Даниил Спасский. Фантазии Михаила Денисенко. Взгляд из Москвы
Фантазии Михаила Денисенко
Взгляд из Москвы
Даниил Спасский
Кому уподоблю людей рода сего?
Он подобен детям, которые сидят на улице
и, обращаясь к своим товарищам, говорят:
«мы играли вам на свирели, и вы
не плясали; мы пели вам печальные песни,
и вы не рыдали» (Мф.11, 16-17).
Надо отметить, что последние дни ознаменовались интересными событиями в церковной сфере. Началось все с переговоров делегаций Московского и Константинопольского Патриархатов в Цюрихе. Когда читаешь скупые строки итогового пресс-релиза переговоров, туман неопределенности буквально разъедает глаза, и слеза невольно катится по щеке. Тем не менее некоторые конкретные очертания все же угадываются за формальной риторикой пресс-релиза.
Позволим себе высказать мнение, что переговоры закончились по-братски. Москве удалось удержать Константинополь от неканонического вмешательства в украинскую церковную ситуацию. Признание раскольников не состоялось, юрисдикция Константинополя в Украине тоже не объявлена. Напомним, что возможные последствия иного развития событий для мирового Православия, согласно заявлению Собора архиереев Украинской Православной Церкви, были бы сопоставимы с трагедией разделения христианского мира на православие и католичество в 1054 году. Для Украины же это обернется большой бедой.
С другой стороны, сам факт участия в переговорах по Украине – для Фанара (резиденция Константинопольской Патриархии в Стамбуле) уже успех. Канонически Константинополь к Украине не имеет никакого отношения. Украина, согласно всем церковным установлениям и традициям, находится в пределах ответственности Русской Православной Церкви. Не меньше оснований, чем для участия Фанара в украинских делах, существует для того, чтобы, скажем, представители Украинской Православной Церкви помогали урегулировать турецкий или старостильный расколы в самой Константинопольской Церкви.
То, что Фанару удалось оказаться вовлеченным в украинские церковно-политические дела, – несомненно, для него большая удача. Не обошлось тут, конечно, и без почему-то столь влиятельных нынче в Украине Соединенных Штатов.
Фанар в данный момент пока не занял радикально-активной наступательной позиции, то ли выжидая, куда повернется украинский политический вектор, то ли опасаясь полного разрыва канонических отношений с Москвой ради сомнительных бонусов от провозглашения автокефалии для украинских раскольников или принятия каких-то приходов. Но константинопольская тень нависла над Киево-Печерской Лаврой, вынуждая пребывать в напряжении как Москву, так и канонический Киев.
Любопытно, что синод так называемого «Киевского Патриархата», возбужденно реагируя на Цюрих, разразился заявлением, в котором содержалась попытка выразить бурное возмущение. Дескать, «равноправные стороны переговорного процесса» — УПЦ-КП и УАПЦ — не участвовали в цюрихских собеседованиях.
Тут же Филарет (Денисенко) на пару с аксакалом раскола и одновременно покровителем неоязычества П.Мовчаном провели пресс-конференцию. Отпустив несколько привычных ругательных реплик в адрес Москвы, Денисенко также почему-то назвал свой УПЦ-КП «равноправной стороной переговоров» Москвы и Константинополя. Данный занятный тезис требует некоторого внимания. С чего вдруг Денисенко взял, что его группировка является «равноправной стороной»? Он угадал по расположению светил, ему что, было какое-то видение, особое знамение, или Константинопольский Патриарх явился во сне с пригласительным свитком?
Отлично известно, что цюрихский раунд переговоров был очередным в ряду постоянно проходящих двусторонних консультаций Москвы и Константинополя. На этих консультациях обсуждают и Эстонию, и проблемы экуменизма, и многое другое. В этот раз обсуждали украинские вопросы.
Никто из официальных представителей Москвы или Константинополя никогда не заявлял, что двусторонние переговоры вдруг трансформируются в многосторонние, что раскольнические организации будут равноправными сторонами и тому подобное. Такой формат переговоров никогда не предполагался и даже не обсуждался. Один раз УПЦ-КП и УАПЦ пригласили на собеседования и поочередно заслушали. Но не более того.
Очевидно, правящей верхушке УПЦ-КП становится все труднее удерживать «епископов» и «священников» в тисках неканонической структуры, поэтому и придуман миф о том, что признание если еще и не окончательно состоялось, то уже почти и вот-вот будет. Фантазия о «равноправной стороне» в этом смысле хорошо ложилась в строку.
Другому обнародованному Денисенко и Мовчаном сюжету позавидовал бы и известный баснописец И.Крылов. Журналистам была поведана интригующая история о некоей правительственной записке, касающейся «мер по продвижению вопроса автономии Украинской Православной Церкви».
Комментируя положения этой записки, Филарет и Мовчан грозно обличили почти все руководство украинской державы, кроме, понятно, Л.Д.Кучмы, выдвинув обвинение в предательстве национальных интересов. Сильно досталось главе Госкомрелигий В.Бондаренко. Помянули даже Президента России В.В.Путина.
Прошлись и по коллегам из УАПЦ, а также одному из константинопольских архиереев. Одним из самых тяжких «преступлений», совершенных обвиняемыми, является, по мнению Денисенко, поездка в Москву. Такой грех, надо думать, сравним разве что с терактами Бен-Ладена. Обличительный пафос фразы «они ездили в Москву», безусловно, не мог оставить равнодушным никого из присутствовавших на пресс-конференции.
Правда, чуть позже стало известно, что, кроме Бондаренко, никто из упоминавшихся лиц в Москву не ездил, но бурную работу фантазии Филарета это вряд ли остановит.
Оправдывался потом за все правительство вице-премьер В.Семиноженко, заявивший «никаких документов не было, не знаю, откуда взялась такая информация».
Ярко дополнило и без того впечатляющую картину постоянно повторяемое Денисенко заклинание о том, что, по его смелым подсчетам, «Киевский Патриархат» поддерживает аж 24% населения Украины, что составляет около 10 млн. человек. Забавно, что этот нонсенс время от времени воспроизводят и некоторые влиятельные украинские СМИ.
Надо полагать, цифры социологических опросов Денисенко рисовал по знаменитой сталинской модели, произвольно меняя порядки чисел, приписывая нули и старательно выводя желаемый результат.
В реальности количество общин УПЦ-КП и их распределение таково, что даже не позволяет характеризовать данную организацию как общенациональную, но как типично региональную — около 60% приходов УПЦ-КП сосредоточено в Галиции.
Интригующим остается и вопрос: что Филарет (Денисенко) придумает в следующий раз?
Переговоры в Цюрихе: пути уврачевания раскола. Официальное коммюнике