Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Возрождение святынь Киево-Печерской Лавры

«ВО ИОРДАНЕ КРЕЩАЮЩУСЯ ТЕБЕ, ГОСПОДЕ…»
Боявленские празднества в Киево-Печерской Лавре

Владислав ДЯТЛОВ

В Крещенскую ночь мороз в Киеве так и не ударил, но все же преподнес столице праздничный подарок. Оценить его стало возможно только утром: деревья, в которых утопает заснеженный древний город, оказались покрыты инеем. Подобного не наблюдалось уже много дней. В подправленном наряде предстала взору прихожан и Лавра. На этом фоне и вид пасмурного неба не омрачал праздника, а внушал чувство безмолвного величия. Сегодня в обители — двойное торжество: после водосвятного Крещенского молебна на знаменитых колодцах преподобных Антония и Феодосия Печерских должно совершиться освящение построенных здесь надкладезных часовен. В 11.10 на Большой Лаврской колокольне грянул звон: по окончании Божественной литургии двинулся к колодцам из престольного храма обители — Успенского собора или Великой Печерской церкви — крестный ход. Во главе шествия — наместник Лавры епископ Вышгородский Павел и викарий Киевской епархии епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан. Участники хода еще только приближаются к ведущим в Нижнюю Лавру Пещерным воротам, а звонари двух нижнелаврских колоколен — на Ближних и Дальних пещерах — уже подхватывают, одна за другой по цепочке, ликующую песнь Большой колокольни и по очереди встречают шествие.
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…,» — поют лаврские иноки на пути к колодцам. Последние расположены на дне оврага между двух занимаемых Лаврой приднепровских холмов. История обители началась на южном из них, когда сюда явился преподобный Антоний — русич по крови, прошедший школу монашества на Святой Горе Афон в далекой Греции. Когда вокруг подвижника сложилась целая монашеская община, он поручил управление молодой обителью одному из своих учеников, а сам перешел на соседний северный холм и выкопал отдельную пещеру для нового уединения. Обителью руководил тогда уже другой ученик святого Антония, преподобный Феодосий, который собрал в Лавре до ста иноков и научил их подвигу в условиях уже не пустынного, а разросшегося монастыря с общежительным уставом.
Двум основателям Лавры народное предание приписывает и создание колодцев: расположенный у основания склона со стороны Ближних пещер называется Антониевым, а находящийся напротив, у холма Дальних — Феодосиевым. В 1900-1914 гг. вблизи колодцев возвели каменную церковь во имя Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Архитектурно решенный в популярном тогда псевдорусском стиле, храм оказался внутри полукруглого бастиона крепостной стены, выстроенной вокруг Нижней Лавры и отгородившей овраг от берега Днепра. Под церковью находился насос, снабжавший обитель днепровской водой. После возрождения в 1942 г. монашеской жизни в Нижней Лавре, возле колодцев в дупле одного из деревьев тайно несла аскетический подвиг схимонахиня Алимпия (+1988). Приняв постриг от одного из лаврских старцев, она спустя годы станет известной многим православным киевлянам. После второго закрытия Лавры в 1961 г. колодцы по-прежнему привлекали к себе богомольцев, из-за чего были засыпаны по приказу богоборческих властей. Церковь же «Живоносного Источника» — снесли. Уцелела лишь крепостная стена…
Когда пришел 1988-й — храм вчерне отстроили заново и оставили на попечение вернувшихся в Лавру иноков. В первые же месяцы возрождения обители братия позаботилась и о колодцах. Сначала откопали Феодосиев, позднее — Антониев. Дощатые бортики с такими же навесами на четырех угловых деревянных стобиках, покрытыми металлом и увенчанными куполами-маковками с крестами… Такими были тогда наземные «облачения» колодцев, к которым братия проложила широкие дорожки, не забыв и об устройстве вокруг этих строений площадок. Затем над колодцами появились огромные металлические сени-беседки, завершенные шатрами с куполами. Но и это обновление оказалось далеко не последним: братия то и дело улучшала подходы и площадки, отделала и освятила храм «Живоносного Источника». И вот теперь — еще одно преображение. Силами монастыря и Киевской мэрии возведены две каменные надкладезные часовни и благоустроены прилегающие участки, а для улучшения водонабжения колодцев под ними пробурена артезианская скважина. Все это стало частью не только обновления Лавры, но и звеном целой программы горадминистрации по облагораживанию днепровских склонов.
