Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Александр Мороз: «В Украине нет проблем с поместной православной церковью, она у нас есть уже 1000 лет»

Александр Мороз:«В Украине нет проблем с поместной православной церковью, она у нас есть уже 1000 лет»

Лидер Социалистической партии Украины, народный депутат Александр Мороз поделился с журналистами своей точкой зрения на религиозные проблемы страны.

Александр Александрович, расскажите о своем, личном отношение к религии, принадлежите ли Вы к какому-либо вероисповедованию?

Я не являюсь практикующим верующим, но с уважением отношусь к искренним религиозным убеждениям людей и не терплю распространённого сейчас фарисейства. Моё детство прошло в селе, где произошло моё укоренение в народной традиции, частью которой являются принципы христианской духовности и морали. Мои родители были православными и я, как и все дети нашей семьи, был крещён в Покровской церкви села Кившовата в Таращанском районе, одной из старейших на Киевщине. Я принимал посильное участие в её реставрации и, когда представляется возможность, посетить родные места, где живут мои родственники, стараюсь зайти в церковь, встретится с односельчанами, которые помнят моих родителей.

Как Вы относитесь к идее создания в Украине государственной церкви?

В современных условиях мы рискуем получить таким образом «казённую церковь». Идея государственной церкви противоречит принципам свободы мировоззрения и отделения церкви от государства. Я недостаточно знаком со Священным Писанием, но Христос, кажется, учил, что Его царство не от мира сего. Недопустимо смешивать Царство Христа и царство кесаря, потому, что это профанация священного и сакрализация мирского, от чего пострадают и церковь и государство.

Ни одна из стран, где установлена государственная религия, не смогла избежать такого общественного бедствия как дискриминация и конфликты на религиозной почве. Вспомним хотя бы Ольстер в Великобритании — стране с устоявшимися демократическими традициями, где Англиканская церковь является государственной. Тем более это опасно на Украине, где ростки демократии ещё слабы, а властные структуры не побороли в себе искушение вернуться к старой модели насаждения в обществе господствующей идеологии.

Считаете ли Вы преподавание религиозных знаний в общеобразовательных школах нарушением конституционной нормы об отделении школы от Церкви.

Отделение школы от Церкви означает светский характер образования в нашей стране, но не запрет на получение религиозных знаний. Огромный пласт мировой культуры составляют произведения, в основу которых положены религиозные сюжеты. Если мы желаем воспитать нравственное и культурное поколение, мы не можем лишать его религиозных знаний — это является важным условием нашей интеграции в мировое сообщество. Преподавать эту дисциплину должны педагоги с теологической подготовкой. И наши богословские учебные заведения должны быть готовы дать учителям такую подготовку. В регионах с высокой религиозной активностью населения такое преподавание ведётся уже годами, там священники давно уже свои в школьных стенах. И если родители желают, чтобы их дети посещали такие занятия, то это надо узаконить. Но необходимо предусмотреть меры, которые бы исключали возможность проникновения в школы проповедников тоталитарных сект и обеспечить факультативный характер этих занятий, чтобы дети, которые из мировоззренческих или конфессиональных соображений не пожелают их посещать не имели с этим проблем.

Как Вы расцениваете инициированное властями «объединение» Православия на Украине и создания так называемой «единой поместной церкви»?

В заявлении Политсовета Социалистической партии Украины мы четко изложили нашу позицию по этому вопросу, могу добавить от себя, что опыт моего поколения свидетельствует о том, что создать церковь человеческими силами так же не возможно, как и ее уничтожить. В Украине нет проблем с поместной православной церковью, она у нас есть уже 1000 лет. Проблема в том, что эта церковь кого-то не устраивает, и эти силы пытаются создать какую-то свою, более правильную в их понимании церковь, более пригодную для достижения их далёких от духовной плоскости политических целей. Есть проблема консолидации Православия, но эту проблему может решить лишь сама церковь при условии прекращения внешнего вмешательства в этот процесс.

Как Вы относитесь к расколу Православия на Украине, и какая из современных конфессий, по Вашему мнению, легитимно представляет тысячелетнее христианство нашего народа?

Я всегда признавал Церковь влиятельной, почитаемой народом и неподконтрольной власти общественной силой, которой исторически принадлежит роль высшего морального авторитета и общепризнанное право жить в соответствии со своими собственными каноническими предписаниями.

