Пресс-конференция председателя ОВЦС МП митрополита смоленского и Калининградского Кирилла в интернет-издании «Вести.Ру».
Пресс-конференция председателя ОВЦС МП митрополита смоленского и Калининградского Кирилла в интернет-издании «Вести.Ру».
21 ноября 2001 года в конференц-зале «Александр-хаус» редакция интернет-издания «Вести.Ru» провела пресс-конференцию митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Задать вопросы митрополиту Кириллу могли не только собравшиеся журналисты, но и пользователи всемирной сети Интернет.
Владыко, мы получили много вопросов, касающихся событий в мире после терактов 11 сентября. Довольно типичный вопрос задала Вилли из Хельсинки. Как Вы думаете, что ждет человечество в ближайшем будущем? И второй вопрос: как Вы относитесь к талибам?
Мне кажется, что главное сейчас сделать правильные выводы из трагедии 11 сентября. Я полагаю, что имею право говорить так, ибо был одним из первых, кто заявил, что американцы имеют моральное основание для ответа террористам. Я не отказываюсь от этих слов и сейчас. “Поднявший меч от меча и погибнет”, говорится в Священном Писании. В то же время мы напоминаем, что ответный удар должен быть направлен против террористов, а не против мусульманских государств, тем более, не против исламской религии.
Что же касается второго вопроса, я не могу сказать, как отношусь к талибам. Все зависит от того, что понимать под этим термином. Что такое талибы: политическая партия, форма правления или просто учащиеся медресе? Если талибы и террористы синонимы, тогда я плохо отношусь к ним.
Возвращаясь же к терактам в Соединенных Штатах, хочу еще раз сказать, что от того, какие выводы будут сделаны из этой трагедии, зависит наше будущее. Конечно, можно применить военную силу, чтобы больше ни у кого не возникло желание сделать что-то подобное. Но мне кажется, это будет неправильный ответ на вызов террористов. Я считаю, что, прежде всего, следует понять, почему произошла эта трагедия. Никак не оправдывая страшные взрывы в Нью-Йорке, Вашингтоне или Питтсбурге, мы должны начать серьезный разговор о том, как должна быть устроена человеческая цивилизация в XXI веке, может ли какая-то цивилизационная модель претендовать на монополию.
Последнее время российский МИД часто заявляет о необходимости построения многополярного мира, имея в виду центры политической власти. Но, думаю, проблема гораздо объемнее: человеческое общество не может быть устойчивым, если построено на основе одной цивилизационной модели. Думаю, что взрывы в американских городах стали проявлением борьбы против монополии западной цивилизации. Террористы разрушили Международный торговый центр как символ доминирования Соединенных Штатов. Но, с другой стороны, не собираются ли те, кто стоят за этими взрывами, сами навязать человечеству свою цивилизационную модель?
Глубоко убежден в том, что к диалогу о судьбах человеческой цивилизации в XXI веке следует пригласить и политиков, и философов, и религиозных деятелей.
Как я понимаю, Вы антиглобалист.
Если под глобализмом понимается господство одной цивилизационной модели, то да.
Довольно много вопросов по теме, на которую я в нашей редакции писать запретил. Я сказал: “Пусть мы будем единственным сайтом в Интернете, который не пишет про программу «За стеклом»”. Но вопросов по этой программе действительно очень много, и поэтому я вынужден задать их Вам.
Церковь выступает категорически против подобного рода экспериментов на нашем телевидении. Думаю, что в ближайшее время появится официальное заявление по поводу этой программы.
Поступило много просьб определить Вашу позицию.
Позиция отрицательная. Я хотел бы обратиться к тем господам, которые придумали этот проект. Целью подобных программ, так же, как порнографии и эротики, является раскрепощение человеческого инстинкта. У нас сейчас, когда хотят похвалить ребенка, говорят: “Посмотрите, какой он раскрепощенный”. Но разве неуправляемый инстинкт это великое достижение? Бог дал человеку разум, волю и нравственное чувство для того, чтобы, опираясь на свои убеждения и силу воли, человек мог управлять инстинктами.
