Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Преподобный Иона Киевский и его монастырь

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОНА КИЕВСКИЙ
+ 1902, день памяти 22 января н.ст.

В 0 часов 30 минут ночи 9 (22) января 1902 г. тихо и мирно отошел ко Господу преподобный Иона Киевский (в схиме Петр) — великий подвижник Православной Церкви, имя которого еще в годы земной жизни было прославлено по всей Святой Руси. В момент преставления преподобному было более ста лет.
Точная дата рождения подвижника не выяснена. Он появился на свет на Полтавщине, в посаде Крюкове, влившемся впоследствии в состав соседнего г. Кременчуга. Сын мещан Павла и Пелагии Мирошниченко, младенец был наречен в крещении Иоанном. В детские годы Иоанн неоднократно бывал восхищаем Господней Десницей в Горний мир, где услышал, что избран для осуществления на земле одного из великих дел Божественного Милосердия. Одаренный великим умом и твердой памятью, Иоанн с детства любил чтение книг, особо религиозно-нравственных, и читал очень много. До 22 лет он жил дома и занимался земледелием. Вместе с тем, будучи очень набожным, Мирошниченко часто посещал монастыри.
Когда же юноша решил принять монашество, то побывал у киевских святынь и затем, по некоему знамению свыше, отправился в Россию к жившему в уединении преп. Серафиму Саровскому. Встречая Иоанна, прозорливый отшельник молвил: “Что ты так долго медлил? Я тебя ожидаю уже два года!”. У преп. Серафима Иоанн пробыл в качестве ученика и послушника без малого восемь лет. В конце этого периода преп. Серафим, удостоенный от Пресвятой Богородицы извещения о будущей судьбе Иоанна, повелел послушнику отправиться в Брянскую Белобережную пустынь и принять там постриг, после чего, когда наступит черед, “идти в город Киев и потрудиться там в созидании и устроении святой обители мужского общежительного монастыря, великого и дивного для всех и полезного к славе Божией и многим спасающимся в ней”.
Поступив в Белобережную пустынь в 1836 г., Иоанн принял здесь в 1843 г. монашество с именем Ионы и всегда проводил свою жизнь в строгом посте и воздержании, постоянной молитве и Богомыслии. В 1845 г. преп. Иона был рукоположен во иеродиакона. Когда пришло предустановленное свыше время, подвижник сподобился троекратного посещения Пресвятой Богородицей, Призывавшей избранного инока к переселению в Киев. Укрепляя преп. Иону перед предстоящим ему служением, подвижнику явился в келье и Сам Спаситель.
В 1847 г. преп. Иону принял в Киеве Святитель Филарет (Амфитеатров), занимавший Киевскую митрополичью кафедру до самой своей кончины в 1857 г., и поселил подвижника в Киево-Печерской Лавре. Прославленная колыбель православного монашества Руси, Лавра, однако, являлась во дни преп. Ионы многолюдным монастырем и резиденцией митрополита, и потому подвижник покинул обитель, а затем, в поисках более спокойного места, сменил еще несколько киевских монастырей — Златоверхий, Никольский, куда преподобного перевели в 1851 г., Братский, Греческий, где святой Иона в 1858 г. был возведен во иеромонаха, и Выдубецкий, где Угодник Божий поселился в 1860 г. В эти годы преподобный вновь удостоился видения Спасителя и неоднократных посещений Божией Матери.
Еще до ухода из Греческого монастыря подвижник узнал, по откровению свыше, что избранное Богом место для новой обители расположено на высоком правом берегу Днепра над стоящим у самой воды древним Выдубецким монастырем. В это время святой Иона уже являлся уважаемым духовником многих мирян. И по совету преподобного благочестивые люди купили указанное место, представлявшее из себя заросший бурьяном сад. По благословению старца Ионы здесь поселилось несколько искавших монашества и особо преданных подвижнику людей. Переходя в Выдубецкий монастырь, вместе с ними некоторое время жил в саду и сам преподобный. Общими усилиями они расчищали место будущей обители от бурьяна, сажали новые деревья. Проживая в Выдубецкой обители, святой Иона часто навещал сад и 1 (14) марта 1861 года и 9 (22) марта 1862 года сподобился увидеть здесь Пречистую Богородицу с сонмом святых. В первое из этих явлений Божия Матерь рекла: “Предваряю тебя, многие и многие приидут и приползут разного рода и племени целы и полуцелы, уязвленные, отягченные сном, дремлющие, расслабленные, обременены и удручены тягостию от самих себя и от исконнаго врага, вся и всех оныя приемли и послужи, и да не презреши кого — Божии бо суть вся сии. И Аз не престану посещать место сие, живущих и ползущих на место сие. Господь Бог и Сын Мой и Аз послужим всегда ко утешению и спасению их всех”.
О придании монастырю законного статуса ходатайствовала в Санкт-Петербурге перед российским императором Александром II супруга самого Киевского генерал-губернатора княгиня Екатерина Васильчикова — духовная дщерь святого Ионы, пожертвовавшая на материальное обеспечение новой обители часть своего имения на Полтавщине, а также дачу близ Киева, и выступившая таким образом в качестве ктитора. Рассмотрев просьбу княгини, император пригласил к себе митрополита Киевского Арсения, обер-прокурора Синода графа Толстого, министра по делам царского двора Аллерберга и близких родственников на совет, ибо владыка Арсений не был уверен в целесообразности открытия в Киеве — городе со множеством монастырей — еще одной обители. В ходе разговора мнения разделились, причем особым противником учреждения монастыря выступал Аллерберг. Раздосадованный император, чье сердце было на стороне Васильчиковой, вышел в сад, где венценосца злоумышленник-террорист. Грянул выстрел — но пуля пролетела мимо царя. Покушение провалилось. После благодарственного молебна Александр спросил участников недавнего разговора: “А что, господа, монастыря не надо? А я верю, что Господь Бог и Божия Матерь спасли мою жизнь молитвами того монастыря”.
