Встреча Предстоятеля УПЦ с активом Луганской области
Предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины владимир:
«Духовность — это вера в Живого Бога, общение с Ним, уподобление Ему,
вера в человека, в бессмертие его души, в вечную жизнь, ради которой
земная жизнь должна быть как можно содержательнее, духовнее»
Пребывая в Луганской области, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, по просьбе ее руководителей 30 ноября 2001 года выступил перед главами местных госадминистраций и органов местного самоуправления. Встречу вел глава Луганской облгосадминистрации Александр Сергеевич Ефремов.
Александр Ефремов: Ваше Блаженство, на встречу с Вами прибыли руководители городов и районов, областных управлений, представители средств массовой информации. Мы считаем, что никто лучше Вас, Ваше Блаженство, не сможет нас ознакомить с положением дел, программой деятельности Украинской Православной Церкви в обеспечении дальнейшего роста духовности нашего народа. В Луганской области налицо приверженность населения исторически сложившимся духовным православным традициям. Из 571 религиозной организации в области 293 являются приходами УПЦ. Имеется своя епархия, два монастыря, церковное певческое училище, в собственность православных приходов возвращены культовые здания. Вы знаете, что в области постоянно проводится работа по восстановлению и строительству новых православных святынь. Конкретные результаты этой работы Вы, Ваше Блаженство, сможете увидеть в ходе вашего визита в эти дни в нашу область. Мы рассчитываем на взаимопонимание и дальнейшее взаимодействие властных и церковных структур, возрождение православных традиций на благо нашего народа. Позвольте предоставить Вам слово.
Блаженнейший Митрополит: Глубокоуважаемые Александр Сергеевич, Виктор Николаевич, уважаемые присутствующие представители власти! Хотя мы – Церковь и государство — конституционно разделены, однако, у нас общая цель и общие задачи. У нас могут быть разные слагаемые, но всегда сумма общая. И Церковь, и государство существуют для человека и ради человека. Ради того человека, из-за которого Христос приходил на землю, и по евангельской притче, и сегодня оставляет 99 овец и отправляется в поиск сотой овцы заблудшей. Я приветствую Вас от имени Украинской Православной Церкви, которая до революции составляла часть епархий Русской Православной Церкви, после революции именовалась Украинским Патриаршим Экзархатом, а за год до того, как наша страна стала независимой, получила название Украинской Православной Церкви и право на самоуправление. Это право дано УПЦ Поместным Собором Русской Православной Церкви и представляет собой фактическую автономию, которую благословил еще в 1919 году Святой Патриарх Тихон. Таким образом, упомянутый Поместный Собор подтвердил уже принятое некогда решение церковного священноначалия. А недавний юбилейный Архиерейский Собор в Москве подтвердил эту автономию как широкую. Широкую потому, что мы имеем все права и возможности в своем внутреннем управлении, которых не имеют автономные Церкви. Мы имеем то, чем обладают по сути автокефальные Церкви: у нас свой общецерковный Собор, свой Архиерейский Собор, Священный Синод, мы избираем и поставляем епископов, даем церковные награды и т.д. При этом мы сохраняем связь с Русской Православной Матерью-Церковью, через которую имеем сегодня общение с другими Вселенскими Православными Церквами.
Некоторые поднимают вопрос о так называемой автокефалии. Но в различных регионах нашей Украины этот вопрос воспринимается по-разному. Если западные регионы настаивают на автокефалии, то восточные, южные и центральные регионов боятся самого слова “автокефалия”, ибо оно уже ассоциируется с трагедией расколов. Люди опасаются, что случится разделение, будет буря, умножатся бедствия и вражда.
Сегодня украинское Православие страдает. Оно болеет расколами и разделениями, возрастающими злобой и мщением. Как верующие люди, мы верим, что Христос основал Свою Церковь и что Он ее и умиротворит, и что будет время, когда мы, как говорит Писание, будем едиными устами и единым сердцем славить Бога и составлять единую Украинскую Православную Церковь.
