Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Летопись епархий

25.02.2002. ВО ВРЕМЯ ВИЗИТА В НОВГОРОДСКУЮ ЕПАРХИЮ ПО СЛУЧАЮ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКИТЫ НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОП ИВАНО-ФРАНКОВСКИЙ И КОЛОМЫЙСКИЙ НИКОЛАЙ ВОЗЛОЖИЛ ВЕНОК НА МОГИЛУ ОТЦА ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ Л.КУЧМЫ

Святитель Никита, епископ Новгородский, является постриженником Киево-Печерской Лавры — колыбели монашества и школы архипастырства на Руси, из стен которой только во второй половине XI — начале XIII вв. на разные епископские кафедры страны вышло около 50 подвижников. Великий молитвенник, еще в земной жизни удостоенный от Бога дара чудотворений и снискавший великую любовь своей паствы, святитель преставился в 1108 г. и впоследствии был торжественно причислен к лику святых. В 1558 г. совершилось обретение мощей подвижника, которые ныне открыто почивают в стенах Софии Новгородской — кафедральном храме во имя Святой Софии, Премудрости Божией, воздвигнутом в XI в. и являющимся ровесником Киево-Софийского собора.
В настоящее время Новгородской епархией управляет архиепископ Великоновгородский и Старорусский Лев. В бытность его преподавателем сравнительного богословия в Ленинградских (ныне Санкт-Петербургских) Духовных Академии и Семинарии обучение в последней из них проходил управляющий ныне Ивано-Франковскую епархию Украинской Православной Церкви архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Николай. По приглашению архиепископа Льва владыка Николай совершил визит в Новгородскую епархию, приуроченный к дню празднования памяти святителя Николая. Вечером 12 февраля оба архиерея совершили в Софийском соборе Новгорода торжественное всенощное бдение, утром 13 февраля — в день праздника — Божественную Литургию, а затем посетили действующую при храме воскресную школу. После обеда владыка Николай посетил военную часть, на территории которой находится братская могила павших во время Великой Отечественной войны солдат. В числе погребенных здесь покоится и тело Д.Кучмы — отца Президента Украины Л.Кучмы. Как известно, место захоронения отца многие годы оставалось для Л.Кучмы неизвестным и было отыскано следопытами только в 1990-х гг. Отдав дань памяти Д.Кучмы и его однополчан, владыка Николай возложил венок на их братскую могилу.

25.02.2002. В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ НЕ ТОЛЬКО СЛАВИЛА ВСТРЕЧУ БОГОМЛАДЕНЦА ПРАВЕДНЫМ СИМЕОНОМ, НО И ПО-ЦЕРКОВНОМУ ОТМЕТИЛА ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МОЛОДЕЖИ И 13-ю ГОДОВЩИНУ ВЫВОДА СОВЕТСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА

15 февраля после праздничной Божественной Литургии в кафедральном Свято-Духовском соборе г.Херсона состоялся водосвятный молебен и освящение свечей. В 12.00 по благословению и при участии архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана здесь была совершена панихида по воинам, погибшим в Афганистане. В храме собрались бывшие воины-афганцы, вдовы и родные павших. На панихиде присутствовал глава Херсонской облгосадминистрации Ю.Кравченко. В 15.00 состоялось празднование Всемирного дня православной молодежи. После молебна, совершенного владыкой Ионафаном, прошел праздничный вечер, который под руководством председателя епархиального отдела религиозного образования и катехизации священника Георгия Гуляева подготовили православные молодежные клубы Херсона. Лучшие из молодежных коллективов были отмечены Архиерейскими грамотами и подарками.

25.02.2002. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КИЕВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПРОТОИЕРЕЙ АНАТОЛИЙ ЗАТОВСКИЙ: “БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕРКОВЬЮ ГОСУДАРСТВУ ТРУДНО БУДЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ”

21 февраля в Экспоцентре Украины (“Украинский Дом” на Европейской площади в Киеве) прошел Всеукраинский форум “Соціальна робота — невід’ємна складова розбудови соціальної держави і громадянського суспільства”. В числе выступающих на форуме официальных лиц были Премьер-Министр Украины А.Кинах и Министр труда и социальной политики И.Сахань. По приглашению Государственного Центра социальной службы для молодежи в работе форума принял участие клирик Киевской епархии Украинской Православной Церкви, председатель Киевского православно-педагогического общества протоиерей Анатолий Затовский. Отметив в своем выступлении, что без взаимодействия с Церковью государству трудно будет реализовать свою социальную программу в сложившихся на сегодня условиях, отец Анатолий призвал властные сруктуры к выделению финансовых средств на церковные социальные программы и вообще более тесному сотрудничеству с Церковью в социальной сфере. В качестве примера докладчик привел европейский опыт, а также отечественный прецедент: выделение Государственным Центром социальной службы для молодежи средств на проведение Киевским православно-педагогическим обществом летних детских лагерей, действовавших в течение последних лет на Киевщине и Черкащине.

25.02.2002. ГЛАВА ПРЕЗИДЕНТСЬКОЇ АДМІНІСТРАЦІЇ ВОЛОДИМИР ЛИТВИН ВИСЛОВИВ ДУМКУ, ЩО ПРОБЛЕМИ, ІЗ ЯКИМИ СЬОГОДНІ ЗІШТОВХУЄТЬСЯ ЦЕРКВА, БУДУТЬ ВИРІШЕНІ «В ІНТЕРЕСАХ УКРАЇНИ І ВСЬОГО УКРАЇНСЬКОГО НАРОДУ»

Газета “Факти” від 23.02.2002 р., повідомила, що у 22 лютого, у суботу, глава Адміністрації Президента України, лідер блоку «За єдину Україну» Володимир Литвин побував у Дніпропетровську, де відвідав Преображенський собор, хоральну синагогу «Золота троянда» і вручив державні нагороди ветеранам Великої Вітчизняної війни, а також побував у Кривому Розі (Дніпропетровська область), де взяв участь в урочистостях із нагоди святкування Дня захисника Батьківщини і 58-ї річниці звільнення міста від фашистських загарбників.
Як далі розповідає газета з посиланням на Інформаційну агенцію “Інтерфакс-Україна”, — при зустрічі з представниками релігійних громад Дніпропетровська Володимир Литвин заявив, що владні структури України роблять усе для того, щоб Церква зайняла гідне місце в житті суспільства. За його словами, Президент Леонід Кучма «знає і бачить проблеми, із якими сьогодні зіштовхується Церква, і одна з них — податкова політика, що не дозволяє Церкві здійснювати свою місію». Глава президентської адміністрації висловив надію, що ця проблема буде вирішена “в інтересах України і всього українського народу”. Володимир Литвин висловив також думку, що «віра допоможе перебороти ті негаразди й труднощі, що переживає український народ».

25.02.2002. УГРОЖАЮЩИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫМ ЗАХВАТОМ ОДНОГО ИЗ ХРАМОВ ИВАНО-ФРАНКОВЩИНЫ ФИЛАРЕТОВЦЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНЫ МЕСТНЫМИ ВЛАСТЯМИ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГРОЗЫ

В с.Черная Речка Верховинского района Ивано-Франковщины продолжается противостояние между приходской общиной Вознесенского храма и претендующей на эту святыню группой приверженцев раскольнической УПЦ-КП. Возведенный средствами и трудами верных чад канонической УПЦ, храм был возведен без проэктной документации, о необходимости составления которой православные черноречинцы в свое время просто не знали. После возникновения в селе группы приверженцев УПЦ-КП члены последней организовали составление соответствующей документации на уже существующий храм, зарегистрировали свою общину и стали добиваться передачи ей церковного здания.
Недавно раскольники заявили, что если во время назначенных на 24 февраля похорон одного усопшего и провожаемого ими в последний путь односельчанина их с гробом не пустят в церковь, то они сорвут замки и войдут сами. В этой связи православные черноречинцы обратились в органы правопорядка с просьбой о защите от провокации, после чего филаретовцы получили предупреждение о привлечении к ответственности в случае исполнения своей угрозы.

19.02.2002. ЗАКАРПАТЬЕ ПОСЕТИЛ АРХИЕПИСКОП ПРАЖСКИЙ И ЧЕШСКИЙ ХРИСТОФОР

С 13 по 18 февраля, по благословению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и приглашению епископа Мукачевского и Ужгородского Агапита Закарпатье посетил архиепископ Пражский и Чешский Христофор. Целью визита было обновление духовных и исторических связей между православным Закарпатьем и Чешской Православной Церковью. Эти связи образовались в период между Певой и Второй мировыми войнами, когда Закарпатье входило в состав Чехословакии, но позднее ослабели.
Во время своего пребывания на земле Закарпатья владыка Христофор посетил вместе с епископом Мукачевским и Ужгородским Агапитом обе находящиеся в регионе епархии Украинской Православной церкви — Мукачевско-Ужгородскую и Хустско-Виноградовскую. 15 февраля, в праздник Сретения Господня, владыки Христофор и Агапит совершили в кафедральном соборе Ужгорода Божественную Литургию и чин освящения свечей. Затем владыка Христофор преподнес в дар храму икону Сретения Господня, написанную чешскими православными иконописцами. В воскресенье, 17 февраля, оба иерарха совершили Божественную Литургию в Свято-Николаевском женском монастыре в Мукачеве. Здесь архиепископ Христофор сердечно поблагодарил епископа Агапита за гостеприимство и преподнес ему в дар архиерейский жезл. В ответном слове правящий архиерей Мукачевской епархии поблагодарил гостя за визит и подарил ему митру, изготовленную руками сестер Свято-Николаевской обители.
В ходе визита архиепископа Христофора в Закарпатье обсуждался вопрос о совершении верными чадами Чешской Православной Церкви организованных паломничеств в православные монастыри Закарпатья. В этой связи владыка Христофор побывал во всех действующих на сегодня в регионе монастырях УПЦ. Достигнута договоренность о том, что визит первой паломнической группы от ЧПЦ будет приурочен к празднику Вознесения Господня.
18 февраля состоялась встреча архиепископа Христофора с губернатором Закарпатья Геннадием Москалем, во время которой произошел обмен мнениями о сотрудничестве на духовной ниве. Губернатор пригласил владыку Христофора на торжество открытия в Ужгороде в марте-месяце памятника первому президенту Чешской республики Масарику, который начинал свою политическую деятельность именно в Закарпатье.

19.02.2002. ПО ПРИГЛАШЕНИЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА Л.ГРАЧА И КРЫМСКОГО ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА В.КАЗАРИНА СИМФЕРОПОЛЬСКУЮ ЕПАРХИЮ ПОСЕТИТ МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ КИРИЛЛ, КОТОРЫЙ СОВЕРШИТ ОСВЯЩЕНИЕ ИКОНЫ СВЯТОГО ВОИНА ФЕОДОРА УШАКОВА

В ходе визита состоится также торжественная передача частицы мощей святого праведного воина Феодора Ушакова Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви. Прибытие владыки Кирилла в Симферополь ожидается 23 февраля. После встречи высокого гостя митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, Председателем Верховного Совета Автономной Республики Крым Л.Грачем и другими официальными лицами в симферопольском аэропорту, предполагается визит владыки Кирилла в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя, где Его Высокопреосвященство совершит поклонение мощам святителя Крымского Луки. После обеда у г-на Л.Грача состоится встреча владыки Кирилла в Крымском академическом русском драматическом театре им.М.Горького с духовенством, православной паствой и общественностью Крыма. В тот же день Его Высокопреосвященство отправится в Севастополь, к Свято-Владимирскому собору-усыпальнице. Здесь, при участии командования и личного состава Военно-морских сил Украины и Черноморского флота Российской Федерации, состоятся крестный ход и торжественная передача частицы мощей святого воина-адмирала Феодора Ушакова Симферопольской епархии УПЦ. Вечером владыка Кирилл побывает на приеме в штабе Черноморского флота РФ.
24 февраля митрополит Кирилл отправится из Севастополя в Ялту, где примет участие в торжественном открытии в Белом зале Ливадийского дворца Международной конференции “Новое в украино-российских отношениях: крымский пример”. В конференции участвуют ведущие политологи, аналитики и журналисты Украины, России и Крыма. В середине дня состоится вылет владыки Кирилла из Симферополя в Москву.

19.02.2002. В ЛОНО КАНОНИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПЕРЕШЕЛ ЧЕРЕЗ ПОКАЯНИЕ МЕДИК, СОЗДАВШИЙ В ЗАКАРПАТЬЕ СВОЮ КЛИНИКУ И ЯВЛЯВШИЙСЯ “КЛИРИКОМ И СЕКРЕТАРЕМ МУКАЧЕВСКОЙ ЕПАРХИИ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА”

Создавая свою клинику, закарпатский врач Стефан Биляк позаботился и о строительстве на ее территории часовни во имя святого Апостола Первомученика Архидиакона Стефана. Оказавшись в числе верующих раскольнического “Киевского Патриархата”, медик стал клириком и секретарем учрежденной ими в Закарпатье “Мукачевской епархии” и в этом качестве трудился при вышеупомянутой часовне. Пересмотрев со временем свои взгляды на “Киевский Патриархат” С.Биляк подал письменное прошение о переходе через покаяние в лоно канонической Украинской Православной Церкви. Когда прошение было надлежащим образом рассмотрено, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир дал благословение на принятие С.Биляка в лоно УПЦ с последующим рукоположением в сан диакона и затем иерея. Последнее состоялось 9 января.

