Обзор зарубежной прессы за март 2002г.
ЗАРУБЕЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
(март)
Как будто подтверждением того, что православные и католики переживают период охлаждения отношений, взаимного отчуждения и непонимания, стала столь большая разница в праздновании дня Пасхи Западной и Восточной Церквами в 2002 году (31 марта – у католиков и протестантов, 5 мая – у православных). И это после того, как первую Пасху нового тысячелетия в 2001 году православные, католики и протестанты праздновали вместе, и все всерьез начали говорить о возможности перенесения Папой Римским даты католической Пасхи и в будущем на один с православными день. Однако этого не произошло…
Немало волнений пережил католический мир в последнюю неделю марта в связи с резко ухудшимся состоянием здоровья главы Римско-Католической Церкви Иоанна Павла II. Но 31 марта он, несмотря на усиливающуюся болезнь Паркинсона и артрит коленного сустава, сам провел торжественную Пасхальную мессу перед собором Святого Петра, где собралось около 100 тыс. верующих.
Так как папа не смог подняться по ступеням к главному алтарю базилики Св. Петра, для него был сделан специальный временный алтарь. Папа не смог сам дойти до этого алтаря, и его привезли на специальной движущейся платформе, которой он и раньше пользовался во время публичных церемоний. Между тем он смог самостоятельно отслужить почти всю мессу, воспользовавшись помощью двух кардиналов лишь несколько раз во время литургии.
После мессы состоялось традиционное крещение новообращенных. В этот раз Папа крестил шестерых взрослых и трех детей — из Албании, Китая, Конго, Италии, Японии и Польши.
Накануне 29 марта в в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) была выставлена для всеобщего обозрения величайшая христианская святыня — Терновый венец Спасителя. Отмечаемая католиками Страстная пятница является единственным днем в году, когда можно увидеть эту реликвию. Терновый венец, который сейчас находится в двойном прозрачном футляре из бронированного стекла, был, как и многие католические реликвии, привезен во Францию из Византии в ХIII веке. Впервые в истории Православной Церкви во Франции в этом году православным верующим предоставлена возможность поклониться Терновому венцу. Согласно достигнутой договоренности с католическим архиепископом Парижским и настоятелем собора, православные паломники из России и ряда стран Европы совершили молебен у этой святыни, сообщает «Радонеж».
В то же время, как утверждает немецкая газета «Welt am Sonntag», меньше половины немцев верят в Воскресение Иисуса Христа. При опросе, проведенным центром исследования общественного мнения «Dimap» по заказу газеты, только 38% опрошенных заявили, что они доверяют тому, что написано в Евангелии. 56% — не доверяют. В Восточной Германии результаты еще более показательны: 17% являются последователями христианского учения, а 79% — не являются. Также имеются значительные отличия в различных возрастных группах. Только 27% 18-29-летних верят в Воскресение, а 73% — не верят. Неожиданностью оказалось значительное совпадение взглядов среди избирателей, голосовавших как за «зеленых», так и за ХДС/ХСС. Среди них наибольшее количество верующих христиан. ПДС, напротив, можно назвать партией атеистов: лишь 9% верит в Воскресение Христа, а 91% — не верит. В СДПГ и СвДП больше трети (36%) верит в Воскресение. Среди женщин верующих больше (45%), чем среди мужчин (32%), среди людей с неполным средним образованием — больше (45%), чем среди людей с высшим (33 %).
Отмечали Пасху и в Америке. Президент США Джордж Буш с супругой Лорой открыли ежегодное празднование Пасхи на лужайке Белого дома. Как сообщил корреспондент РИА «Новости», все началось традиционным «катанием пасхальных яиц» — соревнованием детей в толкании крашеных яиц по траве на дальность, регулярно проводящееся в Вашингтоне в резиденции американских президентов с конца 19 века. В этом году впервые шутливые соревнования, в которых участвуют дети в возрасте до 6 лет, транслируется пресс-службой Белого дома в Интернете.
Для праздника сварено и раскрашено более 10 тыс. яиц, а также приготовлены традиционные сувенирные пасхальные яйца. В этом году в Белом доме устроена также выставка, на которую каждый из 50 американских штатов прислал пасхальное яйцо, разрисованное художниками по тематике, отражающей специфику этого штата. На пасхальном яйце из Техаса, например, изображен портрет Джорджа Буша (?!!), нефтяная вышка и американский астронавт, шагающий по Луне. А на яйце из федерального округа Колумбия, в котором расположен Вашингтон, рисунок изображает американский флаг и здание Пентагона, поврежденное 11 сентября ударом самолета, захваченного террористами.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил традиционное пасхальное поздравление Папе Римскому. Такие же поздравительные послания получили главы всех христианских церквей мира, празднующих Светлое Христово Воскресение по западной традиции /пасхалии/. Однако Патриарх дал понять, что ни о каком прогрессе в урегулировании межцерковного кризиса, возникшего в связи с решением Ватикана учредить в России вместо апостольских администратур католические епархии, на сегодняшний день речь не идет. Ни извинений, ни попыток смягчить конфликтную ситуацию со стороны РКЦ, по его словам, не последовало. Предстоятель РПЦ высказал мнение, что теперь от Ватикана зависит, как будут складываться в дальнейшем отношения двух крупнейших христианских церквей. «Мы ждем, что шаг навстречу сделает не только наша сторона, но и Римско-Католическая Церковь», — сказал Святейший Патриарх.
Однако, как показывают события, католическая церковь делает шаги не только вглубь российской территории, но даже не считаясь с ее существованием и границами. Например, католический епископ на Сахалине Ежи Мазур именует себя «апостольским администратором Восточной Сибири и префектуры Карафуто». МИД России расценил это как «недружественный акт и вмешательство во внутренние дела России». Префектура Карафуто существовала на территории Южного Сахалина, когда он входил в состав Японии (1905-1945гг) в качестве ее административной единицы. Другой т.н. «ординарий католической епархии св. Климента с центром в Саратове» Клеменс Пиккель после личной встречи с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием сказал: «Это была моя первая встреча с православным епископом после учреждения католических епархий в России 11 февраля». При этом он добавил: «Епископ Анастасий — один из православных епископов на территории нашей епархии». Это беспрецедентное высказывание католического представителя в России, видимо, должно показать всему миру, что Ватикан рассматривает Россию, как свое владение, на территории которого «по недоразумению» еще присутствует Православная Церковь.
«РОССИЯ — НЕ ЦЕРКОВНАЯ ПРОВИНЦИЯ ВАТИКАНА»
Статья заместителя председателя ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина,
опубликованная в газете «Московские новости» (№ 12, 2002 год)
В статье «Да любите друг друга» («МН» N 10 с.г.) Игорь Баранов приводит, казалось бы, безупречный аргумент против разделения канонических территорий между Церквами: невозможно «представить себе апостола Андрея, указывающего апостолу Павлу, на каких территориях тот не имеет права проповедовать». Да, апостол Павел в таких указаниях не нуждался. Потому что сам писал: «Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чуждом основании». Между прочим, в таком же духе до недавнего времени высказывались многие католические епископы. Но «мэйнстрим», с которым, похоже, соглашается г-н Баранов, считает иначе.
Еще раз напомню суть проблемы. В 1960 — 1980-х годах Католическая и Православная Церкви построили доверительные отношения. Помимо прочего, они начали договариваться о том, чтобы уважать территориальную ответственность друг друга, вести себя как бы в рамках одной церкви. А в этом случае действует канонический принцип, установленный опять же в апостольские времена: один город — один правящий епископ, в титуле которого употребляется название данного города. Поэтому, например, глава российских католиков долго титуловался архиепископом Иппоно-Заритским (это древнегреческие топонимы из истории Северной Африки), а русский православный епископ в Париже до сих пор именуется Корсунским. Епархии Московского патриархата за пределами СНГ никогда не ставили своей целью миссию среди католиков. Епископа Римского ни одна Православная церковь пока не имеет — не в последнюю очередь потому, что даже попытки построить там «видимые» православные храмы вызывают резкую критику католического руководства.
