Червоноград: хроника чиновничьего беспредела
Червоноград: хроника чиновничьего беспредела
События в шахтерском Червонограде (районный центр Львовской области), где городской совет, изнывая от безделья или по какой другой причине, не нашел лучшего занятия, кроме преследований православных христиан, получили не только всеукраинскую, но и международную огласку. Многолетние притеснения, унижения, насилие и откровенное глумление местных чиновничьих держиморд над верующими переполнило чашу терпения местной общины Украинской Православной Церкви в честь святого первомученника Стефана. Мало того, что у них отобрали ими же построенный православный храм, но и в издевательской форме отказали в выделении земельного участка под строительство нового храма. Когда всевозможные прошения, обращения, пикетирования не дали никакого результата, настоятель общины протоиерей Стефан Деркач в знак протеста против нарушения прав верующих объявил “строгий пост”, а, по сути – голодовку, которая продлилась более месяца и завершилась реанимацией.
Однако на этот раз “тихо” придушить в подворотне православную общину чиновникам не удалось. Червоноградский беспредел получил широкий общественный резонанс. Многие украинские и зарубежные СМИ распространили информацию о самодурстве галицких чиновников. Украина снова предстала перед международным сообществом не в лучшем виде. В Киеве прошел многотысячный крестный ход, пробудились столичные чиновники, политики и общественные деятели. Все дружно осудили нарушение законности, прав и свобод православных верующих Червонограда. Президенту Украины Леониду Кучме на встрече с Президентом России Владимиром Путиным и Святейшим Патриархом Алексием II пришлось выслушивать “озабоченность” действиями червоноградских властей.
В результате депутаты райцентра смягчились. Общине выделили участок земли в 17 соток под строительство храма. Рядом выделили землю другой бедствующей православной общине в честь св. Иоанна Богослова. Так что два храма будут стоять рядом – такая себе местная православная “резервация”…
Удивительно при этом, что давая “зеленый свет” всевозможным иноземным религиозным течениям, в том числе и запрещенным в ряде стран тоталитарным сектам, вышеуказанные представители власти стремятся превратить в подлинный ад религиозную жизнь тех законопослушных украинских граждан, которые являются верными чадами канонической Украинской Православной Церкви, Церкви князя Владимира, Богдана Хмельницкого и Тараса Шевченко. И вина верующих УПЦ – лишь в их конфессиональной принадлежности. В том, что они принадлежат к Церкви, которая не пожелала идти против канонических традиций и воли народа и сохранила братское единение с Русской Православной Церковью, оставаясь полностью независимой и самостоятельной в управлении. И нарушающих закон чиновников не останавливает то, что большинство украинских граждан, считающих себя православными, признают законной именно каноническую УПЦ. Не останавливает и то, что отколовшиеся от УПЦ по чисто политическим мотивам группировки так и не обрели признания Мирового Православия. Дискриминация верующих УПЦ со стороны должностных лиц в некоторых регионах приобрела характер эпидемии и проявляется в самых разнообразных формах: психологического давления, подделки документов, лицемерия, циничной игры с лазейками закона, физической расправы.
Но в любом злом деле, в том числе сознательном нарушении закона и глумлении над самыми святыми чувствами людей, наступает однажды момент достижения критической массы. И тогда тот, кто подвергается насилию, начинает взывать к самым последним остатками совести гонителей. Гонителю остается или честно признать, что он сознательно вершит зло, или пересмотреть свой путь. Вся боль, которая накопилась от упомянутых притеснений у верующих УПЦ, как говорится, наконец “прорвала плотину”. В Червонограде на Львовщине настоятель Свято-Стефановской приходской общины протоиерей Стефан Деркач принял на себя строжайший пост, требуя справедливости со стороны местных властей, долго терзавших приход за его верность Православию.
В Червонограде отец Стефан служит с 1986 года, будучи направленным сюда в храм св. Владимира вместе с двумя другими священниками – Романом Чолочем и Михаилом Гнатовым. Когда в конце 1980-х годов в Западной Украине была создана УАПЦ и два служившие с о.Стефаном священника склонились на сторону раскольников, пастырь остался верен канонам, за что с поддержавшими его прихожанами был выдворен на улицу. В 1989 г. о.Стефан в установленном законом порядке зарегистрировал приходскую общину св.первомученика Стефана. В 1990 г. – когда Украинский Экзархат был преобразован в самостоятельную и независимую в управлении УПЦ – община получила земельный участок под строительство храма и возвела здесь деревянную часовню, а в следующем году приступила к возведению каменной церкви.
В 1992 г. путем нового раскола возник “Киевский Патриархат” во главе с агентом КГБ Филаретом-Денисенко, к которому присоединился и Львовский епископ Андрей (Горак). В 1993 г. о.Стефану стало известно, что на регистрационных документах общины появились слова “Киевский Патриархат”. Священник попытался выяснить, как такое могло случиться без ведома и согласия прихожан: ведь община не собиралась и не принимала решения о переходе в “Киевский Патриархат”. Чиновники давали уклончивые ответы: мол, скоро в Украине будет единая Православная Церковь с патриархом. Но о.Стефан так и не поминал на Литургии отлученного от Церкви творца раскола – бывшего митрополита Филарета. Когда всем раскрылась ложь филаретовской пропаганды и о.Стефану с прихожанами стало ясно, что на самом деле представляет из себя раскольничий «Патриархат», община в 1999 г. приняла решение о возвращении через покаяние в лоно канонической Церкви, к спасительным Таинствам Христовым.