Инстинкты вложены в нашу природу Богом, без них невозможно выживание человека, продолжение рода. В отличие от животных, мы призваны не подчиняться безусловно своим инстинктам, а управлять ими. Но современное телевидение, как и вся массовая культура, предлагает нам отказаться от мировоззренческого контроля за инстинктом. Если есть у тебя потребности удовлетворяй их, ни на кого не оглядываясь. Но если каждый из нас будет жить по звериным законам, то общество превратится в волчью стаю.
Все мы переживаем по поводу роста преступности. Но с точки зрения навязываемой нам идеологии вседозволенности, ничего страшного не происходит: просто человек живет по велению своего раскрепощенного инстинкта, у него не осталось сдерживающих факторов, которые помешали бы ему убить, ограбить, покалечить другого человека.
Господа, ставящие подобные эксперименты на телевидении, рубят сук, на котором сами сидят. Они же сами не “за стеклом” живут, у них есть дочери и сыновья. Уничтожение нравственного начала в человеке рано или поздно приводит к разрушению цивилизации, а это затронет всех. Конечно, можно сказать, что все это пустое морализаторство, но я хочу донести до людей свою глубочайшую озабоченность происходящим.
Кроме того, зрелища, которые эксплуатируют половой инстинкт, вызывают отвращение и оскорбляют человеческое достоинство. Поэтому я не смотрю такие передачи.
Как относится Церковь к экстракорпоральному оплодотворению, которое делает счастливыми семьи, обреченные на бесплодие? Анна из Санкт-Петербурга.
Отвечая на вопрос, я процитирую Основы социальной концепции и добавлю несколько слов от себя.
Цитирую: “Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального, внетелесного оплодотворения, предполагающего заготовление, консервацию и намеренное разрушение избыточных эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом, основана моральная оценка аборта, осуждаемая Церковью”.
Церковь благословляет брак не просто как систему воспроизводства человеческого рода. Церковь благословляет чувство любви, ответственности, единомыслия супругов. В этом контексте зачатие является святыней. Если вы освобождаетесь от контекста любви, единомыслия, единодушия, взаимной ответственности и поддержки, тайна зачатия дегуманизируется. Церковь не может благословить зачатие в пробирке вне любви, единомыслия, общности супругов. Единственное, что может допустить Церковь, это использование семенного материала мужа (но не постороннего донора) для искусственного оплодотворения жены. Потому что есть случаи, когда это единственный способ продлить род человеческий в конкретной семье. Церковь не выступает против этого. Но все остальное подвергает более чем критике, считая опасным для полноты человеческой жизни.
Прямо противоположная проблема интересует Михаила из Москвы. Как известно, Русская Православная Церковь приняла недавно документ, регулирующий отношения с обществом. Понятно, что аборты — грех, использование абортивных средств тоже. А если, скажем, у меня есть уже 4 ребенка, и я их едва в состоянии обеспечить. Есть ли список разрешенных контрацептивов, или это тайна?
Нет, это не тайна. В Основах социальной концепции говорится, что запрещенными являются только те контрацептивы, которые основаны на абортивном эффекте. В Концепции ясно говорится об идеале половых отношений, который заключается в том, чтобы жить в соответствии с природным циклом. Но для того, чтобы жить так, нужно иметь сильное религиозное чувство, потому что это связано с воздержанием. И даже среди верующих не каждый сегодня способен к такому стилю жизни. Поэтому Концепция предлагает, чтобы в каждом конкретном случае люди опирались на советы духовника. Но в Концепции нет категорического запрещения контрацептивов, которые не обладают абортивным средствам.
Дмитрий из Москвы спрашивает: могут ли православные христиане заниматься восточными боевыми искусствами. А Михаил, который хочет, чтобы его сыновья занимались борьбой, озабочен тем, что русские стили борьбы есть только в Москве, а восточные, как говорят священнослужители, — это идолопоклонство. Есть ли официальный список разрешенных Церковью единоборств, потому что у священнослужителей, как кажется, нет общего мнения по этому вопросу, и картина выглядит весьма противоречиво.
- Я хотел бы напомнить о происхождении русского самбо. Русское самбо возникло удивительным способом. Святой равноапостольный Архиепископ Николай, основатель Японской Православной Церкви, в какой-то момент понял, что японская борьба дзюдо — это не только формирование физической силы, но это еще и способ духовной закалки. Он тогда послал одного из своих семинаристов в самую лучшую школу дзюдо. И семинарист овладел этой техникой, оставаясь православным христианином, а затем предпринял попытку наполнить технику тем, что дает православная духовная традиция. Этот человек, который позже стал советским разведчиком, был основоположником школы самбо.
