Николай Песоцкий. Неправославные «церкви» в неправославную не объединяются
НЕПРАВОСЛАВНЫЕ «ЦЕРКВИ» В ПРАВОСЛАВНУЮ НЕ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ
Николай Песоцкий, народный депутат Украины
Духовность всегда была присуща и необходима нашему обществу куда больше, нежели финансовая или материальна поддержка. В условиях тягот, невзгод и исторических испытаний, нередко выпадавших на долю наших предков, их дух постоянно укрепляла и вдохновляла великая православная вера.
Православие – это история нашего народа
Православие – это история нашего народа. Именно возвеличивая Православие, великие правители киевские: княгиня Ольга, князья Владимир Великий, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах укрепили мировую и европейскую державу Киевскую Русь. Наша материальная и военная мощь базировалась на высоких духовных достижениях: расцвете древнеславянской письменности, единстве церковного и светского образования, взлете архитектуры православных храмовых комплексов (Софии, Лавры) и градостроительства, науки, искусства и ремесел.
Память народа не только сберегла генетическую духовную связь поколений, но и доблестно, упорно, шаг за шагом отстаивала и возрождала православные традиции Киевской Руси в тяжкой борьбе и постоянном соперничестве с татарами и поляками, тевтонцами и литовцами. Все это было осенено именем Бога и Православной Церкви — надежного духовного пастыря наших предков.
Вполне закономерным итогом стало духовное возрождение в годы правления гетьмана Петра Сагайдачного и чрезвычайно много сделавшего ради упрочения православной веры и церкви, не менее великого продолжателя святого дела киевского митрополита Петра Могилы. Без преувеличения, именно эти великие духовные и государственные мужи украинского народа одухотворили и подготовили, казалось, тогда неожиданный для многих яркий взлет всенародного духа и политического возрождения украинской государственности под предводительством Богдана Хмельницкого.
Без сомнения, только глубоко одухотворенная политика оказалась дееспособной и действительно возродила украинскую государственность.
К сожалению, в дальнейшем взаимоотношения Православной Церкви и государственных структур становились все более далекими от духа автономного равноправного партнерства. Сложнейшая политическая ситуация вокруг Украины второй половины XVII века предопределила переход в 1686 году Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Подчиненность и жесткое протежирование Православия со стороны властного российского абсолютизма, особенно в период существования Святейшего Синода, учрежденного Петром І в 1721 году, хронически ослабляли прежде достигнутый уровень авторитета Православия как защитника народа, духовной обители для гонимых и обездоленных.
И все же следует обязательно отметить значительное положительное воздействие украинского Православия в лице выпускников Киево-Могилянской Академии на весь процесс культурно-духовного развития славянского мира, в первую очередь России. Так, в 1701-1764 г.г. почти все ректоры ипрефекты, большинство профессуры московской Славяно-греко-латинской академии были выходцами из Украины. Среди них такие светила, как Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Дмитрий Туптало, Стефан Яворский. Такое же положение сложилось в духовных заведениях и епархиях Московского патриархата, большинство которых возглавляли воспитанники Киево-Могилянской Академии.
Относительная общественная стабильность в условиях Российской империи XIX- начала XX вв. ограждала Православную Церковь от многих острейших жизненных проблем, что явно пошло не на пользу Православию как выразителю свободолюбивого славянского духа. Священнослужители и церковные структуры замкнулись в круге внутрицерковных дел, теряя роль духовного авторитета и пастырей.
Революционные события 1917 года встряхнули церковь. В Украине появились три церковных течения — автономисты, автокефалисты и обновленцы, борьба между которыми завершилась в пользу укрепления позиции Украинской Православной Церкви, имеющей с 1918 года автономию, но сохранившую каноничное единство с Русской Православной Церковью. Советская власть не только не считалась с мнением православного клира и верующих, но и периодически проводила акции массового гонения на религию, разрушала храмовые и культовые сооружения, осуществляла репрессии по отношению к священнослужителям. И все-таки в час лихих испытаний Великой Отечественной коммунисты не смогли обойтись без православной поддержки и, получив ее сполна, заметно повысили боевой дух красноармейцев и тружеников тыла. Качественные изменения в украинском Православии наступили с обретением Украиной независимости, когда Украинская Православная Церковь получила статус «независимой и самостоятельной в своем управлении», но канонически единой с Русской Православной Церковью и Вселенским Православием.