19.02.2002. ІГУМЕНЯ ОДЕСЬКОГО СВЯТО-АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛІВСЬКОГО МОНАСТИРЯ СЕРАФІМА: “ЛАВРА ЗАВЖДИ ЗАЛИШИТЬСЯ НАШИМ ДОРОГОВКАЗОМ ДО СПАСІННЯ”

Як повідомлялося, 15 лютого у Києво-Печерській Лаврі відбулася презентація присвяченої цій найдавнішій православній обителі Русі книги “История Киево-Печерской Лавры”, написаної ігуменею Одеського Свято-Архангело-Михайлівського монастиря Серафімою. У своєму виступі на презентації мати Серафіма відзначила: “Лавра завжди залишиться нашою вчителькою, нашим дороговказом до спасіння… І це велике свято, що в канун 950-річного ювілею Лаври відновлено нарешті її “Небесі подібну” Успенську церкву — храм Богоматері, який Вона Сама обрала Гефсиманією Святої Русі. Про яку ще церкву Пречиста сказала: “Аз хощю приити и жити в нем”? Божа Матір сподобила нас відродження цього храму — отже, є у нас надія!..
Сьогодні — свято Стрітення. Й Стрітення з Лаврою. Воно відбувається скрізь: по всіх куточках України і всього слов’янського світу, та й не тільки слов’янського. У багатьох святих місцях Православ’я бачимо ікони й часточки мощів Преподобних Печерських, освячені на їх честь храми.
Ми перейшли поріг третього тисячоліття з вірою, надією й любов’ю. Й що ж ми побачили? Жах охопив наші серця! А навколо — стільки знедолених! Тому ми повинні — це наш священний обов’язок — знову й знову повертатися до історії нашої Лаври. Вона — важлива складова нашої культури й державотворення, й не тільки у давні часи, але й у наступні століття, й навіть тепер. Й сьогодні вона вчить нас, як подолати негоди. Тож прислухаймося до Лаври, вчимося у неї. Вона нам все покаже, все розповість. Особливо в цю апокаліптичну епоху, у яку ми живемо. Й цією дорогою ми прийдемо до кращого майбутнього!”

18.02.2002. КРЕСТНЫЙ ХОД ПО УКРАИНЕ С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО АГАПИТА КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ПРОДОЛЖАЕТСЯ В ЛУГАНСКОЙ ЕПАРХИИ

В воскресенье, 17 февраля, святыню встретил на границе епархии благочинный ближайшего на пути крестного хода Алчевского округа протоиерей Александр Устименко. Присоединившись к крестному ходу, он сопровождал святыню в Луганск, где ее встретил в Свято-Владимирском соборе архиепископ Луганский и Старобельский Иоанникий. В упомянутом храме святыня будет находиться до вторника. У мощей преподобного Агапита постоянно совершаются молебны, к святыне приходят православные жители Луганска. Предполагается, что во вторник святыня прибудет в Свято-Николаевский храм г.Енакиево соседней Донецкой области, в среду будет доставлена оттуда в Свято-Николаевский храм г. Горловка, а в четверг ее встретят в Донецке. Здесь она побывает в Свято-Николаевском и стоящих рядом друг с другом строящемся Спасо-Преображенском и Свято-Сергиево-Радонежском храмах. После этого крестный ход отправится в Красноармейск, где в Свято-Николаевском храме святыня будет находиться с пятницы до субботы. Далее крестный ход посетит Днепропетровскую епархию.

18.02.2002. БЛАЖЕННІЙШИЙ МИТРОПОЛИТ КИЇВСЬКИЙ І ВСІЄЇ УКРАЇНИ ВОЛОДИМИР ОСВЯТИВ КУПОЛЬНИЙ ХРЕСТ КАПЛИЦІ В ЖИТЛОВОМУ МАСИВІ ПОЗНЯКИ У КИЄВІ

У суботу 16 лютого, при великому зібранні жителів нового київського житлового масиву Позняки, відбулося освячення та встановлення купольного хреста каплиці святих мучениць Віри, Надії, Любові та матері їх Софії. Богослужіння присвячене цій події очолив Блаженніший митрополит Київський і всієї України Володимир. На богослужінні були присутні Голова Київської міської Ради Олександр Омельченко, представники державной адміністрації Харківського району Києва. Після завершення служби, Блаженнійший Володимир звернувся з пастирським словом до присутніх. Також, із промовою, виступив Олександр Омельченко. І у слові Блаженнійшого Митрополита Володимира, і у промові Голови Київміськради було відзначено велику роботу у храмовому будівництві у Києві, що була проведена у минулому 2001 році. У значній мірі в цьому є заслуга Київської міської держадміністрації та її структурних підрозділів. (Як розповів нашим кореспондентам настоятель парафії святого Апостола Іоана Богослова отець Олексій Савенко, будівництво каплиці було здійснене з ініціативи парафіян та при фінансово-матеріальній допомозі корпорації “Київміськбуд”, яка є структурним підрозділом Київської міської держадміністрації).
На закінчення цієї важливої події у духовному житті одного з найбільших житлових масивів Києва Блаженнйіший Митрополит Київський і всієї України Володимир подав архіпастирське благословення всім присутнім.

