Интервью секретаря ОВЦС МП протоиерея Николая Балашова
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ БАЛАШОВ: «Те части Русской Церкви, которые находятся
за границей, могли бы иметь автономию в своем внутреннем церковном управлении, находясь в духовном и каноническом единстве с РПЦ.
Ведь даже в пределах канонической территории Московского Патриархата
есть самоуправляемые Церкви, Например, Украинская Православная Церковь,
которая в организационном, финансовом, административном
отношении совершенно независима».
Исполняющий обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным связям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви протоиерей Николай Балашов 24 октября 2001 года дал интервью радиостанции “Маяк” в связи с проходящим в Нью-Йорке Собором Русской Православной Церкви за границей.
- Известно, что в XX веке Русская Православная Церковь пережила целый ряд расколов. В России масштабных расколов сейчас нет, но все же есть какие-то группы, которые часто принимают за православные: всяческие “свободные”, “истинно-православные” и другие “церкви”. Можно ли поставить Русскую Православную Зарубежную Церковь в один ряд с этими организациями?
– Несмотря на то, что в некоторых отношениях Зарубежная Церковь действовала на территории России подобно раскольническим образованиям, мы все-таки не называли ее расколом, потому что в ней преемственно хранятся традиции российского Православия. И никогда мы не теряли надежды на восстановление общения и подлинно братских отношений с Русской Зарубежной Церковью.
- Отец Николай, как известно, недавно Святейший Патриарх Алексий обратился к Архиерейскому Собору Зарубежной Церкви с призывом к воссоединению. Как вы полагаете, почему это послание появилось сейчас, а не, скажем, десять лет назад, когда Церковь в России обрела свободу?
– Наша Церковь многократно обращалась к Священноначалию и членам Русской Зарубежной Церкви с братскими призывами восстановить общение. Но теперь совершенно очевидно, что все исторические основания для существовавших между нами разделений давно иссякли.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000-м году прославил сонм новомучеников, в их числе императора Николая и членов Августейшей фамилии. Как известно, в течение многих лет представители Зарубежной Церкви видели препятствие к нашему единству в отсутствии общецерковного почитания Царственных мучеников. Иными стали церковно-государственные отношения, которые приобрели характер свободного взаимодействия в интересах общества и народа. Таким образом, обвинения во внутренней несвободе, которые выдвигались представителями Зарубежной Церкви, также потеряли свою силу. Ничто не препятствует нам восстановить общение, чтобы мы могли вместе молиться, вместе совершать богослужения, вместе причащаться от одной Чаши.
- Многие представители Зарубежной Церкви выдвигают в качестве условия воссоединения осуждение митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия, который, как известно, в 1927 году заявил о лояльности Церкви коммунистическому государству,
- На это можно ответить словами первого главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого). Он писал: «Разве не под безбожной властью были древние христиане, святые мученики, апостолы, наконец, Христос Спаситель, повелевший выплачивать подати безбожному язычнику Пилату? И, однако, ни мученики, ни апостолы не боролись против безбожной власти, а наоборот, требовали к ней послушания».
Я думаю, что судить о делах митрополита Сергия могут только люди, прошедшие через испытания, которые вынес этот иерарх и вся Русская Православная Церковь в его время. За этими людьми можно признать нравственное право выносить суждение о том, правильно ли поступил тогда митрополит Сергий, оказавшийся во главе Русской Православной Церкви в тяжелейшее время атеистических гонений. Но не тем иерархам, которые благополучно жили эти годы за океаном, выносить ему приговор.
- Известно, что в то время, как Зарубежная Церковь обвиняла Московский Патриархат в заигрывании с коммунистами, саму Зарубежную Церковь подозревали в сотрудничестве с фашистами во время второй мировой войны. Это обвинение имеет под собой какую-то почву?
– Да, к сожалению, это правда. Русской Зарубежной Церкви были переданы все храмы и вся церковная собственность на территории Германии именно по причине лояльности руководства этой Церкви к нацистскому режиму. Известно послание тогдашнего главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия Гитлеру, в котором церковный иерарх превозносит вождя нацизма.
- В своем послании Святейший Патриарх Алексий призывает к взаимному покаянию, в то время как многие представители Зарубежной Церкви призывают к покаянию именно Московский Патриархат. Скажите, возможно ли найти компромисс по этому вопросу?
– Давайте вспомним историю. Когда возникло Высшее Церковное Управление за границей, возглавлявший его митрополит Антоний (Храповицкий) говорил, что это временное учреждение, которое существует до тех пор, пока Россия порабощена безбожной властью. Когда же Церковь в нашей стране обретет свободу, иерархи русского зарубежья принесут все свои деяния на суд Русской Церкви в Отечестве, и Церковь решит, правильно ли они поступали в то время, когда пребывали вдали от Родины. Однако теперь те, кто жили за рубежом, считают себя судьями над Церковью, пережившей тяжелейшие испытания в Отечестве. Эти претензии, конечно, не имеют никаких оснований. Тем не менее путь, который прошла Церковь в советской России в течение долгих десятилетий гонений, нуждается в детальном осмыслении. На этом пути были славные страницы мученичества, исповедничества многих иерархов, священников и простых мирян. Но на этом пути были, конечно, и ошибки, были, конечно, и измены, и предательства. Об этом надо сказать всю правду.
