Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

1900-летие кончины св. Климента РимскогоМитрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Священномученик Климент Римский и его вклад в дело становления христианства в Тавриде

1900-летие кончины сщмч. Климента Римского в Крыму

Крымский полуостров, чья территория совпадает ныне с Симферопольской епархией Украинской Православной Церкви, является едва ли не самым первым из регионов Украины, где прозвучала много веков назад проповедь христианства. Сначала здесь побывал святой апостол Андрей Первозванный, который отправился затем вверх по Днепру и предсказал появление на берегах этой реки великого христианского града — Киева. Преемником св. Андрея в миссионерском служении на Крымской земле стал святой Климент. Став по благословению самого св. ап. Петра епископом Рима, он был сослан за исповедание веры Христовой в Крым, который был тогда окраиной Римской империи. Но и на чужбине св. Климент продолжал обращать ко Христу множество людей, за что по императорскому приказу был утоплен в море вблизи Херсонеса. Развалины этого древнего города и доселе возвышаются на окраине нынешнего Севастополя. В 9 веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий обрели мощи мученика, а после своего крещения в Херсонесе великий киевский князь Владимир перенес честную главу св. Климента в Киев. Минуло девятнадцать веков с того момента, когда св. Климент засвидетельствовал свою пламенную веру в Спасителя подвигом мученичества и стал небесным ходатаем за нас пред Господом. По случаю юбилея на Крымской земле прошли церковные торжества. В день памяти св. Климента, 8 декабря, был совершен крестный ход с мощами подвижника по всем храмам Севастопольского благочиния и по морю на яхте «Святая Мария» от Балаклавы до Инкермана. Во время плавания яхта попала в шторм, но благополучно достигла цели, что было воспринято участниками торжества как свидетельство незримого присутствия чествуемого Угодника Божия. В тот же день в Севастополе состоялась посвященная св. Клименту конференция, в которой приняли участие пастыри, богословы, ученые, историки. В принятом конференцией обращении к властям содержится просьба о разрешении на строительство в Севастополе Свято-Климентовской часовни и о введении в курсы вузов и школ изучения житий и трудов священномученика Климента и других крымских святых. К юбилею были выпущены памятный медальон и настенный календарь на 2002 год с изображением св. Климента, изготовлены иконы с вложенными в них частицами камней, поднятых со дна моря на месте кончины подвижника в бухте Казачьей, изданы житие св. Климента и служба ему с акафистом, буклет о Свято-Климентовском Инкерманском монастыре, а также книга о подвижнике. Кроме того, комиссией по топонимике принято решение о присвоении безымянному мысу в Казачьей бухте имени св. Климента Римского.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КЛИМЕНТ РИМСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В ДЕЛО СТАНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В ТАВРИДЕ

Слово митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на юбилейной конференции

