Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий: «Вникая в себя, человек обнаруживает пути проникновения в душу зла и тогда лучше понимает причины трагедий, происходящих в мире»
МИТРОПОЛИТ ЧЕРНОВИЦКИЙ И БУКОВИНСКИЙ ОНУФРИЙ
«Вникая в себя, человек обнаруживает пути проникновения в душу зла и тогда лучше понимает причины трагедий, происходящих в мире»
В Рождественскую ночь в православный храм приходят не только воцерковленные люди, но и те, кого привело сюда, на первый взгляд, всего лишь праздничное настроение. Бывает, что на вопрос о причине своего нежелания глубже вникнуть в суть духовной жизни, иной из них ответит: “Придешь в храм – и тебя тут же одергивают: то не так встал, то не так посмотрел…” Печально и то, что, обретая в Пасхе и Рождестве повод к веселью, те же люди порой говорят: “Зачем были нужны Рождество и Голгофа? Если Господь любит людей, почему пал Адам? Если Бог Всемогущ, почему мгновенно не исцелил Адама?” Владыко, как помочь этим людям кратким и глубоким ответом?
У каждого человека есть сотворенная Богом по Его же образу и подобию душа. И эта душа требует единения с Богом. И ее вопль о том, чтобы быть с Богом, у одного человека четкий и постоянный, а у другого заглушается суетой мира сего. Особенно это касается молодых – они еще видят мир в розовом цвете, в нереальных тонах, желают достичь каких-то земных целей. Они лишь эпизодически отмечают в себе этот вопль души. Когда душа закричит, они приходят в церковь. Но потом заботы века сего заглушают это доброе стремление души, и они оставляют церковь. Этот путь изображен в евангельской притче о сеятеле, предупреждающей, что восходящий злак может оказаться заглушенным тернием. Но, как опыт показывает, если человек уже зашел в церковь, со временем вопль души о единении с Богом становится глубже. И человек приходит снова и снова. А потом становится добрым прихожанином.
То, что пришедшего в храм человека начинают постоянно одергивать – это наш церковный недостаток, с которым мы боремся, но который, к сожалению, еще не смогли победить. Есть такие ревнительницы, и их ревность в данном случае неразумна. Это кознь диавольская против человека, которого Господь призвал на Свой путь. Но когда пришедший человек говорит о том, что его не устраивают церковные правила – это уже искушение от мира сего. Человек видит, как устроен мир, и, придя в Церковь, хочет что-что перестроить на мирской лад. Человек непременно должен столкнуться с таким явлением в себе, но должен разумно перешагнуть через этот барьер. Как правило, люди перешагивают. Сначала человека что-то не устраивает, но потом оказывается, что это неустройство внутри его самого.
Недоумение же о смысле Рождества возникает от недостатка знания Закона Божия, Правды Божией. Когда человек знает в полноте Правду Божию, то он не задается вопросом: почему надо было придти Сыну Божию на землю и принять на Себя человеческую природу. По обмирщенности своей некоторые люди думают, что если Бог хотел сделать человека хорошим – то должен был предотвратить его падение, а если падение было неизбежно – сразу же исправить человека. Рассуждающие так не вдумываются в то, что человеку была дана свободная воля. И Господь спас человека, не нарушая этой свободы. А если бы мог нарушить эту свободу, то значит, в нас не было бы образа Божия. Мы были бы подобны животным. Неофиты этого часто не понимают и размышляют о небесном земными категориями.
Каков сегодняшний день Черновицкой епархии, управляемой Вами уже в течение 11 лет?
