Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

70-летие Андрея Тарковского

К 70- ЛЕТИЮ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

4 апреля исполнилось 70 лет со дня рождения Андрея Арсеньевича Тарковского, великого кинорежиссера ХХ века, чьи фильмы стали классикой мирового киноискусства. Он смог поставить немного фильмов (как написал один критик — 7 1/2 ), умер в изгнании и похоронен в чужой могиле, однако едва ли не каждое его творение становилось событием в духовной жизни Европы. «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение» — все фильмы режиссера разноплановы, отмечены глубокими, напряженными духовными исканиями и выдающимися художественными открытиями.
Род Тарковских происходит из Елисаветграда (Кировограда), где родился (в 1907 году) и вырос отец режиссера — известный поэт Арсений Александрович Тарковский. Их семья была связана родственными узами с основоположником украинского театра И.К.Тобилевичем (Карпенко-Карым): отец поэта Александр Тарковский был воспитанником, а его тетя Надежда была замужем за драматургом. Затем Арсений Тарковский переехал в Москву, где учился поэтическому мастерству у замечательных поэтов «серебряного века» Валерия Брюсова и Федора Сологуба, общался с Осипом Мандельштамом, Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой, Николаем Заболоцким. Он был классиком поэтического перевода, однако оригинальные творения Арсения Тарковского постоянно попадали под запреты различных цековских постановлений, и слава замечательного поэта пришла к нему, благодаря книгам, изданным уже на закате его жизни (в 1960-80-е годы).
Андрей Тарковский родился в 1932 году и был восприемником высоких культурных и творческих традиций своей славной семьи. Первый же фильм режиссера «Иваново детство» стал не только новым словом в кинематографе, но и поразил новым взглядом на войну, постановкой проблем «добра и зла», увиденных глазами послевоенного мальчишки. «Андрей Рублев», признанный шедевром киноискусства, открыл потрясенному западному зрителю неведомый доселе мир православной культуры и древнерусской истории. «Солярис», «фильм из будущего», — трагическая притча об одиночестве человека и человечества в мироздании и сладостном возвращении в «отчий дом», к Богу; напоминание о возвращении блудного сына к Отцу (этим сюжетом заканчивается картина). «Сталкер» потряс человечество дважды: сначала как «фильм — предупреждение», а после Чернобыля — как сбывшееся пророчество. Менее известно «Зеркало», сложный ассоциативный фильм, хотя некоторые считают его лучшим фильмом режиссера.
Судьба истинного художника на родине была традиционно трагической. Тарковский был переполнен замыслами, мечтал снимать картины и по Шекспиру, и по пушкинскому «Борису Годунову», однако натыкался на сплошные запреты. Годами был безработным. Его дневники пестрят записями о бесконечной и изнурительной борьбе с цензорами и чиновниками за право на свободу творчества и за право своих фильмов быть увиденными («Андрей Рублев» был показан советскому зрителю лишь через четыре года после его создания). В 1982 году он едет в Италию, где снимает документальную ленту и на родину больше не возвращается. За границей Андрей Тарковский создает два своих последних фильма: «Ностальгия» — о писателе-изгнаннике, умирающем на чужбине (фильм заканчивается символической сценой — герой пытается донести к храму свечу зажженной), и «Жертвоприношение» — фильм об искуплении, признанный шедевром режиссерского мастерства. В Париже 29 декабря 1986 года режиссер умер и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Феномен Тарковского до сих пор трудно объяснить. Он, будучи режиссером советским (родившимся и выросшим в атеистическом СССР) более многих своих западных коллег привнес в кинематограф христианские ценности (и догматические, и культурные, и художественные): его герои постоянно мучаются проблемами Бога, правды, греха, искупления. Фильм «Андрей Рублев» снимался в то время, когда государство решило нанести решающий удар по Православной Церкви (в 60-е годы была закрыта едва ли не половина православных храмов и монастырей). Целые полки куроедовых, кравчуков, колодных профессионально