Православие — наша мораль и духовная обитель
История Украины знает несколько религиозных кризисов. Первый был связан с введением христианства на Руси (988 г), второй- с Брестской унией (1596 г.), третий — с автокефалией и обновленчеством после 1917 г., четвертый — со Львовским собором 1946 г., пятый — с распадом СССР и образованием независимой Украины в 1991 году. Характерно, что три последних кризиса имели в своей основе те или иные резкие действия светской власти, пытавшейся приспособить под себя жизнь церквей. Все эти межконфессионные раздоры свидетельствуют, что нельзя допускать политизации духовных институций, манипуляций верующими. Это, рано или поздно, неизбежно приводит к внутриобщественным конфликтам и катаклизмам с непредсказуемыми разрушительными социальными последствиями. И это, на мой взгляд, один из основных уроков в многовековых взаимоотношениях Православия со светской властью, политического прагматизма с духовностью.
Тем не менее следует обратить внимание на то, что христианство не пришло в Киевскую Русь стихийно или как религиозное реформаторство, а было введено авторитетом княжеской власти. Такая традиция разрешения религиозных проблем «сверху», административной властью дожила и до наших дней. С одной стороны, во взаимодействиях с государством церковь черпает весомую общественную поддержку и силу, но с другой — подобная опека светской властью существенно понижает ту специфическую роль и авторитет Православной Церкви, именно как духовного посредника между государством и его гражданами, поверяющими священникам свой внутренний мир, помыслы и чаяния.
Недаром уже в процессе обретения Украиной независимости и высвобождения Православия из-под опеки официальных властей сразу начал расти неподдельный, живой интерес людей к религии, к истории Православия, его животворящим истокам и первоосновам.
Сегодня в украинском обществе очевиден объективный рост влияния религии, в первую очередь Православия, традиционно исповедуемого в Украине. Так, если на начало 1991 года было зарегистрировано 27 различных конфессий, то на начало 1998 года уже более 70. Весьма заметно возросло количество православных приходов: с 5031 в 1990 году (до раскола на УПЦ и УПЦ-КП) до 9150 приходов УПЦ и 2857 приходов УПЦ-КП в 2001 году. Добавьте сюда еще 1039 общин УАПЦ. Из 24310 религиозных общин, зарегистрированных в Украине, более половины — православные, среди которых более 70 процентов принадлежат Украинской Православной Церкви, находящейся в каноническом единстве с Московским патриархатом и Вселенским Православием. УПЦ располагает тремя четвертями православных храмов Украины, регулярно заполняемых народом (35 миллионов украинцев считают себя православными).
Основными предпосылками, усиливающими роль и значение религиозного, прежде всего православного фактора в Украине, на мой взгляд, являются следующие: довольно большая численность верующих и симпатизирующих им граждан, их активно растущее включение в самые различные процессы нашего общественного бытия и невиданный никогда ранее, увы, растущий изо дня в день громаднейший вакуум авторитетной сильной власти, привлекательных общественных идей, славянской духовности. Такое весьма зыбкое состояние жизненно важных общественных институтов и структур неизбежно направляет устремления и помыслы миллионов людей к тому, что в их понимании воспринимается как весьма стабильное и надежное на протяжении многих веков, и это, безусловно, религия.
Однако в нынешний период формирования украинского государства, на его труднейшем переломном этапе наше Православие переживает духовный и организационный раскол, постоянно усугубляемый межклановой борьбой властных и политических структур. Создается впечатление, что ныне правящая украинская элита в своем подавляющем большинстве вдруг напрочь забыла о святых православных заповедях: не укради, не насилуй, не убий, заботься о ближнем… Высшая исполнительная власть, продолжая следовать далеко не самым лучшим традициям во взаимоотношениях с Православной Церковью, открыто делает ставку на форсирование создания Украинской Православной национальной поместной церкви в лице УПЦ-Киевский Патриархат, возглавляемой Филаретом.
В этих условиях народным депутатам Верховной Рады и лидерам политических партий следует проявить максимум взвешенности, политического чутья и здорового консерватизма. Именно такой подход позволит взвешенно оценить реально сложившееся положение дел в украинском Православии и, без поспешности и администрирования, твердо взять курс на поддержку наиболее влиятельных церковных сил и православных общин в Украине, примерно равно представленных во всех регионах Украины. Самой подходящей среди традиционных церквей является, безусловно, каноническая Украинская Православная Церковь, располагающая многочисленными квалифицированными кадрами и возможностями влияния на миллионы граждан Украины.
