Общественное объединение «Путь православных » провело пресс-конференцию на тему: «Трагедия в США:православный взгляд»
Общественное объединение «Путь православных » провело пресс-конференцию на тему: «Трагедия в США:православный взгляд»
Трагедия в США
12.09.2001. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ ВСЕЯ АМЕРИКИ И КАНАДЫ ФЕОДОСИЙ ПРИЗВАЛ ВЕРНЫХ МОЛИТЬСЯ О ЖЕРТВАХ ТЕРАКТОВ И УТВЕРДИЛ ТЕКСТ СПЕЦИАЛЬНОЙ МОЛИТВЫ
Узнав о беспрецедентных терактах в Нью-Йорке и Ва-шингтоне, Митрополит Феодосий со своими сотрудниками сразу же начал молиться в храме-часовне преп. Сергия при Митрополии.
«Именно в момент такого кризиса — а ничего подобного этому до сих пор не было — наша вера подвергается ис-ключительному испытанию, — сказал Митрополит Феодо-сий после молитвы. — Мы молимся о всех пострадавших и погибших в этой ужасной трагедии, вместе с их семьями, чтобы они не отчаивались, как те, кто не имеет надежды на воскресение, как говорит апостол Павел. Я также при-зываю верных Православной Церкви в Америке молиться со всей ревностью об уничтожении зла, которое ставит под угрозу безопасность человеческой жизни».
Митрополит Феодосий призвал верных Православной Церкви в Америке «собраться в своих храмах, особенно ввиду предстоящего великого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста, и горячо молиться ко Господу, чтобы прекратились бессмысленная ненависть и нападения на невинных и беззащитных людей, как про-стых граждан, так и правительства». Было подготовлено специальное прошение для употребления за богослуже-ниями: «Еще особо молимся о душах погибших в этом террористическом акте». Был объявлен сбор пожертвова-ний по приходам в помощь пострадавшим от трагедии.
12.09.2001. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВО-СЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НАПРАВИЛ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ В СВЯЗИ С ТРАГЕДИЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блажен-нейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины направил телеграммы соболезнования Президенту США Джорджу Бушу и всему американскому народу, Предстоя-телю Православной Церкви в Америке Блаженнейшему Феодосию, архиепископу Вашингтонскому, Митрополиту всея Америки и Канады, а также послу США в Украине г-ну Карлосу Паскуалю.
Високоповажному п. Джорджу Бушу,
Президентові Сполучених Штатів Америки,
Уряду та народові США
Вельмишановний пане Президенте,
Від імені Священного Синоду Української Православної Церкви висловлюю свої глибокі співчуття з приводу трагічних подій у Вашій країні.
Нехай Милосердний Господь упокоїть душі загиблих та по-дасть сили і мужність живим перенести важке випробування, яке випало на долю американського народу.
Володимир,
Митрополит Київський і всієї України,
Предстоятель Української Православної Церкви
Його Блаженству, Блаженнішому Феодосію,
Архієпископу Вашингтонському,
Митрополиту всієї Америки та Канади
Ваше Блаженство,
Єпископат та вірні Української Православної Церкви щиро співчувають американському народові з приводу трагічних подій у Вашій країні.
Поділяючи біль православних християн Сполучених Штатів Америки, молюся за упокій душ загиблих та одужання поране-них.
Нехай Господь Бог укріпить в вірі, мужності і терпінні рідних та близьких тих, що постраждали.
З любов’ю у Христі
Володимир,
Митрополит Київський і всієї України,
Предстоятель Української Православної Церкви
Високоповажному п. Карлосу Паскуалю,
Надзвичайному і Повноважному послу
Сполучених Штатів Америки в Україні
Вельмишановний пане посол,
Приміть щирі співчуття з приводу трагічних подій, яких зазна-ла Ваша країна.
Цьому злочинові немає виправдання.
Нехай Милосердний Господь упокоїть душі невинно загиблих та зцілить душевні рани рідних та близьких тих, що постраж-дали.
