Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Леонид Грач. Из выступления на Всемирном Русском народном Соборе

Из выступления председателя Парламента Крыма Леонида Грача

Прошел год с того момента, когда я имел высокую честь и замечательную возможность в глубокой беседе с Вами, Ваше Святейшество, узнать Ваши взгляды и оценки происходящего на стыке времен, поведать Вам свои мысли о том благословенном крае, каким является наш Крым.
Приглашение принять участие в нынешнем столь высоком собрании расцениваю как еще один факт высокого внимания к одному из символов православной веры, колыбели Православия на Руси, каковым является Крым, к пониманию его проблем, которые не ограничиваются региональными границами. Крым сегодняшний — это уменьшенная копия не только СНГ, но, я бы сказал, и всего нашего мироздания. Его национальную палитру сегодня составляют представители более 110 этнических общин, что сопоставимо с масштабами этнического представительства в государствах Содружества. И если рассматривать ситуацию в геополитическом контексте, то от происходящих в Крыму процессов в значительной мере зависит благополучие как всей Украины, так и будущее конструктивных, интеграционных, неразрывных связей с Украины с Россией, и, в конечном итоге, благополучие на всем европейском континенте.
Крым — это своеобразный перекресток цивилизаций, драматических коллизий между мусульманством и христианством, близкое к Востоку подбрюшье Европы. Крым — это еще и одна из точек соприкосновения и борьбы между романо-германским и славянским культурно-историческими типами. Крым априори открыт и предрасположен к диалогу культур и верований. Из глубины седых веков идет древняя традиция Тавриды быть прибежищем, домом, родной землей для оседлого населения, кочевников, скотоводов и земледельцев. В Крыму обосновывались люди, относящиеся к самым различным этническим группам и народностям: хазары и протоболгары, печенеги и половцы, гуты и гуны, караимы и крымчаки. Эту землю населяли и сегодня живут ней: русские и украинцы, татары и немцы, болгары, чехи, эстонцы и многие другие. Как известно из истории, коренное население полуострова вплоть до средних веков именовалось скифами, которые являлись одними из прямых предков восточных славян. Рядом с ними жили и другие народы. Все это требовало выработки такой модели отношений, составляющей частью которой была бы терпимость и толерантность. Неслучайно именно крымская земля взрастила такую славную личность как Исмаил Гаспринский, который считал необходимостью, чтобы «русские и мусульмане, лучше непосредственно изучали друг друга без предвзятости или заказных предубеждений. Тогда бы они увидели, что кроме верований, все остальное сближает и скрепляет их». Как будто для сегодняшнего дня написаны эти слова о необходимости добрососедского сотрудничества между православным славянством и мусульманским миром. Этот процесс был прерван войной и депортацией наших соотечественников болгар, немцев и крымских татар. При этом нужно отметить, что возобновить и продолжить межнациональный диалог после их возвращения на полуостров на практике оказалось чрезвычайно сложным. Накопленная годами пассионарная энергия такой значительной этнической группы, каковой являются крымские татары, искала своего выхода. Нередко в эти годы межнациональный мир оказывался на грани взрыва. И только благодаря консолидирующей роли русского большинства, проживающего в Крыму, его культуры и толерантности, крымчанам удалось стабилизировать ситуацию. Еще одним из факторов стабильности стало геополитическое урегулирование отношений между Крымом и Киевом посредством принятия Конституции автономии. Благодаря этому и другим факторам, уникальное сложившееся веками сообщество крымчан, людей с общей культурой и историей, позволяет нам блокировать и оттеснять на периферию политической жизни национал-радикалов различных мастей. Нам не понаслышке известны факты проявления национал-радикализма. Сегодня как никогда мы чувствуем зловещую тень терроризма, который в любой момент может посетить и нашу благословенную землю. Более того, развернувшийся в последнее десятелетие спор о том, чей Крым, может в конце концов обернуться тем, что Крым станет не украинским и не русским.
Особо хочу остановиться на теме диалога цивилизаций. Мы считаем, что в Крыму активно и плодотворно формируется единство народа в форме диалога культурных миров, с одной стороны православно-славянской, а с другой тюркско-исламской общности. Крым может нами рассматриваться как своеобразная лаборатория по разработке, в том числе и методов коллективного разрешения межэтнических конфликтов. Можно без преувеличения сказать, что Крым переживает своеобразное возрождение православных и мусульманских святынь. Если еще несколько лет назад на полуострове действовало всего 14 храмов, то сегодня их 273. Монашеская жизнь восстановлена в 9 монастырях, что почти соответствует дореволюционному уровню. Практически полностью восстановлена сеть мусульманских культовых учреждений: действуют сотни мусульманских общин, несколько десятков мечетей и медресе. Нельзя сказать, что процесс соприкосновения двух исторических конфессий в Крыму проходит безболезненно. В памяти крымчан еще свежи впечатления, глубоко оскорбившие религиозные чувства русского православного большинства и выразившиеся в печально знаменитом «крестоповале», имевшем место в прошлом году.
Православная ветвь христианства имеет на просторах Тавриды глубокие исторические корни. Именно в Крыму произносил свои первые проповеди на славянских землях ученик Христа святой апостол Андрей Первозванный. В декабре текущего года христианская общественность полуострова отмечает 1900 летие со дня блаженной кончины святителя Климента Римского, борца за чистоту Христианства. Именно на крымской земле, согласно преданию, начали создавать азбуку святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. С крымской земли приходит Православие в пределы Древней Руси. В этом году был водружен крест на главном куполе Свято-Владимирского кафедрального собора, возведенного на месте крещения святого князя Владимира, освящение которого совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, и на котором присутствовали Президенты Украины и России. Отдавая дань уважения нашей истории, мы приняли решение о восстановлении в Симферополе разрушенного Александро-Невского кафедрального собора, который станет неотъемлемой частью духовно-патриатического комплекса, в который войдут: восстановленный собор, символ победы русского оружия в войне с турками 1768-1774 гг., памятник великому русскому полководцу Долгорукому Крымскому и памятник в честь погибших воинов-освободителей Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Все это можно выразить тремя очень емкими и дорогими каждому из нас словами: вера, победа и честь.

Пресс-служба УПЦ