Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Интервью Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины

ИНТЕРВЬЮ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
БЛАЖЕННЕЙШЕГО ВЛАДИМИРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ

Первая тема, которой хотелось бы коснуться в беседе с Вами, Владыко, это юбилей 950-летия Киево-Печерской Лавры и пребывание в ней честных мощей Святого Апостола Андрея.
Со дня основания Киево-Печерской Лавры исполни-лось 950 лет. Перед лицом вечности это немного, но в сравнении с земной человеческой жизнью – срок боль-шой. Основанная по благословению Божией Матери Пре-подобными Антонием и Феодосием Печерскими и другими подвижниками благочестия, Киево-Печерская обитель стала колыбелью и школой монашества на Руси. Именно из Киево-Печерского монастыря отечественное монаше-ство заимствовало устав, традиции, образ молитвы и под-вижничества. Преподобный Антоний долгое время нес подвиги на Святой Горе Афон и получил благословение Божией Матери и благословение своего духовника на основание святой Печерской обители. Это – с церковной точки зрения. С точки же зрения общечеловеческой, Лав-ра положила начало всему тому, что составляет сегодня богатство нашей национальной истории и культуры. Мо-настыри всегда были центрами проповеди Слова Божия, помогали людям понять евангельскую истину и строить свою жизнь по принципам Евангелия. Монастыри были центрами благовестия, церковности и гражданственности, твердынями Православия и патриотизма. Монашество всегда было тесно связано с историей своего народа. Тот, кто приходил в монастырь, принимал эстафету истории не только общехристианской, но и своей национальной, вхо-дил в тесное общение со своими святыми соотечествен-никами. В монастырях они достигали вершин духовного совершенства, и, будучи Святыми Угодниками Право-славной Церкви, молятся о нас пред Отцом Небесным и помогают нам в деле духовного возрождения и спасения. Юбилей Лавры – великое событие. Свидетельство тому – приезд представителей всех Поместных Православных церквей, кроме Иерусалимской, в которой произошло из-брание нового патриарха и идет подготовка к его интрони-зации. Великим событием стало и прибытие в Лавру гла-вы Святого Апостола Андрея Первозванного, который на заре христианства освятил нашу землю своими стопами. Спустя две тысячи лет, вернулся, чтобы напомнить нам о том, что он проповедовал, стоя на месте нынешнего Кие-ва. Народ пришел, чтобы помолиться Апостолу и полу-чить духовную поддержку.

В 2000-м году на нашей земле побывали чест-ные мощи Святого мученика и целителя Пантелеи-мона, в 2001-м — Святого Апостола Андрея Перво-званного. Ожидается ли что-либо подобное в году 2002-м?
Год тому мы начали переговоры с патриархом Иеру-салимским Диодором о том, чтобы привезти в Украину часть Животворящего Креста Господня и чудотворную икону Успения Божией Матери, именуемую Гефсиман-ской. Дав свое согласие, патриарх Диодор обещал поста-вить этот вопрос у себя на Синоде. Но патриарх cкончался. Избран новый. Думаю, в ближайшее время мы продолжим переговоры, и упомянутые святыни прибудут в Украину, чтобы освятить нашу землю и дать возможность нашему народу приложиться к этим святыням.

