Священник Петр Зуев. Возвращение Первозванного Апостола
ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРВОЗВАННОГО АПОСТОЛА
(о почитании святых мощей святого апостола Андрея Первозванного)
Священник Петр ЗУЕВ
«И Слово стало Плотью». Из этого основополагаю-щего утверждения христианства возникло совершенно новое, незнакомое античному миру, отношение к телес-ности.
Если Бог стал человеком, если Он стал плотонос-цем, значит персть уже не «темница духа», как думали античные философы, а данное человеку от Бога благо-словение — знак полноты его бытия. «Человек более, чем ангел создан по образу Божию» — учил в XIV веке святи-тель Григорий Палама, один из наиболее известных От-цов Церкви. Смог ли принять подобный строй мысли, не изменив своему мировоззрению, античный грек? Сомни-тельно. Отношение к плоти как к сосуду благодати воз-можно лишь для того, кто принимает веру в то, что Бог стал человеком… Поэтому известное обвинение протес-тантов — «православные отошли от чистоты христианской веры, так как они поклоняются мощам и иконам» — не толь-ко несправедливо, но и свидетельствует об умалении христианского мировоззрения в самом протестантизме. Это сам протестант мыслит по-эллински, когда недоуме-вает, как Бог в Своей благодати может реально присутст-вовать в мощах или иконе. Это его христианская вера недостаточно последовательна. Ведь если Слово стало плотью, плоть освящена, духоносна, приобщена Божест-ву, а значит, и достойна почитания.
Нетление — свидетельство победы, знак жизненной полноты, приобщенности к благодати. Нетленные мощи — это видимое свидетельство о том, что Бог в Своей Славе соприсутствует персти. Человек находится не где-то на периферии мироздания. Его не только «видят». Бог дарует человеку не только Свой взгляд, но и Свою благодать, человек сопричастен Божеству — Той Славе, Которой был облечен Бог еще до создания мира.
Нетление мощей, истечение из них мира или чуде-са, происходящие от них, — свидетельство святости чело-века, т.е. свидетельство того, что он жив, предстоит Богу и испрашивает у Него для нас полноту жизни. Слово «мощи» понимается шире, чем телесные останки. Можно сказать, что мощи — это то, что «оставил» нам святой. Греческое слово «та лепсана» происходит от глагола «лепо» — остав-ляю. Акцент здесь на идее связи, живого и животворящего наследия. Это то, что осталось от святого, не только его телесные останки, но и личные вещи или одежда, к при-меру, «милоть» пророка Илии или опоясание с тела апо-стола Павла.
Почитание мощей — очень древняя христианская традиция. Первым достоверным свидетельством такого почитания является рукопись «Мученичество Поликарпа» (II век по Р. Х.), где описывается мученическая кончина ученика святого апостола Иоанна Богослова Поликарпа Смирнского и, в частности, почитание его останков смирн-скими христианами.
Традиция совершать литургию на антиминсе (плат с изображением положения во гроб Спасителя со вшиты-ми в него мощами) происходит от практики древних хри-стиан, которые совершали Евхаристию в катакомбах, на гробах мучеников. Отсюда же и традиция строительства над мощами храмов или обычай возлагать святые мощи в основание церковных престолов.
О вселенском измерении почитания Божиих угод-ников свидетельствует другая благочестивая традиция — торжественно переносить мощи из одного города в дру-гой. В строгом смысле слова не существует «русских», «украинских» или «греческих» святых, есть святые единой Кафолической (Соборной) Церкви, просиявшие в Греции, России, Украине или какой-либо другой стране. Поэтому иногда для того, чтобы открыть возможность непосредст-венного общения со святыней, ее торжественно достав-ляют в другой город или страну. Это выражает тождество веры и духовного опыта, другими словами, кафолическое измерение Церкви. Вместе с тем это еще и свидетельство любви, которая связывает различные общины, епархии или Поместные Церкви.
Прибытие в Киев, в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру честной главы святого апостола Андрея Первозванного и является таким даром, даром любви.