Крестный ход с песнопениями шествует по широкой улице, ведущей от Мазепинских стен Верхней Лавры к Ближним пещерам. Проблемы, и притом вполне знакомые, начинаются после прохода лаврской братии через калитку, за которой следует ведущая на дно оврага лестница. Колонна прихожан раза в три шире — и для казаческой монастырской охраны начинается нелегкое послушание. А внизу — от подножия лестницы до самого конца пути — уже стоят вдоль главной и ответвляющихся к колодцам дорожек сотни людей, образуя живую изгородь по обеим сторонам. «С праздником!» — громко приветствует всех, едва сойдя с последней ступеньки, владыка Павел. «Спаси Господи!» — раздается тут и там в ответ. Впереди — храм «Живоносного Источника». Но вокруг него теперь как-то светлее, чем в былые годы. Оказывается, во время строительства освящаемых ныне надкладезных часовен на прилегающих участках склонов произвели порубки леса. При осознании этого испытываешь двойственное чувство. Что стало светлее — радостно, но «отступление» леса от прежнего рубежа вызывает тревогу: не рубили бы дальше. Ведь овраг с колодцами оставался единственным в Лавре уголком, где можно было увидеть, с чего начиналась обитель.
Крестный ход остановился у колодца преподобного Антония. Вокруг — милиция и переносные металлические ограды: все ждут Блаженнейшего и руководителей города. Они войдут в обитель через обращенные к Днепру ворота в крепостной стене. Минута ожидания — и со стороны ворот на площадку перед часовней поднимается Предстоятель Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Начинается молебен. Благодаря форме оврага, напоминающего амфитеатр, и установленному на площадке микрофону праздничные песнопения громко изливаются в простор и хорошо слышны всем собравшимся, а происходящее просматривается со склонов, что позволяет всякому пришедшему быть участником крещенских торжеств.
Но вот настает долгожданная минута: крестообразный взмах кропилом — и сотни брызг освященной воды летят на молящихся и на принесенные ими сосуды. «Мира, благости, любви, согласия, добра в семьях!» — возглашает Предстоятель, обращаясь ко всем пришедшим. В своем кратком слове Блаженнейший Митрополит Владимир сердечно благодарит всех потрудившихся и молитвенно участвовавших в деле устройства надкладезных часовен, в том числе мэра столицы Александра Омельченко и руководителей районных администраций города. Теперь, как и уже не один год подряд, к обеим часовням потянутся люди, чтобы почерпнуть, испить и отнести в свой дом крещенской воды — на укрепление сил душевных и телесных. Во избежание беспорядка в огромных очередях владыка Павел напоминает, что благодать Божия является в кротости.
К месту торжества поднимаются мэр столицы Александр Омельченко и другие гости. Получив благословение у Предстоятеля Церкви, мэр обращается к киевлянам с поздравлением. «Мы не мыслим свое будущее без веры в Бога, любви и высокой морали. Освящение часовен на колодцах святых Антония и Феодосия — еще одно событие в деле возрождения православной веры, которая является основой жизни нашего народа. Божьи дела — бессмертны!», говорит он. После аплодисментов гости направляются в сторону Ближних пещер. Но подняться вверх по оврагу не так просто: люди все идут и идут навстречу по узкой дороге к колодцам. «Сколько народу!» — восклицает кто-то из гостей, указывая на цепочки протянувшихся к часовням очередей. В лицах — тихая радость. Как долго им еще стоять здесь. Хоть и не на настоящем «крещенском», но все же морозе! Но стоят. Без суеты, среди заиндевелых деревьев и куполов. В сердце Святой Обители, которая в своей неизъяснимой январской красоте сама кажется застывшей молитвой к Господу…