18.02.2002. ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА КАРПАТСКОГО РУСИНА, УЧЕНОГО, ПОЭТА И ПИСАТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВАВРИКА “ТЕРЕЗИН И ТАЛЕРГОФ”, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ГЕНОЦИДЕ ПРОТИВ ПРАВОСЛАВНОГО НАСЕЛЕНИЯ ГАЛИЦИИ И ЗАКАРПАТЬЯ, ОРГАНИЗОВАННОМ ВЛАСТЯМИ АВСТРО-ВЕНГРИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Василий Романович Ваврик (1889-1970) — выдающийся карпаторусин, известный как ученый, поэт и писатель. Еще будучи гимназистом он принимал живое участие в культурно-общественной жизни. По окончании гимназии он поступил на юридический факультет Львовского университета. Учебу прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Считая коренных жителей Галиции и Закарпатья родственными и единоверными с православным населением Российской империи, В.Р.Ваврик оказался в числе жертв политических репрессий со стороны Австро-Венгерской империи, обрушенных в связи с войной против России на сочувствующих ей галичан и карпаторусов. Пройдя Терезинский тюремный замок и Талергофский концлагерь, В.Р.Ваврик стал свидетелем чудовищного геноцида против своих сограждан, страдавших лишь за то, что они не отреклись ни от своей веры, ни от родства со Святой Русью. Находясь в заключении, писатель сочинял здесь стихи и редактировал подпольно распространяемые листки с разоблачением жестокостей, применяемых против узников. Выжив, В.Р.Ваврик продолжил после войны свое образование, окончил философский факультет Карлова университета в Праге и Львовский университет. В дальнейшем трудился не только как писатель и поэт, но и как ученый-историк и филолог, деятель по изучению и сохранению культурных ценностей родного края. После включения Западной Украины в состав СССР работал преподавателем русского языка во Львовском университете, позже — и до самой пенсии — сотрудником Исторического музея.
Предлагаемая читателю книга В.Р.Ваврика “Терезин и Талергоф” содержит не только повествование писателя об ужасах этих двух тюрем. В издание включены и другие материалы, которые позволяют глубже осмыслить контекст описываемой В.Р.Вавриком трагедии, а также вновь и вновь задуматься о многих узловых моментах истории взаимооотношений Юга и Севера Православной Руси — Украины и России. К этим материалам относятся развернутые статьи Э.Панарина и К.Фролова. Э.Панарин обстоятельно исследует традиционно экспуатируемые в националистическом течении украинской историографии моменты, как взятие Киева в 1169 г. князем Андреем Боголюбским, Переяславская Рада 1654 г., деятельность гетмана И.Мазепы, установление в Украине советской власти и голодомор 1933 г. В частности, касаясь деятельности И.Мазепы, автор на основании исторических источников свидетельствует о том, что после своего перехода в Северной войне на сторону шведов Мазепа разочаровался в совершенном шаге и через третьих лиц вел переговоры с Петром I о помиловании, но даже получив гарантии прощения и неприкосновенности своей персоны, начал новый раунд переговоров с врагами российского царя и окончательно утратил к себе доверие. В статье К.Фролова излагается история борьбы жителей Галиции и Закарпатья за сохранение на своей земле православной веры и национального самосознания, начиная с рубежа XVI-XVII веков, то есть с єпохи насильственного втягивания єтих регионов в унию, и до кануна Первой мировой войны.
В книге помещены также составленные Р.Д.Мировичем биографический очерк о В.Р.Ваврике и библиография по теме Талергофа, насчитывающая 355 наименований источников на русском, украинском, польском, сербском, чешском, румынском и немецком языках.
По вопросам приобретения книги просьба обращаться по телефонам: в Москве (095) 212-64-95, в Киеве (044) 422-47-44 — Валерий Гончаренко, или по электронной почте: video@mrezha.ru, kfrolov@materick.ru.

18.02.2002. НАЧАТО СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ДОНЕЦКЕ

Закладка храма состоялась еще несколько лет назад, но лишь теперь представилась возможность развернуть работы непосредственно по возведению церковного здания, которое в плане должно иметь размеры около 15 на 20 метров. Предполагается, что храм будет однопрестольным. Официальным ктитором строительства является Служба Безопасности Украины, уже воздвигшая своими трудами в Донецке храм святого Иоанна Воина.

16.02.20002. В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ИГУМЕНИИ ОДЕССКОГО СВЯТО-АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ СЕРАФИМЫ «ИСТОРИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ»

Игумения Серафима — постриженница Киевского Покровского монастыря — уже 10 лет руководит знаменитой одесской Свято-Арханегло-Михайловской обителью. За это время мать Серафима стала известна не только своими трудами по возрождению монастыря и по организации в нем широкой благотворительной деятельности, но и как автор целого ряда книг о святынях и подвижниках Украинской Православной Церкви. Речь идет о таких книгах, как «Одесский Спасо-Преображенский собор. Жизнь. Гибель. Воскресение», «Молитвенные лампады» (об Успенском и Свято-Михайловском монастырях Одессы), «Житие Преподобного Кукши Одесского», «Царственная инокиня» (об основательнице Киевского Покровского монастыря). В своих книгах автор раскрывает перед читателем историю отечественных православных святынь на широком богословском культурологическом фоне, применяя при этом такой литературный стиль, который одинаково актуален как для церковных людей, так и для невоцерковленных.
Труд по написанию книги «История Киево-Печерской Лавры» игумения Серафима приняла на себя — как послушание — по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира. Работа шла около пяти лет и была окончена в 2001 году, когда вслед за 2000-летием Рождества Христова весь Православный мир торжественно отметил 950-летие Киево-Печерской Лавры, основанной в 1051 году. Этим двум юбилеям и посвящена новая книга игумении Серафимы. Труд охватывает прошлое Лавры — колыбели монашества на Руси — за период с момента основания обители и до монгольского нашествия середины XIII века, которое стало рубежом новой эпохи в отечественной истории. Великая историческая миссия Лавры в христианизации и духовном окормлении всех сторон жизни Древней Руси, включая политическую и культурную, рассматривается автором через богословскую призму и на фоне Вселенской истории Православной Церкви. При этом привлекается огромный научный библиографический аппарат. Можно констатировать, что Украинская Православная Церковь создала свой собственный труд о Лавре, адекватный современному уровню накопленных в церковной и светской науке знаний об этой величайшей древнерусской святыне.
«Книга «История Киево-Печерской Лавры», созданная подвижническим трудом игумении Серафимы, является ярким богословско-историческим исследованием. В ней воссоздана максимально полная картина одного из известнейших центров духовности и культуры всех восточных славян… В результате столь кропотливой и многотрудной работы исследование обрело не только богословско-агиографическую полноту, но и научную глубину. …Монографических исследований, в которых бы Печерский монастырь был представлен всеобъемлюще… немного. Пожалуй, только две. Это Киево-Печерский Патерик начала XIII в. и «Описание Киево-Печерской Лавры» 1862 г., выполненное Киевским митрополитом Евгением Болховитиновым. Книга игумении Серафимы третья в этом ряду» — говорит в своем предисловии к книге академик Петр Толочко.
Издание богато оформлено, имеет большой формат, снабжено богатым иллюстративным материалом.
В презентации книги приняли участие Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Высокопреосвященнейший митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, ректор Киевских Духовных Академии и Семинарии профессор протоиерей Николай Забуга, секретарь Киевской митрополии Украинской Православной Церкви протоиерей Виталий Косовский, игумения Серафима, представители издательства «Мистецтво», Проминвестбанка Украины, многочисленные гости и пресса. В заключение презентации состоялось представление принявших участие в работе над книгой тружеников к наградам — Благословенным грамотам Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и орденам Украинской Православной Церкви. При этом Высокопреосвященнейший Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел был награжден урежденным в честь 2000-летия Христианства орденом «За патриотизм» II степени.