Поэтому, стремление некоторых политиков расколоть в Украине Православие, которое является духовным фундаментом народного единства, я расцениваю, как стремление расколоть Украину. Моей принципиальной позицией является признание на Украине одной легитимной церкви. Таковой я считаю Украинскую Православную Церковь, возглавляемую Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, потому что только ее признает мировое Православное Сообщество. Миссия Церкви — объединять людей в вере. Было бы хорошо, чтобы, исповедуя основополагающий принцип «Бог есть любовь», конфессии не разделяли людей. Очевидно это длительный процесс, зависящий от общего уровня духовности в обществе. Несомненно, одно — он не должен превращаться в очерёдную политическую (с криминальными признаками) кампанию.

Как Вы относитесь к Государственному комитету по делам религий, в особенности, как бы Вы прокомментировали недавно опубликованное заявление его главы Виктора Бондаренко?

Госкомрелигий, по моему мнению, — это рудимент введенной еще царем Петром І системы рычагов контроля и давления на Церковь со стороны государства, существование которого в демократической стране ничем не оправдано. Поэтому должен быть принят новый Закон «О свободе совести и религиозные организации» в соответствии, с которым Церковь должна получить статус юридического лица и сама регистрировать свои общины, а функция контроля за соблюдением этого закона должна быть возложена на Министерство юстиции Украины. Необходимо принять нормативные акты, предусматривающие уголовную ответственность за применение психофизического воздействия на граждан и другие действия нарушающие права человека и наносящие вред здоровью. Создать экспертные комиссии, способные квалифицированно определять в деятельности тех или иных религиозных организаций признаки, позволяющие отнести их к тоталитарным сектам и деструктивным культам.

Что касается заявлений Виктора Бондаренко, то они является наглядной иллюстрацией того, как наша государственная власть понимает суть и предназначение Церкви. Даже весьма неблагосклонно настроенные по отношению к ней советские «уполномоченные» не позволили бы себе с таким откровенным цинизмом пристёгивать Церковь к государственному стремени в качестве «государственного атрибута» и «духовной единицы» или сравнивать её с бильярдным шаром, который обязан катиться в указанную правительством лузу. Печально, ведь Виктор Бондаренко человек достаточно образованный и грамотный. Мне кажется, что он употребил такие выражения, выполняя чью-то волю «сверху».

Какие последствия с Вашей точки зрения имел визит на Украину Папы Иоанна Павла ІІ, и не было ли его приглашение одним из мероприятий по реабилитации власти после кассетного скандала?

- Папа Иоанн Павел ІІ был приглашен Президентом задолго до обнародования кассетной правды и рассматривать его в качестве «живой индульгенции» для Леонида Кучмы нет оснований. Римский Папа посетил Чили в годы правления Августо Пиночета, но это не помешало последнему сесть в последствии на скамью подсудимых. Есть дела мирские и есть дела духовные их влияние на людей проявляется непосредственно. Не думаю, что Понтифик зная о ситуации на Украине этого не учитывал. Думаю, он заботился о духовном начале. Если бы ему удалось обратить к нравственности хотя бы некоторых из украинских властителей, и то была бы польза. Не похоже, что это ему удалось. Что касается других последствий, то я назвал бы их два: возобновление кредитов Международного Валютного Фонда; создание на Востоке Украины трёх экзархатов Греко-католической церкви и заявление ее главы — кардинала Любомира Гузара о намерении перенести свою резиденцию из Львова в Киев.

Приходилось ли Вам общаться с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Владимиром, если это так то не могли бы Вы поделиться своими впечатлениями от этих встреч?

Мне приходилось встречаться с Его Блаженством не один раз. Уважаю его как человека с образцовыми личными качествами: искреннего, приветливого, мудрого, чрезвычайно приятного в общении. Меня поразил его изысканный украинский язык, мощный интеллект, чувствовалась большая сила воли. Именно эти качества позволили ему в исключительно сложных условиях, когда на протяжении 1992 года число общин УПЦ сократилось на 600 приходов, переломить ситуацию так, что сейчас почти такое же количество составляет ежегодный прирост общин его Церкви.
Интеллигентность и сдержанность Владыки, его решительное неприятие насилия, преданность Церкви и народу позволило Украине в период становления её государственности спастись от сползания в пропасть межконфессиональной вражды. Я убеждён, что эта личность займет достойное место в истории нашего Отечества.

Январь 2002 года