Апостол Андрей, брат апостола Петра и ученик Иоанна Крестителя был первым апостолом, призванным Господом на служение. Именно поэтому церковное пре-дание усвояет ему имя Первозванного. Услышав слова своего учителя «Се Агнец Божий», апостол прилепляется сердцем ко Христу и неотлучно за Ним следует. После сошествия Святого Духа апостол Андрей проповедовал в Эфимии, Никодимии, Синопе, Трапезунте, Крыме и Кавка-зе, Керчи и Херсонесе.
В 66 г., в царствование императора Нерона апо-стол Андрей был распят на кресте, подобно Христу и сво-ему брату апостолу Петру. Местом его мученической кон-чины стал греческий город Патры. Согласно древнему преданию, апостол Андрей был распят вниз головой — так же, как и апостол Петр.
До IV века мощи апостола находились в Патрах. В 353 г., исполняя волю императора Константина, византий-ский военачальник Артемий перенес мощи в храм Двена-дцати Апостолов в Константинополе, где для мощей каж-дого апостола была приготовлена специальная ниша. Честная глава апостола осталась в Патрах. Другая часть мощей, оказавшаяся в Константинополе, во время раз-грабления его крестоносцами была украдена Капуйским кардиналом Петром и вывезена в итальянский город Га-эта. По другим сведениям, мощи апостола Андрея (кроме главы) находились в Риме, где в 1527 г. даже были оск-вернены немецкими воинами. Что же касается честной главы апостола, то она либо вообще не вывозилась из Патр в Константинополь, либо была вывезена вместе с остальными мощами, а позже возвращена императором Василием I (867-886) в качестве дара за взятую в жены богатую вдовицу Даниилиду, родом из Патр. Позже глава апостола была перенесена в Рим Фомой Палеологом, братом константинопольского императора Константина Палеолога. Какие мотивы двигали императором Констан-тином? Скорее всего это было чисто политическим шагом — последней попыткой византийского императора склонить папу к поддержке Византии против турков. Однако в своих надеждах Константин был обманут. Рим безучастно взи-рал на страдания ромеев (как называли себя византий-цы), и предельно истощенная империя пала. А древняя православная святыня так и осталась в Риме до 1966 г., когда по просьбе Константинопольского патриарха Афина-гора папа Павел VI принял наконец решение вернуть гла-ву апостола в Патры, место его мученической кончины. Так, спустя 502 г. пребывания на чужбине, великая право-славная святыня возвратилась в лоно Православной Церкви.
История честной главы апостола Андрея свиде-тельствует о том, как драгоценен этот дар, преподнесен-ный нашей Церкви — возможность приложиться к святыне в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. После стольких лет разлуки греки ревниво относятся к своей святыне, и нынешнее пребывание в Украине — это четвер-тый случай, когда после своего возвращения мощи поки-дают Патры. Пребывание мощей в Киеве как бы заверша-ет некий исторический цикл. Ведь мы поклоняемся не мощам, а святому апостолу, соприсутствующему им, а вернее — Божественной благодати, которая навсегда по-чила в сердце Андрея, когда он впервые увидел Христа.
Церковное предание свидетельствует о том, что святой апостол Андрей уже был здесь, благословив эту землю, предсказав будущность Киева: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет го-род великий и воздвигнет Бог много церквей».
25 августа апостол пришел в страну сбывшегося пророчества. У его честных мощей собралось множество христиан, собранных из множества воздвигнутых за тыся-челетие видимой разлуки церквей. Хотя можем ли мы вообще говорить здесь о разлуке, даже с прилагательным «видимая»? Разве ушла воссиявшая по его пророческой молитве благодать?
5 сентября святые мощи вернулись в Грецию. Од-нако, вернувшись к себе домой, апостол не покинул свя-той лаврской обители и киевских гор. И не он ли первым увидит грядущего во славе Христа — пришедшую судить мир Распятую Любовь?