Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Закон о традиционных религиях

В РОСИИ БУДЕТ РАССМОТРЕН ЗАКОН О ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЯХ

На сайте «Государство и религия в России» опубликован текст разработанного депутатом Государственной Думы РФ А.В.Чуевым проекта федерального закона «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации». Предложенный Федеральный Закон принимается в целях “обеспечения реализации прав граждан на свободу вероисповедания, укрепления основ общественной нравственности, а также в целях осуществления гармоничного взаимодействия между государством и религиозными организациями, являющимися неотъемлемой частью исторического духовного и культурного наследия народов Российской Федерации”. Впервые вводимые в юридическую практику РФ понятия традиционности изложены в 1-ой статье.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
традиционная религиозная организация Российской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее одного миллиона верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России;
традиционная религиозная организация отдельных народов Российской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации или на территории отдельных субъектов Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее ста тысяч верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия соответствующего народа или нескольких народов России;
исторически традиционная религиозная организация – зарегистрированная централизованная или местная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации, на территории отдельных субъектов Российской Федерации или в отдельных местностях Российской Федерации не менее 80 лет и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России;
представительство иностранной традиционной религиозной организациями – представительство иностранной религиозной организации, признанной в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов соответствующего государства;
традиционные религиозные организации – общее наименование для всех видов традиционных религиозных организаций перечисленных в настоящей статье за исключением представительств иностранных традиционных религиозных организаций
Федеральная комиссия по поддержке традиционных вероисповеданий (комиссия) – специальный государственно-общественный орган, формируемый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, уполномоченный присваивать статус традиционной религиозной организации, обеспечивающий реализацию прав и защиту законных интересов традиционных религиозных организаций и содействующий гармоничному развитию религиозно-государственных отношений.

Свое заключение по данному проекту Закона представил ОВЦС МП.
«В основе законопроекта лежит важная идея закрепления понятия традиционных религий в российском законодательстве. К положительным сторонам проекта следует отнести предложение о вводе в законодательство нескольких категорий традиционных религиозных организаций, а также о создании государственного органа, оказывающего поддержку традиционным религиозным организациям, структура которого гарантировала бы самим этим организациям возможность участия в принятии соответствующих решений, что соответствует духу и букве российского и международного права.
Однако содержание законопроекта не лишено целого ряда серьезных недостатков, в частности:
1. В проекте закона практически нет положений, которые бы устанавливали правовой статус традиционных религиозных организаций Российской Федерации и традиционных религиозных организаций отдельных народов Российской Федерации, — т.е. никак не прописан комплекс конкретных прав и обязанностей этих организаций. Большая часть положений законопроекта не являются нормами права, а остаются лишь декларативными положениями о сотрудничестве государства с традиционными религиозными организациями (в частности, статьи 15 — 19).
2. Положения законопроекта о создании Федеральной комиссии по поддержке традиционных вероисповеданий, уполномоченной принимать решения о присвоении статуса традиционной религиозной организации определенного вида, требуют серьезной доработки. Так, в рамках действующей правовой системы может быть оспорено право «государственно-общественного» органа осуществлять полномочия органа исполнительной власти.
3. В концепции законопроекта заложена весьма опасная для нашей страны идея поддержки иностранных религиозных организаций. Проект (статья 21) содержит положение, наделяющее представительства иностранных традиционных религиозных организаций равными правами по сравнению с традиционными религиозными объединениями народов Российской Федерации (правда, с несущественными ограничениями). Вряд ли целесообразно придавать представительствам иностранных традиционных религиозных организаций равные права по сравнению с традиционными религиозными объединениями народов Российской Федерации и поддерживать эти представительства на государственном уровне. Данные положения законопроекта вступают в противоречие с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Последний устанавливает (пункт 2 статьи 13), что представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Федеральным законом. Напротив, предлагаемый законопроект в статье 21 уравнивает в правах представительства иностранных традиционных религиозных организаций с традиционными религиозными организациями отдельных народов Российской Федерации, что может создать возможность для массового распространения в нашей стране деструктивных религиозных организаций зарубежного подчинения, которые никогда не были традиционными для нашей страны.
Надо отметить, что практика создания представительств иностранных религиозных организаций в России не нашла широкого применения. В настоящее время их ничтожно мало.
4. В статях 5 и 7 в число документов, которые достаточны для получения статуса традиционной религиозной организации и исторической традиционной религиозной организации, попадают «объективные данные, свидетельствующие о распространении соответствующего вероучения». Это создает возможность для произвола: известно, что вероучение некоторых протестантских деноминаций имеет в истории немало близких аналогов (стригольники и пр.), но это никак не означает их правопреемства. Большинство религиозных доктрин современных нетрадиционных культов также имеет в древности множество аналогов и предшественников.
5. Необоснованным представляется срок, избранный для приобретения статуса исторической традиционной религиозной организации Российской Федерации (80 лет).
6. Законопроект не снабжен пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием и перечнем нормативных правовых актов, в которые будет необходимо внести изменения, в случае принятия этого законопроекта. Эти документы являются необходимыми приложениями проекта федерального закона. В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации данный законопроект для его официального внесения в Государственную Думу требует заключения по нему Правительства Российской Федерации, так как им предусматриваются расходы федерального бюджета для его реализации».

Отдел коммуникации ОВЦС МП / Русская линия