Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. Апостол Киевской Руси

АПОСТОЛ КИЕВСКОЙ РУСИ

Василий АНИСИМОВ

Как известно, эпоха христианства привела челове-чество к переоценке языческих ценностей. Великую честь для народов стало представлять пребывание на их земле учеников Христа-Спасителя, мучеников и подвижников веры. Города и целые страны стали носить имена христи-анских святых. Скажем, «Страна святого Георгия» — евро-пейское название Грузии. Правда, со временем и миссио-нерские труды святых подвижников были освоены «на-родным творчеством», в результате чего появилось мно-жество уже новых легенд и преданий — и поэтических. и просто фантастических. Для ревнителей славы Киевской Руси пребывание в Киеве и Новгороде «первозванного» ученика Христа, святого апостола Андрея, было предме-том особой гордости.

Рыбак из Капернаума
Андрей (с греч. «муж силен») был рыбаком из се-ления Капернаум на Галилейском море. Он входил в об-щину Иоанна Крестителя, а затем был первым позван Иисусом Христом в ученики. Андрей привел к учителю и своего старшего брата Симона, будущего «первоверхов-ного апостола и учителя вселенной» Петра. С тех пор бра-тья повсюду следовали за Спасителем вплоть до Его кре-стной смерти. Сразу же после событий Пятидесятницы апостолу (с греч. «посланник») Андрею по жребию выпало проповедовать во Фракии и Скифии среди народов, насе-лявших берега Черного моря — иверов, сарматов, тавров и скифов.
На своём пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: изгнания, побои, про-клятия. Его трудами были основаны многочисленные хри-стианские церкви, в которых он ставил епископов и свя-щенников. В Византионе (Константинополе) апостол руко-положил первого епископа Стахия; с тех пор кафедра Вселенских патриархов называется престолом святого апостола Андрея. Из Константинополя пришло к нам хри-стианство, и почти семь столетий Киевская митрополия находилась под омофором архиепископов «второго Рима».
Во время одного из своих путешествий Андрей прошел по пути «из варяг в греки», посетив те места, где суждено было возникнуть крупным центрам восточносла-вянской народности — Киев и Новгород. В 65 году в Риме были казнены апостолы Петр и Павел, а ранее, видимо, в 62-ом (точная дата неизвестна) в греческом городе Патры был схвачен апостол Андрей. Разгневанный городской правитель Эгеат приказал распять апостола. Чтобы про-длить мучения, воины не стали прибивать гвоздями руки и ноги святого, а привязали их к кресту.
Апостол Андрей был распят на кресте, брусья ко-торого, сбитые наискось, напоминали греческую букву «Х». Такой крест именуют Андреевcким. Его почитание связано и с тем, что это первая буква имени Xриста. Андреевский крест изображался на флагах военных судов, а сам апо-стол является покровителем военно-морских сил.
В 357 году, по повелению императора Константина Великого, мощи апостола Андрея были перенесены в Константинополь. После захвата города крестоносцами кардинал Петр Капуанский в 1208 году перенес их в ка-федральный храм города Амальфи в Италии. С 1458 года честная глава апостола находится в соборе Св. Петра в Риме, а в 1966 году, по просьбе Вселенского Патриарха Афинагора, передана в греческий город Патры. Десница святого апостола в 1644 году перенесена в Россию.