Я думаю, что сами по себе приемы восточного единоборства духовно нейтральны. Нельзя сказать, что приемы нанесения удара или защита тем или иным способом имеют религиозное значение. Важно, что при этом происходит в душе человека. Поэтому плохо, если через овладение восточными единоборствами мы из православных будем превращаться в адептов восточных религий. Я бы посоветовал в данном случае использовать технику, которая уже существует, но ни в коем случае не сопровождать тренировки медитациями, которые уводят в совершенно иную религиозную и культурную среду.
Александр из Симферополя: “Насколько знаю, с Константинопольским Патриархатом ведутся переговоры по проблемам церковного раскола на Украине. Собирается ли Святейший Патриарх посетить Украину? Какие меры предпринимает Русская Православная Церковь по устранению разногласий между православными верующими на Украине?”
В двух словах скажу, что разногласий-то нет. Есть раскол, есть разделение. И Церковь наша делает все для того, чтобы этот раскол был исцелен. Чтобы отколовшиеся от Церкви снова вернулись в Ее ограду. Но это не так просто, потому что у раскола есть ясная политическая основа. Он и возник под влиянием определенных политических и националистических сил. Поэтому, думаю, что те, кто стоят за раскольниками, не разрешат раскольникам пойти по пути примирения до тех пор, пока с политической точки зрения не осознают благо такого воссоединения. Этим я хочу сказать, что раскольники несвободны в своем выборе. Над ними довлеет политическая сила. Та самая сила, которая подтолкнула их к расколу. Была бы это только церковная болезнь, ее можно было бы исцелить церковными способами. А когда за церковным расколом стоят политические силы и деньги, когда есть определенный политический приказ, то, имея дело с теми, кто этот приказ выполняет, трудно достичь конечного результата. Нужно иметь дело с теми, кто этот приказ формулирует. А они находятся за сценой. Они в наших переговорах не участвуют. Это справедливо не только в отношении Украины. Это справедливо в отношении почти любого места, где сегодня существует раскол Православия. Всегда за расколом есть политические силы и политический заказ. И для нас это сегодня не просто очевидно. У нас есть, как говорится, даты, факты, имена.
«Радио России», вещание на Грецию. Владыко, я бы хотела попросить Вас рассказать об основных аспектах отношений России и Греции.
Отношения как между Русской и Элладской Православными Церквами, так и между двумя странами очень хорошие. Церковь в Греции безоговорочно поддерживает каноническую Церковь Московского Патриархата на Украине. Недавно состоявшийся в связи с празднованием 950-летия Киево-Печерской Лавры визит Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула в Киев со всей ясностью обозначил принципиальную позицию Предстоятеля Греческой Церкви по украинскому вопросу. Когда Архиепископа Христодула спросили, как он оценивает церковную ситуацию на Украине, он ответил, что на Украине есть только одна каноническая Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и есть раскольники. Раскольники должны, прежде всего, воссоединиться с Церковью, а потом уже думать о статусе Украинской Церкви: быть ли ей автономной или автокефальной. Это правильная позиция, и мы благодарны Блаженнейшему Христодулу за то, что он эту позицию ясно выразил во время своего визита в Киев.
Ранее замечательно прошел официальный визит Архиепископа Христодула в Москву и Санкт-Петербург. Мы имеем очень высокий уровень взаимопонимания и согласия по основным вопросам, которые сегодня стоят на повестке дня Православных Церквей.
Екатерина Некрасова, «Радио Маяк». Как Вы оцениваете сейчас отношения Русской Православной Церкви и Ватикана? Если я не ошибаюсь, Патриарх Московский высказывался неодобрительно о возможности визита Иоанна Павла II в Москву. Может быть, после терактов и вообще с учетом того, что сейчас происходит в мире, все-таки надо пересмотреть наши взаимоотношения? Спасибо.