Володимир,
Митрополит Київський і всієї України,
Предстоятель Української Православної Церкви
12. 09. 2001. ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В АМЕРИКЕ ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ АРХИЕ-РЕЕВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ АРХИ-ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (АФОНСКИЙ)
В ответ на вопрос корреспондента Информационно-аналитического центра «Путь православных» один из старейших и авторитетных иерархов Православной Церк-ви в Америке архиепископ Григорий (Афонский) сказал:
«Для меня картина происшедшего совершенно ясна. Я уверен, что происшедшая трагедия — это магометанское дело, дело рук исламских экстремистов, которые ненави-дят Америку, ненавидят христианство.
Хотя у нас нет сегодня каких-либо доказательств причаст-ности к происшедшему исламистов, однако, как мне ка-жется, сделать такое предположение вполне логично. Право на такое предположение дает уже само отношение исламистов к иноверцам, отношение, которое коротко можно выразить так: люди, не исповедующие ислам, пра-ва на существование не имеют. Об этом предпочитают не говорить. Об этом не говорят ни здесь, в Америке, ни в других странах, ибо в наш век считается правилом плохо-го тона критиковать ту или иную религиозную традицию. И все же сегодня нам стоит задуматься над этой проблемой — проблемой исламского фундаментализма.
Америка возмущена. Возмущен весь мир. И сегодня при-шло время бороться с этим злом. Мы должны узнать, кто стоит за этим величайшим преступлением и сделать так, чтобы жизни людей уже больше ничего не угрожало. Вме-сте с тем мы, христиане, должны преподать миру пример справедливости. Поэтому главное, что сегодня должно сделать государство, — это выяснить, кто несет ответст-венность за вчерашнюю трагедию. Исламисты не знают милосердия, не знают, что значит «прощение». Но страна, культурные корни которой восходят к Евангелию, должна вести себя иначе. Все должно быть законно. И преступни-ки должны предстать перед судом.
Что же касается Православной Церкви в Америке, то наш Предстоятель Блаженнейший Митрополит Феодосий об-ратился к верным нашей Церкви со специальным посла-нием, в котором призвал молиться об упокоении погиб-ших».
12.09.2001. АРХИЕПИСКОП ЛЬВОВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ АВГУСТИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАЛЬНОЙ БОГО-СЛОВСКОЙ КОМИССИИ УПЦ: «НЕ ВАЖНО, КАКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ БЫЛИ ИСПОЛНИТЕЛИ ТЕРАК-ТОВ В АМЕРИКЕ, ОНИ НАРУШИЛИ ЗАПОВЕДЬ ГОС-ПОДНЮ — «НЕ УБИЙ!»
Председатель Богословской комиссии Украинской Право-славной Церкви Архиепископ Львовский и Галицкий Авгу-стин прокомментировал трагические события в США:
— Нельзя добиваться своей цели, если даже она в глазах исполнителей вполне оправдана, неправедными средст-вами, сея разрушения и горе. Тем более, когда речь идет о мирном населении. На войне свои правила, но посяга-тельство на жизнь мирного человека всегда считалось преступлением. Заповедь «не убий» признают и евреи, и христиане, и мусульмане. Ни в Коране, ни в Торе, ни в Библии нет оправдания таким акциям. Поэтому неважно, какого исповедания участники американского теракта — они нарушили эту святую заповедь!
Перефразируя Президента Буша (а он сказал, что будут наказаны не только те, кто это сделал, но и те, кто их ук-рывает), я скажу, что грех тяжкий лежит не только на ис-полнителях, но и на тех, кто планировал эту ужасную ак-цию, содействовал ей, знает, кто преступник и скрывает это. Все, причастные к массовым убийствам невинных людей, совершили тяжкий грех против человечества и против Бога.