У днепровских круч
Пребывание апостола Андрея в Киеве, как и все его путешествие по пути «из варяг в греки», долгое время были предметом споров. Да и сами летописцы оставили по этому поводу противоречивые утверждения. В «Повес-ти временных лет», с одной стороны, утверждается (в рассказе об убиении в Киеве в 983 году варягов-христиан), что диавол мечтал обрести в столице себе «жилище», поскольку «здесь не учили апостолы, здесь и пророки ничего не предрекли», а с другой — приводится возвышенный рассказ о пребывании апостола у Киевских круч и его пророчествах.
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь (Херсонес под Севастополем), узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье Днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…»
На севере, по мнению киевского летописца, апо-стол ничего особо примечательного не обнаружил, кроме глуповатого обычая местных жителей истязать себя в банях, о чем Андрей и поведал, прибыв в Рим: «Удиви-тельное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и раз-денутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это во все дни, никем не принуждаемые, но сами себя мучат, и не омовение совершают, но мучение».
Новгородцы в своих летописях пребывание св. Андрея на Руси, разумеется, преподносили иначе. Они повторяли сюжет о благословении Киевских гор, исключа-ли упоминание о банях, но утверждали, что апостол про-поведовал в Новгородской земле слово Божие, и даже на благословение «жезл свой водрузи в веси, нарицаемой Друзино». Получилось, что киевляне, с пренебрежением отнесшиеся к Новгороду, «уев» их напоминанием о неле-пых обычаях, сами оказались в непростой ситуации. Вы-ходило, что на Днепре апостол не встретил ни одной жи-вой души, а потому благословил пустые безымянные го-ры, в то время как на севере он встретил людей, и конеч-но же, не мог не обратиться к ним с проповедью (для чего он, собственно, и совершал свои походы), пусть даже они и изнуряли себя парилками.
Впрочем, киево-новгородская летописная «полеми-ка» не ставила под сомнение сам факт пребывания апо-стола на Руси, хотя никаких, кроме древнерусских, источ-ников, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Более того, на протяжении столетий его брали на щит, чтобы поумерить руководящие притязания греков в области ве-ры: мы, мол, такие же древние, как и вы. Когда Константи-нополь на Флорентийском соборе, хоть и временно, но принял унию с Римом, и в нее, ссылаясь на пример гре-ков, стали тянуть русскую православную митрополию, даже Иван Грозный заявил: «Мы верим не в греков, а в Христа. Мы получили христианскую веру при начале хри-стианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны… и с тех пор доселе соблюдаем ее нерушимою».
Сомнения в достоверности возникли у историков уже в эпоху Екатерины. К концу прошлого века их поды-тожил проф. Е. Голубинский, считавший летописный рас-сказ о пребывании апостола на Руси «поздней вставкой», сделанной неизвестным «ревнителем славы своего отече-ства». Первый аргумент — географический: ехать из Сино-па в Рим через Русь, Варяжское море, вокруг Европы, то же самое, что «ехать из Петербурга в Москву через Одес-су». Второй — невероятная трудность пути из «варяг в гре-ки»: от нижних порогов Днепра и до озера Ильмень часто надо было идти «волоком», перетаскивая челны, что под силу торговцам, использующим рабов, но не старику-апостолу и нескольким ученикам. И наконец, смысл путе-шествия: апостол должен нести слово людям, а не мест-ности.
В защиту предания выступили историки и археоло-ги, занимавшиеся Византией (Болотов, Петровский), кото-рые доказывали, что в этом предании нет ничего необыч-ного. Торговый путь «из варяг в греки» был не таким труд-ным и много раз исхожен со времен Геродота и раньше. Чтобы попасть в Рим, апостолу не обязательно было кру-жить вокруг Европы, а можно было пройти по древнему «янтарному» торговому пути, начинавшемуся вблизи устья Вислы и Немана, и ведшему к Дунаю, который был грани-цей Римской империи. Интересно, что в XVII веке поль-ский епископ Станислав Любинский, доказывал, что св. Андрей проповедовал в Польше. Еще одна версия гласит, что апостол от Киева пошел по Днепру и Десне не в Нов-город Великий, а в Новгород-Северский, старинный город на Черниговщине, где удивлялся тем же баням…
Любопытная дискуссия и исследования о пребы-вании Андрея Первозванного на Руси оборвались с при-ходом к власти атеистов, которые не только путешествие апостола, но и самого Христа считали «выдумкой религи-озников».

