Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Мнения участников Собора

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ И ГОСТЕЙ СОБОРА

Митрополит Солнечногорский Сергий, управляющий делами
Русской Православной Церкви:
“Наши духовные сокровища должны быть доступны всем”

Владыко, шестой Всемирный Русский Собор заканчивается. Насколько, по Вашему мнению, удачно он прошел и какой резонанс в обществе будет иметь это событие?

Собор только по названию Русский, но он будет иметь непреходящее значение не только для русских, проживающих в России, на территории СНГ и странах бывшей Российской империи, но и для всей мировой цивилизации, потому что он создал повод для всех вспомнить о своих духовных корнях. И когда мы говорим о событиях 11 сентября и определяем, что мир стоит на переломе эпох и мировоззрений, мы вдруг начинаем понимать, что на мировые события можно влиять не только силой оружия, но и по другому — мир подвержен также и духовному влиянию. И те духовные сокровища, которые принадлежат славянам, в том числе русским и украинцам, должны стать всемерно доступными для всех и должны занять своё достойное место в мировых духовных процессах.

Геннадий Зюганов, лидер,
Коммунистической партии Российской Федерации:
“Среди верующих коммунистов
нет перебежчиков”

Сегодня в Украине складываются новые отношения между Коммунистической партией и Церковью? Петр Симоненко в известном заявлении принес извинения перед верующими за трагедию атеистических гонений на Церковь. Какова ситуация в России?

Мы давно приняли соответствующие решения, и свобода совести для коммунистов гарантирована. У нас сейчас в партии примерно треть верующих. Я лично считаю, что наши предшественники допустили одну из серьезнейших ошибок, поссорившись с Церковью. Сегодня это противостояние снято.

Значит, коммунист может быть верующим?

Безусловно. Я даже должен сказать, что среди верующих коммунистов нет перебежчиков ни в какие другие политические организации и партии. Это обычно честные, искренние и очень душевные люди, которые не предают. Я давно общаюсь с Патриархом, даже был у него дома. У нас хорошие контакты и с лидерами других религиозных конфессий. Мне кажется, что у нас есть общие задачи: возродить страну, возродить духовность, восстановить наше порушенное единство, не покушаясь ни на чей суверенитет и “незалежнисть”. И в одиночку нам не справиться со своими проблемами. Посмотрите, Европа объединяется, и мы должны восстановить свой ареал обитания.

И каково место Киевской Руси в нашей общей истории?

Я считаю, что это великие страницы истории великого народа. Когда Киев — матерь городов русских блистал золотом своих куполов, благолепием он уступал ну разве что Константинополю. Париж еще заштатной деревушкой был…

Григорий Явлинский, лидер партии “Яблоко”:
“В моей личной цивилизации Украина -
это моя родина”

Как бы Вы определили понятие “русский”, “русская цивилизация”?

Русский — это русская культура. Русская культура — это Пушкин и Достоевский, это Чайковский. Это из 1000 лет — 750 лет войны. Это самая большая в мире страна и, наверное, самый выразительный в мире язык. Мне так же трудно определить словами, кто такой русский, как если бы мне необходимо было ответить на вопрос: а кто ты такой? Я вряд ли смог бы быстро ответить на этот вопрос. И отвечая на Ваш вопрос, я чувствую, что говорю о самом себе, обо всех моих близких. Здесь уже было сказано, что мы русские не только по крови (я вообще затрудняюсь определить — что это такое), но и русские по культуре. И это хорошо понятно.

А каково же место Украины в “русской цивилизации”?

Я родился на Украине, в городе Львове. В моей личной цивилизации Украина — это моя родина. Украина — это очень близкий родной брат. И если вы любите своего брата и уважаете его, то не надо отбирать у него паспорт. Он хочет быть взрослым и независимым, как ты сам, ну и пусть. Это не влияет на братские, близкие и родные чувства и отношения. Это их укрепляет и делает устойчивыми, перспективными, открытыми для будущего.

В. Садовничий, ректор Мгу:
“События “Слова о полку Игореве”
происходили на территории нынешней
Харьковской области”

Как вы считаете, удалось ли сформулировать, выкристаллизовать за время шести прошедших Соборов адекватное понимание терминов “русский” и “русская цивилизация”, о которых так много сегодня говорят?

Русский — скорее историческая категория. Я считаю русскими всех тех наших соотечественников, которые объединены, прежде всего, духовно и которые готовы совместно отвечать на вопросы нынешнего времени.

Нам, киевлянам, интересно Ваше мнение о том, какое место в этом смысловом поле занимает понятие “Киевская Русь”?

На этот вопрос я отвечу ссылкой на такой памятник, прежде всего, русской духовности, как “Слово о полку Игореве”. Наши университетские ученые-биологи провели научные изыскания и определили по описанию криков птиц место, где происходили описываемые в этом произведении события. Это все происходило там, где в нынешнее время расположен городок Изюм, под Харьковом, на территории Украины. И вот скажите, можно ли разделять народы, имеющие такие глубоко переплетенные духовные корни. Другое дело, могут быть какие-то культурные различия или могут случаться некоторые государственные образования, которые на протяжении веков то возникают, то исчезают.

Скажите, учатся ли в МГУ студенты из Украины и на каких условиях?

Да, у нас учатся 612 студентов из Украины. Они обучаются бесплатно, получают стипендию от Московского университета, то есть из государственного бюджета России. так же используем и внебюджетное финансирование. И это принцип МГУ — обучать каждого талантливого студента, а не спрашивать, откуда он приехал. Хочу подчеркнуть, что самая большая студенческая диаспора в МГУ именно из Украины.

