Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Даниил Спасский. Украинский бильярд

УКРАИНСКИЙ БИЛЬЯРД

Даниил СПАССКИЙ

Последние заявления Виктора Бондаренко, распространенные агентством Интерфакс-Украина, удивили многих. Даже бывалые старожилы, не первый год наблюдающие за происходящим в Украине, оторопели и как-то растерялись. Казалось, отношение украинского государства к Православной Церкви в течение десяти лет имело настолько парадоксальный и, можно сказать, новаторский характер, что удивить уже невозможно ничем.
Сначала государство создало раскол, потом само же стало мучительно его урегулировать. Неожиданно Православной Церковью была объявлена организация «УПЦ-Киевский Патриархат», по своей природе и сфере интересов ни к Православию, ни к Церкви не имеющая даже приблизительного отношения. «Киевский Патриархат» — это что угодно: клуб аморальных предпринимателей, зона отмывания денег, националистический кружок, театр одного актера, филиал спецслужб, фирма, зарабатывающая на выборах, но только не Православная Церковь.
Хорошо, пусть чиновникам нет дела до того, что «Киевский Патриархат» не признает ни одна Православная Церковь в мире, а вождь организации отлучен от Церкви через анафематствование. Но как можно всерьез называть Церковью структуру, занимающуюся вербовкой украинцев в ряды наемников в горячие точки СНГ и террористические формирования в Чечне, торгующую оружием и военным снаряжением, отмывающую деньги советской Компартии?
Думается, руководителям КПУ небезынтересно будет узнать, что часть украденных у партии и народа денег осели в филаретовском банке «Ажио», соучредителем которого является Филарет.
Что касается наемничества и терроризма. Десятки боевиков, часть из которых даже покаялась, были завербованы прямо в резиденции филаретовской «Патриархии» на Пушкинской. УПЦ-КП занималась поставками «пушечного мяса» в горячие точки в больших объемах. Не какой-то рядовой боевик, но руководитель структурного подразделения «Киевского Патриархата» Лупынос вообще был пойман в Чечне российскими военными и передан ФСБ. В Феодосиевском монастыре Киева был обнаружен целый арсенал взрывчатки — тротиловых шашек, коими развлекались, подбрасывая их друг другу, руководители филаретовской фирмы «Панагия». Кто знает, чем бы забрасывали филаретовцы во главе с Гудымой милицию во время событий 9 марта 2001 года, если бы этот склад не был обнаружен и ликвидирован.
Разнообразный бизнес, столь любимый Филаретом Денисенко, тоже нисколько не добавляет церковности его КП. Чего стоит хотя бы ввоз иномарок с криминальным сокрытием дохода от налогообложения, торговля металлом на Ближнем Востоке, мошенничество в «Украгротехсервисе», аферы с гуманитарными грузами, чем с успехом со дня основания УПЦ-КП занимаются руководители ее «церковных структур» — братств и миссий. Шумные борцы с организованной преступностью и коррупцией, которым, видимо, нечем больше заняться, как искать базы и помощников Аль-Каиды в украинских степях, могли бы с большей пользой для общества обратить — таки внимание на бурную деятельность «Киевского Патриархата».
Известно, что «Киевский Патриархат» зарегистрирован с грубейшими нарушениями законодательства. О протесте Генеральной прокуратуры, признавшей УПЦ-КП организацией незаконной, чиновники боятся вспоминать, как о страшном сне.
Особого упоминания заслуживают усилия украинского государства на поприще насильственных захватов храмов и церковного имущества, штурмов монастырей. Не раз можно было наблюдать трогательную картину, когда вооруженные боевики, милиционеры и особо активные депутаты плечом к плечу в едином порыве устремлялись на штурм храма или монастыря, где, как правило, находились ни в чем не повинные священнослужители и верующие. Потом Госкомрелигий издевательски записывал в документах, что «по желанию общины» храм переведен в ведение «Киевского Патриархата».
Только массовое народное сопротивление, а также поддержка подразделения «Беркут», выступившего на стороне монахов, не позволили захватить Киево-Печерскую Лавру, которую штурмовали несколько раз. Говорят, что позиция «Беркута» в некоторой степени определялась давними противоречиями МВД и СБУ. Соответствующее отношение «Беркута» к нападавшим объяснялось тем, что по традиции в рядах руководителей и боевиков УНА-УНСО, прочих подобных организаций было немало работников СБУ.
И вот на этом впечатляющем фоне Виктор Бондаренко сумел быть оригинальным и удивить, заявив: «Не бывает шара, который бы не покатился в лузу, главное — задать правильное направление».
Некоторые полагают, что сказанное В.Бондаренко — кощунство, что, дескать, здесь проявилось его атеистическое мировоззрение. А мне кажется, что православным еще крупно повезло. Могла же быть использована и терминология таких забав, как кости, домино, «очко», городки, охота на лис, покер, боулинг, «пуля», кегли, скачки, «акулина», подкидной, «пьяница» и т.д. Понятно, что во многих случаях формулировка могла оказаться еще менее приемлемой.