С начала 1990-х годов Ватикан взял курс на экспансию и на создание параллельных иерархий. Недавно католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич стал «митрополитом в Москве». Зачем-то создан новый экзархат для униатов на Украине — Донецко-Харьковский (в этих областях католиков почти нет). Ведутся разговоры о назначении католического патриарха в Киев. Все эти действия, вроде бы малозначимые для светской публики, на самом деле означают, что католическое руководство больше не желает воспринимать Православную Церковь как равную, как имеющую свою сферу пастырской ответственности.
Более того: еще недавно Ватикан говорил (а иногда и сейчас говорит), что не собирается обращать православных христиан в католичество, поскольку они и так могут достичь Царствия Небесного. Однако реальность свидетельствует о другом. Так, во многих местах России работают приюты, где крещенных в православии детей воспитывают в католическом духе, — возможно, для того, чтобы подготовить священников и монахинь для Франции или Бельгии (тамошняя молодежь в клир не идет). Эта работа отчаянно скрывается от православных епископов и местных властей.
Впрочем, успехи у католической миссии относительные. Православная Церковь не боится ее. Но если на словах нас называют «Церковью-сестрой», а на деле воспринимают как христиан второго сорта, а попутно пытаются «поживиться душами», то отношения надо пересматривать. Не может быть и речи об улыбках перед телекамерами, о встречах на высшем уровне, которые сейчас лишь создавали бы иллюзию открытости и сотрудничества. Если с нами хотят жестко конкурировать, — мы к этому готовы. Но такое развитие событий печалит, ведь мир ждет общей нравственной проповеди христиан, их совместной заботы о людях.
О том, что отношение Римско-Католической Церкви к Церкви Православной меняется, свидетельствует и новая позиция Ватикана, которую озвучил президент Папского совета по содействию единству христиан кардинал Вальтер Каспер. Кардинал недавно представил обращение, в котором говорится: «Нам необходим новый экуменический язык и импульс. Нам необходима гармонизация диалога и индивидуальности”. В этой связи, он подчеркнул, что “Dominus Iesus” — это декларация об уникальной и спасительной универсальности Иисуса и Церкви, принятая в августе 2000 г. Конгрегацией вероучения. Хотя ее критикуют за неэкуменическое содержание, она в основном повторяет учение о природе Католической Церкви. “Мы должны однозначно подчеркнуть, что серьезный экуменизм кардинально отличается от конфессионального безразличия и релятивизма; он стремится к наивысшему общему знаменателю”, — заявляет кардинал Каспер. Затем кардинал дал обзор отношений католиков с другими христианскими конфессиями, не преминув вбить клин между Поместными Православными Церквами. “Мы всё больше осознаем тот факт, что Православная Церквь (как единая) в действительности не существует. На данном этапе Константинополь не может объединить автокефальные Православные Церкви; существуют сомнения о первенстве чести, особенно в Москве”. “В настоящее время диалог с Москвой представляется затруднительным; положение дел улучшается в Греции; на Ближнем Востоке, на территории древнего Патриархата Антиохии, ситуация совершенно другая и там уже почти полное единство”. Как будто опомнившись, что сказано лишнее, кардинал заявил: “Мы должны избегать принципа “разделяй и властвуй”. Мы были бы вовлечены в плохой экуменизм, если бы создали новые разделения в других Церквах и конфессиональных семьях, или если стремились бы к новой форме “униатизма”. Это негативный термин, применяемый к восточным христианам, покинувшим Православную Церковь, чтобы присоединиться к Риму”, — заключил кардинал Каспер. Но если «уния» — это плохо, почему тогда она с такой последовательностью насаждается в Украине? А потому видно, что «полное единство» по-католически – это не столько единство веры во Христе, сколько единство в папе с Римом…
Однако, несмотря на утверждение кардинала Каспера, единство в православном мире существует, что подтвердило письмо Римскому Папе Сербского Патриарха Павла и Священного Синода Сербской Православной Церкви, в котором выражена озабоченность «развитием отношений между Православной Кафолической и Римско-Католической Церковью в мире». Обращаясь к Римскому первосвященнику, Сербский Патриарх Павел говорит: «Ваше Святейшество несомненно знает, сколько трудностей в наших взаимных отношениях и в официальном межцерковном богословском диалоге вызвано не только активностью униатских, или греко-католических, общин в Восточной Европе и в других местах, но и попытками придать этим общинам экклезиологический характер и легитимность, которыми они не могут обладать ни с исторической, ни с богословской точек зрения. Следовательно, Мы ни в коем случае не можем считать эти общины «католическими Церквами Востока» (чем же в таком случае являются наши православные Патриархаты на Востоке?), но только историческим реликтом, трагическим плодом ошибочного отношения Рима к Православию в прошлом; эти общины имеют право на существование в тех рамках, которые им определены историей, но у них нет права ни на проведение экспансии на территориях, на которых в большинстве проживают православные христиане, ни на представление себя моделью будущего христианского единства между Востоком и Западом.
В свете вышесказанного Мы считаем, что Ваше недавнее решение об учреждении четырех римско-католических епархий во главе с римско-католическим архиепископом на кафедре в Москве, обладающим статусом митрополита, — эти епархии, между тем, организованы таким образом, что формируют каноническую структуру, параллельную и противопоставляющую себя каноническому устройству автохтонной православного Московского Патриархата, — является огромной ошибкой и возвращает на много десятилетий назад, во времена задолго до Второго Ватиканского собора, весь комплекс отношений между двумя Церквами: Православной и Римско-Католической.
Причина не только в том, что Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Московского Патриархата восприняли это решение как выражение планов, откровенно антиэкуменических и направленных против Русской Православной Церкви, как и не только в том, что Православные Церкви, между которыми и наша Сербская Православная Церковь, по самой природе своей солидарны с сестринской Русской Православной Церковью.
Причина, по Нашим представлениям, более глубокая: создается впечатление, что Вашу Церковь и Ваше Святейшество лично уже не слишком интересует диалог и сближение с Православной Церковью. Потому что если такое далеко идущее решение принимается без договоренности и даже без консультаций с самой многочисленной поместной Православной Церковью, то какое отношение может ожидать другие Православные Церкви? Помимо прочего, уверяем Вас, Ваше Святейшество, что диалог и возвращение доверия между нашими двумя Церквами — Православной и Римско-Католической — в контексте стремления к воссозданию единства христианской вселенной представляют собой такой духовный императив нашего времени, который никто из нас не может вольно или невольно ставить под угрозу. Жертвовать чем-то великим и святым ради сиюминутного «престижа» и «успеха», к тому же весьма проблематичного и исторически необоснованного — разве это не будет большой духовной потерей? Также хотим напомнить, что диалог, доверие и сотрудничество являются духовной необходимостью и духовной пользой в одинаковой мере для Православной и для Римско-Католической Церквей.