трудились на ниве дискредитации и истребления веры православной. И в это время выходит фильм-шедевр о святом православном монахе-иконописце, в котором и монашество, и Церковь, и православная культура подняты на высочайший уровень художественного осмысления и выражения. Это не только не соответствовало вульгарно-атеистической пропаганде и агитации с шаржированными библейскими сюжетами, но делали их просто смешными. Интеллигенция того времени была потрясена: многим стало понятно, что идет атеистическая борьба не с народным невежеством и суевериями, а с великой тысячелетней традицией своего народа. Конечно, каток атеистического насилия Тарковский не остановил, ежегодно в стране закрывались сотни «культовых сооружений», но он, безусловно, пробудил общественный интерес к православной истории и культуре. В этом, думается, заключалось и выдающееся социальное значение «Андрея Рублева».
Разумеется, к фильму православные богословы и историки предъявляли немало замечаний. У нас чрезвычайно мало сохранилось достоверных исторических сведений о святом иконописце. Поэтому «Андрей Рублев» — это версия, собирательный художественный образ иконописца с возможными событиями его жизни, поступками и их мотивацией. Не будем также забывать, что это был первый и, как оказалось, единственный (кинокартины об Александре Невском, княгине Ольге, князе Владимире — героико-исторические ленты совсем иного жанра) фильм о православном святом в советском кинематографе. ( Правда, сегодня в России некие энтузиасты объявили об экранизации «Жития святых» св. Димитрия Ростовского и уже вроде отсняли первую серию). Сегодня мы имеем возможность видеть многие западные фильмы на библейские темы, но даже лучшим из них (как, скажем, фильм П. Пазолини «Евангелие от Матфея»), думается, все же далеко до той масштабности и глубины проникновения в образ святого Андрея и его трагического времени, которые явлены нам в фильме Тарковского.
Литература о режиссере и его фильмах обширна. Правда, его творчество и у нас, и на Западе анализируется, прежде всего, в свете культурологических и эстетических европейских концепций второй половины ХХ века. Его постоянные обращения к христианским ценностям трактуются как неотъемлемая часть «эстетики Тарковского». Иногда кажется, что он, как человек глубокой православной культуры, которая благодаря его творчеству прорвалась в столь специфическое искусство, как кинематография, не был понят даже соратниками. Так, например, директор картины «Андрей Рублев» Т.Огордникова в своих воспоминаниях о съемках фильма обмолвилась, что сцену «зимней Голгофы» начали снимать в деревеньке Боголюбово под Владимиром. Она не придала этому особого значения, решив, что Тарковский нашел там удачное место для съемок. Однако для самого режиссера, как и для истории Руси и Православия, это место, безусловно, являлось «знаковым». Здесь произошло чудесное знамение великой святыни Православия — Владимирской иконы Божией Матери святому князю Андрею Боголюбскому, сюда, в «место любимое Богом», первый самодержец Руси хотел перенести столицу древнерусского государства, построил замок, в котором и был предательски убит заговорщиками. Здесь же св. Андрей построил первый на Руси храм в честь учрежденного им православного праздника — несравненную церковь Покрова на Нерли. Очевидно, что Тарковский хотел вложить в каждую сцену и сохранить как можно больше реалий запрещенной истории и культуры.
В дни юбилея мы попытались найти в Интернете (существует даже отдельный сайт «Андрей Тарковский») хотя бы одну статью, где творчество великого режиссера было бы проанализировано с православной точки зрения (которая, несомненно, имеет право на существование), но, увы… Мы обратились к известным современным культурологам Украины с просьбой поразмышлять на тему: «Православие и Андрей Тарковский». И снова — неудача. Вот «Тарковский и экзистенциализм» — пожалуйста! Тарковский и его родная культура все еще не могут найти друг друга. Впрочем, недавно появилось сообщение, что избежавшая цензуры версия «Андрея Рублева», которая появилась уже после смерти режиссера, появилась в видеопрокате. А с нею — новая возможность обратиться к прекрасному кинофильму…