Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Священник Петр Зуев. Возвращение Первозванного Апостола

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРВОЗВАННОГО АПОСТОЛА
(о почитании святых мощей святого апостола Андрея Первозванного)

Священник Петр ЗУЕВ

«И Слово стало Плотью». Из этого основополагаю-щего утверждения христианства возникло совершенно новое, незнакомое античному миру, отношение к телес-ности.
Если Бог стал человеком, если Он стал плотонос-цем, значит персть уже не «темница духа», как думали античные философы, а данное человеку от Бога благо-словение — знак полноты его бытия. «Человек более, чем ангел создан по образу Божию» — учил в XIV веке святи-тель Григорий Палама, один из наиболее известных От-цов Церкви. Смог ли принять подобный строй мысли, не изменив своему мировоззрению, античный грек? Сомни-тельно. Отношение к плоти как к сосуду благодати воз-можно лишь для того, кто принимает веру в то, что Бог стал человеком… Поэтому известное обвинение протес-тантов — «православные отошли от чистоты христианской веры, так как они поклоняются мощам и иконам» — не толь-ко несправедливо, но и свидетельствует об умалении христианского мировоззрения в самом протестантизме. Это сам протестант мыслит по-эллински, когда недоуме-вает, как Бог в Своей благодати может реально присутст-вовать в мощах или иконе. Это его христианская вера недостаточно последовательна. Ведь если Слово стало плотью, плоть освящена, духоносна, приобщена Божест-ву, а значит, и достойна почитания.
Нетление — свидетельство победы, знак жизненной полноты, приобщенности к благодати. Нетленные мощи — это видимое свидетельство о том, что Бог в Своей Славе соприсутствует персти. Человек находится не где-то на периферии мироздания. Его не только «видят». Бог дарует человеку не только Свой взгляд, но и Свою благодать, человек сопричастен Божеству — Той Славе, Которой был облечен Бог еще до создания мира.
Нетление мощей, истечение из них мира или чуде-са, происходящие от них, — свидетельство святости чело-века, т.е. свидетельство того, что он жив, предстоит Богу и испрашивает у Него для нас полноту жизни. Слово «мощи» понимается шире, чем телесные останки. Можно сказать, что мощи — это то, что «оставил» нам святой. Греческое слово «та лепсана» происходит от глагола «лепо» — остав-ляю. Акцент здесь на идее связи, живого и животворящего наследия. Это то, что осталось от святого, не только его телесные останки, но и личные вещи или одежда, к при-меру, «милоть» пророка Илии или опоясание с тела апо-стола Павла.
Почитание мощей — очень древняя христианская традиция. Первым достоверным свидетельством такого почитания является рукопись «Мученичество Поликарпа» (II век по Р. Х.), где описывается мученическая кончина ученика святого апостола Иоанна Богослова Поликарпа Смирнского и, в частности, почитание его останков смирн-скими христианами.
Традиция совершать литургию на антиминсе (плат с изображением положения во гроб Спасителя со вшиты-ми в него мощами) происходит от практики древних хри-стиан, которые совершали Евхаристию в катакомбах, на гробах мучеников. Отсюда же и традиция строительства над мощами храмов или обычай возлагать святые мощи в основание церковных престолов.
О вселенском измерении почитания Божиих угод-ников свидетельствует другая благочестивая традиция — торжественно переносить мощи из одного города в дру-гой. В строгом смысле слова не существует «русских», «украинских» или «греческих» святых, есть святые единой Кафолической (Соборной) Церкви, просиявшие в Греции, России, Украине или какой-либо другой стране. Поэтому иногда для того, чтобы открыть возможность непосредст-венного общения со святыней, ее торжественно достав-ляют в другой город или страну. Это выражает тождество веры и духовного опыта, другими словами, кафолическое измерение Церкви. Вместе с тем это еще и свидетельство любви, которая связывает различные общины, епархии или Поместные Церкви.
