Екатерина Самойлик: “Без Украинской Православной Церкви у нашего народа просто нет будущего”
ЕКАТЕРИНА САМОЙЛИК: «БЕЗ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ У НАШЕГО НАРОДА ПРОСТО НЕТ БУДУЩЕГО»
Екатерина Семеновна, 7 февраля было, можно сказать, большим религиозным днем в парламенте Украины. Рассматривались поправки к нескольким законодательным актам, затрагивающим интересы миллионов верующих, наших сограждан. Расскажите поподробнее о подоплеках и перипетиях этого парламентского дня.
Для нас это был очень ответственный день. Уже в который раз «выбрасываются» на рассмотрение Верховной Рады законы, которые могут повлиять на положение Православной Церкви и верующих в нашем государстве. Вот и вчера на рассмотрение пленарного заседания было поставлено три законопроекта, которые так или иначе затрагивают интересы верующих в Украине. Первый законопроект — это законопроект Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в ст. 14 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях в Украине», второй законопроект — депутата Василия Костицкого о духовном образовании и третий — «О реестре физических лиц».
Начну с самого последнего. Вы, наверное, помните, что в результате нелегкой законодательной борьбы фракции коммунистов и твердой позиции Союза православных братств Украины был принят закон, позволяющий верующим не пользоваться т.н. «индивидуальными налоговыми номерами» (ИНН). Его в свое время поддержало большинство депутатов, он был принят и подписан Президентом Украины. Но налоговая администрация Украины не успокаивается и уже под другим, надуманным предлогом внесла полгода назад законопроект, который в случае его принятия обязывал бы верующих пользоваться ИНН. Опять же, благодаря стойкой позиции нашей фракции, его принятие удалось благополучно провалить. Наконец, вчера вносится аналог этого же законопроекта под другим названием и под другим «соусом». Снова, в значительной мере благодаря действиям нашей фракции — фракции коммунистов, удалось отклонить принятие этого законопроекта. В таких непрекращающихся, упорных действиях со стороны Кабмина я усматриваю прямо какую-то законодательную атаку на права верующих в Украине.
Кроме того, вчера правительством была предложена к рассмотрению очень важная, можно даже сказать, стратегическая поправка, к Закону Украины «О свободе совести». Вы знаете, что на протяжении последних 6 месяцев уже дважды Верховной Радой была отклонена совершенно новая редакция Закона Украины «О свободе совести», в которой были значительно увеличены права государственного органа — Госкомрелигий Украины в отношении контроля за религиозными организациями. И вот, то, что было отклонено депутатами парламента в целом, Кабмин пытается протащить по частям. И что удивительно, эту поправку протаскивают прямо-таки шулерскими методами. В сопроводительной записке говорится о законопроекте одно, а начинаешь вчитываться в сам проект, видишь совершенно другое. Например, говорится, что законопроект лишь затруднит регистрацию иностранных сект и новых религий путем увеличения необходимого для регистрации количества членов религиозной общины (с 10 до 25). Такая норма, действительно, необходима. Но затем оказывается, что в целом проект дает гипертрофированно большие права Госкомрелигий (совместно с местными органами власти) в вопросах регистрации и перерегистрации религиозных общин. К примеру, Госкомрелигий вправе требовать экспертное заключение местных властей в отношении того, является ли данная организация религиозной или нет. А мы уже знаем, к чему это может привести. В Зеленодольске Днепропетровской области религиозной общине отказали в аренде помещения лишь потому, что, по мнению властей, она оказалась «не того патриархата». Похожая ситуация наблюдается в Ивано-Франковске. А о том , что творится в Червонограде Львовской области знает уже весь мир. Там, ангажированные униатами, местные власти откровенно издеваются над православными верующими, доводят их до крайней степени отчаяния лишь потому, что считают непозволительным пребывание Украинской Православной Церкви на Западной Украине! Поэтому я в своем выступлении предложила отклонить эту поправку, как нарушающую 35 ст. Конституции Украины, где провозглашен принцип отделения Церкви от государства, и противоречащую международным конвенциям по правам человека, подписанных Украиной. Ибо предложенный Кабмином законопроект направлен на одно — наделить огромными правами Государственный комитет по делам религий, создать из него антиправового «монстра», который будет казнить и миловать, регистрировать и не регистрировать религиозные организации по своему мнению. Причем, по сведениям поступающих из регионов, наблюдается тенденция, видимо инициированная кем-то из высших эшелонов власти, негласно поддерживать одни религиозные конфессии и чинить препятствия другим. И мне удалось переубедить своих коллег прислушаться к здравому смыслу. Фракция коммунистов добилась отклонения законопроекта «О внесении изменений в ст. 14 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях в Украине». Видя такой наш настрой на защиту прав верующих, законопроект депутата Василия Костицкого даже не был поставлен на обсуждение.
Екатерина Семеновна, Вы народный депутат двух созывов, опытный законодатель, не видится ли Вам в таком настойчивом проталкивании поправок к Закону Украины «О свободе совести» чей — то сугубо частный, корыстный интерес? Ведь этот закон не является определяющим в решении глобальных социальных или экономических проблем, и в нынешнем цейтноте с его принятием можно было бы повременить…
Поскольку у нас в стране еще не принят закон о политическом лоббировании, то всякие попытки извлечь из своей депутатской деятельности дополнительную, помимо парламентской зарплаты, выгоду являются антиправовыми деяниями. Но, несмотря на это, наблюдается невероятная (в этом отношении) деградация части депутатского корпуса. Законотворческая работа стала своеобразным видом бизнеса. Правда, к членам нашей фракции боятся подходить с такого рода коммерческими предложениями. Хотя, когда в игру вступают большие деньги, как, например, при приватизации «Укртелекома» или при принятии Земельного кодекса, даже коммунистам осмеливались предлагать участие в безнравственных сделках. Естественно, безуспешно, — коммунисты никогда не продавали своей совести и души. И вот, в таком настырном проталкивании поправок к закону «О свободе совести», я так же усматриваю чей — то небескорыстный интерес. За этим стоят люди, которым бесконечно далеки интересы религиозных конфессий и интересы Православной Церкви.
Как Вы объясните, почему все-таки не либералы, а коммунисты и другие левые партии оказались ныне наиболее последовательными сторонниками Православия в Украине?
Потому что пришло понимание того, что высшие духовные и нравственные идеалы в полной мере воплощены в Православии. Оно — наш отчий дом, наши корни, история и культура. Православие — это высшее проявление духовности и нравственности. Все, что касается организационных мер нашей партии, направленных в поддержку Православной Церкви, находит простое объяснение — в Церкви мы видим естественного союзника в нашей работе по возрождению нравственности и духовности народа Украины, которая катастрофически деградировала во времена дикого капитализма, вакханалии либеральной псевдодемократической вседозволенности и всепродажности. Не просто пришло такое понимание — в нашей среде есть разные люди, в том числе воспитанные атеизмом. Но, несмотря на это, большинство членов нашей партии считают Украинскую Православную Церковь наследницей наших тысячелетних традиций, хранительницей единства восточнославянских народов, Церковью, без которой у Украины просто нет будущего.
Беседу вел Дмитрий Поляков
Преподобный Иона Киевский и его монастырь
Управляющий делами УПЦ епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан: «Любовь имеет вечное измерение»