Я бы не сказал, что взаимоотношения плохие. У нас есть различия в подходах. Мы считаем, что для того, чтобы произошла встреча Святейшего Патриарха с Папой Римским, необходимо предварительно договориться о решении проблем, которые существуют между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. В этом подходе нет никакого радикализма или экстремизма. Когда встречаются главы двух государств, на предварительном этапе прорабатывается возможное решение тех проблем, которые существуют между государствами. Это обычная практика. Мы предлагаем такую практику, не желая, чтобы встреча превратилась просто в телешоу. Встретился Святейший Патриарх с Папой, обнялись, поцеловались, разошлись, а потом все продолжается, как и было до этой встречи. Нельзя вводить людей в заблуждение. Вот будут говорить: как же так, Папа же с Патриархом встретились, поцеловались, обнялись, какие проблемы? А проблемы-то существуют. Реальные конфликтные ситуации, которые нужно решить. Если мы договоримся о том, как мы будем решать проблемы, то нет ничего невероятного во встрече Святейшего Патриарха с Римским Папой. Святейший Патриарх неоднократно говорил, что готов встретиться при условии хорошей подготовки этой встречи, то есть при условии нахождения путей, ведущих к преодолению существующих проблем.
Агентство «Благовест-инфо», Елена Кожина. Как известно, Госкомстат России отказался включить в анкету переписи населения 2002 года графу о конфессиональной принадлежности. Как Русская Православная Церковь комментирует это решение?
Позиция Госкомстата не представляет для Церкви проблему. В нашей стране никогда не существовало религиозной статистики. Ее не было при Государе Императоре, ее не было при советской власти, ее нет и сейчас. Отсутствие религиозной статистики никак не сковывает нашу пастырскую активность. Мы имеем представления о примерном количестве верующих, а также о проценте людей, которые доверяют Церкви. Мы знаем о количестве людей, которые приходят в храм каждое воскресенье, по праздникам, один или два раза в жизни.
В нашей стране проводятся независимые социальные исследования, поэтому Церковь и общество обладают соответствующими цифрами. Если государство считает, что, в соответствии Конституцией и принципом отделения Церкви от государства, не следует проводить при переписи населения опрос относительно религиозной принадлежности, то у Церкви по поводу этого возражений нет.
Николай из Сан-Диего, Калифорния: “Каково Ваше мнение о возможности перехода Русской Православной Церкви на новый календарь?”
Лариса из города Лимасол на Кипре пишет: “Помогите советом. Я православная христианка. Почти два года назад вышла замуж за православного грека-киприота, живу на Кипре. Здесь Рождество Христово празднуют 25 декабря. Соответственно, Великий пост начинается раньше. Как мне быть: следовать календарю Русской Церкви или Греческой?”
Прежде отвечу женщине с Кипра. Она должна следовать дисциплине Кипрской Православной Церкви, потому что, пребывая сейчас на Кипре, она является частью этой Церкви. Такова православная экклезиология: Церковь там, где епископ. Это не зависит от нашей национальной принадлежности. Если мы находимся в Греции и там принимаем участие в Таинствах, то мы, соответственно, становимся частью этой Поместной Церкви.
Что же касается перехода нашей Церкви на новый стиль, то я не вижу такой возможности в ближайшем будущем и даже вообще не считаю это целесообразным. Что является предметом первоочередной заботы Церкви? Она каждодневно озабочена тем, чтобы укреплялись основы православной веры в жизни людей, тем, чтобы люди искали не где-нибудь, а в христианстве мотивацию своих поступков и решений в личной, семейной, общественной, политической жизни. Вот что важнее всего. И если народ Божий привык праздновать Рождество Христово 7 января (по новому стилю), то пусть с Богом празднует. Зачем людей смущать и вводить в сомнение. Однажды меня спросили за границей: что было бы, если бы Русская Церковь стала праздновать Рождество не 7 января, а 25 декабря? Я ответил, что все пришли бы в храм на Рождественскую службу 7 января. По существующей привычке и традиции. Ну, так и не надо этого ломать. Довольно с нас будет раскола при патриархе Никоне. Триста лет не можем преодолеть последствий этого раскола, а ведь и там все началось с перемены обряда. Поэтому сохрани нас Бог раскачивать наш церковный корабль. Юлианский или Григорианский календарь не причина для того, чтобы испытывать единство Церкви.
Служба коммуникации ОВЦС МП