Эти размышления и предчувствия значительно уменьшили Нашу радость, которую Мы ощущаем, благодаря продвижению межцерковных отношений здесь у нас, в Сербии и ее окружении. Мы вынуждены, Ваше Святейшество, выразить Вам Наше глубокое огорчение и неудовлетворение из-за решения Вашей Церкви и Вас лично, касающегося организации жизни Вашей Церкви в России. Разумеется, Мы не вторгаемся во внутреннюю жизнь и устройство Вашей Церкви, не претендуем на принятие решений, касающихся Вашей Церкви, не оспариваем законности реальных пастырских нужд; мы лишь считаем, что эта инициатива, которая не повлияет значительно на пастырскую деятельность, подспудно несет в себе содержание, порождающее в Православных Церквах беспокойство и воспоминания из прошлых времен. Вероятно, это не было Вашим намерением, однако возникшее от Вашего решения впечатление довольно ясно показывает, насколько оно было рискованным и, позвольте сказать, недостаточно дальновидным. Посему разрешите предложить Вашему Святейшеству пересмотреть это решение, что вернуло бы на прежний уровень отношения между Вашей Церковью и Русской Православной Церковью.
Мы будем, как и прежде, молиться «о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех» (Литургия св. Иоанна Златоустого)».
Состоявшаяся 6 марта встреча Президента США с Константинопольским Патриархом Варфоломеем I официально была посвящена обсуждению ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке. Как и следовало ожидать, турецкая пресса не оставила без внимания визит Константинопольского Патриарха в Белый дом. Тема открытия Богословской школы Халки, о которой везде говорит Вселенский Патриарх, для официальной Анкары столь же болезненна, сколь и для Константинопольского Предстоятеля. Правительственные голоса Турции постоянно подчеркивают, что восстановление Богословской школы Халки может вызвать требования исламистов открыть и их учебные заведения. Вопрос в глазах турецких властей настолько серьезен, что если тема Халки будет поднята во время ожидаемого визита в Анкару американского вице-президента Дика Чейни, он получит «железный» ответ, что это невозможно «из соображений национальной безопасности». Турецкий журналист Мурат Челик, говоря в газете «Стар» о беспокойстве Турции относительно Патриархии, пишет, что «цель Патриарха Варфоломея — обеспечить себе титул Вселенского и таким образом превратиться в частную, автономную, всемирную политико-религиозную власть, стать, другими словами, вторым Ватиканом». По его мнению, «за Богословской школой последуют другие требования: превратить Святую Софию снова в православный храм и упразднить условие, что Патриарх должен быть турецким подданным».
Вновь откладывается регистрация Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В опубликованном заявлении пресс-службы ЭПЦ МП указано, что суть возникших разногласий сводится к неготовности эстонских государственных чиновников признать исторические обстоятельства возникновения самостоятельного канонического бытия Церкви. Вместе с тем убедительно показана несостоятельность попыток оппонентов ЭПЦ МП откладывать ее регистрацию под предлогом того, что тем самым будет признана ее 80-летняя правопреемственность. Как справедливо отмечено в заявлении, правопреемство устанавливается не процедурой регистрации; согласно эстонскому законодательству, права на имущество доказываются в суде.
Митрополит Корнилий и другие участники на состоявшейся 19 марта пресс-конференции заявили, что в Эстонии Православная Церковь на протяжении почти девяти лет дискриминируется, с ней постоянно и настойчиво ведут политическую борьбу, ее права систематически нарушаются, ее интересы сознательно игнорируются, ее подвергают необоснованным нападкам в эстонских СМИ по причине ее канонического единения с Московским Патриархатом.
19 марта с призывом “найти взаимопонимание для скорейшей регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата” выступила также депутатская группа православных в Парламенте Эстонии.
30 апреля Таллинский суд должен рассмотреть по этому делу иск Эстонской Православной Церкви к МВД Эстонии.
О том, на стороне какой Церкви находятся симпатии властей, свидетельствует не только тот факт, что впервые главное пасхальное богослужение было проведено не в храме Эстонской евангелической лютеранской церкви, а в соборе святителя Николая на острове Сааремаа, который принадлежит Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата. В Эстонии приходы Православной церкви, перешедшие в 1993 году в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, вот уже девять лет празднуют Пасху по западному стилю вместе с лютеранами и католиками. Решение о выборе храма, расположенного на острове Сааремаа, по мнению специалистов, обусловлен еще и тем, что это — родина нынешнего президента Эстонии, исповедующего православие и поддерживающего константинопольские приходы и, по сути, отделение Эстонской церкви от Русской Православной Церкви.
Вмешательство Европейского суда или Европейского Сообщества будет только осложнять отношения между Русской Православной Церковью и Румынским Патриархатом, который образовал Бессарабскую митрополию на канонической территории РПЦ в Молдове. Об этом заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он подчеркнул, что РПЦ готова продолжать переговоры с Румынским Патриархатом, чтобы решить проблему мирным путем.
B прошлом году так называемая “Митрополия Бессарабии”, образованная Румынской Православной Церковью на территории Молдавии без согласования с Русской Православной Церковью, обратилась с иском в Европейский Суд по правам человека против правительства Молдавии, которое на протяжении десяти лет отказывается регистрировать Митрополию. После рассмотрения иска ЕСПЧ признал, что правительство допустило ущемление прав верующих и вынес решение взыскать с правительства в пользу Митрополии Бессарабии 27 тысяч ЕВРО.
Как сообщили «Интерфаксу» в Министерстве юстиции Молдавии, правительство воспользовалось правом обжаловать решение. В качестве аргументации своей позиции правительство подчеркивает тот факт, что дело Митрополии Бессарабии относится к внутрицерковным конфликтам и должно быть разрешено в рамках переговоров между Русской и Румынской Православными Церквами.
В обращении подчеркивается, что государство — Республика Молдова — не может вмешиваться в церковный конфликт, так как это противоречит Конституции и законодательству о культах. Правительство считает, что своим вмешательством в этот вопрос оно может дестабилизировать ситуацию в стране.
Министр юстиции Ион Морей, который представлял интересы Молдавии в ЕСПЧ, заявил, что «правительство обжаловало решение ЕСПЧ, руководствуясь интересами обеспечения общественного порядка, национальной и государственной безопасности Республики Молдова».
Европарламент одобрил 12 марта радикальную феминистскую резолюцию, содержащую нападки на католицизм, православие и движение «про-лайф» (в защиту жизни). Проект резолюции озаглавлен «Женщины и фундаментализм». С критикой текста выступила парламентарий от Ирландии Дана Розмари Скаллон, отметившая, что статья 4 резолюции может быть истолкована, как призыв к Католической Церкви рукополагать женщин. Эта статья, в частности, гласит, что Европарламент «осуждает административные органы религиозных организаций и лидеров экстремистских политических движений, способствующих расовой дискриминации, ксенофобии, фанатизму, а также недопущению женщин на руководящие посты в политической и религиозной иерархии». Помимо этого, статья 23 резолюции призывает не принимать в состав Евросоюза страны, в которых человеческая жизнь охраняется законодательно с момента зачатия. А статья 31 буквально гласит: «Европарламент призывает верующих любых исповеданий выступать за равные права для женщин, в том числе за их право контролировать свои собственные тела и решать, когда им заводить семьи…».
Статья 33 заходит еще дальше, призывая Папу Римского и Патриарха Румынского изменить свое отношение к гомосексуализму. Европарламент, говорится в этом пункте резолюции, «выражает поддержку лесбиянкам, оказавшимся в тяжелой ситуации и страдающим от фундаментализма, и призывает религиозных лидеров, включая Румынского Патриарха и Папу, изменить отношение к этим женщинам».