16.02.2002. НАЧАЛСЯ КРЕСТНЫЙ ХОД С МОЩАМИ СВЯТОГО БЕЗМЕЗДНОГО ВРАЧА ПРЕПОДОБНОГО АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО ПО УКРАИНЕ

Крестный ход с частицами мощей и иконой преподобного Агапита Печерского совершается по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. 15 февраля в 7.00 в Киево-Печерской Лавре ее наместником епископом Вышгородским Павлом был совершен напутственный молебен, после чего крестный ход двинулся в путь. Он посетит города Харьков, Луганск, Донецк, Мариуполь, Днепропетровск, Запорожье, Симферополь, Севастополь, Херсон, Николаев, Одессу и завершится 11 марта. Икона, мощи святого и сопровождающие лица будут передвигаться на спецавтомобиле. В ходе Крестного хода к мощам святого Агапита смогут приложиться свыше восьми миллионов жителей Украины.

15.02.2002. У МИТРОПОЛІЇ УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ ВІДБУЛАСЯ ЗУСТРІЧ БЛАЖЕННІЙШОГО МИТРОПОЛИТА КИЇВСЬКОГО І ВСІЯ УКРАЇНИ ВОЛОДИМИРА З ЛІДЕРАМИ ТРЬОХ ГІЛОК УКРАЇНСЬКОГО КОЗАЦТВА

Бесіда проходила 7 лютого між Його Блаженством та Верховним отаманом війська Запорізького — Спілки козаків України — Олександром Панченком, Верховним отаманом Спілки козацьких організацій України Віктором Дубограєм і Верховним отаманом Київським та всієї України Дмитром Сагайдаком. Йшлося про стан Православ’я в Україні та про сучасні формування українського козацтва, які, сповідуючи канонічне Православ’я, на жаль, розділені між собою. В ході розмови було досягнуто деякого порозуміння, що повинне сприяти консолідації православного козацтва та консолідації українського суспільства. Як результат бесіди, з благословення Блаженнішого Митрополита Володимира було прийнято лист-звернення до Президента України Л.Кучми.

15.02.2002. В ЗАПОРОЖЬЕ ЗАВЕРШИЛАСЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ПРАВОСЛАВИЕ И УГРОЗА ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ В УКРАИНЕ”

Проведение конференции благословили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Священный Синода Украинской Православной Церкви. Труды же по организации взяли на себя архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий, Объединение “Путь православных” и Запорожский Центр помощи жертвам деструктивных сект “Диалог”. Конференция проходила 12-13 февраля и собрала более 200 участников, в числе которых были архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий, архиепископ Львовский и Галицкий Августин, представители 20-ти регионов Украины, 22-х епархий Украинской Православной Церкви, 2-х епархий Русской Православной Церкви в Белоруссии, гости из Москвы, ведущие психологи, психиатры, медики, сектологи.
Участники конференции выразили крайнюю обеспокоенность бесконтрольной деятельностью тоталитарных сект (деструктивных культов), которая имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права человека, создающей угрозу семье, обществу и государству. Было констатировано, что вышеуказанные секты активно пытаются внедриться в системы государственного управления, образования, здравоохранения, производства и коммерции, применяя на этому пути самые разные методы и пользуясь несовершенствами украинского законодательства. Выразив свою уверенность в том, что государство должно быть заинтересовано в сохранении и процветании традиционных, культурообразующих религий и в оказании им помощи и поддержки, участники конференции обратились к СМИ с призывом предупреждать граждан об опасности деструктивных культов, к преподавателям школ и ВУЗов — знакомить учащихся с информацией о существовании и деятельности тоталитарных сект, к сотрудникам правоохранительных органов — фиксировать все факты правонарушений со стороны деструктивных сект, законодателей — усовершенствовать действующие юридические нормы, поставив под жесткий контроль и ограничив деятельность тоталитарных сект, для чего использовать опыт таких европейских стран как Франция, Бельгия, Германия, Австрия и Греция. Данные призывы нашли отражение в принятых участниками конференции Итоговой декларации, Специальном определении о харизматических сектах и Обращении к работникам сферы образования.
Кроме того, в целях защиты свободы совести, объективного освещения деятельности тоталитарных сект и помощи пострадавшим от их деятельности, был учрежден Всеукраинский Центр религиозной безопасности и помощи жертвам деструктивных сект «Диалог». Президентом Центра избран директор Запорожского Центра «Диалог» Павел Бройде, вице-президентами: Анна Мулюн — бывший государственный обвинитель в судебном процессе «Белого братства» и Марины Цвигун (г. Киев); Игорь Синюк — заместитель директора Запорожского Центра «Диалог»; Андрей Иванов — юрист и руководитель общественной организации «Наш город» (Запорожье); Юрий Болдырев — заместитель председателя объединения граждан «Путь православных» (Киев).
Пресс-служба Запорожской епархии

14.02.2002. В РАМКАХ МИССИОНЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «МОЛОДЕЖЬ И ПРАВОСЛАВИЕ» В ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ ЖИЛМАССИВА «ОДИНКОВКА» В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ БЫЛА СОВЕРШЕНА БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ ДЛЯ ЮНЫХ

На службе, прошедшей 9 февраля, пел детский хор, а пономарили дети из опекаемого церковью детского дома. Миссионеры Православного Духовно-Образовательного Центра Святого Апостола Андрея Первозванного считают, что первый опыт удался. Подобные службы в храме должны стать традиционными, а ближайшая состоится 16 марта, на Масленицу. Предполагается, что в этот день смогут причаститься и получить благословение священника дети сразу из нескольких детских домов города.
Андрей ПИНЧУК

14.02.2002. УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ УПЦ ЕПИСКОП ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ МИТРОФАН: «14 ФЕВРАЛЯ В ПРАВОСЛАВНОМ КАЛЕНДАРЕ НЕТ ПРАЗДНОВАНИЯ СВЯТОМУ ВАЛЕНТИНУ. МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С НЕОЯЗЫЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ»