Многоуважаемые участники конференции, дорогие братья и сестры! Еще свежи в нашей памяти впечатления от величественного крестного хода «По стопам св. апостола Андрея Первозванного». При участии крымского духовенства, православной молодежи и всех православных христиан южного побережья нашего полуострова он продолжался с 12 сентября по 6 октября этого года. Маршрут его пролегал с Востока на Запад, из Керчи в Севастополь тем путем, которым на заре христианства прошел апостол Андрей, неся жителям Тавриды свет истинной веры. Десятки тысяч православных крымчан ныне прошли этим же путем, пронесли святые иконы, кресты и хоругви, пронесли молитву и прикоснулись сами и помогли прикоснуться всем, кто их встречал и провожал к древней и славной странице истории христианства. А сегодня мы открываем еще одну страницу истории Православия в Крыму, страницу также весьма важную и духовно полезную. Конференцию, посвященную 1900-летию со дня мученической кончины сщмч. Климента Римского. Он подвизался на нашей благословенной земле спустя 30 лет после апостола Андрея Первозванного и внес вклад в дело становления христианства в Крыму. Святой Климент родился в Риме в период его античного расцвета, в знатной и богатой семье. Имея незаурядные способности, он получил блестящее образование. Многие жизненные пути открывались юному Клименту. И многие соблазны древней столицы мира: почести, богатства, развлечения. Все это было нормой жизни знатных патрициев, и этого вожделели честолюбивые юноши. Но не этого искал святой Климент. Когда весть о Христе и Его Крестном Подвиге достигла Рима, Климент оставил дом, родных, друзей и отправился в те места, где проповедовали апостолы, чтобы встретиться с самовидцами Слова. Прибыв в Палестину, он принял крещение от первоверховного апостола Петра, стал его учеником и постоянным спутником. Вместе с ним он возвратился в Рим, куда апостол Петр волею Божиею был направлен для завершения своего земного поприща. Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого Климента обратили многих его сограждан ко Христу. Однажды, в день Пасхи, им были крещены сразу 424 человека; среди них были люди всех сословий: рабы и свободные, плебеи и патриции и даже члены императорской фамилии. Донос об этом немедленно поступил к императору Траяну (98-117), лютому гонителю христиан. По его повелению св. Климент был отдан под суд. Суд предъявил ему стандартные в отношении христиан обвинения: во-первых, в святотатстве, во-вторых, в оскорблении его величества императора и, в-третьих, в чародействе. Доказать вину св. Климента суд не мог, но по приказу императора вынес ему суровый приговор: лишить всех прав, состояния и отправить на вечную каторгу в каменоломни Тавриды. Вместе с ним были сосланы многие его ученики, а многие другие последовали за ним добровольно, предпочтя каторгу разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки в Крым, св. Климент «… обрете тамо паче двух тысящ христиан». Это огромная по тем временам (конец первого века по Рождестве Христовом) православная община состояла частью из тайных христиан, обращенных в веру еще апостолом Андреем, а частью — из ссыльных каторжников, которые содержались и работали в каменоломнях в очень тяжелых условиях, практически не имея воды. Видя их страдания, св. Климент помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излился целый поток. Это чудо привлекло к нему множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. По свидетельству Метафраста, каждый день принимали крещение по 500 и более человек. В каменоломнях был вырублен храм, в котором св. Климент священнодействовал. А всего в этот период в окрестностях Херсонеса Таврического было сооружено 75 небольших по современным понятиям, в основном домовых храмов, которые св. Климент освятил. Апостольская его деятельность в Крыму стала известна Траяну и вызвала страшный гнев императора. По его приказу поздней осенью 101 года священномученик был утоплен. С якорем не шее, он был брошен в воды бухты, которая сейчас называется Казачьей. Скорбь охватила всех христиан. По молитвам всего народа и верных учеников святителя Корнилия и Фивы море отступило, и люди нашли на дне нерукотворную часовню («Ангельскую церковь»), а в ней — тело своего пастыря. С тех пор ежегодно в день мученической кончины свщмч. Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его нетленным мощам. Только в 9 веке, в царствование Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению мощи св. Климента стали недоступны для поклонения на целых 50 лет. Но при императоре Михаиле и матери его благочестивой Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные учителя словенские Кирилл и Мефодий. Они побудили епископа Херсонеского Георгия к соборной молитве об открытии мощей св. Климента. После соборного служения на берегу моря и усердной молитвы свв. Мефодия и Кирилла, прибывшего с ними из Цареграда духовенства и херсонеситов в полночь на поверхности моря чудесно появились мощи св. Климента. Их торжественно положили в церкви свв. Апостолов. Часть мощей была перенесена свв. Кириллом и Мефодием в Рим, на родину священномученика, а честная глава его впоследствии была перенесена св. равноап. князем Владимиром, крестителем Руси, в Киев и положена вместе с мощами св. Фивы, ученика свщмч. Климента в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя св. Климента. Так повествует Священное Предание о славной жизни и мученической кончине св. Климента Римского, третьего епископа Рима и второго апостола Тавриды. Но картина будет не полной, если мы не скажем несколько слов о том, что представляла собой Таврида в дохристианские времена. Исторических свидетельств о ней сохранилось немало. О Тавриде писали и Геродот, и Плиний, и Страбон, и Птолемей почти одинаково: «Живут тавры грабежом и войной». Дикие и жестокие языческие нравы, кровавые жертвоприношения, постоянные разбойничьи нападения делали Тавриду в глазах цивилизованных греков и римлян местом, пригодным лишь для ссылки преступников. И первые христиане попадали сюда, в основном, как осужденные. Но впоследствии православные миссионеры, такие как епископы херсонеские 4 века Василий, Капитон, Ефрем, Елпидий, Еферий, Евгений, Агафадор и другие приходят сюда уже добровольно. Приходят, чтобы потрудиться в поте лица на ниве Божией и даже, если Господь сподобит, принять мученическую кончину. Такова удивительная логика поступков верных учеников Христа, которым Он заповедал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7,13,14). Жизненный подвиг свщмч. Климента Римского является для всех последующих поколений душеспасительным примером. Поэтому нам — духовенству, православным миссионерам, преподавателям воскресных школ — необходимо сделать все возможное, чтобы духовное наследие святителя (и не только его, но и всех крымских святых) стало достоянием общества, предметом глубокого и всестороннего изучения, подспорьем для воспитания юного поколения. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,16). Эти слова Господа нашего Иисуса Христа обращены ко всем, и я хочу подчеркнуть, и к тем, кто берет на себя ответственность судить об исторической истине. К сожалению, даже в наши времена, когда наука освободилась от оков атеистической идеологии, иногда приходится слышать сомнения в историчности Климента Римского, а также в обстоятельствах и месте его мученической кончины. Но добросовестные ученые, конечно же, знают, что исторических свидетельств о сщмч. Клименте Римском очень много. Во-первых, о нем упоминает св. ап. Павел в «Послании к филиппийцам», далее о нем писали Тертуллиан и Метафраст, затем известнейший раннехристианский историк 4 века Евсевий Кесарийский. Самое древнее известное Житие Климента Римского датируется 361-368 гг. от Рождества Христова, т.е. временем, когда раз в год воды Казачьей бухты открывали «Ангельскую церковь» с нетленными мощами святителя и каждый паломник мог к ним приложиться и убедиться, если были какие-то сомнения. Писатель-крымовед А.И. Маркович в статье «Островок в Казачьей бухте как предполагаемое место кончины св. Климента, папы Римского» пишет: «Храм на острове близ Херсонеса несомненно существовал. В 13 в. его видел Рубрук, проезжавший в мае 1253 г. на судне из Константинополя в Сугдею. В описании своего путешествия он упоминает об острове близ Херсонеса и церкви на нем св. Климента, построенной руками ангелов». Развалины этого храма видел в 1795 г. академик П.С. Паллас. Спустя 35 лет Муравьев-Апостол увидел в бухте одни развалины. Позднее князь Барятинский раскопал там храм с алтарем, обнаружил мраморные плиты с высеченными на них крестами. Раскопки, проведенные А.Л. Бертье-Делагардом и К.К. Костюшко-Валюжиничем в 90-х гг. 19 в., подтвердили нахождение на острове в Казачьей бухте развалин храма. Но, кроме того, было обнаружено и более древнее помещение. Оно соединялось с храмом боковым коридором. Таким образом, археология подтверждает, что остров в Казачьей бухте — место блаженной кончины св. Климента и первоначального положения его мощей. Искренне надеюсь, что наша сегодняшняя конференция также послужит на пользу исторической истине. Особую благодарность хочу выразить городским властям Севастополя, принявшим мудрое решение увековечить память сщмч. Климента Римского, назвав его именем безымянный мыс в Казачьей бухте, там, где святитель принял свою мученическую кончину. Благословляю вас, дорогие участники конференции, потрудиться во славу Божию, извлечь духовную пользу из докладов, которые будут здесь сделаны, и донести эту пользу до ближних своих.

г. Севастополь, 6 декабря 2001 г.