Движение к образованию независимой Украинской Православной Церкви не может быть через разрыв со Вселенским Православием. Замыкание церкви в территориально-национальных рамках украинского государства существенно сузит ее связи и возможности для духовного взаимодействия со всем славянским миром. В условиях растущих дезинтеграционных тенденций последних лет УПЦ остается практически последней и единственной крупной общественно-значимой силой, способной сохранить духовное единство славян, за которым естественным образом последует так ожидаемое всеми нами экономическое возрождение.
Жесткая позиция государственных органов, решивших уже на данном этапе поддержать форсирование усилий УПЦ-КП по образованию поместной национальной церкви в Украине, весьма опасна в плане сохранения и так не весьма прочного единства украинских земель, прежде всего Запада и Востока Украины и Крыма, как ее части, Таким образом, сохранение единой православной институции в лице УПЦ объективно служит важнейшим условием национальной безопасности Украины.
Следовательно, выход — в самосовершенствовании существующего канонического Православия, в его решимости и смелости стать по-настоящему независимым от светской власти, что позволит преодолевать присущую ему со времен Византии гражданскую пассивность и ожидание постоянной поддержки со стороны государственных структур.
Следующим шагом к росту авторитета украинского Православия может стать подъем уровня (классности) обучения священнослужителей через приобретение ими высшего образования одновременно и наряду с теологическим.
Православная религия — это форма социального доброделания. При этом значение культовой формы деятельности — обряды, ритуалы, церемонии — тесно связано с украинскими семейно-бытовыми и национальными традициями, признается большинством верующих и имеет немалое воспитательное значение.
В многонациональной Украине объединяющая сила Православия небывало возрастет при одном непременном условии: подходить ко всем народам, проживающим в украинском государстве как к единой сформировавшейся территориально-экономической нации. Это позволит избегать многих острейших проблем, в том числе этнонациональных и языковых, даст реальную основу для их постепенного и безболезненного разрешения в недалеком будущем. Украинская руководящая элита и государство только выиграют, если более широко задействуют огромный положительный исторический опыт, который накоплен и обобщен нашей Православной Церковью в течение многовековой борьбы украинского народа за свою свободу, независимость и благосостояние. Очень важным сегодня могло бы стать привлечение представителей украинского православия к процессам обучения, подготовки и переподготовки кадров госслужащих различного уровня и профиля — юристов, историков, философов, лингвистов, управленцев всех сфер. Ведь именно в периоды общественных раздоров, церкви верят больше, чем кому-либо из руководящих структур власти.
Хотя церковь и отделена от государства как общественный институт, но сами верующие не должны быть отделены от своего государства, а наоборот, всемерно опекаться им. С этой целью одним из важнейших каналов возможной духовной опеки государства по отношению к своим гражданам — верующим и неверующим — могут служить средства массовой информации, где бы предоставлялись более широкие возможности православным пастырям общаться со своим народом. Ведь непозволительно и опасно для всего славянского мира безоглядно (по принципу: платишь — выступаешь) предоставлять такие широкие возможности для неправославных проповедников, только потому, что у них сегодня есть большие деньги.
Православной Церкви давно пора разработать и активно внедрять в обществе программы социального служения и благотворительности, самые различные гуманитарные акции (милосердия, патронажа бездомных и безработных), инициировать или поддерживать значимые деяния по защите экологии, сохранению ценнейшего культурного наследия нашего народа и мировой цивилизации, в первую очередь великих национальных святынь.
Упрочение позиций мирского авторитета УПЦ невозможны без более активного морально-этического воздействия на властные структуры всех уровней. Одним из важных повседневных каналов взаимодействия священнослужителей с властными структурами должна стать повседневная всесторонняя работа по налаживанию контактов с народными депутатами, которые вольно или невольно, в той или иной форме и мере отражают интересы и чаяния, беды и горести наших сограждан, большинство из которых считают себя православными христианами.