Но как только свое стремление прихожане Свято-Стефановского храма пожелали оформить документально, «національно свідомі» чиновники сразу стали строить на пути общины одну преграду за другой. Для начала органы власти заявили об утере полученного ими заявления прихожан о перерегистрации общины, а затем под разными предлогами откладывали решение данного вопроса. Тем временем неоднократно предпринимались попытки вышвырнуть общину из созданного ее трудами храма на улицу, для чего использовались милиция, рэкет и общины филаретовцев и униатов. 20 января 2000 года силами милиции православные христиане церкви святого Стефана были выдворены за пределы храмового подворья и с тех пор проводили богослужения под открытым небом.
Обращение общины в судебные инстанции не дало результата, хотя власть все же «соблаговолила» перерегистрировать ее… с юридическим адресом квартиры одного из прихожан. Когда же верующие попросили Червоноградскую городскую раду народных депутатов о выделении другого земельного участка под строительство нового храма, то в ответ получили лишь издевательское предложения “ехать в Россию” и не менее нелепое решение (!) о том, что… Патриарх Московский должен сперва дать участок российской земли для униатского или филаретовского храма! И это орган государственной власти! У Щедрина в забитом городе Глупове до таких решений не додумывались. Выставили миру на посмешище всю Украину как страну провинциальных самодуров! Не помог и призыв к коллегам депутата Бабийчука соблюдать Конституцию, права человека и не политизировать сугубо церковный вопрос. Но решили “душить” своих, чтобы Москве “было больно”. Членам Свято-Стефановской общины предлагалось также объединиться со Свято-Иоанно-Богословским православным приходом, который также не может до сих пор получить землю для строительства храма.
А 14 октября 2001 г. молящихся на улице возле Свято-Стефановской церкви чад УПЦ просто разогнали с помощью милиции, причем многих, в том числе супругу и сына о.Стефана, схватили и доставили «в участок», где подростка били.
Взяв благословение архиепископа Львовского и Галицкого Августина, 18 октября протоиерей Стефан объявил голодовку в виде строгого поста. Не вкушая ничего, кроме Святого Причастия и освященной воды, настоятель Свято-Стефановского прихода потребовал от притесняющего общину Червоноградского мэра Олийника и его подчиненных, чтобы верующим УПЦ либо вернули возведенный на их кровные деньги храм, либо выделили землю и средства на строительство нового. В своем адресованном червоноградскому мэру Олийнику заявлении настоятель гонимой общины отметил, что если изложенные требования не будут выполнены до 17 ноября, то он усугубит пост и перестанет принимать даже освященную воду. Поскольку и в указанный день червоноградские власти не удовлетворилитребований общины, отец Стефан усугубил пост в соответствии со своим обещанием. Ежедневно совершая Божественную Литургию на квартире одного из прихожан, настоятель затем молился с ними с 12 до 19 часов на улице возле Свято-Стефановского храма. Следуя примеру своего пастыря, несколько прихожан присоединились к голодовке и взяли на себя пост такой же меры, какой нес отец Стефан до 17 ноября.
22 ноября собрание духовенства Львовской епархии выразило о.Стефану моральную поддержку, призвав пастыря, однако, со всей христианской ответственностью отнестись к мере взятого на себя поста. В этой связи настоятель решил с 24 ноября вновь принимать воду. 23 ноября червоноградские депутаты собрались, наконец, на внеочередную сессию для обсуждения ситуации. Однако принятое в итоге решение не блещет состраданием: общине предложена земля в обмен на объединение со Свято-Иоанно-Богословским приходом. Тем временем у здания городского совета прошел давно намеченный митинг сторонников изгнания канонической УПЦ из Червонограда. Полагая, что члены Свято-Стефановской общины также появятся у здания горсовета, участники митинга предполагали высказать “москалям” все свои претензии прямо в лицо, но протоиерей Стефан не стал, как говорится, “давать повод ищущим повода” и, собравшись со своей паствой вблизи захваченного храма, совершил богослужение.
29 ноября, во время пребывания Президента Украины в Москве, где была запланирована его встреча со Святейшим Патриархом, некоторые СМИ распространили провокационное сообщение о том, что червоноградские власти якобы удовлетворили требования Свято-Стефановской общины, а ее настоятель прекратил голодовку. Это произошло как раз в тот момент, когда продолжавший строгий пост настоятель был госпитализирован.
Тема Червонограда все же была затронута на встрече Президента с Патриархом. Были названы и другие факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви.
На днях Свято-Стефановскому приходу все же выделили отдельный участок земли под строительство храма, после чего 4 декабря отец Стефан начал понемногу принимать пищу. На момент написания материала пастырь по-прежнему находится в больнице.