В последнее время Вы много слышите, особенно из уст представителей власти, о так называемой Поместной Украинской Православной Церкви. Что такое Поместная Церковь? Это, прежде всего, — законная Церковь, которая не нарушила церковного правила, не потеряла Апостольского преемства священнорукоположений. Поместной она называется потому, что существует “по месту”. Такая Церковь была и есть в Украине — это Украинская Православная Церковь, которая соблюает правила церковные, не нарушила чистоты Православия, сохранила Апостолькую преемственность и подчиняется всем канонам, то есть правилам, по которым живет уже две тысячи лет Православная Христианская Церковь на земле. Правда, слышно со стороны тех, кто откололся от нашей Церкви, что правила канонические — это устаревшие пережитки прошлого, что они далеки от нынешней жизни. Но ведь точно так же можно признать “устаревшим” и Евангелие, и Самого Христа, Который две тысячи лет назад приходил на землю ради спасения человека. Так, нарушив одно, можно нарушить все и привести Церковь в полное недоразумение, которое, к сожалению, всегда отражается на верующих людях, болезненно воспринимающих всякое разделение.
Мы верим, что придет время, когда будет единое Православие в Украине. Иного быть не может. История свидетельствует о том, что настоящая, подлинная Церковь была и есть, переживала и побеждала все трудности и проблемы, которые встречаются на ее. Воля к единению среди верующих людей велика. Хотя нас называют как угодно, и “пятой колонной”, и “москалями”, мы не смущаемся, потому что мы — Церковь Христа, Церковь многонациональная, Церковь законная. И такая Церковь будет существовать, даже при гонениях и восстаниях против нее и на нее. Не может быть национальной Церкви: Церковь принадлежит всему народу, который исповедует имя Христово, признает Святое Евангелие и считает себя членом Церкви Христовой на земле. Церковь должна примирять все нации, а не разъединять и сеять вражду и злобу. Ситуация сложная и трудная на сегодняшний день. Но то, что произошло с нашей Церковью за год до обретения Украиной независимости — это уже историческое событие, и оно, думаю, ведет нас к единству.
Перед нами ставят также вопрос об объединении с другими “ветвями Православия” в Украине. Но, во-первых, речь может идти только об объединении между Церквами законными. Тогда и само объединение будет законным. А если в стране несколько церквей, называющих себя одинаково, значит, в нашем доме непорядок, ибо Един Христос, одна вера, одна Церковь. На самом деле речь должна идти о присоединении: кто ушел, тот должен вернуться, чтобы водворились мир и согласие, в которых нуждаются и Церковь и общество.
Что собою являет сегодня Украинская Православная Церковь? Это 35 епархий в различных регионах нашей Украины, 40 епископов, 173 монастыря с 7 тысячами монашествующих, 9517 приходов, которые обслуживаются 8 тысячами священников и диаконов. Это количественно и качественно огромная Церковь, которой уступают другие Поместные Церкви.
Задание Церкви всегда было одним: служение людям, их спасении. И мы это служение осуществляем, с надеждой на помощь Божию, с надеждой на помощь и понимание властей, как центральных так и местных. Мы понимаем, что сегодня нашему государству непросто приходится в религиозных вопросах. Та поликонфессиональность, которая сегодня господствует в Украине, с юридической точки зрения выглядит будто бы лишенной противоречий. Ибо все, в том числе и приехавшие к нам проповедовать из-за океана, стараются быть хорошими гражданами, и все выступают за Украину, за ее поддержку. Между конфессиями нет политических расхождений. И государство помогает всем, и принимает, и посещает всех: как канонически законных, так и незаконных. Между конфессиями — церковное разделение, которое Церковь должна побороть сама. И любое вмешательство в церковные дела может принести лишь новые беды и разделение. Церкви надо самой лечить ее собственные раны, и она это делает, насколько может в сегодняшний обостренный период нашей истории и нашей жизни.
