Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Сергей Герук. Каким Богам молятся студенты МАУПа?

КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ СТУДЕНТЫ МАУПА ?
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА АЛЛЕЕ «УКРАИНСКОЙ ДУХОВНОСТИ»

Сергей ГЕРУК

Межрегиональная академия управления персона-лом — новейший вуз независимой Украины, детище Леони-да Кравчука, объединившее в себе четыре института, — кузница государственных чиновников нового покроя, обу-чаемых по модели лучших учебных заведений Европы и Америки. Здесь можно увидеть «золотую» молодежь, пар-кующую дорогие иномарки у входа в альма-матер первого Президента страны, чье скромное имя под государствен-ным флагом метровыми буквами вещает украинцам и иностранцам о том, что пред ними «ІНСТИТУТ ІМЕНІ КРАВЧУКА». Следует отдать должное Леониду Макарови-чу: он действительно смотрит в перспективу как совре-менный политик, понимая, что кадры решают если не все, то почти все.
Примечательно также, что экс-президент печется и о культуре, возглавляя наибольший гуманитарный фонд в Украине, не забывает и о душеспасительных проблемах. Хотя ни для кого не секрет, что бывший идеологический работник ЦК КПУ, возглавив новорожденное независимое демократическое государство, не преминул позаботиться о создании «незалежної національної церкви» УПЦ-КП Филарета, объявив при этом в 1992 году, что Харьковский архиерейский собор канонической УПЦ, сместивший с должности Предстоятеля за преступления перед Церко-вью митрополита Филарета (Денисенко), не законен и рьяно поддержав новообразованное раскольническое образование УПЦ-КП. Так что юридически обоснованный демарш главы Правничої фундації Сергея Головатого, обличивший незаконность создания УПЦ-КП с подтвер-ждением тогдашнего генерального прокурора Шишкина, был голосом «вопиющего в пустыне». Тотальная инфор-мационная блокада УПЦ новоизбранного Митрополита Владимира (Сабодана), беспредельные захваты тысяч храмов боевиками УНА-УНСО «під проводом» казачков-нардепов, идеологический и политический прессинг кано-нической Церкви со стороны парламента, правительства и представителей Президента в регионах создали в Украи-не невиданный «антимоскальский», антиправославный психоз, поставили Украину на грань религиозной войны, создали условия для нового гонения на каноническую Церковь. Все это, увы (история тому свидетельством), прикрывалось демагогическими постулатами первого Президента о возрождении духовности и о религиозной свободе выбора вероисповедания с удручающей стати-стикой: 16 конфессий, существующих в Украине, возросли до 90 с расцветом неорелигий и тоталитарных сект. Пре-словутое Белое Братство Марии Деви Христос, осквер-нившее алтарь Софийского собора и всю историю духов-ности Украины, вызвало удивление во всем мире. Впро-чем, как и регистрация социально опасных сект типа Му-на, бахаистов, воинствующих криминальных харизматов африканского происхождения и многих других «духовных лидеров», от которых давно отказались во многих евро-пейских странах. Им предоставлялись стадионы и Дворцы культуры, они заполонили школы и вузы под мажорный аккомпанемент Комитета по делам религий, публично декларировавшего демократическую поликонфессио-нальность Украины.
Впрочем (да простят меня ваятели украинской ду-ховности за повторение этих печальных исторических фактов нашего недавнего прошлого), от ошибок никто не застрахован. Первый блин религиозной демократии тоже может выйти комом. Лишь время просит разумных выво-дов, по старинной мудрости дуть на воду, опекшись на молоке. Однако в летопись 2001 года уже записан приезд Понтифика в Украину с пышным церемониалом «миро-творческой миссии» папы-паломника, который все же умудрился втянуть в «таинство причастия телом Христо-вым» десятки тысяч православных детей и студентов, «благословившего» православных раскольников, извинив-шегося за все «прежние грехи» и ни словом не заикнувше-гося о преступлениях греко-католиков перед православ-ными канонической Церкви в захватах храмов и католиче-ской экспансии… Впрочем, это уже «религиозная лето-пись» других политиков.
Нам же остается вернуться на проспект Науки и, не умаляя профессиональный уровень МАУПа, взглянуть на одну символическую «деталь» антуража этого престиж-ного высшего учебного заведения. Оказалось, что здесь (и не только здесь) «материализовались» наша «вера» и наша «религиозность», наше язычество и наш атеизм. Возмож-но, человек светский и индифферентный к какой-либо религии, чуждый православной церковности скажет: а что тут такого? На лицо лишь фантазия скульпторов-дизайнеров. Вспомните, в императорском Летнем саду в Санкт-Петербурге главной достопримечательностью кра-суются персонажи греческой мифологии: как замечатель-но! Но православные так не считают. И вот почему.
При входе в академический сад нельзя миновать главную аллею, которая так и называется: «АЛЕЯ ДУХОВНОСТІ». Вновь прибывшего абитуриента и бывалого студента встречает галерея бронзовых фигур исторических вождей мировых религий и течений, короткие аннотации к которым, надо полагать, предлагают молодежи выбор вероисповедания. Иначе зачем отливать из бронзы «святые лики» основателя ислама Мухаммеда, основателя джайнизма Вардхамана, Будды, учителя Ницше Заратустры и примкнувшего к ним зачем-то библейского пророка Моисея? Понятно, что в МАУПе могут учиться, к примеру, татарские крымчане-мусульмане или представители Чечни, культивирующие «джихад». Могут учиться буддисты, проповедующие «уход из мира» в нирвану и покой. Среди молодежи популярны также восточные вероисповедания с догматом переселения душ и кармой. Кто-то может склоняться к славянскому язычеству и волхованию, а кто-то откровенно исповедовать атеизм…
Но если пред нами просто наглядное пособие по истории мировой религии, то при чем здесь «Аллея духов-ности»? И почему в конце аллеи совершенно неуместно красуется крошечная часовня без алтаря и престола «Ге-оргія Побідоносця», без указания к какой Церкви эта ча-совня принадлежит? И зачем за православной часовней в миниатюре в «Саду семи чудес» выставлены скульптуры языческих кумиров Зевса Олимпийского, Колосса Родос-ского и храм богини Артемиды с трибуной над плацем для торжественных построений студентов МАУПа? О чем хо-тели сказать авторы этого «духовного» эклектического пантеона? О свободе совести и вероисповеданий в госу-дарстве Украина? Или об одном красноречивом факте из жития св. великомученика Георгия Победоносца, в чью честь поставлена часовня на «аллее духовности»? Житие ведь в числе прочего повествует и о том, как воин-христианин ответил императору-язычнику Диоклитиану: «Ваши идолы — не боги! Не прельщайтесь этой ложью. Иисус Христос — единый Бог, един Господь во славу Бога Отца, Которым все сотворено, и все существует Его Ду-хом Святым. Или вы сами познайте истину и научитесь благочестию, или не смущайте безумием познавших ис-тинное благочестие».
Думается, мы не получим вразумительных ответов на наши вопросы. Как и на многие другие, касающиеся и широкомасштабного невежества в вопросах нашей украинской «духовности». Но рано или поздно все же кто-то должен будет на них ответить.