И последний вопрос: Ваше мнение о совмещении духовного и светского образований?

В традиции Московского университета не было такого совмещения, т.е. у нас никогда не было богословского факультета. Но я вам скажу, что теология, как серьёзная наука, в любом западном университете есть. И я считаю, что те учебные заведения, которые хотят и готовы ввести такой предмет, расширяющий кругозор учащихся, должны вводить его. Но я категорически против смешивания духовного и светского образований, потому что это два разных образовательных направления. У них разные цели и задачи. И если они иногда перекликаются в чем-либо, то только по сути, а не по форме подготовки. Хотя вспомним, что целая плеяда выдающихся религиозных философов вышла как раз из стен Московского университета.

Константин Затулин, директор института стран СНГ:
“Продолжается очень опасный эксперимент
построения украинского государства на
антироссийской основе”

Удалось ли на Соборе сформулировать понятие “русская цивилизация”?

На мой взляд, процесс определение понятия “русская цивилизация”, как и любой другой цивилизации, не может остановится и быть удовлетворенным сегодняшним днем — это значит остановить дальнейшую работу. Конечно же, нет полного удовлетворения. Нет полного удовлетворения объяснением причин и следствий, содержанием, смыслом, хотя есть несколько замечательных выступлений. И сейчас, на мой взгляд, только начинает формироваться та среда, где можно эти понятия развить на более широкой основе.

На какую “полочку” в этой системе концепций можно положить понятие “Киевская Русь”, т. е. нынешнюю Украину?

К Украине я не могу относиться незаинтересованно. Считаю, что все происходящее в России не может быть ее внутренним делом для украинцев, так же как все происходящее на Украине не может быть ее внутренним делом для россиян. Считаю, что если бы не превратности судьбы, то ни в коем случае не нужно было разделять в СНГ Украину и Россию. Я понимаю, что Украина уже зафиксирована на карте мира как независимое государство, она член ООН, хотя и во времена СССР она была членом ООН. И я вижу определенный, хотя и узкий коридор возможностей, при осуществлении которых Украина будет развиваться как дружественное России государство. Определенная сумма требований уже сформулирована на неофициальном уровне, а на официальном царит чрезмерное благодушие и непонимание того, что происходит, за исключением тех, кто понимает, но продолжает участвовать в этом процессе из конъюктурных соображений отсюда, из России. И, прежде всего, хочу обратить внимание на то, что продолжается очень опасный эксперимент построения украинского государства на антироссийской основе. И отношение к русскому языку и единству Православной Церкви в Украине для меня главный показатель того, что это именно и происходит. Сегодня в своем выступлении я пытался выразить очень простую мысль: “Все многочисленные уступки России Украине, — первое и самое главное — безоговорочное и безусловное признание независимости Украины, причем в тех границах, которые исторически никогда не являлись украинскими границами и кончая уступками на переговорах о прощении долгов и реструктуризации задолженности не дают гарантии единства Православной Церкви в Украине и что не начнется новый виток противостояния, и даже война”. Это становится возможным при наличии такой гуманитарной катастрофы, когда количество русскоязычных школ резко уменьшилось в десятки раз. А в украинских воспитывают вражду к России. А вот наличие единого церковного пространства — это то, что создает гарантию дружбы украинского и русского народов.

Александр Сергеевич Ципко, политолог:
“Любой раскол провоцируется
политическими силами”

Какой Вам видится ситуация в Украине и украинском Православии?

Сошлюсь на Приднестровье. Вы знаете, что румынские политики подталкивают Молдову к экспансии в Приднестровье и в связи с этим бытует мнение, что Приднестровье должно присоединиться к Украине. Но трезвомыслящие люди выступают против этого, потому что воинствующий украинский национализм ничуть не лучше воинствующего румынского национализма. И благодаря трезвомыслящим политикам, в Приднестровье сложилась уникальная ситуация, когда на небольшой территории спокойно соседствуют три языка: молдавский, украинский и русский, и все три национальности достойно представлены во всех ветвях власти. К сожалению, этого нет на Украине. Мы прекрасно осознаем, что любой раскол провоцируется политическими силами. И слава Богу, что нашим политикам хватило мудрости сохранить единую и неделимую Православную епархию Русской Православной Церкви на территории Приднестровья. И мы с тревогой смотрим за развитием религиозной ситуации в Украине, потому что там единственная законная Церковь Московского Патриархата неугодна некоторым политикам, и, к сожалению, в России никто не хочет ей помочь.

А Вы считаете, что есть возможность помочь, только никто этого не хочет делать?

Я считаю, что вообще русский язык, русская культура, русская Церковь в Украине должны занять достойное место. Я считаю, что Россия имеет достаточно рычагов, чтобы лишить экономической почвы все раскольнические группировки.

Николай Бурляев, кинорежиссер:
“Если мы будем жить отдельно, нас задавят”

Хотелось бы у Вас спросить, удалось ли сформулировать на Соборе понятие “русская цивилизация”?

Тема собора сформулирована как “диалог цивилизаций”, хотя попутно мы говорим и о нашей “русской дороге”. Главной мыслью Собора было то, что у каждого народа есть своя дорога и что каждый должен петь песню на собственном языке.

Хотелось бы и об Украине, как преемнице Киевской Руси, спросить, есть ли у нее свое место в “русской цивилизации” или она окончательно его утратила?

Меня, украинца, удивляют эти разговоры и игры в другую национальность. Вы окончательно заигрались, братья мои: пора понять, что мы единый народ. И если мы будем жить отдельно, нас задавят.