В связи с очередной волной «празднования Дня святого Валентина», на наш вопрос об отношении к этому празднику Православной Церкви владыка Митрофан ответил: «До недавних пор мало кто говорил у нас об этом празднике. В последнее время, когда к нам с запада нахлынули всевозможные новшества, и среди молодежи стало особенно модным подражать западному образу жизни и что-то перенимать для себя, — появился у нас и “День святого Валентина”. Но под 14 февраля не только в православном, но и в католическом церковном календарях нет памяти святого с таким именем. Святая Церковь чтит святого мученика Валентина, но его память празднуется в другой день. Следовательно, мы имеем дело с некой неоязыческой традицией, при распространении которой христианство используется лишь как прикрытие. И если кто-то из молодых людей планирует праздновать этот день, то сначала стоит задуматься — что же, собственно, отмечать? Торжество, которое не имеет никакого отношения к нашим духовным традициям? Подлинный праздник для влюбленных — это когда они приходят в храм и становятся перед священником и алтарем, чтобы освятить небесным благословением свой союз как жениха и невесты».
Мы поинтересовались: если до того, как встать пред алтарем, молодые люди, решившиеся соединить свои жизни, проходят определенный путь отношений, то, быть может, и нам избрать свой “праздник влюбленных”?
На это епископ Митрофан сказал: «В православной традиции особого праздника для молодых людей, которые находятся еще на пути к алтарю, нет. Но, вместе с тем, в течение года мы неоднократно прославляем память тех святых, которые явили достойный подражания пример истинной любви и единодушия во Христе, пример благочестивой жизни в браке, пример верности Богу и друг другу. Можно вспомнить и святого мученика Евстафия Плакиду с его супругой и детьми, преподобных Кирилла и Марию Радонежских — родителей святого Сергия Радонежского. А вспомните благоверного князя Петра и княгиню Февронию, муромских чудотворцев! Ведь это просто поразительная по красоте и чистоте история любви и преданности. Даже после смерти не смогли разлучить их! Кроме того, житие этих святых является выдающимся памятником древнерусской литературы, быть может, даже непревзойденном в своем жанре. Оно дошло до нас в огромном количестве списков, что свидетельствует о том, что на протяжении семи столетий наши пращуры почитали их образом земной любви и супружеских отношений. Да и сегодня эта история не может не трогать сердец. Чем вам не праздник всех влюбленных и любящих?»

13.02.2002. МИТРОПОЛИТ ХАРКІВСЬКИЙ І БОГОДУХІВСЬКИЙ НИКОДИМ ЗАЯВИВ ПРО ТЕ, ЩО ПОДАЛЬШІ ОФІЦІЙНІ СТОСУНКИ МІЖ КЕРОВАНОЮ НИМ ЄПАРХІЄЮ ТА МІСЦЕВИМ УПОВНОВАЖЕНИМ У СПРАВАХ РЕЛІГІЙ НЕМОЖЛИВІ

23 січня владика Никодим звернувся до голови Держкомрелігій В. Бондаренко з листом стосовно «непомірного втручання начальника відділу у справах релігій Харківської облдержадміністрації Левчука Віктора Георгійовича у справи єпархії і особливо у дні Водохрещення. Це не одиничні випадки його надмірного ставлення до священнослужителів нашої Української Православної Церкви». Митрополит Никодим також надіслав відповідний рапорт Предстоятелю УПЦ та листа голові Харківської облдержадміністрації Є. Кушнарьову.
Ситацію, що сталася правлячий архієрей прокоментував на сторінках газети “Харьковские епархиальные ведомости”, де був змушений відповідати на запитання духовенства єпархії з приводу фактів розкольницьких “переосвячень” води на істочниках у свято Водохрещі: «Что же касается переосвящения Иорданской воды на источнике пос. Жуковского (и других источни­ках), где последние десятилетия освящали воду свя­щенники Свято-Усекновенского храма г. Харькова, то в этом 2002 году наши права были полностью ущемлены. Перед нами был поставлен ультиматум: освободить источник до 9 часов утра. Хотя у нас имелось официальное разрешение на освящение воды до 12 часов дня. О чем свидетельствуют нижеприлагаемые (в газете — ред.) доку­менты: распоряжение Председателя Харьковского районного Совета Кононова В.Ф. от 29 декабря 2001 г., распоряжение председателя Харьковской рай­онной государственной администрации Денисенко И.М. и документ от Председателя Цыркуновского сель­совета В. Гришко. Несмотря на вышеуказанные разрешения, от на­чальника отдела по делам религии Харьковской об­ласти Левчука Виктора Георгиевича поступило стро­гое письменное предупреждение от 17.01.2002 г., в котором излагается, что, если наши священники не освободят источник на пос. Жуковского до 9 часов утра, то «могут возникнуть межконфессиональные недоразумения и привести к конфликту, который не способствует авторитету епархии Украинской Православной Церкви». В этом письме, к сожалению, заранее возлагалась вина на наших священнослужи­телей, если возникнут какие-либо конфликты. Во избежание всяких недоразумений, которые упол­номоченным Левчуком В. Г. заранее приписывались нам, нужно сказать следующее, что на протяжении более 30 лет моего пребывания в г. Харькове, наша Православная Церковь никогда не шла на какие-либо конфликты, ради мира и согласия в городе. Предвидя заранее продуманную конфликтную си­туацию против нашего духовенства я, несмотря на имеющиеся вышеупомянутые документы, благословил священникам Свято-Усекновенского храма освятить воду на источнике пос. Жуковского до 9-ти часов утра, во избежание любых неприятностей. Таким образом, религиозные чувства наших веру­ющих были попраны».

09.02.2002. ВСЛЕД ЗА УКРАИНОЙ ПРИНЯВШЕГО МУЧЕНИЧЕСКУЮ КОНЧИНУ ЗА МУЖЕСТВЕННОЕ СТОЯНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ ЭКЗАРХА ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА НА БРЕСТСКОМ СОБОРЕ 1596 ГОДА АРХИДИАКОНА НИКИФОРА КАКТАКУЗЕТА КАНОНИЗИРОВАЛИ В БЕЛОРУССИИ

Деяние о канонизации архидиакона Никифора и включении его в Собор Белорусских святых совершил Священный Синод Белорусской Православной Церкви под председательством Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси 31 января 2002 года.
Члены Синода обсудили вопрос о включении в Собор Белорусских святых имен ранее прославленных угодников Божиих, связанных с Белой Русью своим происхождением или служением. Среди них священномученник Макарий, митрополит Киевский и благоверный князь Феодор Острожский, а также священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский, священномученик Гавриил, архиепископ Рязанский, священномученик Иоанн, архиепископ Рижский, благоверный князь Борис Туровский, преподобная Харитида, княжна Литовская, преподобный Геннадий Могилевский и благоверная Евпраксия Полоцкая.
Пресс-служба Белорусского Экзархата / Православие в Украине

09.02.2002. В ОДЕССЕ ОСВЯЩЕН ПЕРВЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ

8 февраля в здании Одесского государственного морского университета открылась домовая церковь. Чин освящения храма святой мученицы царицы Александры и божественную литургию совершил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. В сослужении приняло участие духовенство епархии.
На территории Одессы в XIX веке действовало свыше пятидесяти церквей, и половину из них составляли так называемые домовые храмы — при учебных заведениях, больницах, приютах. Одна из таких церквей существовала в здании института благородных девиц и была освящена в 1834 году во имя святой мученицы царицы Александры.
Сведения о жизни супруги римского императора Диоклетиана (IV век н.э.) сохранились весьма скудные. Она была свидетелем твердости веры великомученика Георгия Победоносца, подвергнутого мучениям, и тогда же уверовала во Христа. По дороге в Никодимию императрица Александра и ее спутники — вельможи Анатолий и Протолион приняли смерть за веру. Память о них отмечается в день святого великомученика Георгия Победоносца 6 мая по новому стилю.
Эта церковь просуществовала в Одессе до прихода к власти большевиков. В конце 1929 года богоборцами была составлена справка о закрытых ими храмах, где она названа под первым номером: «Александровская, при бывшем институте Николая I, по адресу: Внешняя, 34″.
Здание бывшего института благородных девиц ныне входит в комплекс учебных корпусов морского университета. Руководство вуза приняло решение восстановить домовую церковь в прежнем помещении. Более года продолжались ремонтные и восстановительные работы, координация которых была поручена проректору по научной работе, профессору О. И. Стальниченко. Достойную лепту в воссоздание храма внесли студенты, морская общественность, выпускник университета, Герой Украины, начальник Одесского порта Н. П. Павлюк.
На богослужении в первой в Одессе студенческой домовой церкви присутствовали городской голова Р. В. Боделан, глава Центральной райадминистрации Н. Н. Балан, руководитель морского университета Ю. Л. Воробьев, студенты и преподаватели.
Напомним, что в Одессе также строится еще один студенческий храм в честь великомученицы Татианы. По благословению митрополита Агафангела он сооружается при юридической академии.
Пресс-служба Одесской епархии

08.02.2002. ПОПРАВКИ ДО ЗАКОНУ УКРАЇНИ «ПРО СВОБОДУ СОВІСТІ ТА РЕЛІГІЙНІ ОРГАНІЗАЦІЇ», ЯКІ, УЩЕМЛЯЮТЬ ПРАВА ВІРУЮЧИХ ТА НАДАЮТЬ ДОДАТКОВИХ ВЛАДНИХ ВАЖЕЛІВ ДЕРЖКОМРЕЛІГІЙ, НЕ ПРОЙШЛИ

Учора, 7 лютого 2002 р., комітет Верховної ради україни з питань культури та духовності напівтаємно, без врахування зауважень найбільших традиційних релігійних конфесій, знову намагався протягти поправки до закону, який регулює релігійну сферу суспільного життя.
Події в Парламенті прокоментувала народний депутат України, співголова міжфракційного об’єднання на підтримку канонічного Православ’я, Катерина Семенівна Самойлик: “У порядок денний пленарного засідання 9-ої сесії Верховної Ради України на 6 лютого 2002 р. було включено розгляд двох поправок до закону україни “про свободу совісті та релігійні організації”. Одну з них від Кабінету Міністрів репрезентував заступник голови Держкомрелігій України М.Г.Маломуж. Стосувалась вона змін у порядку реєстрації релігійних організацій і наданню органам влади додаткових прав у визначенні того, чи являється дана організація релігійною, чи ні, особливо, якщо вона має канонічне підпорядкування закордонному релігійному центру. Ця антиконституційна поправка (у порушення ст. 35 Конституції України), чомусь настирливо неодноразово протягувалась владними структурами саме напередодні виборчої кампанії. Як відомо, за останні півроку, саме завдяки принциповій позиції фракції комуністів, вже двічі знімалась з розгляду нова редакція закону україни “про свободу совісті та релігійні організації”, але тепер протягується по частинам те, що не вдалося провести в цілому”. Народний депутат Катерина Самойлик повідомила, що своїм виступом на пленарному засіданні у Верховній Раді їй удалося переконати своїх колег народних депутатів не приймати цю поправку без належного аналізу та без врахування думки релігійних конфесій. При голосуванні, згадана поправка не набрала й 100 голосів народних обранців у свою підтримку і була відхилена. З огляду на рішучий настрій депутатів, захистити права віруючих, другу поправку, яку репрезентував народний депутат Василь Костицький, було знято з розгляду без обговорення.
Цікаво, що особливо активізувалась ця робота напередодні виборів і неупереджений аналіз поведінки державних органів, які здійснюють владний контроль у релігійній сфері, дає підставу зробити висновок: через додатковий тиск на релігійні організації можлива спроба вплинути на результати голосування віруючими на виборах.

08.02.2002. З БЛАГОСЛОВЕННЯ ПРАВЛЯЧОГО АРХІЄРЕЯ ПОЧИНАЄТЬСЯ БУДІВНИЦТВО ЩЕ ОДНОГО ХРАМУ НА ПОЛТАВЩИНІ

З поставленням на Полтавську кафедру нового правлячого архієрея, одним із пріоритетних напрямків його служіння стала турбота про побудову храмів у селах області, де віруючі ще позбавлені можливості в зручний для себе час відправити молитву, отримати духовну пастирську підтримку, долучитись до Христових таїнств. От і 7 лютого 2002 року епископ Полтавський і Кременчуцький Филип освятив хрест на місці будівництва храму Різдва Пресвятої Богородиці у с. Артемівка Чутівського району.

07.02.2002. МИТРОПОЛИТ СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ ЛАЗАРЬ: «НАДО, ЧТОБЫ МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЗАРЯД РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ БЫЛ С МАКСИМАЛЬНОЙ ОТДАЧЕЙ ИСПОЛЬЗОВАН В ЕПАРХИАЛЬНОЙ И ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ»