«Андрей смягчил проповедью скифов»
Если пребывание апостола в Киеве и Новгороде оспаривалось, то его посещение с проповедью Крыма ни у кого не вызывало сомнений. Церковный историк IV века Евсевий Кесарийский пишет: «Когда св. апостолы, ученики Господа нашего Иисуса Христа, расселились по всей все-ленной, то Фома, как говорит предание, получил в жребий Парфию, Андрей же Скифию…». Ему вторит Евхерий Ли-онский (V век): «Варфоломей устремился в Индию, Фома к парфянам, Андрей смягчил проповедью скифов». Апостол пересёк Малую Азию, Фракию, Македонию, дошёл до Ду-ная, прошёл побережье Чёрного моря и оказался в Крыму.
О том, что Андрей именно с проповеднической миссией посетил Крым, говорят и свидетельства, собран-ные на рубеже VIII и IX веков византийским монахом Епи-фанием, который взялся за составление наиболее полно-го свода «Деяний святого апостола Андрея». Епифаний сам решил пройти те места, где побывал первозванный апостол.
«Имея на руках памятные записки и бегая общения с иконоборцами, мы прошли страны и города до Боспора (на Керченском полуострове) и при этом с великой любо-вью расспрашивали о местных святых,- пишет Епифаний — …Из Боспора Андрей прибыл в Февсаиду (Феодосию), город многолюдный и образованный, в котором царем был Савромат. Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостол отправился в Херсонес (город рядом с нынешним Севастополем), как жители его нам рассказывали. А Веф-садия ныне не имеет даже следа человеческого. Херсаки же, народ коварный, и до нынешнего дня туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякого ветра. Андрей, по-бывав у них довольно дней, воротился в Боспор и, на-шедши корабль херсонский, переплыл в Синоп».
В Крыму апостол искал учеников, которые продол-жили бы его дело. Такими стали три славянина из Север-ной Скифии, которых звали Инна, Пинна и Римма. Они учили вере и крестили многих варваров, за что были схвачены местным князем. В тот год в Крыму стояла жес-токая зима, и проповедников умертвили, погрузив в ледя-ную воду. Мощи мучеников были обретены христианами и перенесены в селение Аликс (Алушту) на берегу моря. Православная церковь отмечает их память 20 января. Еще в прошлом веке в Алуште находилась икона этих мучеников, «таврических чудотворцев».
Один из мысов Херсонеса до сих пор носит имя апостола Андрея. Так что если не Киевская Русь, то ны-нешняя Украина, в состав которой входит Крым, по праву может именоваться «землей апостольской».

Почитание св. Андрея
В Древней Руси первый храм в честь Андрея Пер-возванного был построен в Киеве в 1086 году сыном Яро-слава Мудрого великим князем Всеволодом Ярославичем. При храме был основан монастырь для дочери князя Ан-ны (Янки), которая собиралась принять монашество, отку-да пошло название обители — Андреевский Янчин мона-стырь. Находился он на Андреевской горке. Здесь извест-но древнейшее поселение, которое связывают с именем полянского князя Кия, именем которого, по легенде, и назван город. На вершине горы стоял деревянный идол главного языческого божества славян — Перуна. После принятия христианства идол был свергнут, а вместо него установлен крест в память освящения этих гор апостолом Андреем. В 1215 году на Андреевской горке была по-строена Крестовоздвиженская церковь, простоявшая до начала XVII века. На ее месте была построена новая де-ревянная церковь, которая сгорела во время пожара. На-конец, в 1744 году, в честь посещения Киева императри-цей Елизаветой I, на горе была заложена каменная цер-ковь, построенная в 1747-53 годах в стиле барокко по проекту знаменитого архитектора В. Растрелли. Ныне это один из самых замечательных архитектурных памятников столицы. Россия и Шотландия чтят Андрея Первозванного как патрона своих стран. В обеих странах учреждён в его честь Андреевский орден.
В народе апостол Андрей почитается не только покровителем морского искусства: ему, благодаря «муже-ственному» имени, молятся девушки о даровании хороших женихов.