УПЦ – символ единства Украины
О поддержке идеи создания на базе «всех Православных Церквей» единой Поместной Церкви, о ее автокефалии заявляют представители высших органов власти Украины. В частности, в свою бытность вице-премьер-министром Н. Жулинский обращался с подобными воззваниями не только к верующим, к общественности, но и ко Вселенскому Патриарху Варфоломею. Во всем этом прослеживается ни что иное, как политическая конъюнктура националистически настроенных высоких должностных лиц. Сегодня самое время вспомнить о том, что основной причиной раскола православия на УПЦ и УПЦ-КП в начале 90-х годов было желание высшего руководства страны создать церковь Киевского патриархата, «свободную» от канонического Православия, а фактически толкнуть ее на путь следования в никуда.
Процесс прямого административного вмешательства в дела церкви сейчас получил свое дальнейшее развитие. Выражается это в инициировании и административно-государственной поддержке идеи «объединения» церквей — идеи гибельной и крайне опасной для Украины.
Государственные мужи, провозглашая необходимость единения всего украинского народа на основе национальной идеи, фактически перечеркивают такую возможность, отрывая украинское православие от канонического единства с полнотой Православия, реально раскалывая, а не соединяя его. Очевидно, что разрыв на религиозной почве повлечет за собой угрозу не только духовному, но и территориальному единству, к которому Украина шла чрезвычайно тяжело.
Бесспорно, что в результате такого грубого администрирования приверженцы УПЦ КП, УАПЦ и верующие УПЦ почувствуют себя разными, если хотите, — людьми из противоположных или, точнее, противоборствующих лагерей. Даже получив какое-то количество приходов и прихожан, созданная «сверху» единая Поместная Церковь сразу же объективно противопоставит себя верующим, оставшимся в лоне Церкви канонической. Разве политики, облеченные реальной властью, столь недальновидны, чтобы этого не понять? К сожалению, явно прослеживаются сиюминутные интересы, спекулирование благородной идеей укрепления державности. Полагаю, что не укрепляется, а разрушается такими действиями государственность, ибо нет сильного государства, когда разобщен народ. Об этом свидетельствуют как многочисленные исторические примеры, так и сегодняшние трагические события, вызванные религиозными распрями и на межгосударственном уровне, и внутри отдельных стран.
Чем быстрее государственная власть оставит попытки создания так называемой единой Поместной Церкви, тем меньшей будет угроза духовного, культурного, а потом и территориального раскола нашей страны, угроза национальной безопастности Украины.
К сожалению, при прямом содействии властей, вмешательстве католической церкви, крайних националистов, духовный раскол в Украине углубляется. Продемонстрировало это и недавнее освящение Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры, когда у стен восстановленного храма выставлялись политические пикеты, и проведение Архиерейского собора УПЦ- КП, где было одобрено решение о создании «единой Поместной Церкви».
В связи с этими событиями уместно было бы вспомнить оценки Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира: «Разделиться легче, чем вновь соединиться для славы Божией, для спасения людей. Некоторые «радетели» за объединение видят такую модель преодоления раскола: собрать собор, кто не захочет туда идти — того привести, скинуть белые шапки с трех предстоятелей, а потом выбрать нового, четвертого, и надеть белую шапку на него. И таким образом будет совершен процесс объединения и создана единая Поместная Церковь. Но с церковной точки зрения все это не так. Нужно помнить, что собор не может быть средством для объединения, он может явиться результатом объединения».
Следует констатировать: пока что результатом действий лидеров УПЦ-КП и УАПЦ, а также представителей государственных органов власти является не укрепление единства православия, а углубление его раскола. Похоже, этого не хотят осознать некоторые политики, сидящие в Кабмине. Они игнорируют очевидный факт разъединения церквей и верующих в угоду своим интересам. И это при том, что у правительства есть свои прямые обязанности, есть в стране масса нерешенных проблем, которыми и следует заниматься министрам. Как отметил на одной из пресс-конференций митрополит Одесский Агафангел, «у правительства своя история, у Церкви — своя».
Какой же выход из «кризиса» православных церквей в Украине? Думаю, что он лежит через уход властей от вмешательства в дела церковные. Если в Украине не будет создана единая Поместная Церковь, то от этого степень независимости нашего государства не уменьшится. Примером этому являются католические страны, которые не потеряли государственности из-за связи с Римом.
О конфессиональной принадлежности Виктора Ющенко
Митрополит Феодосій . На захист православної церкви від Філаретівського розколу