Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Даниил Спасский. Фантазии Михаила Денисенко. Взгляд из Москвы

Фантазии Михаила Денисенко
Взгляд из Москвы

Даниил Спасский

Кому уподоблю людей рода сего?
Он подобен детям, которые сидят на улице
и, обращаясь к своим товарищам, говорят:
«мы играли вам на свирели, и вы
не плясали; мы пели вам печальные песни,
и вы не рыдали» (Мф.11, 16-17).

Надо отметить, что последние дни ознаменовались интересными событиями в церковной сфере. Началось все с переговоров делегаций Московского и Константинопольского Патриархатов в Цюрихе. Когда читаешь скупые строки итогового пресс-релиза переговоров, туман неопределенности буквально разъедает глаза, и слеза невольно катится по щеке. Тем не менее некоторые конкретные очертания все же угадываются за формальной риторикой пресс-релиза.
Позволим себе высказать мнение, что переговоры закончились по-братски. Москве удалось удержать Константинополь от неканонического вмешательства в украинскую церковную ситуацию. Признание раскольников не состоялось, юрисдикция Константинополя в Украине тоже не объявлена. Напомним, что возможные последствия иного развития событий для мирового Православия, согласно заявлению Собора архиереев Украинской Православной Церкви, были бы сопоставимы с трагедией разделения христианского мира на православие и католичество в 1054 году. Для Украины же это обернется большой бедой.
С другой стороны, сам факт участия в переговорах по Украине – для Фанара (резиденция Константинопольской Патриархии в Стамбуле) уже успех. Канонически Константинополь к Украине не имеет никакого отношения. Украина, согласно всем церковным установлениям и традициям, находится в пределах ответственности Русской Православной Церкви. Не меньше оснований, чем для участия Фанара в украинских делах, существует для того, чтобы, скажем, представители Украинской Православной Церкви помогали урегулировать турецкий или старостильный расколы в самой Константинопольской Церкви.
То, что Фанару удалось оказаться вовлеченным в украинские церковно-политические дела, – несомненно, для него большая удача. Не обошлось тут, конечно, и без почему-то столь влиятельных нынче в Украине Соединенных Штатов.
Фанар в данный момент пока не занял радикально-активной наступательной позиции, то ли выжидая, куда повернется украинский политический вектор, то ли опасаясь полного разрыва канонических отношений с Москвой ради сомнительных бонусов от провозглашения автокефалии для украинских раскольников или принятия каких-то приходов. Но константинопольская тень нависла над Киево-Печерской Лаврой, вынуждая пребывать в напряжении как Москву, так и канонический Киев.
Любопытно, что синод так называемого «Киевского Патриархата», возбужденно реагируя на Цюрих, разразился заявлением, в котором содержалась попытка выразить бурное возмущение. Дескать, «равноправные стороны переговорного процесса» — УПЦ-КП и УАПЦ — не участвовали в цюрихских собеседованиях.
Тут же Филарет (Денисенко) на пару с аксакалом раскола и одновременно покровителем неоязычества П.Мовчаном провели пресс-конференцию. Отпустив несколько привычных ругательных реплик в адрес Москвы, Денисенко также почему-то назвал свой УПЦ-КП «равноправной стороной переговоров» Москвы и Константинополя. Данный занятный тезис требует некоторого внимания. С чего вдруг Денисенко взял, что его группировка является «равноправной стороной»? Он угадал по расположению светил, ему что, было какое-то видение, особое знамение, или Константинопольский Патриарх явился во сне с пригласительным свитком?
Отлично известно, что цюрихский раунд переговоров был очередным в ряду постоянно проходящих двусторонних консультаций Москвы и Константинополя. На этих консультациях обсуждают и Эстонию, и проблемы экуменизма, и многое другое. В этот раз обсуждали украинские вопросы.
Никто из официальных представителей Москвы или Константинополя никогда не заявлял, что двусторонние переговоры вдруг трансформируются в многосторонние, что раскольнические организации будут равноправными сторонами и тому подобное. Такой формат переговоров никогда не предполагался и даже не обсуждался. Один раз УПЦ-КП и УАПЦ пригласили на собеседования и поочередно заслушали. Но не более того.
Очевидно, правящей верхушке УПЦ-КП становится все труднее удерживать «епископов» и «священников» в тисках неканонической структуры, поэтому и придуман миф о том, что признание если еще и не окончательно состоялось, то уже почти и вот-вот будет. Фантазия о «равноправной стороне» в этом смысле хорошо ложилась в строку.
Другому обнародованному Денисенко и Мовчаном сюжету позавидовал бы и известный баснописец И.Крылов. Журналистам была поведана интригующая история о некоей правительственной записке, касающейся «мер по продвижению вопроса автономии Украинской Православной Церкви».
Комментируя положения этой записки, Филарет и Мовчан грозно обличили почти все руководство украинской державы, кроме, понятно, Л.Д.Кучмы, выдвинув обвинение в предательстве национальных интересов. Сильно досталось главе Госкомрелигий В.Бондаренко. Помянули даже Президента России В.В.Путина.
Прошлись и по коллегам из УАПЦ, а также одному из константинопольских архиереев. Одним из самых тяжких «преступлений», совершенных обвиняемыми, является, по мнению Денисенко, поездка в Москву. Такой грех, надо думать, сравним разве что с терактами Бен-Ладена. Обличительный пафос фразы «они ездили в Москву», безусловно, не мог оставить равнодушным никого из присутствовавших на пресс-конференции.
Правда, чуть позже стало известно, что, кроме Бондаренко, никто из упоминавшихся лиц в Москву не ездил, но бурную работу фантазии Филарета это вряд ли остановит.
Оправдывался потом за все правительство вице-премьер В.Семиноженко, заявивший «никаких документов не было, не знаю, откуда взялась такая информация».
Ярко дополнило и без того впечатляющую картину постоянно повторяемое Денисенко заклинание о том, что, по его смелым подсчетам, «Киевский Патриархат» поддерживает аж 24% населения Украины, что составляет около 10 млн. человек. Забавно, что этот нонсенс время от времени воспроизводят и некоторые влиятельные украинские СМИ.
Надо полагать, цифры социологических опросов Денисенко рисовал по знаменитой сталинской модели, произвольно меняя порядки чисел, приписывая нули и старательно выводя желаемый результат.
В реальности количество общин УПЦ-КП и их распределение таково, что даже не позволяет характеризовать данную организацию как общенациональную, но как типично региональную — около 60% приходов УПЦ-КП сосредоточено в Галиции.
Интригующим остается и вопрос: что Филарет (Денисенко) придумает в следующий раз?