- Отец Николай, скажите, пожалуйста, проводятся ли какие-нибудь консультации с представителями Зарубежной Церкви?
– Мы с большой радостью восприняли решение Архиерейского Собора Зарубежной Церкви в октябре прошлого года о создании Комиссии по единству Русской Церкви и были готовы приступить к совместной работе по поиску путей к восстановлению полного общения между Церковью в Отечестве и Церковью вне России. Но, к сожалению, комиссия так и не приступила к своей работе.
- То есть сейчас никаких контактов, по сути дела, нет?
– Увы, официальных контактов нет. Но мы, конечно, следим за развитием событий, сочувствуем. Хотелось бы, чтобы предрассудки, человеческая косность и упрямство, из-за которых только и существует сегодня наше разделение, прекратились, и мы вместе служили, вместе причащались и видели друг в друге братьев.
- Отец Николай, насколько серьезна для Русской Церкви эта проблема? Есть какая-то часть верующих за границей, которые не подчиняются Московскому Патриархату. Ну и пусть они существуют отдельно. Может быть, и не стоит им предлагать свою дружбу? Ведь, насколько известно, Зарубежная Церковь не признана другими Поместными Православными Церквами. Рано или поздно она просто исчезнет или превратиться в секту. Может быть, нет смысла вмешиваться в этот процесс?
– Мы члены одного тела. Поэтому в Послании Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви говорится, что радость восстановления церковной жизни, обретения церковной свободы, которую мы переживаем в Отечестве, может стать полной только тогда, когда раскол будет преодолен. «Печалью исполнены наши сердца оттого, что мы с вами, братия, православно исповедуя единую веру, не можем причаститься от единой Чаши и продолжаем находиться в плену исторически изжитого разделения», – сказано в этом Послании. Такое положение тягостно для очень многих людей и в Отечестве, и за его пределами. Как объяснить русским людям, которые по разным причинам оказываются за границей, почему в Европе или Америке в одном русском храме молятся за Московского Патриарха и относятся с уважением и послушанием к его решениям, а в другом – отказываются признавать его архиерейское достоинство и называют “агентом властей”? Разве пойдет это на пользу духовному состоянию человека?
- Еще один очень сложный вопрос. Когда говорят о разъединении двух частей Русской Церкви, в средствах массовой информации чаще всего обсуждается вопрос о собственности Зарубежной Церкви, в том числе о храмах в Палестине. Известно, что часть храмов и других зданий, принадлежавших ранее Зарубежной Церкви, власти Израиля и Палестинской автономии передали Московскому Патриархату, причем все это сопровождалось скандальными публикациями в прессе, а американский Конгресс даже выразил обеспокоенность в связи с этими событиями. Не могли бы вы прокомментировать эти факты?
– То, что произошло с русской церковной собственностью в Святой земле, является восстановлением исторической справедливости. Храмы в Палестине строились на пожертвования верующих Русской Православной Церкви, Первоиерарх которой находится в Москве, а не в Нью-Йорке. Поэтому я полагаю справедливым возвращение русской церковной собственности Московскому Патриархату.
Кроме того, надо сказать, что храмы в Святой земле, о которых вы говорите, находились в удручающем состоянии. Люди, бывавшие в тех местах, знают, какое запустение царило в святых для христиан местах. В настоящее время Божией милостью эти здания восстанавливаются, населяются монашествующими. Я думаю, это хороший знак.
- Я некоторое время назад прочитал статью, автор которой принадлежит к Зарубежной Церкви или сочувствует ей. В этом материале говорилось, что сейчас в Московской Духовной семинарии и академии студенты активно изучают английский язык, всерьез рассчитывая на то, что в ближайшее время произойдет объединение двух частей Русской Церкви и их пошлют служить в храмы Зарубежной Церкви в других странах.
– То, что студенты изучают иностранные языки, прекрасно. Эти знания им пригодятся независимо от того, будут ли они служить в Отечестве или за его пределами, тем более, что в сорока с лишним странах мира есть приходы, монастыри, церковные учреждения, которые находятся в юрисдикции Московского Патриархата. С каждым годом увеличивается число русских людей, проживающих за рубежом: границы открыты, свобода передвижения не ограничена, многие устраиваются на работу в других странах и живут там годами. Все они нуждаются в пастырском окормлении. В связи с этим создаются новые приходы Московского Патриархата за пределами Отечества, в которых служат священнослужители из России. Поверьте, никто не собирается выживать зарубежных батюшек из храмов, в которых они служат годами.
- Отец Николай, давайте вернемся к проходящему сейчас в Нью-Йорке Собору. Что вы ожидаете от него? Известно, что на Соборе будет избран новый глава Зарубежной Церкви.
