Анатолий Затовский. Насущные задачи православного просвещения
НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАВОСЛАВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Протоиерей Анатолий ЗАТОВСКИЙ,
благочинный Центрального округа г.Киева,
Председатель Православного
Педагогического общества
Священник Богдан ОГУЛЬЧАНСКИЙ,
Координатор Православного
Педагогического общества (Киев)
I. Анализ ситуации в области светского и церковного просвещения.
II. Неотложные задачи, стоящие перед церковным сообществом.
III. Опыт решения этих задач Православной Церковью в других странах (на основе материалов Х Международных Рождественских Чтений, Москва 27.01 — 2.02 2002г.)
IV. История, опыт и направления деятельности Православного Педагогического общества.
V. Предложения Православного Педагогического общества по взаимодействию и сотрудничеству с другими церковными учреждениями.
I. В настоящее время в Украине действует Концепция реформы образования до 2010 г. Ключевыми для этой реформы являются понятия «Личностно-ориентированный учебный процесс», «Внедрение новых образовательных технологий», «Гуманизация образования».
В тех разделах концепции, которые касаются необходимости нравственного воспитания и сохранения национальных традиций в области педагогики, практически отсутствует упоминание о христианских и духовно-нравственных основаниях национального воспитания и образования.
Сам характер концепции говорит о том, что светское образование еще не ощущает необходимости восстановить связь с традиционными духовными истоками, обратить внимание на тысячелетний опыт Церкви в решении вопросов воспитания и образования. Следует, однако, отметить активность инославных конфессий по внедрению в школьное обучение курса христианской этики. Уже ряд лет этот курс введен как обязательный в Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях, широко преподается в Ровенской, Хмельницкой, Волынской областях. В основе курса и изданных учебников («Християнська етика», Львов, 1998, изд. под эгидой Управления образования Львовской облгосадминистрации и Монастыря монахов Студийского Устава и др.) находится изложение рациональной католической этики, хотя, как отмечено в предисловии, издания согласованы с представителями основных конфессий западноукраинского региона, и самые характерные черты католической ментальности затушеваны. Однако же, свидетельство тысячелетней традиции православной культуры в этих учебниках совсем отсутствует. Проблемы преподавания и учебников мы рассмотрим ниже.
Каковы же сейчас возможности Церкви восполнить то, что отсутствует в светской педагогике?
Не касаясь отдельной темы семинарий и духовных, в т.ч. регентских училищ, задача которых — подготовка певчих и священнослужителей, можно сказать что возможности Православной Церкви в Украине воспитывать и обучать детей — свое будущее ограничиваются воскресными школами. Но во многих приходах воскресная школа занимает весьма скромное место, как по объективным (отсутствие необходимых помещений, квалифицированных педагогов) так и по субъективным причинам. Да и к тому же час (два-три часа) времени в неделю могут дать лишь незначительный плод в становлении характера, в духовно-нравственном воспитании.
Таким образом, в деле духовного воспитания основная надежда — на семью. Но из 30 миллионов православных, по факту крещения принадлежащих к Православной Церкви, в большинстве семей еще в прошлых поколениях утеряны духовные традиции рода, и семьям самим нужна помощь Церкви в деле их восстановления. В результате общество близко к нравственной катастрофе. Насилие, коррупция, проституция, алкоголизм, наркомания, высокий уровень абортов и самоубийств — подтверждение этому.
Но Церковь не может относиться безучастно к тем людям, которые не являются регулярными прихожанами, но по факту крещения и редкого хождения в храм все же являются Ее чадами.
II. Поэтому у приходов, благочиний, епархий, перед Украинской Православной Церковью в целом стоит неотложная, очень насущная задача: сосредоточить усилия в области воспитания и образования — как самих детей, так и их учителей. И эту задачу необходимо решать не только локально (что сейчас происходит), а координированно, в масштабах Церкви. Если не будем решать ее всей Церковью, то люди будут получать духовное просвещение в других конфессиях. Один из авторов присутствовал на ежегодной конференции в Острожской Академии (Ровенская обл.) под названием «Христианская мораль и образование в Украине», которая проводится уже много лет .
Приглашаются на нее десятки и сотни учителей, в основном из Правобережной Украины. Преподносятся и рекламируются же там преимущественно западные, католические и протестантские программы по работе с детьми. Стоило же автору заявить о том, что и в Православной Церкви занимаются этими проблемами, как к нему потянулись десятки людей с просьбой помочь, прислать материалы.