24 марта исполнилось три года с начала воздушных ударов НАТО по Югославии. По решению Сербской Православной Церкви, начиная с нынешнего года, в этот день во всех церквах Сербии постоянно будут проводиться панихиды в память о жертвах натовских бомбардировок. Президент Коштуница присутствовал за богослужением в белградском храме Святого Саввы. Три года назад 24 марта в 20.00 по местному времени были сброшены первые бомбы на военные аэродромы в Приштине, Голубовци, Батайнице и Ужице, а также по целям в городах Коршумлии, где погибли первые 13 гражданских лиц, Новом саде, Панчево, Крагуевце и Лучанам. В течение 78 дней самолеты Североатлантического союза бомбами отстаивали ценности «демократического, цивилизованного» западного сообщества. За это время на эту балканскую страну была сброшена 21 тыс. бомб, погибли 1002 военнослужащих Армии Югославии и полиции Сербии, а также более 2 тыс. гражданских лиц, несколько тысяч человек получили ранения. Уничтожены или серьезно повреждены 200 промышленных предприятий, нефтехранилищ, энергетические сооружения и объекты инфраструктуры, в том числе 82 железнодорожных и автомобильных мостов. Были разрушены и пострадали многие храмы. Окончательный размер материального ущерба назван так и не был. Он оценивается в пределах от 29 до 100 млрд. долларов США.
Так называемая Русская Православная Церковь в изгнании (РПЦИ) распространила сообщение о достигнутом между Синодом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и опекуншей лидера РПЦИ митрополита Виталия некоей Людмилой Роснянской соглашении о переводе престарелого митрополита из его канадской резиденции в Ново-Дивеевский женский монастырь, в штате Нью-Йорк. На официальном сайте РПЦИ приведен и текст этого соглашения:
Соглашение между Архиерейским Синодом и госпожой Людмилой Роснянской:
1 марта 2002
Архиерейский Синод обязуется:
- Отменить все распоряжения и ограничения против госпожи Роснянской в Канаде и США.
- Отозвать иск против госпожи Роснянской в Канадском суде относительно имущества, зарегистрированного на имя Митрополита Виталия.
- Обеспечить Митрополита Виталия всеми житейскими надобностями по его достоинству и положению и отдать ему все его личное движимое имущество.
- Обеспечить госпожу Роснянскую квартирой вблизи Митрополита Виталия.
- Послать Митрополиту Виталию его автомобиль для его употребления.
- Обеспечить госпожу Роснянскую медицинской страховкой.
- Обеспечить Митрополита Виталия секретарем.
Госпожа Роснянская обязуется:
- Добросовестно пытаться убедить Митрополита Виталия переехать в Ново-Дивеево.
- Быть ответственной за ежедневный уход за Митрополитом Виталием.
- Не вовлекать себя в церковные дела.
- Не удалять Митрополита Виталия из Ново-Дивеево без заблаговременного уведомления Синода. Синод сохраняет за собой право обращаться к Митрополиту Виталию напрямую, если появится необходимость.
- Не допускать к Митрополиту Виталию посетителей, которые могут быть нежелательными для Синода по любым причинам.
- Не препятствовать доступу к Митрополиту Виталию членам или представителям Синода.
- Не участвовать ни в каких секретарских функциях для Митрополита Виталия.
- Поддерживать детальный бухгалтерский учет расходов Митрополита Виталия и детальный список лекарств, предписанных Митрополиту Виталию, и предоставлять их в Синод по запросу.
Кроме того:
Главным врачом Митрополита Виталия будет врач в Старческом Доме в Ново-Дивеево. Никто другой из врачей не может предписывать лекарства Митрополиту Виталию без передачи на рассмотрение его главному доктору.
Подписи: Митрополит Лавр, Роснянская Людмила
В марте продолжалось арабо-израильское противостояние на Святой Земле. Неожиданно в конфликт оказалась втянута Русская Православная Церковь. Израильские войска заняли территорию, принадлежащую Русской Духовной Миссии рядом с храмом Рождества Христова в Вифлееме, где расположен Дом паломника. На здании, принадлежащем РПЦ, было установлено вооружение, солдаты разместились на этажах и крыше. Вифлеем со всех сторон блокирован танками и бронемашинами, гражданским лицам невозможно ни войти в город, ни покинуть его. Этот запрет распространяется также на служителей Церквей и сотрудников консульских служб. Просьба Русской Духовной Миссии о выдаче ее представителю пропуска на въезд в Вифлеем и об обеспечении ему безопасного доступа к русскому участку осталась без ответа. В это время в гостинице для паломников находились четыре человека, охранявшие здание и участок. Среди них — женщина с двумя малолетними детьми: мальчиком полутора лет и девочкой трех лет, которые были лишены детского питания, необходимой перемены одежды и нормальных условий проживания. После того, как солдаты однажды дали этим людям возможность связаться с родными, им было запрещено пользоваться телефоном. Протест Святейшего Патриарха Алексия, как и мирные инициативы РПЦ и других христианских церквей, израильские власти оставили без внимания.
В то же время снаряд, выпущенный из израильского танка, попал в здание церкви Рождества Христова и повредил статую Девы Марии. Как сообщает Ha’aretz, у статуи откололись руки, нос и образовалось несколько дыр от осколков. Сама скульптура устояла на крыше. Как рассказала одна из монахинь, служащих в храме, израильский танк подъехал на расстояние 50 метров к храму и выстрелил в верхнюю часть здания. Снаряд проделал дыру размером около 15 сантиметров в каменной стене храма.
Сохраняется тенденция эмиграции христиан из Иерусалима и территории Палестины. “Если когда-то христиане составляли 15 процентов населения Израиля и Западного Берега, то за последние несколько лет показания снизились до 3 процентов ”, — сказал Рифат Бадер, католический священник в Аммане. Сегодня арабских христиан насчитывается около 400 000 в Иордании и на Западном Берегу.
Египетский интеллектуал Шейх Мухаммед Саид Тантауи, бывший ректор престижного каирского университета «Аль-Ажар», высоко оценил действия палестинского террориста-самоубийцы, совершившего теракт в центре Иерусалима. По словам самого Тантауи, «любой, взорвавший себя среди агрессоров, разрушающих дома и убивающих женщин и детей наших братьев палестинцев, достоин высочайших почестей. Такие герои — святые».
Дальше в своей речи Тантауи сказал: «Если бомбист-камикадзе совершит акт возмездия в израильском городе, взорвав себя среди захватчиков, но убив при этом мужчин, женщин и детей агрессоров, его то же можно считать святым». Шейх, правда, оговорился, что если боевик умышленно убивает слабых, то это «не вполне» соответствует нормам ислама и гуманизма.
В Европе совершен целый ряд антисемитских акций. Два 21-летних ортодоксальных еврея из Нью-Йорка были жестоко избиты прямо на главной торговой улице Западного Берлина (Курфюрстендамм) группой неизвестных лиц предположительно арабского происхождения. Неизвестные лица в очередной раз нарисовали свастику на памятнике жертвам холокоста в центре Берлина. На еврейском кладбище в восточногерманском городе Штрассберг правые экстремисты подожгли деревянное крыло одного из строений. А на еврейском кладбище в западногерманском Бохуме — перевернули несколько надгробий, нарисовав на них серебряной краской слово «сатана» и свастику. В пригороде французского города Страсбурга группа неизвестных ворвалась на территорию еврейского кладбища и подожгла деревянный вход одного из павильонов. В ночь на пасхальное воскресенье были подожжены ворота синагоги, расположенной в Страсбургском районе Кроненбург. Было совершено и нападение на синагогу в Лионе. Для защиты еврейского населения и еврейских культовых зданий Министерство внутренних дел Австрии выделило дополнительные наряды полицейских.
В то же время напротив здания ООН в Нью-Йорке состоялась демонстрация протеста против решения Совета Безопасности, предписывающего Израилю отступить из т. н. зоны «А». В демонстрации, организованной движением «Бейтар», приняли участие более тысячи человек.