Прибытие в Киев, в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру честной главы святого апостола Андрея Первозванного и является таким даром, даром любви.
Апостол Андрей, брат апостола Петра и ученик Иоанна Крестителя был первым апостолом, призванным Господом на служение. Именно поэтому церковное пре-дание усвояет ему имя Первозванного. Услышав слова своего учителя «Се Агнец Божий», апостол прилепляется сердцем ко Христу и неотлучно за Ним следует. После сошествия Святого Духа апостол Андрей проповедовал в Эфимии, Никодимии, Синопе, Трапезунте, Крыме и Кавка-зе, Керчи и Херсонесе.
В 66 г., в царствование императора Нерона апо-стол Андрей был распят на кресте, подобно Христу и сво-ему брату апостолу Петру. Местом его мученической кон-чины стал греческий город Патры. Согласно древнему преданию, апостол Андрей был распят вниз головой — так же, как и апостол Петр.
До IV века мощи апостола находились в Патрах. В 353 г., исполняя волю императора Константина, византий-ский военачальник Артемий перенес мощи в храм Двена-дцати Апостолов в Константинополе, где для мощей каж-дого апостола была приготовлена специальная ниша. Честная глава апостола осталась в Патрах. Другая часть мощей, оказавшаяся в Константинополе, во время раз-грабления его крестоносцами была украдена Капуйским кардиналом Петром и вывезена в итальянский город Га-эта. По другим сведениям, мощи апостола Андрея (кроме главы) находились в Риме, где в 1527 г. даже были оск-вернены немецкими воинами. Что же касается честной главы апостола, то она либо вообще не вывозилась из Патр в Константинополь, либо была вывезена вместе с остальными мощами, а позже возвращена императором Василием I (867-886) в качестве дара за взятую в жены богатую вдовицу Даниилиду, родом из Патр. Позже глава апостола была перенесена в Рим Фомой Палеологом, братом константинопольского императора Константина Палеолога. Какие мотивы двигали императором Констан-тином? Скорее всего это было чисто политическим шагом — последней попыткой византийского императора склонить папу к поддержке Византии против турков. Однако в своих надеждах Константин был обманут. Рим безучастно взи-рал на страдания ромеев (как называли себя византий-цы), и предельно истощенная империя пала. А древняя православная святыня так и осталась в Риме до 1966 г., когда по просьбе Константинопольского патриарха Афина-гора папа Павел VI принял наконец решение вернуть гла-ву апостола в Патры, место его мученической кончины. Так, спустя 502 г. пребывания на чужбине, великая право-славная святыня возвратилась в лоно Православной Церкви.
История честной главы апостола Андрея свиде-тельствует о том, как драгоценен этот дар, преподнесен-ный нашей Церкви — возможность приложиться к святыне в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. После стольких лет разлуки греки ревниво относятся к своей святыне, и нынешнее пребывание в Украине — это четвер-тый случай, когда после своего возвращения мощи поки-дают Патры. Пребывание мощей в Киеве как бы заверша-ет некий исторический цикл. Ведь мы поклоняемся не мощам, а святому апостолу, соприсутствующему им, а вернее — Божественной благодати, которая навсегда по-чила в сердце Андрея, когда он впервые увидел Христа.
Церковное предание свидетельствует о том, что святой апостол Андрей уже был здесь, благословив эту землю, предсказав будущность Киева: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет го-род великий и воздвигнет Бог много церквей».
25 августа апостол пришел в страну сбывшегося пророчества. У его честных мощей собралось множество христиан, собранных из множества воздвигнутых за тыся-челетие видимой разлуки церквей. Хотя можем ли мы вообще говорить здесь о разлуке, даже с прилагательным «видимая»? Разве ушла воссиявшая по его пророческой молитве благодать?
5 сентября святые мощи вернулись в Грецию. Од-нако, вернувшись к себе домой, апостол не покинул свя-той лаврской обители и киевских гор. И не он ли первым увидит грядущего во славе Христа — пришедшую судить мир Распятую Любовь?