Автору известны и другие инославные центры по подготовке преподавателей христианской этики: катехизический институт в Дрогобыче (учрежденный УГКЦ), который подготовил сотни учителей; похожей деятельностью занимаются и много различных протестантских конфессий, открывших т.н. «Библейские институты» и подобные им учреждения. Существуют и частные школы, в которых обучение проводится на основе инославного мировоззрения; некоторые из таких школ проводят и конференции всеукраинского уровня для преподавателей христианской этики.
В ряде областей уже ведется преподавание христианской этики в школах, но не всегда инициатива исходит от православных. Более того, имеются попытки и предложения ввести «Христианскую этику» в масштабах всей Украины. При этом, конечно, авторы инициатив предлагают в основу предмета ввести содержание аналогичного курса, разработанного в западных областях, преимущественно по инициативе Греко-католической церкви.
К сожалению, учреждения нашей Церкви отстают в плане готовности к духовному просвещению и воспитанию. Авторам не известны опубликованные в Украине учебники и методические пособия для преподавания христианской нравственности с учетом православных традиций (за исключением изданного Православным Педагогическим обществом учебника «Божий світ і я». Основи християнської культури. Київ-2000. Автор — священник Богдан Огульчанский). Не ведется и систематическая подготовка преподавательских кадров.
Следовательно, в Украинской Православной Церкви необходимо создать:
1) Отдел или учреждение, объединяющий усилия многих тружеников в области православной и духовно-нравственной педагогики.
2) Основными направлениями работы Отдела должны стать а) взаимодействие с государственными структурами, образовательными учреждениями с целью внедрения в школьную программу предметов, направленных на духовно-нравственное воспитание и образование и б) разработка программ таковых предметов, координация в этом усилий педагогов всей Украины; в) подготовка педагогических кадров для преподавания предметов духовно-нравственного цикла.
III. Деятельность такого Отдела начнется не с нуля — имеется многолетний положительный опыт как в Украине, так и в других православных странах. Прежде всего, напомним, что решение о создании Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при Московской Патриархии и соответствующих отделов при епархиях было принято Св. Синодом еще в начале 90-х годов. И в ряде епархий УПЦ такие отделы уже имеются. Отдел в Москве за эти 10 лет проделал значительную работу. Ее основные плоды — тесное взаимодействие с Министерством образования России; подписан Договор о сотрудничестве, в рамках которого: а)создан и преподается во многих школах России предмет «Основы православной культуры»; б) открыто большое количество православных гимназий, при этом государство, муниципальная власть часто выступает соучредителем; в) совсем недавно, в конце января 2002 г. подписан приказ Министерства образования о введении предмета «Теология» в высших учебных заведениях; г) на базе Институтов повышения квалификации учителей совместно Министерством образования и Русской Православной Церковью ведется подготовка преподавателей «Основ православной культуры».
Заметным результатом работы Отдела является ежегодное проведение масштабных международных просветительских Рождественских Чтений, в которых принимают участие тысячи деятелей образования, науки, культуры; достоянием всей Церкви становятся творческие разработки ведущих, талантливейших православных ученых, педагогов, мастеров культуры. Выступая на Чтениях 2002 г., министр образования России В.Филиппов сказал: «И Церковь, и государство осознали сегодня, что задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и даже подчинять себе всю нашу образовательную политику». Министр образования в своем докладе вообще часто применял определение «духовно-нравственное воспитание», отмечал значение сотрудничества государства и Церкви для просвещения общества. Примечательно и следующее заявление:
» Мы не должны и не будем слепо копировать западные модели образования. Мы должны сохранить основы, принципы фундаментальности и духовности нашего образования. Нельзя разрушить многовековых благотворных традиций отечественной школы, сложившихся в том числе и во многом под благотворным влиянием Православной Церкви». Кратко упомянем состояние дел в других соседних странах.
Теология и «Основы православной культуры» преподаются также в школах Беларуси; в Литве (католической стране) учащиеся и их родители должны обязательно избрать курс обучения — либо «Христианскую этику» (на основе католического. мировоззрения) либо «Основы нравственности» (на основании православного мировоззрения); в Греции обязательным для обучения является курс «Основы православной веры». Обучение основам религиозных знаний ведется и во многих других европейских странах.
В России основной аргумент противников введения «Основ православной культуры» (как, впрочем, и в Украине) — то, что по Конституции Церковь отделена от государства. Другим аргументом является наличие многих национальностей и конфессий. Оба возражения легко снимаются — курс «Основ православной культуры» является невероучительным. Обучение каждого ребенка осуществляется с согласия его родителей. Заметим, что около 70% населения России считают себя православными, и большинство родителей весьма положительно относятся к обучению данному предмету их детей.