Вы возглавляете ту самую кафедру, от кото-рой пошло на Руси Православие и под окормлением которой пребывают сегодня 90% наших православ-ных верующих сограждан. И это – вопреки имевшим место давлению со стороны структур власти и средств массовой информации. Такое может быть только от Бога. В дни торжеств многие ожидали, словно чуда, объединения православных конфессий Украины. Этого не произошло. Но, быть может, ситуация все-таки как-то изменилась?
Украинская Православная Церковь – это Церковь Апостольская. Свидетельство тому – факт проповеди в нашей земле Христовой истины Святым Апостолом Анд-реем Первозванным. Он фактически благословил в нашей стране христианство. Основав Греческую Церковь, от которой мы приняли христианство, он как бы вторично благословил нас. Верим, что нынешнее прибытие честных мощей Апостола – третье благословение. Наша Церковь — это Церковь Святого Равноапостольнкого князя Владими-ра, который сам крестился в Херсонесе и окрестил свой народ. Эта Церковь существовала, существует и будет существовать несмотря на все невзгоды. Эта Церковь не изменяла ни Христу, ни Апостолу Андрею.
Расколы терзали Церковь во все времена ее суще-ствования. Когда закончилась эпоха гонений на христиан первых трех веков по Рождестве Христовом, появились еретики и раскольники. Раскол — явление в истории и жизни Церкви не новое. Христиане пережили расколы. Первый произошел в 1054 году, когда Церковь подели-лась на Восточную и Западную. В XVI веке от Западной Церкви отделилось множество протестантских течений. Помимо этих расколов было и много малых. Все они сви-детельствуют, что люди, руководствовавшиеся одним Священным Писанием и одним Священным Преданием, одними традициями, не нашли в себе силы и мужества, чтобы сохранить единство. Раскол — это всегда горе. Это — грех, порождение гордыни человеческой. Богословие называет Церковь мистическим телом Христа. Расколы же наносят этому телу раны, раздирают одежды Христо-вы. Расколы — не от Бога. К сожалению, раскололось Православие и в Украине. Но я верю, что придет время, когда воцарится согласие, и мы сможем едиными устами и единым сердцем славить Бога.
Украина многоконфессиональная страна, хотя и традиционно православная. Как граждан одной страны, нас ничто не разделяет. Нас разделяют принципы веры и Церкви. Отношения между конфессиями разные. И если в других странах конфессии сосуществуют мирно, у нас такого мира подчас нет. После того, как коммунистический режим с его атеистической идеологией выколотили из душ человеческих все святое, образовавшаяся пустота требу-ет заполнения. Природа не терпит пустоты. Вот и запол-няют души людей. Кто чем попало. И самыми разными методами. Доходит до того, что души покупаются. Как-то ко мне подходят две женщины, которые исповедывались перед Пасхой и не получили разрешения священника на Причастие, ибо перешли в другую веру, «крестившись» в одном из кинотеатров. Будучи людьми православными и уже немолодыми, они искусились тем, что им дали по килограмму кофе. Теперь плачут: что делать? Так вот и наступают на нас другие конфессии. Каждый хочет вла-деть душами нашего украинского народа. Нужно иметь большое мужество, чтобы сберечь сегодня чистоту своих убеждений, верность Церкви, в которой нас крестили ро-дители.
Чтобы излечить болезнь раскола, которая мешает всем, необходимы терпение, надежда, вера. Нужно сна-чала достичь мирного сосуществования, чтобы перейти к настоящему диалогу. Но есть одна обязательная для все-го этого преамбула. Это — святые каноны, т.е. церковные правила, которые называются Апостольскими, и поста-новления Вселенских и Поместных соборов. Канонами нельзя пренебрегать. Они освящены веками. Церковь руководствуется ими уже две тысячи лет и будет руково-дствоваться в дальнейшем. Раскол ничем не лечится кроме покаяния и обращения к истинной церкви, где дей-ствуют таинства, просвещающие людей. Святые Отцы говорили, что грех раскола не смывается даже мучениче-ской кровью. Вопрос преодоления раскола в Украине – деликатный: речь идет о разделении или единении целого народа. Видя, что большинство православных остались верны канонической Церкви, сторонникам раскола следо-вало бы быть объективными и пожалеть людей, не тол-кать их к вражде. Ведь и церковный и гражданский закон призывает к мирному сосуществованию.

