Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Церковный раскол и Генеральная Прокуратура Украины (из хроники правового беспредела)

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ И ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА УКРАИНЫ
(из хроники правового беспредела)

Одной из самых поразительных черт деятельности правоохранительных органов страны в последнее десятилетие является игнорирование того правового беспредела, который творится по отношению к Украинской Православной Церкви. Практика свидетельствует, что Генеральная Прокуратура Украины множество раз применяла норму Закона (94 статью УК) и возбуждала уголовные дела даже по публикациям в украинской прессе. Зачастую хватало заметки или небольшой статьи о злоупотреблениях, разбоях, хищениях и т.д., чтобы Генпрокуратура возбудила уголовные дела и начинала уголовное преследование должностных лиц вплоть до высших руководителей государства. Например, по газетной публикации было открыто уголовное дело против и.о. премьер-министра Украины Ефима Звягильского (сначала по факту, изложенному в статье, а затем и «лично»). УПЦ все эти годы находилась в правовой блокаде, сколько бы кричащих публикаций о насилии и произволе по отношению к ней не появлялось.
Приведем некоторые события:

1. Массовый захват в 1990-1992 униатами православных храмов в Галиции (более тысячи) с избиением священнослужителей и верующих. В Старом Самборе одно из самых кровавых побоищ учинил ОМОН. Никакой правовой оценки этим действиям дано не было. Демократично-униатская власть «восстанавливала историческую справедливость».
2. 1990 год — «первое Софиевское побоище»: во время посещения Киева патриархом Алексием II униаты и автокефалисты устраивают массовые беспорядки, не позволяя православным христианам встретиться со своим Предстоятелем. Были избиты монахини киевских монастырей и прихожане из Киевских приходов. Никакой правовой оценки дано не было, никто не был привлечен к ответственности.
3. 27 мая 1992 года состоялся Архиерейский собор УПЦ в Харькове, на котором был избран новый Предстоятель Церкви. Госкомрелигий признал законность Харьковского собора (с юридической точки зрения), а Предстоятели Поместных Церквей Мирового Православия — с церковной. Однако уполномоченная Собором делегация, прибывшая принимать дела, печать и церковную казну у прежнего предстоятеля в здание митрополии на Пушкинскую, 36, не была допущена в здание вооруженными унсовцами в присутствии милиции.
4. Вместо передачи дел, Филаретом была проведена акция «устрашения»: ночной штурм Киево-Печерской лавры боевиками УНСО. Был разгромлен дом наместника, избиты верующие и монахи. 104 боевика были арестованы, изъяты ножи, металлические прутья. Открыты уголовные дела, которые вскоре куда-то пропали. Никто не понес ответственности.
5. По свидетельству «соучредителя» УПЦ-КП митрополита УАПЦ Антония (Масендича), при помощи угроз и шантажа ряд народных депутатов и сотрудников президентской администрации вынуждали его принять в свою организацию Филарета вместе с церковной казной УПЦ (говорилось о сумме в 4 млрд. крб.), Владимирским собором, зданием митрополии. Сам Филарет требовал гарантий, что в случае перевода средств Православной Церкви на счета автокефалов, они у него их не заберут.
6. 26 июня, без ведома главы УАПЦ патриарха Мстислава, Масендич призвал в Киев епископов УАПЦ, которых стали убеждать «принять Филарета». Трое из семи епископов отказались участвовать в этой афере, остальные согласились. Это собрание было наименовано «Всеукраинским православным Собором», объединившим УПЦ и УАПЦ, хотя от УПЦ ни один епископ не принимал в нем участие, а руководитель УАПЦ (Мстислав) узнал о нем лишь неделю спустя. Учредительные документы обеих Церквей вообще не предусматривали таких действий. Тем не менее собрание провозгласило о роспуске обеих конфессий и создание новой структуры — УАПЦ-КП (позже УПЦ-КП), которая объявлялась правопреемницей всего имущества финансов и банковских счетов, отечественных и зарубежных, «упраздненных церквей». Мстислава «решено было считать» патриархом новой организации, а Филарета его заместителем, распорядителем всех средств.
7. Председатель Госкомрелигий Н.Колесник в докладной записке Президенту Л.Кравчуку указывает, что «Постановление т. н. Всеукраинского православного Собора о создании «УПЦ — Киевский патриархат» принято без участия и против воли народа и епископата УПЦ», и отмечает абсолютную незаконность провозглашенного права новой организации на владение имуществом и финансами УПЦ. Вскоре Колесник был уволен, а на его должность был назначен нардеп Арсен Зинченко, один из организаторов «собора».
8. Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир заявил, что под видом объединения Церквей произошло «присвоение одним человеком всех средств украинского православия, пожертвований, которые годами несли в храмы православные украинцы». Еще более резкую оценку дало руководство УАПЦ, назвав объединение аферой.
9. Тем не менее вице-премьр Олег Слепечев, курировавший внешнюю торговлю еще во время работы «собора» (26 июня), дает указание Совету по делам религий (Колеснику), Мининвестстрою (Борисовскому), Фонду госимущества (Прядко), Нацбанку (Гетьману), Укрсоцбанку (Носу), Агропромбанку «Украина» (Коваленко), Внешэкономбанку (Терпило), Киевской госадминистрации (Салию) принять «к сведению» его решения. В указанных банках находились финансы УПЦ. Сюда же надо отнести акционерный банк «Ажио», одним из учредителей которого являлся сам Филарет.
10. Какими финансами располагала УПЦ накануне филаретовской экспроприации? Значительными. На «соборе» речь шла о 4 млрд. крб. Диаспора называла астрономические цифры в 7 млрд. долл. Однако точных цифр не знает никто: финансы церкви не контролировались державой, что позволяло через ее счета перекачивать и отмывать крупные суммы денег. К тому же сразу после смещения с должности Филарета кончает жизнь самоубийством главный его финансист — кассир Владимирского собора (бросается в лестничный пролет).
11. Покойный руководитель УПЦ-КП Владимир (Романюк) в своих обращениях в столичное УБОП утверждал, что еще в 1990 году Филарет конвертировал и разместил на зарубежных счетах 3млрд. руб. В 1991 году правительством Фокина УПЦ были перечислены 25 млн. руб. из средств запрещенной Компартии на восстановление Успенского собора лавры (собор строили за бюджетные деньги в 2000 году). Тогда же Филарет организовал предвыборный фонд Леонида Кравчука и перечислил в него 300 тысяч крб.
12. Вторая половина 1992 и почти весь 1993 год был ознаменован захватами епархиальных управлений (в Ровно, Луцке и других городах), кафедральных соборов и приходских храмов унсовцами и казачками нардепов Червония и Поровского. Нигде насильники не понесли наказания, а захваченные храмы, несмотря на решения судов, до сих пор не возвращены верующим. Тщетно взывают к властям Украины Предстоятели поместных церквей, международные религиозные и общественные организации.
13. В ноябре 1992 года Мстислав, патриарх УАПЦ, на базе которой создана УПЦ-КП, выступает с заявлением, что его церковь никакого отношения к УПЦ-КП не имеет, а затем обращается в Генпрокуратуру, с требованием привлечь к уголовной ответственности организаторов УПЦ-КП. Заявление остается без ответа.
14. В феврале 1993 года президент Украинской Правнычей Фундации С. Головатый делает детальный юридический анализ происходящего (опубликован в «Голосе Украины»), в котором указывает на нарушение десятков статей Закона и Конституции Украины, допущенные при создании и регистрации УПЦ-КП.
15. 20 августа 1993 года Генеральный Прокурор Украины В. Шишкин выносит протест на постановление от 20 июля 1992 года Госкомрелигии о регистрации УПЦ-КП, указывая на многочисленные грубые нарушения национально законодательства и приостановливает действие указанного постановления. Довести до конца дело упраздения незаконносозданной организации Шишкин не успел, поскольку был снят с должности. Последующая чехарда в руководстве Генпрокуратуры надолго отодвинула проблему восстановления законности по отношению к УПЦ. Это позволило расколу на незаконно присвоенных средствах и имуществе организовать целую политико-финансово-криминальную империю, в которую входят политические, коммерческие и просто криминальные структуры.
16. Она продолжала существовать даже после того, как основатели УПЦ-КП, пять епископов во главе с Антонием (Масендичем), в начале 1994 года с громким скандалом покинули ее и с покаянием, простыми священниками вернулись в каноническую Церковь. А вселенский патриарх заявил Жулинскому, что «такой институции, как УПЦ-Киевский патриархат в православии не существует».
17. Главным политическим покровителем раскола является Леонид Кравчук, которого связывает с его руководителем многолетняя дружба. Кроме него политической «крышей» раскола являются униатские право-радикальные националистические партии, типа РУХов, ПРП, КУНа. Униаты поддерживают и дорожат филаретовцами, как передовым отрядом борьбы с православием.