Обратим внимание еще на основные аргументы противников введения духовно-нравственного воспитания и образования в Украине. Большинство возражений аналогичны российским, единственное отличие — это то, что авторы возражений обращают внимание на высокий уровень межконфессионального противостояния в Украине, и опасаются, что введение такого предмета может повысить уровень этого напряжения. В ответ заметим, что ситуация в разных регионах Украины неоднородна. Регионов с высоким уровнем противостояния между разными христианскими конфессиями совсем немного (западная часть Украины и Киев). В остальных же регионах традиционная Украинская Православная Церковь преобладает. И вполне реально в согласии с местными органами образования наладить плодотворное сотрудничество (в ряде областей это уже сделано).
IV. Православное Педагогическое общество — по Уставу общественная благотворительная организация — образовалось в 1998 году, когда группа священников и педагогов остро осознала необходимость и актуальность внедрения христианских ценностей в воспитание и образование. Общество создалось при Св.-Макариевском приходе Киева по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всей Украины Владимира. Его Председатель — благочинный Центрального округа Киева, настоятель церкви священномученика Макария, Митрополита Киевского и всея Руси протоиерей Анатолий Затовский. Основные направления работы Общества:
1)Подготовка программ по духовно-нравственному воспитанию и образованию;
2) Подготовка преподавателей для общеобразовательных и воскресных школ;
3)Практическая работа с детьми — ежегодное проведение летних православных детских и семейных лагерей-поселений;
4) Организация и проведение семинаров и конференций по внедрению христианских ценностей в образование и воспитание;
5) издательская деятельность — издается журнал «Вестник православной педагогики» и детский журнал «Вертоград» (совместно со Св.-Макариевской церковью). Отметим, что детские православные издания в Украине издаются также в Днепропетровске («Радуга» — приложение к журналу «Спасите наши души» и «Богдан»), в Кировограде («Благовіст» — газета для педагогов, учеников и родителей), во Львове(«Божа нивка») и в других епархиях. В Обществе подготовлена и издана одна из первых программ в Украине для младших школьников по предмету «Основы христианской культуры» («Божий світ і я», Киев-2000 г., автор — священник Богдан Огульчанский), в настоящее время на выходе второе, иллюстрированное издание. Также готовится к выходу переиздание учебника литовского автора О. Янушкявичене «Основы нравственности» для старшеклассников. Ведется работа и над другими учебниками.
Отметим, что Православное Педагогическое общество уже третий год проводит подготовку преподавателей и воспитателей. В сотрудничестве с Национальным Университетом «Киево-Могилянская Академия», на базе Университета действуют богословско-педагогические курсы, которые готовят православных педагогов. Курсы двухгодичные, преподаются предметы: «Священное Писание», «Введение в катехизис», «Учение о Церкви», «Христианская антропология», «Православная педагогика», «Семейная педагогика», «Основы христианской культуры» и др. Преподают на курсах православные выпускники и преподаватели высших учебных заведений, в т.ч. духовных (в преподават. корпусе — магистр богословия, доктор философских наук, магистр архитектуры, кандидат физико-математических наук и др.) В конце каждого года обучения проводятся экзамены, вручается свидетельство об окончании обучения. По большинству предметов имеются распечатанные программы обучения с изложением содержания.
Филиал богословско-педагогических курсов действует в Черкасской епархии (г.Умань). С 2002г. Общество планирует организовать заочное обучение для всех желающих педагогов с разных областей Украины.
Работа Общества производится на неформальных началах, энтузиазмом сравнительно небольшого количества людей. Не являясь формально выразителем официальной позиции Церкви, Общество не может выступать равновесным партнером в отношениях с Министерством образования, другими официальными учреждениями и испытывает затруднения в контактах на высоком уровне. Оно не может заменить представительной церковной структуры. Поэтому образование Отдела религиозного образования и катехизации Киевской Митрополии является насущнейшей задачей.
V. Опыт нескольких лет работы Православного Педагогического общества показывает большую важность этой деятельности для Церкви. Имеются ясные перспективы расширения такой работы. В связи с этим Православное Педагогическое общество обращается к епархиям, церковным братствам и учебным заведениям с предложением о сотрудничестве. Наша основная задача — совместно выйти на тот уровень работы, когда мы сможем дать нашему народу полноценное духовно-нравственное воспитание и образование, ориентируясь на положительный опыт других православных стран.
Что необходимо в первую очередь? Это подготовка и выпуск учебников и обучение преподавателей «Основ христианской культуры (этики)». Общество предлагает помощь и в разработке программ с необходимым методическим обеспечением, и помощь по организации курсов для педагогов. Для этого мы предлагаем ниже соответствующее обращение. Также мы представляем информацию о различных программах, которые реализуются в нашем Обществе.