Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Роман (Подлубняк): «Сегодня основной тенденцией церковного пения является возвращение к нашим древним истокам, в частности — возрождение украинских напевов»

РЕГЕНТ ХОРА КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ МОНАХ РОМАН (ПОДЛУБНЯК):
«СЕГОДНЯ ОСНОВНОЙ ТЕНДЕНЦИЕЙ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗВРАЩЕНИЕ К НАШИМ ДРЕВНИМ
ИСТОКАМ, В ЧАСТНОСТИ — ВОЗРОЖДЕНИЕ УКРАИНСКИХ НАПЕВОВ»

Недавно вышел компакт-диск хора Киевской духовной академии и семинарии. Это ваша первая работа?
Наш хор первый свой компакт-диск записал в 1995 году, когда регентом был Дмитрий Болгарский. Этот диск назывался «Распевы Киево-Печерской Лавры. Литургия Всенощного бдения». Что касается нынешней записи, то это первый компакт-диск, записанный академическим хором под моим управлением. Особенность нынешней записи в том, что здесь произведения в основном выпускников Киевской Духовной академии. Это Ведель, Березовский, Козицкий, Стеценко, и до наших современников — Литвиненко, Рогова, Тарасенко, священника Николая Книгницкого…

В записи компакт-диска участвовали только учащиеся семинарии и академии или Вы приглашали профессиональных певцов?
Только учащиеся. В своей основе наш хор непрофессиональный, любительский. Одни поступают в семинарию, другие заканчивают ее. Происходит постоянное изменение состава. Но обычно в таких хорах есть костяк более старших певцов — учащихся старших классов семинарии и академии, на который опираются более молодые. Старшие ребята мне помогают в работе над новыми произведениями, так как уже имеют 3-4 летний опыт пения на клиросе.

О.Роман, где вы получили духовное и регентское образования?
В 1994 году я закончил Московскую Духовную семинарию. Затем продолжил обучение в Киевской академии. А регентское музыкальное образование получил в Регентском классе Академии в Санкт-Петербурге.

Как бы Вы могли сравнить киевскую, петербургскую и московскую школы?
У каждой школы действительно существовали свои традиции до революции. Затем их постигла одна и та же печальная участь и фактически, послевоенная школа объединяется одной новой послевоенной традицией. К сожалению, у Киевской духовной академии был наибольший, по времени перерыв, не осталось ни одного преподавателя, профессора старой школы. Поэтому выделять одну или другую, я бы не стал.

Есть ли отличия певческих и регентских традиций этих школ?
Существуют различия между санкт-петербургской и московской школами. Но практически не существуют различий между санкт-петербургской школой и киевской. Киевская ближе к петербургскому направлению. Но это взаимное влияние, потому что когда в 18 веке в Русской Церкви была гегемония петербургской певческой капеллы, то в Петербурге был век выходцев из Киева, которые принесли свои традиции церковных распевов. И вообще — это прозападная тенденция в хоровом пении — влияние итальянской, а затем и немецкой певческих школ. Поэтому и Киев и Петербург ближе к Западу. Москва же осталась более самобытной и устойчивой к иноземным влияниям.

Каковы сегодняшние тенденции церковного пения: это попытка воссоздать дореволюционные, древние образцы или есть какие-либо современные направления?
Сегодня основной тенденцией церковного пения является возвращение к нашим древним истокам, в частности — возрождение монастырских напевов. Что касается знаменного пения, то начать сразу так петь во всех наших храмах, было бы неразумно. За 300-400 лет сложились глубокие певческие традиции, и необходимо, я считаю, возвращение к нашему обиходу, но на основе монастырских распевов. Их существует достаточно много: это распевы Киево-Печерской Лавры, Соловецкого монастыря, Ильинской пустыни и другие. Говорить о современной музыке я бы не стал, так как кроме отдельных фрагментов музыкальных произведений, не вижу православных композиторов, которые бы действительно создали новые тенденции в церковном хоровом пении. Безусловно, есть талантливые композиторы, музыканты, но у них, к сожалению, нет уже той дореволюционной хоровой школы. <

Можно ли сказать, что хоры духовных учебных заведений формируют певческий обиход и взгляды на церковное пение, которые будущие священники будут воплощать в жизнь в своих приходах? Несомненно, в хорах учебных заведений формируется вкус к хорошей церковной музыке. К сожалению, во многих приходах существует засилье нецерковной и низкопробной музыки, с точки зрения соответствия ее глубинному смыслу богослужения. На мой взгляд, главным критерием хорошей церковной музыки является ее соответствие как общецерковным, так и национальным традициям. Это та музыка, которая возникла из наших православных недр, была создана и подтверждена церковными авторитетами. Такая музыка может быть написана только глубокоцерковным композитором, духовноорганизованным, ответственным.

Есть ли сейчас издания, нотные сборники, которые могут стать ориентирами для церковных регентов?
Да. Например, я бы отметил хорошее издание Стретенского монастыря, «Октоих» и «Постная и Цветная Триодь» под редакцией Кастальского. Хотелось бы, чтобы был переиздан «Обиход Киево-Печерской Лавры», потому то он был выпущен небольшим тиражом. Этот сборник достаточно популярен, им постоянно интересуются.

Чем объяснить присутствие в наших хорах большого количества молодых людей, которые не были воспитаны на церковной музыке?
Человек всегда находится в духовном поиске, особенно молодой человек. Люди, особенно ищущие, которые занимаются музыкой, любят серьезную музыку, не могут быть равнодушны к хоровому церковному пению — это один из значимых пластов музыки. И я сам наблюдаю, что некоторые учащиеся музыкальных училищ сначала на концерте или просто зайдя в храм соприкоснулись с церковным пением, а через некоторое время они приходят на клирос.

Нужно ли противопоставлять церковную и светскую музыку?
Я за то, чтобы эта музыка сопоставлялась, так мы можем увидеть глубокие различия между ними. Костальский по этому поводу говорил, что церковная и светская музыка отличаются так же, как гражданский костюм отличается от одежды священника. Церковная музыка должна подчеркивает особую духовную среду, молитвенный настрой, существующий в храме. Церковная, в которой встречаются элементы светскости, несет совершенно другой заряд, такая музыка не способствует общению человека с Богом.

Какие церковные и светские коллективы Украины Вы бы отметили?
Так как я до сих пор нахожусь под впечатлением исполнения санкт-петербургской капеллой «Всенощного бдения» Рахманинова, я бы не стал выделять никого из светских украинских коллективов, поющих церковную музыку. Из церковных коллективов, для себя я выделяю те коллективы, которые существуют в небольших городках, которые приезжали в Киев на фестиваль «Глас Печерский». Они впечатляют особенным искренним обращением к людям и Богу. Мне также очень понравился хор из Жмеринки, который пел в прошлом году на фестевале, хороший хор в Ровно под руководством Тарасенко, хор Киевского Ионинского монастыря под руководством Дмитрия Болгарского — это пожалуй лучший мужской хор при монастыре, хор высокого профессионального уровня.