За прошедшее десятилетие чтения превратились в крупнейший форум религиозной и общественной мысли, в работе которого принимают участие виднейшие религиозные, общественные и государственные деятели многих стран. Нынешние чтения проходили в Москве с 27 января по 2 февраля и собрали около пяти тысяч человек. В программе форума насчитывалось 900 докладов. Для проведения пленарных и секционных заседаний были выделены конференц-залы многих государственных, общественных, научных и церковных организаций столицы России: Совета Федерации РФ, Московской мэрии, Института философии РАН, МГУ, Академии Генштаба, ГУИНа, Союза писателей России, Министерства образования, Министерства труда, Медицинской Академии, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, Российского Фонда культуры, Фонда славянской культуры, музеев, храмов и монастырей Москвы. Работа Форума проходила по следующим направлениям: “Православное воспитание и образование”; “Православное богословие и христианская философия”; “Духовное образование и просвещение в армии и правоохранительных органах”; “Церковь и культура”; “Слово как основа жизни”; “Христианство и наука”; “Иконопись и традиционные ремесла”; “Православие и медицина”. В его рамках были проведены круглый стол “Родительский комитет”, “Глинские чтения”, фестиваль искусств “Вифлеемская звезда”.
Чтения открылись патриаршим богослужением в храме Христа Спасителя. На торжественном открытии в Кремлевском дворце выступили Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр образования Российской Федерации Владимир Филиппов и президент Российской Академии образования Николай Никандров. В них приняли участие украинские ученые, общественные деятели и священнослужители, с докладами выступили митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и Архиепископ Львовский и Галицкий Августин.
Чтения завершились 2 февраля в храме Христа Спасителя торжественным заседанием и концертом. Выступая на закрытии форума, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: “Десять лет назад трудно было представить себе, насколько непростым будет путь духовного просвещения нашего народа. Но с каждым годом Рождественские чтения собирают все больше заинтересованных и деятельных людей, которые в епархиях, приходах, братствах и сестричествах помогают нашим соотечественникам познать радость веры в Бога, открыть для себя сокровищницу духовного знания”. Святейший Патриарх особо подчеркнул необходимость скорейшего введения в школьные программы предмета “Основы православной культуры”, поскольку “подрастающее поколение современной России остро нуждается в познании отечественной культуры, восходящей к великой восточно-христианской традиции и доныне питаемой ею”.
Своими впечатлениями о юбилейных чтениях с журналистами поделился их участник, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: “Нынешний форум — выдающиеся событие. Этот тот сгусток кислорода, который должен быть распределен во все души православные: и детей, и взрослых, и пожилых людей. Это тот кислород, которым мы должны напитать свои души, обновить их и с полным дыханием в груди прийти к Святому Православию. Это необходимо, чтобы была настоящая, целеустремленная, прекрасная жизнь в Боге и с Богом. На форуме прозвучало такое количество замечательных докладов и сообщений, что мне даже показалось, что многие участники были просто не готовы к восприятию столь богатого и разнообразного материала. Особенно надо отметить подвижнический труд игумена Иоанна, который в течение десяти лет является организатором и вдохновителем этих чтений. Он совершенно заслужено возведен в сан архимандрита. Приятно поразило и то, что все государственные, общественные, творческие организации России идут навстречу Православной Церкви, чтобы совместными усилиями восстановить и возродить человека, отвратить его от пагубных пороков мира сего, возвратить его в лоно Святого Православия. Я везу с собой много литературы, докладов и разработок, изданных к этим чтениям. Теперь надо обработать все то, что мы услышали и приобрели на форуме, и внедрить в наши просветительские и социальные программы. Надо, чтобы мобилизующий заряд Рождественских чтений был с максимальной отдачей использован в епархиальной и приходской жизни”.

07.02.2002. В ВОЗРОЖДЕННОМ СТУДЕНЧЕСКОМ ХРАМЕ ПРИ ХЕРСОНСКОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СОВЕРШЕНА ПЕРВАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

25 января в день святой мученицы Татианы в Херсонском аграрном университете была отслужена первая, после возрождения студенческого храма, Божественная Литургия. В этот же день, являющийся днём православного студенчества, игумен Серафим (Гукович) встретился с учащимися физико-технического лицея при Херсонском Государственном техническом университете. Пастырское слово отца Серафима нашло отклик в юных сердцах.
А 27 января в Херсонском Межрегиональном институте бизнеса (МИБ) прошло празднование 9-летия этого вуза. По благословению архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана и инициативе ректора МИБ Светланы Белоусовой в этот день состоялась благотворительная акция по сбору средств на открытие в г. Херсоне регентско-богословского училища. Училище, в здании которого уже ведутся восстановительные работы, призвано стать духовным рассадником благочестия и канонического пения в Таврическом крае. В акции приняли участие губернатор Херсонщины Юрий Кравченко и представители общественности города.

06.02.2002. У ВІДПОВІДЬ НА ЗДИВУВАННЯ ПРЕС-СЛУЖБИ УПЦ З ПРИВОДУ РОЗПОВСЮДЖЕННЯ “ПАТРІАРХІЄЮ УАПЦ” РІЗДВЯНОГО ПОСЛАННЯ МИТРОПОЛИТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСЬКОГО ПАТРІАРХАТУ В США КОНСТАНТИНА “ДО ДУХОВНИХ ДІТЕЙ УАПЦ В УКРАЇНІ”, ПРЕДСТАВНИКИ ЦЬОГО НЕКАНОНІЧНОГО УГРУПОВАННЯ РОЗМІСТИЛИ НА СВОЄМУ САЙТІ ЩЕ БІЛЬШ ДИВОВИЖНУ ІНФОРМАЦІЮ ПРО “УКАЗИ”, ЯКІ НІБИ ТО МИТРОПОЛИТ КОНСТАНТИН ВИДАВ КЕРІВНИЦТВУ УАПЦ, І ТАКИМ ЧИНОМ ВСТУПИВ В УПРАВЛІННЯ УАПЦ В УКРАЇНІ

Залишається невідомим, чи знає про ці “укази” та “Різдвяні послання” Вселенський Патріарх Варфоломій, та чи підтвердив він своїм благословенням та відповідним указом “духовне опікунство” митрополита Іринупольського Константина над розкольницькою УАПЦ в Україні.
Докладніше>>>

06.02.2002. СЬОГОДНІ ВНОЧІ ЧУДОТВОРНА ІКОНА «ПРИЗРИ НА СМИРЕННЯ» ВРЯТУВАЛА ХЕРСОНСЬКИЙ КАФЕДРАЛЬНИЙ СОБОР ВІД ПОЖЕЖИ

У неділю, 3 лютого, велика кількість православних віруючих з радістю зустрічали чудотворний образ Божої Матері «Призри на смирення». А вже в середу, 6 лютого, ікона явила справжнє диво — вона врятувала від пожежі Свято-Духівський кафедральний собор Херсона.
Через коротке замикання в електричній мережі в ніч на середу загорівся дах церкви. Як розповів нашому кореспонденту архієпископ Херсонський і Таврійський Іонафан, справжньої пожежі не стало завдяки заступництву Божої Матері та вмілим діям херсонських пожежників. Владика подякував всім задіяним на гасінні пожежі людям за чіткі та скоординовані дії. Матеріальні збитки собору складають кілька тисяч гривень. Божа служба та відвідування херсонцями чудотворного образу не припинялися.
Ікона перебуватиме в Херсоні до 24 лютого. Свято-Духівський собор відкритий щодня з 8.00 до 20.00.
Володимир КОСЮК.

04.02.2002. ДУХОВЕНСТВО КРЫМА ОСУДИЛО ПОПЫТКИ ПРОНИКНОВЕНИЯ РАСКОЛЬНИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК НА КАНОНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕПАРХИИ

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря состоялось общее собрание священнослужителей Симферопольской епархии, на котором были рассмотрены насущные вопросы епархиальной жизни. Одним из главных вопросов было обсуждение и единогласное решительное осуждение попытки проникновения раскольнических группировок на каноническую территорию епархии. Каждый священнослужитель получил расширенную справку о возникновении раскола на Украине. Учитывая, что Святая Церковь учит изгонять зло греха постом и молитвой, правящий архиерей благословил в течение года во всех приходах епархии священнослужителям за Божественной Литургией после сугубой ектинии «Рцем вси…» — читать молитву за Святую Церковь, а также в течение года во всей епархии учредить однодневный пост по понедельникам.