За последнее время в результате столкновений между индусами и мусульманами в западном индийском штате Гуджарат погибли 602 человека. Об этом стало известно после того, как полицейские обнаружили в развалинах домов и магазинов тела еще 29 жертв. Большинство погибших были сожжены заживо.
Столкновения начались из-за того, что индусы решили строить свой храм на месте разрушенной мечети. Тогда мусульмане подожгли вагон поезда, в котором ехали индусы.
Мусульманские экстремисты взорвали храм у города Калакот в южном секторе Раджури на линии контроля в индийском штате Джамму и Кашмир. В Ахмедабаде, крупнейшем городе индийского штата Гуджарат, полиция применила оружие, чтобы предотвратить столкновения между индусами и мусульманами. Убиты два человека, несколько получили ранения. В городе Химматнагар, силы безопасности при попытке разогнать пытавшуюся поджечь мечеть толпу открыли огонь и убили трех человек. Улицы взяты под усиленный контроль нарядами полиции. Им дан приказ не допускать скопления людей более 5 человек.
По меньшей мере, 13 человек погибло и более 20 получили ранения в результате теракта, произошедшего в индийском городе Жамму — столице штата Джамму и Кашмир. По данным полиции штата, к одному из храмов на базарной площади города подъехал микроавтобус. Из него выскочили двое мусульманских боевиков и начали бросать в толпу гранаты. Ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная группировка «Исламский фронт».
Мавзолей Тадж-Махал в городе Агра (штат Уттар-Прадеш) и ряд других всемирно известных памятников индийской культуры, в том числе Красный форт, башня Кутуб Минар и Ворота Индии в Дели, выбраны в качестве целей терактов базирующейся в Пакистане экстремистской мусульманской группировки «Джайш-и Мохаммад» (Армия Мухаммеда). В связи с поступившей от террористов угрозой взрыва этих культурных памятников все они взяты под усиленную охрану полиции и армии.
Христианские лидеры призвали международное сообщество подавить действия экстремистских индусских группировок. По мнению Союза Христианских Церквей Индии, бездействие правительства по поводу продолжающегося гонения на христиан повлекло за собой и сегодняшние столкновения между индусами и мусульманами.
В то же время около 250 индусов и мусульман прошли во вторник маршем мира по улицам Ахмадабада. Одетые в белые одежды, символизирующие мир, участники марша держали в руках плакаты с надписями “Остановить терроризм во имя индусской религии” и “Народ Гуджарата хочет мира”.
Мирные шествия прошли в тот же день в других городах Индии. В Калькутте около 200 христиан, держа в руках символы христианства, индуизма и ислама, осудили насилие на религиозной почве. А в Бомбее аналогичный митинг провели около 100 активистов 15 индийских правозащитных организаций.
Как сообщил американский журнал Charisma, бывший профессор истории ислама в Каирском университете Аль-Ахзар (Египет) – ведущем исламском университете мира – оставил ислам и стал христианином. “Марк Габриель” к 12 годам наизусть знал Коран и был вторым лучшим из 6 000 студентов. Его изучения истории привели к тому, что он обнаружил темные стороны истории ислама, он не мог понять, почему исламские народы так враждебно настроены друг ко другу, он боролся со многими противоречиями в Коране, и разницей между учением Корана и практикой. “Мне никогда не позволяли что-либо спрашивать – никому не позволяется”, — вспоминает он. Его вопросы привели к его отставке и последующему тюремному заключению. Некоторое время спустя Габриель был освобожден из тюрьмы и работал со своим отцом. Он часто заходил в местную аптеку, чтобы купить таблетки от хронических головных болей. Аптекарь, христианка, обеспокоенная тем, что он станет зависимым от них, спросила, от чего он страдал. “Я сказал ей, что ищу истинного Бога. Она улыбнулась, говоря, что вероятно, я не найду Его в таблетках. Она дала мне Библию и взяла с меня обещание не употреблять больше таблеток, пока я не прочитаю эту книгу”. Габриель был захвачен посланием Библии и решил стать христианином. Отец попытался застрелить его, когда эти новости дошли до него, но при содействии матери и сестры Габриелю удалось покинуть страну. Сегодня он — религиозный беженец в США, и, несмотря на опасность для жизни, написал книгу, опровергающую то, что ислам является мирной религией – “Ислам и терроризм”.
В Нигерии шариат объявлен вне Конституции. В течение последних двух лет в двенадцати северных штатах Нигерии действовал шариат. По мнению министра юстиции, исламский закон нарушает статью 42 Конституции Нигерии, которая запрещает дискриминацию по религиозному или половому признакам. Решение правительства разгневало мусульманских ученых, но воодушевило христианских лидеров. Известный исламский богослов Ахмад Муртара из северного города Кано заявил, что запрет государства использовать шариат сам по себе уже является актом дискриминации по отношению к мусульманам. “Мы полагаем, что именно дело Софии стоит за этим заявлением, которое не отвечает нормам шариата”, — сказал он, добавив: “Мы предупреждаем правительство, что мир и единство в Нигерии будут зависеть от того, позволят ли мусульманам следовать религиозным обычаям, предписанным Богом”.
Действительно, согласно закону шариата, жительницу города Сокото на севере Нигерии Сафию Хусаини должны были забить камнями до смерти. Причиной стало рождение Софией дочери по имени Адама вне брака. Отцом Адамы является бывший муж Хусаини, с которым она развелась около семи лет назад. Однако судья объявил, что так как акт прелюбодеяния был совершен до момента вступления шариата в законную силу, София не может быть признана виновной. Ранее президент страны, который придерживается христианского вероисповедания, высказывался за помилование женщины.
В Демократической Республике Конго священник и восьмилетняя девочка были убиты гранатой, брошенной в церковь во время мессы. Пятнадцать других человек, включая епископа, были ранены. Епископ получил небольшие ранения осколками в ноги, но смог продолжить службу.
В Шри-Ланке пастор и его семья были вынуждены спасаться бегством после серии нападений на их сельскую церковь, которые спровоцированы буддистскими активистами, пытающимися остановить распространение Евангелия. В одной из стычек 6-летнему сыну пастора нанесли удар ножом, другой ребенок был ранен осколком черепицы. Как сообщает Евангельский Союз Шри-Ланки (EASL), эти нападения последовали вслед за многочисленными угрозами пастору, который прослужил в этой местности уже около 10 лет. Когда пастор отказался прекратить свое служение, толпа штурмом ворвалась в церковь во время служения, оскорбляя и нападая на людей и разрушая крест. Атакующие еще раз пригрозили пастору, что если он не прекратит служений, они вернутся и убьют его детей.
Ситуация довольно серьезная, так как небольшое число радикальных буддистских монахов и их последователи причиняют немалый вред и разрушают множество церквей, несколько пасторов и членов церкви были убиты за последние годы. Местная полиция часто остается равнодушной к происходящему, что только придает смелости антихристианским агитаторам.
Секты все больше напоминают коммерческие предприятия. В Калифорнии зародился своеобразный христианский сетевой маркетинг. “Будущее домашних церквей и величайший их шанс, — пишет Питер Вагнер в недавно опубликованной книге Ларри Крайдера “Насаждая сети домашних церквей”, — в том, что они более близки по своей структуре к рынку, чем какая-либо другая форма церкви. Нейль Коул говорит о “простых” церквах, которые формируются в офисах, маленьких магазинах, классных комнатах, кабинетах, на пляже летом, в парках, за столиками в кафе, ресторанах, домах, квартирах и даже в одной из комнат внутри уже существующей церкви».