Как же случилось, что люди, облеченные высо-ким саном в канонической Поместной церкви, взяли на себя грех раскола, особо страшный для иерарха?
Патриотизм и национализм — не одно и то же. И там, где взяли верх людская гордость и националистиче-ские чувства, — там вышел вред. Бывшего предстоятеля Украинской Православной Церкви Денисенко, ныне име-нующего себя патриархом, можно обвинять и не обвинять. Но факты остаются фактами. И их никто не забыл. Когда на московском соборе Денисенко, тогда еще митрополиту Филарету, предлагали отойти от управления Церковью — на это имелись основания. Филарет дал согласие, обещал созвать собор в Киеве. Но приехал в Киев, и все резко изменилось. Он не сдержал клятвы. И Филарета неодно-кратно спрашивали, будет ли так, как он обещает. Он ска-зал: «Я тоже человек верующий и хочу спасения и сделаю это». Но как показало время, сделал совсем по-другому и фактически создал раскол. Вот почему последовавший затем собор в Харькове принял решение сместить Фила-рета с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви. В 1992 году он создал новую организацию, так называемый «Киевский Патриархат» — со всеми выте-кающими отсюда бедами для Церкви, народа и государст-ва. Московский и Константинопольский Патриархаты ве-дут теперь по этому поводу, при участии представителей УПЦ, переговоры. К участию в них приглашались и пред-ставители «Киевского Патриархата» и Украинской Авто-кефальной Православной Церкви. Переговоры идут очень трудно, но, слава Богу, они есть. И это вселяет надежду.

Что же движет лидерами раскола? Ведь у них действительно нет народной поддержки.
Они понимают это, но им хочется добиться призна-ния любой ценой. И они штурмуют Константинопольского патриарха Варфоломея, который имеет первенство чести, но не первенство власти и, согласно канонам, не может вмешиваться в дела другой церкви. При вмешательстве в наши церковные дела какой-либо другой из церквей мо-жет возникнуть раскол уже не местный, но вселенский. Идеологи раскола должны понять, что нельзя переносить на Церковь политику, националистическую тенденцию. Православная Церковь в Украине — многонациональная. Когда же говорят о борьбе за национальную церковь и одновременно дают простор африканским проповедни-кам, — это что-то несовместимое. Своей родной Церко-вью нельзя пренебрегать.

Многие уверены, что Вы целиком зависимы от Москвы. Каково истинное положение вещей?
За год до того, как наша страна стала самостоятель-ной, на Поместном соборе Русской Православной Церкви, куда входит и епископат УПЦ, и епископат тех стран, где присутствует РПЦ, Украинскому экзархату было дано на-звание Украинской Православной Церкви и автономия, т.е. независимость и самостоятельность в управлении. У нас есть свой Священный Синод, все вопросы решают наши Соборы. Позднее собор в Москве подтвердил, что автономия УПЦ – широкая, ибо автономные церкви не имеют своего Синода и не поставляют себе епископов и др., как это делаем мы. Мы духовно поддерживаем связь с РПЦ как Матерью-Церковью, без которой в будущем проблема автокефалии не может быть решена. Имея ду-ховную связь с РПЦ, мы не подотчетны Патриархии, но молитвенно крепим наше единство. Через Русскую Цер-ковь мы связаны со всеми другими Поместными Право-славными Церквами. Сегодня стоит вопрос о полной не-зависимости УПЦ, т.е. автокефалии. Но самого слова «автокефалия» наши люди уже боятся. Так много принес-ли вреда расколы. Когда я приезжаю в епархии, мне люди говорят: «Вы хотите Патриархат? А мы хотим оставаться такими, какими были». Будем надеяться, что там, где лю-ди не могут справиться, там все устроит Господь. И будет единая Церковь в Украине. Об этом мечтаем, об этом молимся.