18. УПЦ-КП является штабом всех антиправославных религиозных и политических сил, ведущих идеологическую, пропагандисткую и силовую (при помощи УНСО и казачков) борьбу с УПЦ. Закон запрещает одной организации вмешиваться во внутренние дела другой. Однако лишь дважды Генпрокуратура предупредила УПЦ-КП и ее структурные подразделения («Фундацию Духовного еднання») об их противозаконных действиях.
19. Также безнаказанными для раскола остаются сугубо криминальные деяния ее структурных подразделений. Например, руководители «Чина Святителя Илариона» (учредитель — Филарет), зарегистрированного по адресу резиденции Филарета на Пушкинской, 36, оказались одновременно и организаторами наемничества в горячие точки. Более ста наемников-украинцев, воевавших в Азербайджане против Армении были арестованы. Однако сам Филарет вышел сухим из воды.
20. Тоже касается и руководителей «Православного братства святого Владимира» (учредитель Филарет), которые под церковной крышей занимались ввозом иномарок «с криминальным сокрытием этого бизнеса от налогообложения», задолжав державе в 1994 году более 120 млрд. крб. Им же вменено в вину махинации с торговлей металлом и т.д. В 1997 году на своей квартире был зверски вместе со своей матерью убит руководитель еще одного филаретовского братства — «Андрея Первозванного». Милиция заявила, что это сугубо «криминальное дело». В этом же году городская прокуратура занялась еще двумя миссионерскими структурами УПЦ-КП «Благодійність» и «Милосердя», которые под видом гуманитарной помощи ввозили на миллионы долларов бытовую и компьютерную технику из-за рубежа. Дела так и не дошли до суда.
21. В 1997 году в Феодосьевском монастыре (что напротив лавры), который захватили филаретовцы, был обнаружен целый арсенал тротиловых шашек. Оказалось, это результат взаимотношений руководителей созданной Филаретом фирмы «Панагия» — некого о. Викентия и одного коммерсанта. Коммерсанта посадили, а происхождение тротила (его связывают с деятельностью филаретовских боевиков-унсовцев) до сих пор выясняют.
22. В 1995 году за два месяца до своей загадочной гибели патриарх УПЦ-КП Владимир (Романюк) обратился в УБОП Киева с просьбой выделить ему охрану, поскольку боялся за свою жизнь, указывал на связи своего заместителя (Филарета) с крупнейшими криминальными кланами столицы и просил помощи в поиске присвоенной Филаретом казны РПЦ. Ему была выделена охрана, которая засвидетельствовала и предотвратила несколько попыток «силового давления на патриарха» со стороны филаретовцев. 15 июля Романюк самым загадочным образом погиб на скамейке ботсада.
23. Похороны Владимира Романюка вылились в крупнейшую провокацию: впервые раскол открыто выступил против власти. 18 июля вошло в историю под названием «черного вторника», обструкции подверглась не только власть, но и УПЦ. Раскол показал свою силу и надолго отбил у власти желание заниматься проблемами восстановление законности и справедливости в церковной сфере. Поэтому уголовные дело, открытое по «черному вторнику» (а в рамках его и по выяснению обстоятельств смерти Романюка) было раздроблено, а затем и закрыто.
24. В 1999 году, во время предвыборной кампании Президент неожиданно заявил, что «расскажет всю правду» об этих событиях, но так и не сделал этого.
25. 9 марта 2001 года филаретовские экстремисты были в первых рядах провокаторов, устраивавших беспорядки (председатель филаретовского братства «Андрея Первозванного» А. Гудыма попал на все пленки, прокрученные по УТ). Однако и на этот раз в упор не заметили филаретовцев.

Таким образом, очевидно, что беззаконие, свершившееся в 1992 году, породило массу иных беззаконий, и вершит свое черное дело. Поощряя религиозный экстремизм, тотальную ложь, государственная власть обострила межконфессиональные отношения в стране. Все эти годы Генпрокуратура, как страус, прятала голову в песок, боялась стать на позиции закона. Может быть, теперь, когда весь мир понял опасность прикрывающегося религией криминала и экстремизма, она наконец-то обратит внимание на произвол, творимым в отношении УПЦ и добьется хотя бы возвращения экспроприированных у него у нее в 1992 году имущества и финансов. Святая Церковь и поколения православных христиан возводили храмы Господни не для того, чтобы в них кощунствовали отлученные от Церкви, расстриженные и беглые святотатцы, а для того, чтобы в них возносились святые молитвы Христу-Спасителю. Верующие несли свои пожертвования в храмы не для того, чтобы на них жировали политики, взращивались криминальные капиталы, содержались экстремистские организации, а для того, чтобы Церковь помогала больным и страждущим.