В Москве неопятидесятники, среди которых и «известный» в Украине Сандей Аделаджа, основали Международную академию бизнеса и управления (МАБУ) “Даниил”. Предусмотрены три категории слушателей академии: люди, планирующие заниматься бизнесом и управлением или делающие в этой области первые шаги; опытные бизнесмены и менеджеры, желающие изменить свой бизнес, перейти на новый уровень; работники государственных, финансовых, промышленных и коммерческих структур.
В России также начато осуществление «Проекта 250» по подготовке основателей церквей в России. Сегодня подготовку проходят около 300 человек. Молодые миссионеры, в основном, остаются на одном месте около 5 лет, а затем берутся за новый проект. “Наши миссионеры – посвященные люди”, — говорит 23-ий Давид Габриелян, региональный директор в Твери – которая по размерам такая же, как Франция, с 10 городами, 1.5 миллионным населением, где насчитывается только 800 христиан в 20 евангельских церквах. Большинство основателей церквей – молодые люди до 30 лет, некоторые из них являются христианами всего несколько лет, но твердо намерены «донести» Евангелие своему «нехристианскому» народу.
Главы четырех протестантских союзов, считающих себя крупнейшими в России (баптисты, пятидесятники и адвентисты) создали “Консультативный совет глав протестантских Церквей”, основная задача которого — “координация усилий для диалога с государством, другими христианскими конфессиями и религиями и для социальной работы». В частности, уже сейчас решено написать “единую протестантскую социальную доктрину”. Одним из первых документов, разработанных КСГПЦ, стало обращение протестантов к автору законопроекта “О традиционных религиозных объединениях в РФ” депутату Александру Чуеву. В нем выражается резко негативное отношение к законопроекту. Можно быть уверенными, что отношение к Православной Церкви у «объединенных протестантов» будет соответственным.
А теперь немного истории. Кто они – лидеры пятидесятнического движения? Факт остается фактом: большое количество самых известных из проповедников этого движения были не только еретиками, но и шарлатанами.
ДЖОН ДАУИ, основатель «Общины Cвятости», именовавшейся Город Сион и располагавшейся к северу от Чикаго, не позволял ее членам принимать какие бы то ни было лекарства и пользоваться услугами врачей, полагая, что это противоречит воле Божией; он не допустил медицинского вмешательства даже тогда, когда его собственная дочь страдала от тяжелых ожогов и в результате умерла мучительной смертью.
МАРИЯ ВУДВОРТ — ЭТТЕР была женщиной-проповедником движения «Святости», которая часто впадала в транс во время своих проповедей, застывая неподвижно, как статуя, на целый час или больше. Она неверно предсказывала, что земли, прилегающие к Заливу Сан-Франциско, будут разрушены вследствие землетрясения и приливной волной в 1890г.
ЧАРЛЬЗ ПАРХАМ, один из основателей движения «Пятидесятницы», заявил, что некоторые студенты из его Bethel Bible School в г.Топека, штат Канзас, в 1901г. заговорили на иных языках, как Апостолы, но по свидетельству образованных посторонних наблюдателей, эти «языки» были всего лишь тарабарщиной. Учащиеся библейской школы Пархама бойко набрасывали на бумагу странные письмена, которые, как они утверждали, были результатом дара языков. Они утверждали, что эти письмена написаны на иностранных языках, таких, как китайский, но при тщательном изучении знающими людьми оказались лишь неразборчивыми каракулями. Пархам пропагандировал широкий спектр ереси. Он верил в уничтожение неспасшихся и отрицал библейскую догму о вечных мучениях. Он верил в небиблейскую доктрину об англо-израилизме. Он проповедовал о двух разных мирозданиях, о том, что Адам и Ева были другой расы, нежели люди, которые жили вне Эдема. Первая раса мужчин, как он утверждал, не имела души, и эта бездушная раса была уничтожена во время потопа. Пархам полагал, что те, кто получил «духовное крещение» и говорил на языках, образуют Невесту Христа и получат особое влиятельное место по возвращении Христа. Он верил в избранное вознесение, только для говорящих на языках.
ЧАРЛЬЗ СЕЙМУР основал миссию Улица Азуса в 1906г., которая многими считается местом рождения Движения Пятидесятницы. Ее собрания были исключительно странными, характеризовавшиеся падениями в «духе», смущающие пения на «языках», катание по полу, танцы, прыжки вверх-вниз, вхождение в транс, издавание звуков животных, судорожные подергивания людей, пытающихся сказать что-либо, но не могущих сделать это и т.п. Один посетитель описывал эти собрания как «дикие, истерические демонстрации».
ЭМИ СЕМПЛ МАКФЕРСОН, основательница Международной Церкви Евангелия, была три раза замужем и дважды разводилась. В мае 1926г. Макферсон исчезла, и все думали, что она утонула, купаясь на калифорнийском побережье. Она появилась месяц спустя в Мексике, утверждая, что была похищена, но по свидетельству очевидцев, сбежала со своим любовником, Кеннетом Ормистом, который являлся ее бывшим служащим и к тому же был в то время женат. Позже она коротко подстриглась, стала пить, танцевать и носить короткую юбку. Мать Макферсон, Милфред (Минни) Кеннеди была деловым партнером дочери в ее процветающей евангелистической империи. В действительности, им полностью, в равных долях (50х50), принадлежал храм Ангелус в Лос-Анджелесе, и они часто устраивали между собой сильные потасовки. В 1927г. Эми согнала мать с занимаемых позиций. Двумя годами позже Милфред покинула служение своей дочери сразу же «после того, как сломала нос в очередной драке».
УИЛЬЯМ БРАНХАМ считался целителем и проповедником Движения Пятидесятницы, но он отрицал Святую Троицу, придерживался того мнения, что Каин возник в результате сексуального союза между Евой и Змием, учил, что деноминации являются знаком зверя, отрицал вечность ада и провозгласил себя ангелом Апокалипсиса 3:14 и 10:7. Он ошибочно предсказывал, что Вознесение на небо и конец света произойдет к 1977г. Он утверждал, что якобы являющийся ему постоянно ангел подсказывает ему, когда и что говорить. Ни один из тех, кто, как утверждалось, был исцелен Бранхамом, не был действительно исцелен, и многие позже скончались.
КЭТРИН КУЛЬМАН, известная проповедница Движения Пятидесятницы и духовная целительница, полагала, что христиане в наши дни должны творить те чудеса, которые творил Иисус. В своей книге об исцелении «Доктор в поисках чуда» доктор Уильям Ноллен посвящает целую главу своему исследовательскому опыту в кампаниях исцеления, проводимых Кульман. Симпатизируя Кульман как личности, Ноллен тем не менее не смог запротоколировать хотя бы один случай физического исцеления с медицинской точки зрения. Во время исследования доктор Ноллен являлся заведующим хирургического отделения в Meeker Country Hospital в г.Личфилд, штат Миннесота. Хорошо известный исследователь Курт Кох пронаблюдал до 28 случаев «исцеления», которые проводились для него организацией Кульман, и пришел к выводу, что «не удалось обнаружить четкого исцеления от какой-нибудь органической болезни». В период пасторства в Денверской Молельне Возрождения в середине 30-х годов Кульман увлеклась женатым евангелистом Буррогс Уолтрипом, который, впоследствии, оставил свою жену с двумя детьми и женился на ней. Еще за два или три года до свадьбы Кульман и Уолтрип были романтично увлечены друг другом. Жена Уолтрипа была вынуждена одна растить двоих сыновей и выплачивать долги мужа. Он даже не приходил навестить ее. Несколько лет спустя, после своего незаконного замужества, Кульман бросила Уолтрипа, сказав, что Господь повелел ей оставить его и молиться.