Мы надеемся, что Украинская Православная Церковь будет впредь Церковью нашего народа. Это Церковь Апостольская — ибо еще Святой Апостол Андрей благословил нашу землю и киевские горы на заре Христианства. В нынешнем году он благословил Украину во второй раз, когда привозили его святые мощи из Греции на поклонение нашим верующим. Святой апостол Андрей вновь напоминает нам о Боге, о вечности, о мире и согласии, которые даруются Милосердием Божиим за молитвы Святых. Украинская Православная Церковь — это также Церковь Святого Равноапостольного князя Владимира, принявшего Крещение в Корсуне и давшего христианство нашей земле, из которой оно пошло дальше, являясь подлинно Евангельским, Православным и спасительным. Наша история, история святости нашего народа, свидетельствуют о том, что наша Церковь право исповедует и славит имя Господне, она дала нашему народу богатые плоды духовного просвещения и святости.
Недавно отмечался юбилей 950-летия Киево-Печерской Лавры. Лавра является святыней не только нашего народа, но и всемирной святыней. Это было подтверждено тем, что на наш праздник приехали представители почти всех Поместных Православных Церквей. Их всего 15. К нам прибыли представители 14-ти из них, Иерусалимская в это время хоронила своего Патриарха и избирала нового. Представители 14-ти Православных Церквей засвидетельствовали свое почтение нашему верующему народу, поддержку нашей Святой Православной Церкви, и в общей Литургии в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре закрепили это причащением из одной Чаши, что является высшим признаком единения и спасения. История нашей Церкви свидетельствует о том, что она была всегда с народом в любые периоды. Проходят времена, меняются нравы, появляются и исчезают различные политические и философские концепции, все проходит, все исчезает, Церковь же стояла и будет стоять. Стояла две тысячи лет в мире, стоит тысячу с лишним лет на нашей земле, и будет стоять. Церковь как и Христос, который по слову Апостола Павла, вчера, сегодня и вовеки Тот же. И народ возлагает на Нее надежду, и черпает в Ней помощь для несения своего жизненного креста и шествия по своим судьбоносным дорогам.
Я рад приветствовать Вас с юбилейным годом — 10-летием Независимости нашей Украины, а также с юбилеем нашей величайшей святыни — Киево-Печерской Лавры. Пусть эти юбилеи напоминают нам в уходящем году о том, что с нами Бог, что наша страна и Церковь совершают свой правильный путь, который указан Богом и на котором помогает Бог. Я желаю Вам всем — политическим руководителям, власти законодательной и исполнительной — чтобы благодатный край Луганщины процветал, чтобы здесь народ углублял свою духовную жизнь и повышал и свой материальный уровень.
Мы сегодня говорим много о духовности, о духовном возрождении народа. Это необходимое свойство и качество для человека. Потому что не может быть отличной экономики и даже политики, если народ будет бездуховен. Духовность народу необходима, у нас есть горький опыт более 80-ти лет, когда все духовное было выхолощено из человека, а взамен ничего не дано. Образовался вакуум, который сразу стал заполняться Бог знает кем и Бог знает чем. Что такое духовность? В светском мире духовность расценивают как культуру человека, его воспитание, образование. Хотя и это все представляет собой огромное подспорье для духовности, но это еще не духовность. Духовность — это вера в Живого Бога, общение с Ним, уподобление Ему, вера в человека, в бессмертие его души, в вечную жизнь, ради которой земная жизнь должна быть как можно содержательнее, духовнее.
Я рад приветствовать Вас, уважаемые присутствующие, и пожелать Вам от Бога помощи и больших успехов в служении народу Божиему, нашей Украине и нашей Святой Православной Церкви. Спасибо за внимание.
Александр Ефремов: Пожалуйста, быть может, у кого-нибудь есть к Его Блаженству вопросы?
Николай Михайловский, председатель администрации Галайдарского района: К нам обращаются адвентисты седьмого дня, просят залы, просят дома культуры. Ваше мнение об этом?