Сегодняшний день – продолжение вчерашнего. Чего-то такого импульсивного, особенного, выдающегося у нас нет. Но главная радость – в том, что многие из нашей паствы, которые вкусили сладость от духовной жизни, стараются работать над собой. Это самый необходимый труд, когда человек работает над своей собственной душой и очищает себя, вникает в свою душу. Мы привыкли вниманием своим бродить везде, кроме собственной души. Мы и Америке, и в Афганистане… Все исследуем разворачивающуюся трагедию. А самих себя исследовать не хотим. Но ведь первый этап духовной жизни – это когда человек обращает внимание на свою душу, что там творится. Ведь там тоже – микромир. Это – маленькая вселенная. Там в каком-то отображении есть все то, что есть во всем мире. Вникая в себя, человек обнаруживает пути проникновения в душу зла и тогда лучше понимает причины трагедий, происходящих в мире. Иначе ее не познать. Есть поводы войн, а есть причины – и они намного глубже таятся. Они кроются в душе человеческой. Есть многие верующие, которые стараются заглянуть в свою душу, научить свой ум быть внутри себя и с молитвенным деланием, с памятью о Боге, распознать, что есть доброе и что есть злое в человеческой душе. А потом начинают очищать душу от зла – это следующий этап – через покаяние, молитву, чтение святых книг, через принуждение себя к добру.
Если же говорить о внешней стороне церковной жизни епархии, то на сегодня у нас насчитывается десять монастырей и два скита, из которых один еще только строится. Но хотелось бы, чтобы количество перешло в качество. Потому что не так сложно одеть на себя подрясник и клобук, как сложно себя сделать внутренне монахом. Трудятся все наши монашествующие, насколько у кого хватает сил. Но результаты, которые хотелось бы видеть, думаю, будут позже. В епархии действую также 360 приходов. Когда началась пропаганда раскола, у нас произошел переход 30 священников в так называемый Киевский Патриархат. С тех пор идет вялая война: на некоторых наших приходах образовываются группы, которые создают параллельные общины. Но Бог нас поддерживает. И люди. Они так устали от фальши, окружающей их повсюду, что именно в Церкви видят единственный институт, где блюдется Правда. Хотя и мы хромаем, где-то ошибаемся, падаем, но это естественно. Большинство православных буковинцев – в нашей Церкви. Те, кто ищет Правды Божией, ищет духовной жизни, кто ходил в храм в годы атеистического засилья – все в нашей Церкви. Те же, кто ищет “своей правды”, идут в раскол.
В епархии издается также журнал “Светильник”. Совершается и благотворительная деятельность, но мы ее принципиально не афишируем. Скажу лишь, что стараемся помогать продуктами домам престарелых, больницам, держим в Банченском мужском монастыре приют, где живут и получают образование более 70 сирот.
Когда нашу Церковь ложно обвиняют в том, что она якобы отказывает верующим в праве молиться на национальных языках, вспоминается именно Ваша епархия, где богослужения совершаются и на румынском языке. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.
В нашей епархии живут украинцы, молдаване, румыны и представители других национальностей. И у нас есть приходы как украинские, так и молдавско-румынские. В украинских богослужение совершается на родном для нас, славян, церковнославянском языке, который принесли нам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Молдавско-румынские приходы совершают службу на румынском, но не на том, на котором румыны разговаривают, а на богослужебном румынском языке. Проповедь же совершается на тех языках, на которых люди разговаривают.
Слово пастыря обращено не только ко всем верным чадам нашей Церкви, но и к политикам. Что Вы пожелали бы им накануне предвыборных баталий?
Недостаток украинца в том, что он хочет все охватить и всем властвовать. И политики, как люди внешние, не знают правил духовной борьбы, совершающейся внутри человека. Они не понимают, что такое зло в утонченном виде. Есть зло открытое, о котором каждый может, взглянув, сказать, что это зло. Но есть прикрытое, которое чтобы распознать, надо иметь добрый духовный разум. Некоторые политики, увлекаемые этим недостатком, хотят всех учить. Они думают, что уже понимают природу Церкви, а в духовной жизни еще не умеют правой руки отличить от левой. Иной политик уже готов строить Церковь и уверен, что его ложные понятия о Церкви могут быть образцом для действия. И в этом – трагедия Украины. Пока мы не научимся каждый заниматься своим делом: политик – своим, а Церковь – своим, до тех пор не будет той Украины, о которой мы мечтаем.
Интервью вел Владислав Дятлов