Евангелист и духовный целитель А.А. АЛЛЕН был пьяницей и шарлатаном. Издаваемый им журнал «Miracle» («Чудо») был переполнен самыми невероятными сообщениями, например, сообщалось, что одна женщина смогла похудеть на 200 фунтов, благодаря его служению исцеления. В 1956г. он стал провозглашать, что руки и головы тех, кто посещает его собрания, источают чудодейственное масло. В 1960-х Аллен запустил кампанию «Поднятие мертвых», призывая своих последователей уверовать в воскресение из мертвых, но вскоре ему пришлось ее остановить, когда возникли случаи отказа захоронения своих близких. Аллен утверждал, что обладает влиянием на судьбу тех, кто приносил большие подаяния его приходу, обещая одарить их «силой для достижения благосостояния». Многие из его книг обещали процветание. Аллен был арестован за управление автомобилем в нетрезвом состоянии во время «пробуждения» в 1955г. Несмотря на то, что его жена всегда поддерживала его во время всех тех несчастий, которые он навлекал на себя, он развелся с ней в 1967г. и тремя годами позже скончался в одиночестве в одном из мотелей Сан-Франциско в возрасте 59 лет.
ДЖЕК КОУ был еще одним евангелистом и целителем Движения Пятидесятницы, чье служение характеризовалось лживым учением и возмутительными и неверными заявлениями. Он заявлял, что обращение за медицинской помощью является знаком зверя. Несмотря на то, что он учил, что благодаря искуплению грехов человеку гарантируется исцеление, и предостерегал своих последователей от принятия каких-либо лекарств и обращения за медицинской помощью, Коу обратился прямиком в больницу, когда сам заболел полиомиелитом. Он скончался от этой болезни спустя несколько недель. После смерти Коу его вдова опубликовала серию статей, разоблачающих мошеннические методы евангелистов-целителей Движения Пятидесятницы.
InfoNews
И в заключение несколько интересных фактов:
Заказчики рекламного ролика «Первого Уральского пива из Европы» извинились перед верующими Екатеринбургской епархии за использование в рекламе пива образа священнослужителя. Между тем изображение «пьяного попа» продолжает пребывать на главной странице Интернет-сайта «Первого Уральского пива из Европы», показ на телеканалах ролика с использованием образа священника также продолжается.
Трое пьяных рыбаков причалили на лодке к берегу с намерением срубить на территории скита дерево и развести костер. Скитоначальник Дмитрий долго убеждал незваных гостей отказаться от своих намерений, предлагая дать им дров для разведения костра за территорией скита. В конце концов, устав убеждать упрямцев, сказал: можете разводить костер, но всякий раз, как вы его разведете, я буду его заливать. В ответ гости предъявили ультиматум: мы уйдем за ограду, но ты до утра просидишь с нами у огня. Послушник Дмитрий согласился и сидел с рыбаками у костра, беседуя с ними. Итог беседы был неожиданным: двое приняли от послушника нательные кресты, третий же, некрещеный, выразил желание креститься. Самое интересное, что гости вскоре снова появились в скиту, но уже без прежних намерений. «Обращенный» же и на трезвую голову не оставил своего желания принять крещение.
Православные священнослужители из болгарского г. Русе выступили с заявлением. Они требуют принять все необходимые меры, чтобы не допустить воспроизведения на практике… волшебства из книги о Гарри Поттере.
В кафедральном соборе Святой Троицы, самом крупном в Русе, состоялась беседа для школьников на тему популярной книги и ее опасности. Один из ее организаторов, отец Стефан, даже проконсультировался перед встречей с фармацевтами. Оказалось, что священники поступают вполне разумно: все растения и вещества, упоминаемые в книге, действительно существуют, используются в медицине и очень ядовиты, так что любая попытка повторить колдовство Поттера может окончиться трагически.
Близ города Осаки археологи обнаружили самую древнюю в Японии христианскую надгробную плиту, датированную XVI веком. Предполагается, что под ней был погребен военачальник Тавара Цусиманоками, который до 1581 г. был главой региона Сицзенаватэ. Очевидно, плита была засыпана землей его близкими, которые хотели избежать осквернения могилы, когда в Японии сёгуны Тоетоми и Токугава начали гонения на тех, кто принял христианство. Некоторые ученые утверждают, что пока сёгун Хидетада Токугава в 1612 г. полностью не запретил христианство, в стране было более миллиона христиан. Рехристианизация Японии началась в XIX столетии, тогда же появились первые православные, обращенные русскими миссионерами.
В Афганистане недалеко от разрушенных талибами двух огромных Будд находится третий — лежащий Будда, который был засыпан землей несколько веков назад. Он являлся центральной фигурой созданного около 1,5 тыс. лет буддистами крупного религиозного центра. Сохранилось древнее поверье, что лежащий Будда выйдет из-под земли, когда два вырубленных в скалах гигантских Будды будут разрушены. Сведения о третьем Будде были переданы французскому исследователю Леви небольшой группой буддистов, предки которых на протяжении поколений хранили секрет «подземного» Будды.
Пекин пользуется недостатками законодательства и отсутствием обсуждения этической стороны проблемы для проведения экспериментов, запрещенных в других странах. В то время как Запад обсуждал проблемы легитимности и этики, китайские ученые за последние три года провели клонирование десятков человеческих эмбрионов. Китайские исследователи признают, что cоздали первый эмбрион в 1999 году, за два года до того момента, когда американская компания Advanced Cell Technology Inc. взбудоражила научный мир, объявив, что проделала тот же самый эксперимент. Недостатки законодательства и поддержка правительства привели к тому, что китайские исследователи зашли гораздо дальше в своих изысканиях, чем их коллеги из других стран.
Китайские исследователи держали в секрете сделанные ими открытия в течение последних лет и не опубликовали свои работы ни в одном из научных журналов, так как не хотели «привлекать внимания». Китай на прошлой неделе выступил в ООН против планов Вашингтона по запрещению клонирования в лабораториях и готов воспользоваться своим правом вето в Совете Безопасности для того, чтобы остановить любые меры в этом направлении.
Испанский священник установил в своей церкви передатчик активных помех, заглушающий звонки мобильных телефонов во время богослужения, сообщает Associated Press. Преподобному Франциско Льопесу (Francisco Llopis), пастору церкви Беззащитных (Church of the Defenseless) из испанского города Морайра, так надоели звонки мобильных телефонов во время службы, что он решил установить в храме передатчик активных помех, заглушающий радиосигнал и не препятствующий диалогу паствы с Богом. Как сказал сам священник, гудки, звонки и другие цифровые шумы, издаваемые мобильниками, недопустимы во время спокойной молитвы.
