Святослав Речинский. Флоровский монастырь: Под игом «Охраны памятников»
Флоровский монастырь: Под игом «Охраны памятников»
Святослав Речинский
Украину губят две вещи — чиновники и еще раз чиновники. Ни террористы, ни война не могли бы принести нашей стране столько вреда. Они наносят вред как совершенно конкретный материальный, так и трудно исчислимый, но от этого не менее серьезный, — моральный. И в результате последнего страна теряет уважение к самой себе.
В Киеве, на древнем Подоле у подножия Замковой горы, находится одна из жемчужин Киева — Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. Двойное название монастырь получил из-за того, что в 1712 году в число насельниц монастыря Флора и Лавра вошли инокини упраздненной Вознесенской обители, которая находилась напротив врат Киево-Печерской Лавры.
История Флоровской обители восходит к ХІІІ веку. Хотя первое известное письменное свидетельство — грамота польского короля Сигизмунда ІІ Августа — относится к 1566 году. Среди флоровских подвижниц известны Александра Мельгунова, получившая в видении указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле — Серафимо-Дивеевскую обитель; блаженная Ирина Зеленогорская, духовная поэтесса игумения Парфения, инокиня Елена.
В этой обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь в 1961-1992 годах великой киевской святыни — иконы Божией Матери «Призри на смирение», ныне хранящейся в Киево-Введенском монастыре. Руководит жизнью обители игумения Антония (Филькина).
Именно Флоровскому монастырю довелось первому начать в начале 90-х годов бесконечные тяжбы с тогда еще Советским государством за возврат церковной собственности. Эти тяжбы продолжаются и поныне. Почти десять лет понадобилось Флоровским матушкам для того, чтобы вернуть монастырю оскверненный, изуродованный храм иконы Казанской Божией Матери. Восстановили, вернули своими силами ему исторический облик. Со стороны властей, естественно, ни слов извинений, ни тем более помощи никто не дождался. А рядом с Казанским храмом, под толстым слоем асфальта замурованы свидетельства еще одного преступления советской власти. Преступления, за которое ответственность переносится и на власть нынешнюю.
Рассказывает секретарь игумении матушка Феодосия: «Под этим слоем асфальта возле Казанского храма лежат останки множества людей. Здесь захоронены игуменьи монастыря, священство, Мария Магдалина Мазепина и воины, около 500 человек, защищавших Киев во время Великой Отечественной войны. Монахини Серафима и Александра прятали раненых красноармейцев на чердаках и в подвалах Казанской церкви. Но один полицай их предал, и Серафиму с Александрой порубили на куски, а всех воинов, которые прятались в монастыре, расстреляли и тут же похоронили в братской могиле. На могиле стоял большой черный крест. Это кладбище существовало еще в 60-е годы. Потом его забрали под протезный завод, а Казанскую цер