Блаженнейший Митрополит: К счастью, но и, к сожалению, у нас слишком много свободы. Как гласит украинская пословица: “Дай серцю волю — заведе в неволю”. Так получается в нашей стране с конфессиями: слишком вольготно зарубежные проповедники чувствуют себя у нас дома, перед законом все равны. Каждый по-своему использует эту свободу: кто словом, кто делом, кто “зелеными”, кто “синими”. Народ наш еще бедствует, особенно пенсионеры. И их покупают. Например, раздают в кинотеатрах кофе в обмен на “крещение” и т.п. Такие методы наших заокеанских “коллег” не делают им чести и пользы народу.
Особенно обидно для нашей Церкви, что приходят к нам проповедовать так, словно здесь тысячу лет жили какие-то лопари, которые ничего не слышали о Христе. У нас исторически страна Православная.
Но если Вы им официально не разрешите, они купят то, что им нужно — и залы, и театры… И дело не только в проповеди веры: вместе с верой они проповедуют определенные отношения между людьми. Часто заокеанские проповедники круто поворачивают руль в сторону и преподносят все совершенно по-другому, предлагая под именем Христовым совсем иное учение.
Александр Ефремов: Есть ли еще вопросы? Пожалуйста. Если вопросов больше нет, то хочу, пользуясь присутствием Блаженнейшего, сказать об одном мероприятии: приходится заниматься и мирскими и земными делами… Если я исторически в чем-то ошибусь, то надеюсь, Его Блаженство меня поправит. Помнится, когда Мария шла на перепись населения, у Нее начались схватки, и Она родила Иисуса Христа. Я этот момент вспомнил к тому, что через пять дней у нас начинается перепись населения. С моей точки зрения, это богоугодное дело. Я уже объяснял всем руководителям, что исходя из того, как мы проведем эту перепись, во многом зависит и дальнейшая жизнь в нашем регионе. Ибо в переписи отражаются как основные социальные, так и политические данные нашего общества. Просил бы Вас перепись провести на хорошем и достойном уровне.
Блаженнейший Митрополит: Маленькая корректива богословского характера: Божия Матерь не переживала схваток, потому что Она родила безболезненно. По поводу же переписи хочу отметить, что, как всякая медаль, и эта имеет две стороны. Наш народ славянский, который пережил столько катаклизмов в своей истории церковной и гражданской, относится к подобным мероприятиям очень осторожно. Вы знаете про шум вокруг кодов, который до сих пор не стихает… То же — в отношении переписи. Многие люди боятся. Всегда народ славянский помнил о пришествии антихриста. Из Писания известно, что он должен придти. Есть боязнь среди людей: какие данные будут брать и как их будут использовать. Чтобы успешно прошло это мероприятие, всем нам нужно разъяснять людям, что ничего страшного в этом нет: переписи делали и в прежние времена и делают ныне, потому что каждый хозяин — в данном случае наше государство — должен знать, сколько в его доме граждан и каких.
Александр Ефремов: Я сделал для себя вывод, что надо все-таки время от времени возвращаться к истории. Позвольте, Ваше Блаженство, поблагодарить Вас за участие в сегодняшней встрече и заверить в том, что сотрудничество властных и церковных структур в нашем регионе, как и ранее, будет конструктивным. Мы будем всячески содействовать возрождению исконных духовных традиций нашего народа. Позвольте от всех присутствующих пожелать Вам также успехов в Вашем духовном служении и крепкого здоровья.
Блаженнейший: Спасибо Вам за возможность этой встречи, за то, что Вы имели терпение выслушать нас, и я желаю, чтобы согласие между церковной и гражданской властью в данном регионе осталось таким же дружеским и полезным.
Александр Ефремов: Уважаемые коллеги, от Вашего имени, в память о нашем сегодняшнем мероприятии, позвольте вручить Его Блаженству серебряный крест, изготовленный нашими специалистами в единственном экземпляре, и пусть он напоминает Вам, Ваше Блаженство, о людях, которые здесь живут, очень добрых и порядочных, как мне кажется.
Хроніка служіння Предстоятеля Української Православної Церкви