По материалам информационных агентств
подготовил прот. Георгий Коваленко
НОВОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
КОНЧИНА АРХИЕПИСКОПА МОГИЛЕВСКОГО И МСТИСЛАВСКОГО МАКСИМА
Белорусская Православная Церковь понесла скорбную утрату: 27 февраля на 74-м году жизни скончался Архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим. Высокопреосвященный Максим, в миру Борис Иванович Кроха, родился 25 декабря 1928 года в крестьянской семье в башкирском селе Черниговка. Семья рано осталась без отца, которого в годы коллективизации сослали на строительство Беломорканала лишь за то, что он имел двух лошадей. В годы войны семья жила в маленьком сибирском городке. Здесь под влиянием глубоко верующей матери будущий архиерей Божий познал азы Православия и принял решение направить свои стопы в Ленинградскую духовную семинарию. В период учебы в семинарии, который продолжался с 1947 по 1951 год, в возрасте 20 лет Борис Кроха принял монашеский постриг с именем Максим, а 17 апреля 1950 года был рукоположен во иеродиакона. Во время обучения в Московской духовной академии с 1951 по 1955 годы будущий святитель был рукоположен в иерейский сан 24 сентября 1954 года. В течение последовавших четырех лет иеромонах Максим проходил пастырское служение в Ленинградской и Ярославской епархиях. С 1958 по 1963 год, будучи направлен в Минскую епархию, будущий архипастырь нес послушание преподавателя Минской духовной семинарии вплоть до ее закрытия. Одновременно он был благочинным Свято-Успенского Жировичского монастыря. Продолжая свое духовное образование, молодой священнослужитель закончил аспирантуру при Московской духовной академии и был удостоен в 1965 году степени кандидата богословия. С 1965 по 1972 годы будущий архиерей служил настоятелем Минского кафедрального Свято-Духова собора и нес послушание председателя Епархиального совета. 26 марта 1972 года состоялась хиротония архимандрита Максима во епископа с назначением на Аргентинскую и Южноамериканскую кафедру Русской Православной Церкви. То было время особой нестабильности в латиноамериканском регионе мира, и от молодого архиерея требовалось особое напряжение сил для несения своего архипастырского служения. Спустя два года епископ Максим получил назначение на Омскую кафедру, где подвизался в течение двенадцати лет. Святитель был возведен в сан архиепископа в 1984 году, а спустя два года получил назначение быть архиепископом Тульским и Белевским. Тем временем, в Беларуси началось возрождение исторических и учреждение новых архиерейских кафедр. В связи с восстановлением Могилевской кафедры, 6 июня 1989 года владыка Максим был назначен архиепископом Могилевским и Мстиславским, вступив в управление епархией, основанной еще в 1632 году. Продолжатель подвига своих предшественников святителя Георгия (Конисского), архиепископов Исидора (Никольского) и Виталия (Григулевича), бывших известнейшими деятелями Матери-Церкви и отечественной истории, владыка Максим ревностно трудился над возрождением церковной жизни вверенной его окормлению древней епархии, которая насчитывает ныне 84 прихода, объединенных в три церковных округа, и один женский монастырь во имя святителя Николая, который был основан в Могилеве в 1636 году. Опытный архипастырь, владыка Максим отличался святительской мудростью и житейской рассудительностью; его архиерейская рачительность, справедливость и глубокое личное благочестие снискали искреннюю любовь клира и паствы Могилевской епархии. Несмотря на тяжелую болезнь, продолжавшуюся последние годы, владыка Максим не оставлял без внимания приходы Могилевской епархии, а также совершал паломнические поездки по святым местам православного мира, щедро делясь впечатлениями и воспоминаниями со всеми, кто жаждал утешения и наставления в духовной жизни. Богатый духовный и жизненный опыт, ставший достоянием Могилевской кафедры и тех мест, где проходило служение владыки Максима, всемерно послужил возрождению и укреплению Русской Православной Церкви, служению которой Высокопреосвященный Максим отдавал все свои силы. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви Высокопреосвященный владыка был награжден многими церковными наградами. Кончина архиепископа Максима наступила в ночь на 27 февраля сего года. Синод Белорусской Православной Церкви, членом которого являлся архиепископ Максим, с глубокой скорбью и неизбывной надежной на милосердие Божие призывают священноначалие, клир, монашествующих и боголюбивую паству Матери-Церкви вознести молитвы об упокоении в селениях праведных новопреставленного архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима. Всемилостивый Господь да сотворит усопшему архиерею вечную память.
Синод Белорусской Православной Церкви
В РОСИИ БУДЕТ РАССМОТРЕН ЗАКОН О ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЯХ
На сайте «Государство и религия в России» опубликован текст разработанного депутатом Государственной Думы РФ А.В.Чуевым проекта федерального закона «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации». Предложенный Федеральный Закон принимается в целях “обеспечения реализации прав граждан на свободу вероисповедания, укрепления основ общественной нравственности, а также в целях осуществления гармоничного взаимодействия между государством и религиозными организациями, являющимися неотъемлемой частью исторического духовного и культурного наследия народов Российской Федерации”. Впервые вводимые в юридическую практику РФ понятия традиционности изложены в 1-ой статье.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
традиционная религиозная организация Российской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее одного миллиона верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России;
традиционная религиозная организация отдельных народов Российской Федерации – зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации или на территории отдельных субъектов Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее ста тысяч верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия соответствующего народа или нескольких народов России;
исторически традиционная религиозная организация – зарегистрированная централизованная или местная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации, на территории отдельных субъектов Российской Федерации или в отдельных местностях Российской Федерации не менее 80 лет и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России;
представительство иностранной традиционной религиозной организациями – представительство иностранной религиозной организации, признанной в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов соответствующего государства;
традиционные религиозные организации – общее наименование для всех видов традиционных религиозных организаций перечисленных в настоящей статье за исключением представительств иностранных традиционных религиозных организаций
Федеральная комиссия по поддержке традиционных вероисповеданий (комиссия) – специальный государственно-общественный орган, формируемый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, уполномоченный присваивать статус традиционной религиозной организации, обеспечивающий реализацию прав и защиту законных интересов традиционных религиозных организаций и содействующий гармоничному развитию религиозно-государственных отношений.
Свое заключение по данному проекту Закона представил ОВЦС МП.
«В основе законопроекта лежит важная идея закрепления понятия традиционных религий в российском законодательстве. К положительным сторонам проекта следует отнести предложение о вводе в законодательство нескольких категорий традиционных религиозных организаций, а также о создании государственного органа, оказывающего поддержку традиционным религиозным организациям, структура которого гарантировала бы самим этим организациям возможность участия в принятии соответствующих решений, что соответствует духу и букве российского и международного права.
Однако содержание законопроекта не лишено целого ряда серьезных недостатков, в частности:
1. В проекте закона практически нет положений, которые бы устанавливали правовой статус традиционных религиозных организаций Российской Федерации и традиционных религиозных организаций отдельных народов Российской Федерации, — т.е. никак не прописан комплекс конкретных прав и обязанностей этих организаций. Большая часть положений законопроекта не являются нормами права, а остаются лишь декларативными положениями о сотрудничестве государства с традиционными религиозными организациями (в частности, статьи 15 — 19).
2. Положения законопроекта о создании Федеральной комиссии по поддержке традиционных вероисповеданий, уполномоченной принимать решения о присвоении статуса традиционной религиозной организации определенного вида, требуют серьезной доработки. Так, в рамках действующей правовой системы может быть оспорено право «государственно-общественного» органа осуществлять полномочия органа исполнительной власти.
3. В концепции законопроекта заложена весьма опасная для нашей страны идея поддержки иностранных религиозных организаций. Проект (статья 21) содержит положение, наделяющее представительства иностранных традиционных религиозных организаций равными правами по сравнению с традиционными религиозными объединениями народов Российской Федерации (правда, с несущественными ограничениями). Вряд ли целесообразно придавать представительствам иностранных традиционных религиозных организаций равные права по сравнению с традиционными религиозными объединениями народов Российской Федерации и поддерживать эти представительства на государственном уровне. Данные положения законопроекта вступают в противоречие с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Последний устанавливает (пункт 2 статьи 13), что представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Федеральным законом. Напротив, предлагаемый законопроект в статье 21 уравнивает в правах представительства иностранных традиционных религиозных организаций с традиционными религиозными организациями отдельных народов Российской Федерации, что может создать возможность для массового распространения в нашей стране деструктивных религиозных организаций зарубежного подчинения, которые никогда не были традиционными для нашей страны.
Надо отметить, что практика создания представительств иностранных религиозных организаций в России не нашла широкого применения. В настоящее время их ничтожно мало.
4. В статях 5 и 7 в число документов, которые достаточны для получения статуса традиционной религиозной организации и исторической традиционной религиозной организации, попа