Корр.: — Подавляющее большинство людей потрясены случившимся. Однако, можно услышать реплики о воз-мездии Америке. Кто вспоминает Хиросиму, кто Бел-град…
— Человек склонен к злорадству. Это ему присуще. Но с христианской точки зрения это греховное чувство. И даже для неверующего человека злорадство по поводу страда-ния невинных людей совершенно непростительно. Ведь на месте погибших могли быть родственники, близкие каждого из нас. Америка — это не абстракция. Это люди. И жизнь каждого человека бесконечно дорога в глазах Гос-пода. Нельзя путать США как государство и США как со-общество живых людей. Украинская Православная Цер-ковь, как и все Поместные Церкви мира, в эти трагические дни молится об упокоении погибших, о ниспослании силы, терпения, мужества родственникам и близким пострадав-ших, молится о всем американском народе. Это сострада-ние было выражено в телеграммах Блаженнейшего Ми-трополита Владимира в адрес Президента Буша и Бла-женнейшего Феодосия, архиепископа Вашингтонского, Митрополита всея Америки и Канады.
17.09.2001. В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРАКТА В НЬЮ-ЙОРКЕ ПОД ОБЛОМКАМИ НЕБОСКРЕБОВ ПОГРЕБЕН ПРА-ВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
Во время террористических актов, направленных против небоскребов-близнецов в Нью-Йорке, разрушен и не-большой православный храм св. Николая. Церковь фак-тически оказалась погребенной под обломками обрушив-шихся башен.
Божественную литургию, совершаемую в храме по вос-кресеньям, обычно посещали приблизительно от 45 до 50 прихожан, которые уже заявили о своем желании восста-новить церковь и открыли соответствующий счет для по-жертвований.
В свое время церковь построили греческие иммигранты, освящение состоялось в 1916 году. Среди уникальных особенностей и реликвий церкви — ее небольшой размер и фрески, созданные на пожертвования последнего россий-ского государя-страстотерпца Николая II.
Крошечное здание церкви было построено около 1832. Первоначально это были жилые помещения, позже там разместилась таверна, затем основатели православного прихода купили участок с находящимися на нем зданиями и перестроили весь комплекс под православный храм.
Страна.Ru / Православие в Украине
19.09.2001. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ:
«ТРАГЕДИЯ В США: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД»
В пресс-конференции приняли участие Управляющий делами Украинской Православной Церкви епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, координатор общественного объединения «Путь православных» Сергей Цыганков, замести-тель председателя общественного объединения «Путь православных» Юрий Болдырев, руководитель информационно-аналитического центра «Путь православных» Василий Анисимов, председатель Союза православных братств Украины Валентин Лукьяник, сотрудник отдела УПЦ по работе с военнослужащими Виктор Кулакевич, редактор официального сервера УПЦ протоиерей Георгий Коваленко и редактор журнала «Синопсис» священник Петр Зуев.
Єпископ Митрофан, керуючий справами Української Православної Церкви:
Перш за все я хотів би зауважити, що Українська Право-славна Церква та її Предстоятель Блаженніший Митропо-лит Володимир не лишилися байдужими до того, що ста-лося в Америці. Блаженніший Володимир знаходився в цей час з паломництвом на Святій Горі Афон. Однак це не завадило йому оперативно відгукнутися на цю трагедію і висловити від імені єпископату та вірних нашої Церкви щирі співчуття президентові США п. Джорджу Бушу та Блаженнішому Феодосію — главі Православної Церкви в Америці. На святій афонській землі була також вознесена молитва за упокоїння душ убієнних.