В тот же день император подписал указ об учреждении в Киеве Свято-Троицкого монастыря на Зверинце — так именовалась, в память об охотах древнерусских князей, примыкавшая к Выдубицкому урочищу местность. В документе, между прочим, говорилось: “Этот монастырь утверждается образцовым и на будущее время для всех монастырей. При этом монастыре учреждаются и благотворительные заведения”. На дворе был 1866 год…
Шло время. Слава преп. Ионы увеличивалась от года к году. Редкий из паломников не заходил из Лавры в Троицкую обитель за благословением старца-настоятеля. Постепенно число посещавших монастырь на Зверинце богомольцев достигло ста тысяч в год. И, верный завету Пресвятой Богородицы, неоднократно удостаиваясь укрепляющих его видений, преподобный отвечал на нужды людей подвигом молитвенного предстательства за всю Русь. Примечательно, что к числу духовных чад старца принадлежал и епископ Виталий Калужский, отпевавший в 1891 г. преп. Амвросия Оптинского и в следующем году почивший на покое в Свято-Троицком монастыре и здесь же погребенный. Интересен также случай, когда один мусульманин из охваченного холерой аула на Кубани прислал святому Ионе телеграмму с просьбой о молитвах за вымирающий населенный пункт. И молитвами преподобного аул был спасен. Имея от Бога дар прозорливости, старец многих обращал на путь покаяния и духовного возрождения. Преподобному были открыты свыше и грядущие трагические пути Православной Церкви на Руси в XX веке, о чем Угодник Божий серьезно предупреждал приходивших к нему.
Одновременно разросталась и сама обитель, прослывшая в народе “монастырем отца Ионы”. К началу XX века число населявших ее иноков и послушников достигало 600 человек. Земельные владения монастыря к этому времени значительно увеличились, и в них руками иноков и монастырских работников велось образцовое хозяйство. В обители насчитывалось 45 жилых построек для братии, 5 гостиничных корпусов, 4 помещения для рабочих и 19 хозяйственных строений. Кроме того, в монастыре имелись больница и рассчитанная на 30 детей школа-приют, в которой мальчики-сироты проходили программу начального училища и обучались столярному, кузнечному, портняжному и сапожному ремеслам. Позднее для школы возвели за монастырской оградой новое здание, и она стала принимать и детей малоимущих жителей Зверинца. Венцом же ансамбля монастырских строений была возведенная в 1871-1872 гг. каменная Свято-Троицкая церковь с южным приделом в честь глубоко чтимой святым Ионой иконой Божией Матери “Троеручицы”. Упомянутую святыню старец почитал со времен пребывания в Белобережной пустыни, где находился список с этой широко известной в Православной Церкви иконы. В 1897 г. к храму пристроили северный придел во имя Всех Святых. Свято-Троицкая церковь стала преемницей одноименного деревянного храма, воздвигнутого в обители еще в 1860-х гг. Преп. Иона задумывал также выстроить в монастыре громадную 110-метровую колокольню, которая бы оказалась на 14 метров выше Большой Лаврской и вообще явилась бы высочайшей православной колокольней на Руси. Но старец успел лишь одобрить проект колокольни, составленный архитектором В.Николаевым. Начав работу в 1903 г., строители возвели к 1917 г. только один этаж сооружения, впоследствии разобранный на кирпич.
Преп. Ионе принадлежит также заслуга возрождения овеянного славой запорожских казаков знаменитого Межигорского монастыря, находившегося немного севернее Киева. Основанная еще в древности, эта обитель стала со временем местом монашеских подвигов ветеранов Запорожской Сечи. В конце XVIII в. монастырь выгорел почти полностью и в дальнейшем использовался фаянсовой фабрикой. Когда последнюю упразднили и выставили Межигорье на продажу, преп. Иона был очень озабочен тем, чтобы святое место не приобрели какие-нибудь дельцы. Он исходатайствовал передачу запустелой обители в свое ведение и с иноками Троицкого монастыря восстановил там монашескую жизнь. В этой связи в 1886 г. подвижника возвели в сан архимандрита (возведение во игумена состоялось еще в 1872 г.). Но сложилось так, что по своему официальному статусу молодая Троицкая обитель стала числиться приписной к Межигорской. Это создавало для старца большие трудности, и он добился отделения своего монастыря от Межигорья в 1894 г., после чего в бывшей казаческой обители поселились инокини.
Перед отшествием в Горний мир подвижника постиг тяжкий телесный недуг. Видя страдания своего наставника, один из келейников предложил: “Батюшка, помолитесь Божией Матери, чтобы Она разделила болезнь Вашу на всю братию”. “Нет, не понесут, буду я один терпеть” — ответил подвижник. …Погребение преп. Ионы состоялось на 4-й день по преставлении — 12 января 1902 г. Гроб со святыми мощами старца был положен в склепе под Троицким храмом.
В 1918 г. монастырь чудом уцелел при гигантском взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители преп. Иона предсказывал еще в годы своей земной жизни. В 1934 г. монастырь был закрыт органами советской власти, а на его территории создали ботанический сад. В 1940-х гг. обитель возродилась, но была повторно упразднена. В 1966 г., в виду опасности капитальной перестройки обезображенного Троицкого храма, превращенного в склад, мощи преп. Ионы перенесли на Зверинецкое кладбище. Новое восстановление монашеской жизни в обители идет с начала 1990-х гг. В 1992 г. сюда возвращены мощи святого основателя, покоящиеся теперь открыто в прежней усыпальнице. В 1996 г. преп. Иона причислен к лику святых.