ДУХОВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Воскресная детская школа организована в 1997 г. при Днепропетровском благотворительном центре «Лествица». В нынешнем году из ее стен вышел 4-й выпуск учеников. Аттестаты завершившим начальное духовное образование «лествичникам» вручил 17 июня архиепископ Днепропетровский и Павлоградский Ириней. В его напутственном слове выражалась надежда, что знания, почерпнутые в «Лествице», помогут юным гражданам Украины найти верную дорогу в жизни, и на каком бы поприще они ни трудились в дальнейшем, их деятельность неизменно будет озарять свет Правды Христовой.
Многие выпускники «Лествицы» стали студентами Белгородской духовной семинарии, Свято-Тихоновского богословского института, Полтавского духовного училища, Корецкого регентско-катехизаторского училища.
Вот как ребята, получившие начальное образование в «Лествице», вспоминают о первых шагах на пути духовного просвещения. «Воскресная школа «Лествица» — это тот мост, который соединил меня с Церковью. Здесь я получил начальное духовное образование, и это дало возможность поступить в духовное училище. «Лествица» указала мой дальнейший путь» (Сидоркин Виталий, студент 3 класса Полтавского духовного училища); «Лествица» для меня открыла путь в жизнь не только повседневную, но и в вечную. Я благодарна Богу за это» (Кутакова Юлия, студентка Православного Свято-Тихоновского богословского института); «Я благодарен всем преподавателям за те знания, которые получил за время учебы в «Лествице», а паломничества по Святым местам запомнились на всю жизнь» (Максим Мельниченко, студент 3 курса Белгородской духовной семинарии); «Я благодарна Богу, преподавателям «Лествицы» и скучаю по ней. Когда я бываю дома — я стремлюсь увидеться с тружениками «Лествицы» и прихожу, как в свой родной дом» (Кормич Мелания, ученица 2 класса Корецкого Регентско-катехизаторского училища); «Это школа необычная. Во-первых, по целям — воспитать не только сердце, но и дух; восполнить не только недостаток в знаниях церковно-нравственного порядка, но и в качестве самой жизни ребенка — показать особую ценность жизни, помочь наполнить ее новым смыслом. А во-вторых, в отличие от других школ, дети приходят сюда по своему желанию, и потому достигается удивительное единение со своими преподавателями, что бывает не так уж и часто. Они не только учатся, но и учат» (Кравец Артем, студент Православного Свято-Тихоновского богословского института).
Теплые слова о школе звучали из уст всех учеников. Многие из них высказывали благодарность учителям и духовному наставнику «Лествицы» протоиерею Игорю Собко не только за знания по богословию, но и за пережитые вместе радости познания Истины. Такие же чувства испытывали и учителя, давшие выпускникам путевку в мир Православия. Ведь слово «педагогика» переводится с греческого как «детоводительство». Это совместный путь учителя и ученика к истине и знаниям.
«Лествица» — школа с 7-летней учебной программой. Сейчас начальное духовное образование в ней получают 220 маленьких жителей Днепропетровска. Несмотря на занятость в общеобразовательных школах, дети с радостью приходят в «Лествицу», чтобы образовывать ум и познавать душеполезные истины. В «Лествице» изучают Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, литургику, катехизис, историю Церкви и церковнославянский язык, для учеников работают студии хорового пения, церковной живописи и прикладного искусства. Но главное — здесь учат любви, которую проповедовал на земле Господь.
На каникулах и после получения аттестатов о начальном духовном образовании ученики совершают паломничества по монастырям Украины и России. Отправятся в странствие по святым местам и нынешние выпускники. Ребята побывают в Оптиной и других пустынях, Троице-Сергиевой лавре, Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, храме Христа Спасителя и святынях первопрестольного града Москвы. Они ближе познакомятся с монашеской жизнью и бытом, соприкоснутся с живой историей Церкви. И наставник, и учителя уверены, что это поможет юным христианам утвердиться в святой отеческой православной вере.

25.06.2002. КИЕВ. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР НА ТРОЕЩИНЕ ОТМЕТИЛ СВОЕ ПЯТИЛЕТИЕ

В день Святого Духа 24 июня состоялось торжественное празднование первого юбилея Свято-Троицкого собора — одного из самых больших и величественных церковных комплексов, построенных в Киеве за период независимости Украины. Высота колокольни собора достигает около 40 метров. Храм украшает семиярусный иконостас тонкой резной работы. На территории собора — в основании колокольни — расположены учебные классы воскресной школы, художественной и певческой студий.
Храм был воздвигнут на левом берегу Днепра в 1997 году силами прихожан при содействии Ватутинской районной госадминистрации. Пять лет назад в праздник Святого Духа Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир освятил центральный престол собора в честь Святой Троицы. Левый придел был освящен в честь преподобного Серафима Саровского, правый — во имя великомученика Георгия Победоносца.
По случаю праздника Божественную литургию совершил благочинный Киева протоиерей Виталий Косовский в сослужении с настоятелем Свято-Троицкого храма протоиерея Димитрия Григорака и многочисленного духовенства, прибывшего на юбилей. Среди почетных гостей на праздновании присутствовал глава Деснянской районной госадминистрации — В.А.Лога.

25.06.2002. РІВНЕ. АРХІЄПИСКОП РІВНЕНСЬКИЙ І ОСТРОЗЬКИЙ ВАРФОЛОМІЙ ОСВЯТИВ У СЕЛІ РЕМЕЛЬ РІВНЕНСЬКОГО РАЙОНУ НОВОЗБУДОВАНИЙ ХРАМ НА ЧЕСТЬ СВЯТИХ ЖОН-МИРОНОСИЦЬ

Село Ремель нараховує 43 будинки, з яких у 36 постійно проживають сельчани. 17 березня 1943 року, під час Великої Вітчизняної війни, німецькі окупанти за допомогу селян партизанам оточили село і, влаштувавши облаву, розстріляли 465 жителів, а село спалили. Окупанти не пожаліли навіть дітей: у сільській школі розстріляли вчителя і 31 учня. Пощастило врятуватися лише 32 мешканцям, які згодом і відродили село.
Розстріляних людей поховали у братській могилі на тому місці, де, за переказами, стояла сільська церква, яку разом з селом спалили в 16 столітті турки і татари.
І ось сьогодні на місці братського поховання і постала нова церква на честь Святих жон-мироносиць. Село невелике, але люди живуть однією дружною сім’єю, тому і змогли побудувати новий храм, який ще більше їх згуртовує. Новозбудована церква стала пам’ятником сільській трагедії, де постійно буде підноситися молитва за вічний спокій загиблих та мир і благополуччя живих.
25.06.2002. РІВНЕ. СВЯТО-ТРОЇЦЬКИЙ МЕЖИРИЦЬКИЙ ЧОЛОВІЧИЙ МОНАСТИР ВШАНУВАВ БЛАГОДАТНУ МЕЖИРИЦЬКУ ІКОНУ БОГОМАТЕРІ
З нагоди свята 11 червня до монастиря прибув архієпископ Рівненський і Острозький Варфоломій, який звершив у Троїцькому храмі Божественну літургію і святковий молебень. Вшанування Межиріцької ікони Божої Матері на загальноцерковному рі