Те, що відбулося, протирічить не лише віровченню Право-славної Церкви, але й віровченню самих мусульман, де також міститься заповідь «не вбий». Ми не ототожнюємо іслам як релігію з ісламськими екстремістами і тим теро-ристичним актом, що відбувся біля тижня тому назад. Я маю надію, що ніхто з найвищих представників ісламу не підтримує того, що відбулося. Адже іслам — це також релігія миру. Отож тероризм — це порушення біблійних заповідей, а пролита кров невинних людей — волає до не-ба. Тому Українська Православна Церкви осуджує будь-які прояви тероризму. І це проблема актуальна не лише для США. Вона актуальна для усіх нас. Тим паче, що ми сьо-годні фактично стоїмо на межі розв’язання нової світової війни. Тому, на думку нашої Церкви, проблема має бути вирішена таким чином, аби не постраждало мирне насе-лення. Не варто керуватися вітхозавітними принципами — «око за око, зуб за зуб». У Своїх проповідях Христос Спа-ситель закликав любити усіх, навіть власних ворогів. Га-даю, що Сполучені Штати Америки, почуваючи свою відповідальність за життя багатьох тисяч людей, будуть прагнути вирішити цю проблему, уникаючи ситуацій, котрі могли б призвести до загибелі невинних. Українська Пра-вославна Церква підносить молитви за те, аби усе було вирішено мирним шляхом. Смерть невинних людей не має виправдання.
Яким же чином боротися з тероризмом? Один з виступаю-чих вже говорив сьогодні про необхідність «хірургічного втручання». Повертаючися до цього образу, я хотів би підкреслити, що хірургічна операція — це не вбивство, а лікування. Так, це пов’язано з біллю. Тому, власне, цей радикальний засіб лікування застосовують останнім, вже тоді, коли всі інші засоби вже були застосовані.
Сергей Цыганков, координатор общественного объе-динения «Путь православных»:
Мы пересекли опасную и страшную черту, за которой все межгосударственные противоречия ушли на второй план. Но хочу напомнить известную христианскую истину: «Бог не в силе, а в правде». Единственной институцией, кото-рую старались уничтожить на протяжении последних де-сятилетий силы, стоявшие за спинами террористов, было Православие во всей своей полноте. Свидетельством тому служат 102 православных храма, стертых в пыль в Сербии, великое множество разрушенных храмов в Чеч-не; сейчас Македонии грозит то же самое. Но православ-ные являются и единственным сообществом, которое не было запугано этим и сохранило твердость мышления. Потому что только православный ум опирается, как на главный мировоззренческий критерий, на парадигму: «Бог поругаем не бывает». И по этому критерию люди, прини-мающиеся на себя функцию Высшего Судии — выносить приговор о праве на жизнь, — являются людьми не вполне нормальными, которых надо либо изолировать, либо ле-чить, используя эффективные, возможно, хирургические средства.
И с точки зрения самого ислама религиозный терроризм — это вирус, занесенный со стороны в чистую материю ис-лама. Ни для кого не является секретом, что пресловутого Усаму Бен Ладена долгие годы тщательно выращивала администрация бывшего Президента США господина Клинтона. Вот что удивительно: его вырастили не комму-нисты, не Китай и не Северная Корея. Одним из главных аргументов в пользу этого тезиса служит то обстоятельст-во, что такую тщательно спланированную операцию, какая была продемонстрирована 11 сентября, ни один человек, ни группа лиц без поддержки мощнейших мировых орга-низаций не осуществили бы. Еще раз хочу подчеркнуть, что вся полнота ответственности за теракты против аме-риканского общества ложится на администрацию Билла Клинтона, которая наивно думала, что трагедия терро-ризма Америку не затронет. Теперь все бремя трудной, многолетней, неблагодарной и опасной работы по обез-вреживанию терроризма легло на нынешнюю админист-рацию США.
Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем честным мусульманам мира с просьбой присоединиться к антитер-рористической кампании, так как без активного участия сознательного мусульманского сообщества антитеррори-стические усилия могут растянуться во времени.
В связи с этим США должны также понимать, что земной мир не может никогда стать однополюсным, ибо единый полюс есть только на небесах: это Тот, Кто все создал. Как для православных давно стало понятным, что все наши беды попускаются Провидением в ответ на наше неправильное поведение, так отныне это должно быть понятно всем и предостеречь от истерической реакции на причиненное зло.
Напомню, в православном лексиконе нет слова «месть», а есть лишь «справедливость». Итак, призываю всех потер-певших к справедливой обдуманной реакции на преступ-ление, а силу необходимо применять только в тех случа-ях, где без этого обойтись невозможно.