– Да, Архиерейский Синод Зарубежной Церкви объявил, что главной задачей внеочередного Собора является избрание нового Предстоятеля, поскольку митрополиту Виталию, который в течение длительного времени являлся Первоиерархом, председателем Синода Зарубежной Церкви, исполнился 91 год, и 10 июля он заявил о своем намерении уйти на покой.
- Если я правильно понимаю, митрополит Виталий был одним из активных противником любых контактов с Русской Православной Церковью?
– Да, и накануне Собора, как сообщают, митрополит Виталий выступил с заявлением, в котором предостерегал от какого бы то ни было сближения с «лже-церковью – Московской Патриархией». Думаю, что из-за своего преклонного возраста он не вполне осознает ситуацию в нашей стране и в Русской Православной Церкви. Но более молодые епископы, которые бывали в России, своими глазами видели возрождение церковной жизни, придерживаются другого мнения о том, как надо строить в дальнейшем наши отношения.
- То есть в Зарубежной Церкви сейчас существуют два крыла – умеренное и радикальное?
– На Соборе Зарубежной Церкви, который прошел год назад, было принято решение приступить к диалогу, создать комиссию по сближению. Было высказано положительное отношение к прославлению сонма новомучеников на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве. Получили одобрение и “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”, которые, по мнению участников Архиерейского Собора Зарубежной Церкви, отвечают православным представлениям о том, как должны строиться отношения между Церковью и государством, Церковью и светским обществом. Однако через некоторое время митрополит Виталий подверг ревизии принятые на Соборе постановления и в своем Окружном послании заявил, что комиссия по сближению между нашими Церквами не нужна.
Однако я считаю, что это лишь личная точка зрения митрополита Виталия, и подобные убеждения разделяет очень узкий круг людей. Несмотря на отсутствие официальных отношений, мы все же встречаемся с духовенством Зарубежной Церкви, с мирянами. Люди стремятся к восстановлению единства и тяготятся разделением, тем более, что причин для него более не существует.
- Насколько я понял, вы допускаете, что на Соборе Зарубежной Церкви возьмет верх умеренная часть духовенства, которая может начать движение к объединению?
– Мне не хотелось бы предсказывать события. Мы никоим образом не намерены вмешиваться в процесс принятия решений Собором Зарубежной Церкви. Но я уверен, что поскольку Церковь ведома Духом Святым, то, в конце концов, благоразумие и стремление к единству победят. Любовь всегда побеждает ненависть.
- Предположим, что это действительно произойдет. Как вы считаете, как фактически может произойти объединение Московского Патриархата и Зарубежной Церкви?
– Считаю, что прежде всего следовало бы начать с восстановления молитвенного и Евхаристического общения, и только потом можно будет решать вопросы канонического, юрисдикционного устройства церковной жизни. При этом я полагаю, что те части Русской Церкви, которые находятся за границей, могли бы иметь автономию в своем внутреннем церковном управлении, вместе с тем находясь в духовном и каноническом единстве с Русской Православной Церковью. Ведь даже в пределах канонической территории Московского Патриархата у нас есть самоуправляемые Церкви. Например, такой статус имеет Украинская Православная Церковь, которая в организационном, финансовом, административном отношении совершенно независима. Она имеет свой Синод и свой Собор, избирает своих епископов, открывает новые епархии и так далее. Самоуправляемыми являются также Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, Православная Церковь в Молдове, Латвийская Православная Церковь. И надо было бы подумать, как устроить взаимоотношения Церкви в Отечестве с епархиями и приходами, которые находятся в дальнем зарубежье.
- То есть вы не допускаете такого развития ситуации, при котором священников Русской Православной Церкви за рубежом просто снимали бы с их приходов, перемещали бы в Россию, а из России, наоборот, присылали бы на их место?
– Боже упаси! Зачем же нам чистки и депортации? Ну что вы!
- Другой вопрос. Внутри России, как известно, существует несколько приходов Зарубежной Церкви. Что с ними будет в случае объединения? Насколько я понимаю, в них служат те священники, которые ранее были в подчинении Московского Патриархата, а затем перешли в юрисдикцию Зарубежной Церкви?
- Мы знаем, что и в самой Зарубежной Церкви далеко не все были сторонниками открытия приходов на территории России. Приходы Зарубежной Церкви в России — это, согласитесь, нечто нелепое, какое-то противоречие в терминах. Действительно, среди духовенства этих приходов были священники, которые за канонические нарушения были подвержены взысканиям со стороны своего церковного начальства. Были люди, которых неудовлетворенные амбиции толкнули на этот путь. Например, хотелось одному архимандриту в течение многих лет стать епископом. Но, видя некоторые его качества, Священноначалие не благословляло его на епископство. И он перешел в юрисдикцию Зарубежной Церкви, чтобы получить епископский сан. А когда получил, то ушел из Зарубежной Церкви, сказав: вы мне теперь больше не нужны. И продолжает свое самостоятельное существование в одном древнем российском городе. Какова будет дальнейшая судьба этих людей, трудно сказать. Но Церковь, из которой они ушли, готова с любовью принять их, если они надумают с покаянием вернуться.