Не только по форме выражения, но и по сути проблемы навязчивое стремление ряда чиновников и политиков добиться автокефалии, а как промежуточной цели — автономии Украинской Православной Церкви вызывает, по крайней мере, недоумение.
Во-первых, согласно Конституции и в соответствии со здравым смыслом, ни Госкомрелигий, ни какие-либо другие институции не имеют никакого права вмешиваться в церковные дела, предписывать Церкви формы внутреннего устройства, тем более на государственном уровне реализовывать некие «планы создания Поместной Церкви», о которых также упоминал В.Бондаренко. Ряд политических партий и общественных организаций уже много раз заявляли протест, в связи с недопустимым вмешательством государства в церковные вопросы, оказанием противоправного давления на Украинскую Православную Церковь.
Почему чиновникам так хочется, чтобы Украинская Церковь заняла «почетное» 16-е место в ряду Поместных Церквей вслед за такими «крупными» Церквами, как Албанская, Чешская, Польская, а не представляла собой в единстве с Русской Православной Церковью самую авторитетную, влиятельную и большую Православную Церковь в мире? Единственную, с которой хоть как-то вынужден считаться Ватикан.
Даже автономия приведет к новым расколам. Те, кто хочет автокефалии, не остановятся и будут активно действовать дальше. Кто выступает за духовное и каноническое единство, будут в оппозиции, часть из них перейдет в прямое Патриаршее подчинение. Постепенно будет возрастать недовольство автономным статусом, возникнут новые разделения, угрозы миру и стабильности.
Принципиальные возражения вызывают также некоторые другие высказывания В.Бондаренко. Так, он назвал Церковь «духовным атрибутом государства». Это существенная ошибка и мировоззренческое заблуждение. Церковь ни в коем случае не атрибут, тем более государства. Церковь — это богочеловеческий организм, государство — общественный институт, производная человеческой деятельности. Церковь и государство имеют общее поле взаимодействия, сотрудничества. Но когда группа людей, находящаяся у власти и контролирующая государственную функцию, пытается ограничить свободу Церкви, вторгнуться в ее внутренние законы, изменить принципы устроения, тем самым вторгаясь и в духовную сферу бытия личности, то Церковь этого не приемлет. Многие члены Церкви, подвергавшиеся насилию со стороны государства, жертвовали даже земной жизнью, но не соглашались отказаться от принципов жизни духовной, жизни соединенной с вечностью.
С самого рождения христианской Церкви и до сегодняшних дней Церковь была законопослушной, но всегда противостояла незаконной экспансии государства в сферу внутренней жизни личности. Противоречия Церкви и государства возникают, когда люди, оказавшиеся у власти, превышают пределы компетенции государства по организации и упорядочению внешней сферы человеческого существования и считают себя в праве вмешиваться во внутренние вопросы бытия Церкви и личностей, наполняющих ее.
Вопрос автономии или автокефалии — это с точки зрения вечного спасения вопрос, конечно, второстепенный, но это проблема внутреннего устройства Церкви, в значительной степени духовная проблема. Если большинство членов УПЦ и РПЦ ощущает, что живут в едином организме и не хотят разделения этого духовного и канонического единства, то это их право. К компетенции государства этот вопрос никак не относится.
Вопросы, связанные с кровными нуждами верующих, не решаются годами. Скоро мы будем отмечать юбилеи насильственных захватов храмов боевиками. Даже когда имеются постановления судов о возвращении храмов УПЦ, они не исполняются. Во многих местах общины УПЦ, изгнанные из своих храмов, нередко построенных на деньги самих же верующих, не могут получить клочка земли для строительства новой церкви.
Чиновники придумывают изменения законодательства, чтобы еще добавить себе полномочий, проектируют мифические планы «создания единой Поместной Церкви», вовлекают в украинские дела Константинопольский Патриархат (как будто не видно, к чему это привело в Эстонии), перманентно «гармонизируют межконфессиональные отношения», в Святой Софии организуют молебны с участием хасидов, харизматов и раскольников. Поистине бурная и впечатляющая деятельность. Шары так и разлетаются по лузам.
У «стратегического партнера» — в соседней России — уже более десяти лет как упразднили Госкомрелигий. Часть его функций вообще отпала за ненадобностью, а часть была распределена по нескольким учреждениям. И религиозной катастрофы не произошло — все, в общем, мирно, благополучно. С межконфессиональными отношениями вроде тоже в порядке.
P.S. Послать отклики на статью и вступить в переписку с автором можно по адресу: spassky@mailru.com