Юрий Болдырев, заместитель председателя общест-венного движения «Путь православных»:
Вероятно, я самый большой пессимист среди тех, кто собрался сегодня за этим столом, так как я думаю, что уже первая реакция на события 11 сентября свидетельст-вует, что борьба с терроризмом представляется не таким легким делом, как кажется на первый взгляд. Все страны, поддерживающие терроризм, одна за другой делают за-явления в поддержку США. Сегодня мы узнали о том, что ливийское правительство заявило о поддержке США в борьбе с терроризмом. Думается, в ближайшее время с аналогичными заявлениями выступят и многие другие страны, поддерживающие международный терроризм. Все это существенно осложняет и запутывает ситуацию, и я боюсь, что вместо борьбы с терроризмом может вос-торжествовать иной подход: имитация такой борьбы.
В связи с этим мне хотелось бы обратить внимание обще-ственности и средств массовой информации на тот един-ственный путь, следуя которому Украина может обезопа-сить себя от подобных ситуаций. Этот путь — возвращение к традиционализму, возвращение к традиционным для нас православным ценностям. Не к так называемым «общече-ловеческим», не к ценностям эпохи Просвещения, а имен-но православным.
Я бы хотел пригласить к обсуждению этой проблемы все духовные и политические силы общества. У нас нет дру-гой альтернативы. Иной путь развития может привести нас только к повторению печального опыта Югославии и России, где противостояние исламистов большинству граждан, которые исповедуют Православие, привело к вооруженным конфликтам. В зону нестабильности, про-стирающуюся от Филиппин до Боснии, входит сегодня и Крым. Мы являемся свидетелями того, как исламский экстремизм, слава Богу, пока еще не терроризм, поступа-тельно утверждается на Крымском полуострове. Так, еще два с половиной месяца тому назад исламская община Бахчисарая предприняла попытку захватить земли, при-надлежащие местному Свято-Успенскому монастырю. А ведь эти земли принадлежат православному монашеству уже более тысячи лет. Власти Крыма идут на поводу у толпы и принимают решения, противоречащие как своим собственным предыдущим решениям, так и Земельному кодексу Украины. К сожалению, должной оценки этим событиям не дает ни одна из ветвей власти в Украине.
Священник Петр Зуев, редактор журнала «Синопсис»:
Теракти в Америці та реакція на них у ісламських країнах стала справжнім викликом християнському світові. Фор-мально цей теракт був скерований проти однієї країни. Існує думка, що він був спровокований США, котрі нама-гаються сьогодні поширити цінності громадянського суспільства та власний спосіб життя на увесь світ. Втім, ми маємо розуміти, що все набагато складніше, що річ у са-мому сприйнятті ісламським світом християнської цивілізації.
Тут я маю зупинитися, аби зробити деяке уточнення. «Хри-стиянська цивілізація» — це сьогодні доволі умовний термін, бо більшість християн живе у нерелігійних суспільствах.
Наша віра життєво не втілена. Християнство є безумом для інших релігійних традицій. Адже ми віримо в те, що Бог став людиною, віримо у Воплочення. Однак наша віра часто є якимось «теоретичним переконанням» і не засвідчена у нашому образі буття та культурі. Релігійний досвід не є досвідом розумовим. Бог відкривається не розумові, а буттєвому центру людини, яким є очищене від пристрастей серце.
Давайте спільно обміркуємо, що має думати про нас, хри-стиян, людина, котра сповідує іслам. Чи може вона, огля-даючи Париж, Київ або Нью-Йорк, сказати: «Це христи-янське місто»? Чи пізнає вона у нас християн? Чи не зда-сться їй, що наша цивілізація, цивілізація, котру ми нази-ваємо християнською, просто стала безсилою і потроху згасає, відходячи на перифірію історії?
У нашому житті забагато розділень. І це є спокусою для ісламського світу. Мусульмани не розуміють, як віра може бути відокремлена від способу життя. Вони не розуміють, чому у країні з давньою християнською традицією діти не поважають батьків, а величезна кількість шлюбів розпа-даєтьтся. Не зрозуміло мусульманам і те, чому церковне життя християн нерідко визначають національні інтереси.
Виклик ісламського світу полягає в тому, що вони вважа-ють наші держави та суспільства атеїстичними.
Яким чином ми можемо відповісти на цей виклик? На мою думку, ми маємо перш за все усвідомити, що стоїмо перед дилемою: або ми засвідчимо, що наша віра є живе життя, або лице світу стане іншим і так звана християнська цивілізація буде знищена новітніми варварами.
Атеїст або агностик завжди лишиться переможеним релігійною людиною. Адже остання живе заради того, що перевищує її власне буття, а людина, що відкидає Боже буття, живе заради себе. Мені боляче це казати, однак більшість людей, що називають себе християнами, живуть сьогодні переважно цінностями «приватного життя». Вони намагаються зробити з вчення Христа, з вчення, що є «зведений на землю вогонь», як сказав Сам Господь (Лк 12:49), мертву сукупність правил поведінки, тобто су-купність заборон та побажань.
Однак будь-яка «моральна система», якою б довершеною вона не була, не може бути рівноцінною живому релігійному досвіду. І спасти світ від примусової ісламізації може лише об’єднання та релігійне відродження христи-янського світу.
На завершення я хотів би сказати, що маю на увазі не лише символічну відбудову храмів, але і відновлення об-щинного життя, відродження християнської родини, воцер-ковлення культури, відмову від націоналізму. Націоналізм тлумачить буття Церкви як «національну спадщину». Однак Бог став людиною, аби ми жили Його життям, а не для того, щоб у християнських народів з’явилася якась «куль-турна спадщина». Отож ми маємо забути про принцип церковного відокремлення за національною ознакою. Помісна Церква, про яку так багато йдеться останнім часом з уст націоналістів, це не Церква, члени котрої зібрані за певною національною ознакою. Це Церква певної території, де зібрані усі вірні — незалежно від національного або соціального походження. Адже у Христі Іісусі немає ані еліна, ані іудея.
Василий Анисимов, референт Предстоятеля УПЦ:
Православие — именно та вера, которая говорила, что ни-какие идеи, никакие цели не стоят слезинки ребенка. На-ша религия всегда утверждала, что нет ничего выше че-ловеческой личности. Мы же сейчас столкнулись с такой силой, которая ни во что не ставит ни личность, ни сле-зинку ребенка…
Канонические, берущие истоки из древности, религии объединены общей заповедью «Не убий». Отступают от нее сектанты и раскольники. Как Бен Ладен, сам себя провозгласивший пророком и «мечем карающим», не име-ет никакого отношения к исламу, так и сектантские груп-пировки, отколовшиеся от Православия, не имеют с Ним ничего общего и, как правило, исповедуют религиозный экстремизм. Мы не говорим, что Филарет — это украинский Бен Ладен, но поведенческие стереотипы у них общие — вера в собственное избранничество. Филарет считает себя «данным Богом украинскому православию» и «духов-ным лидером нации», так и Бен Ладен считает себя «из-бранным орудием возмездия в руках Аллаха». Отсюда и религиозный экстремизм, захваты храмов, штурмы Киево-Печерской Лавры.
Православная Церковь никогда не исповедовала принци-пы религиозного экстремизма и насилия. Когда расколь-ники захватили Владимирский кафедральный собор и прозвучали призывы силой освободить его от боевиков, Блаженнейший Митрополит Владимир сказал евангель-скую фразу: «Бог не в силе, а в правде» — и не благословил насилие, не позволил во имя, казалось бы, благой цели поступиться христианскими принципами…
Террор в переводе означает «страх, ужас». Но апостол говорит, что Любовь побеждает страх, а боящийся несо-вершенен в любви. Христос есть та Любовь, что побежда-ет страх. Та Любовь, которую не одолеют ни врата ада, ни его слуги — зло и терроризм…
Владислав Дятлов. Бахчисарайское противостояние: хроника и анализ событий.