Кажется, нет большего счастья, чем родиться в стране, которая сберегла Апостольское христи-анство. С этим не сравнится ни торжество госу-дарственной независимости, ни какие-либо земные блага. Но почему мы сегодня это сокровище так легко размениваем? Уже столько сектантов и сата-нистов…
Люди сегодня мало думают о вечности, о временной земной жизни и о будущей бесконечной жизни. Если бы мы думали об этом, были бы более человечны. И все было бы по другому. Враг видимый и невидимый ополча-ется против нашей Церкви за то, что она наибольшая в Украине. И хочет разделить. Если Бог соединяет нас, то враг — разделяет. Думаю, все помнят неоднократные слова Бжезинского о том, что пока в Украине будет Рус-ская Православная Церковь, Украина не будет независи-мой и самостоятельной. Враг боится единства Церкви. И связывает его с тем, с чем его нельзя связать. Увы, нас законно укоряют в том, что мы мало работаем с людьми, и нашу инициативу перехватывают другие проповедники. Но за долгие 70 с лишним лет, когда у нас были связаны руки и ноги, мы не имели права ни на что, кроме соверше-ния богослужений, да и то лишь только в храме. И теперь не так просто наладить наше социальное служение, хотя мы стараемся прилагать все усилия и у нас есть некото-рые успехи. Мы не имеем также навыка проповеди в больницах, тюрьмах, домах престарелых, хотя делаем сегодня и это. Этого далеко недостаточно. Проблема у нас и с кадрами. Открылось сразу много приходов, и не-обходимо было направить в них священников, недоста-точно подготовленных. Люди просят возобновить бого-служение в храме, и если не дать им священника, его место займут другие проповедники. Нас это, конечно, не оправдывает. У нас нет традиции прозелитизма — обра-щения человека из одной веры в другую – что так активно применяется другими конфессиями.

Хотелось бы дожить до того времени, когда государство выделит средства на содержание священников в армии, тюрьмах, больницах, право-славного телеканала… Ведь пожертвований про-стых людей на все это не хватит.
С Вашими пожеланиями нельзя не согласиться, ибо они отвечают потребностям дня. Что же касается помощи государства — Бог с ней с помощью — мы обойдемся и без нее. Лишь бы не мешали. Я благодарен Президенту и Правительству, что они понимают все проблемы Право-славия и других конфессий. Где возможно помогают. Мно-гое зависит и от того, что в государстве до сих пор нет настоящего закона о религии, который коснулся бы и цер-ковного имущества и церковных зданий, чтобы церковь могла использовать их по назначению. Церковь до сих пор не имеет юридического статуса. Но шаги к этому уже есть. Надеемся, что в будущем будет взаимопонимание госу-дарства с церковью. Особенно с Церковью традиционной, Андреевской, Владимирской, Церковью Поместной. Поме-стная церковь — та, которая существует в том или ином месте. Если она законная, она и является поместной. Су-ществует на своем месте по Божией воле и эту волю ис-полняет, придерживаясь церковной дисциплины.

С западной цивилизацией к нам пришли не только жевательная резинка и пиво в жестяных банках, но и мораль, признающая за человеком право даже на содомский грех. Каковы же подлинные права человека?
Один из величайших даров Божиих, которые дал че-ловеку Творец — это свобода воли. Бог никогда ее не нарушал. Господь призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая умиротворение. И приходящие к Богу могут на собственном опыте убедиться, что это Свое обещание Господь всегда исполняет. Заповеди Божии начинаются словами: «Если хочешь спастись, то…». По-следние являются еще одним свидетельством того, что Господь не неволит человека. Но людские пороки попи-рают священный Божественный дар и уродуют самого человека, носящего в себе образ Божий. Отсюда и пословица: «Дай сердцу волю — заведет в неволю». Потому-то Церковь и старается разъяснить людям: что человек должен делать, а чего — нет. За что человек получает награду, за что несет наказание. Жизнь так устроена, что наказание дается человеку еще на земле — для вразумления и исправления самого же человека. А в жизни будущего века совершится полное и нелицемерное воздаяние человеку за все его дела на земле. Господь оградил житейское море законом, как обычное море — песком. И благо тому, кто этот закон познал и руководствуется им. Хуже тому, кто, зная этот закон, отвергает его.
Церковь прилагает все усилия, чтобы помочь делу воспитания людей в духе христианства. Церковь помогает человеку быть более человечным и достигать совершен-ства. Но искажение того, что есть в Церкви, часто подры-вает авторитет церковных постановлений в отношении молитвы, богослужений, поста, почитания святых икон. Церковь поклоняется Богу в духе и истине. Но поскольку мы духовно-телесны, то призваны, по Апостолу Павлу, служить Богу и душой и телом. Таким образом, существу-ет как внутреннее, так и внешнее поклонение Богу. Даже Моисей, давая заповедь о создании скинии, повелел уст-роить изображение Херувимов. Так положено было нача-ло внешнему богопоклонению.

Как бы Вы могли прокомментировать происхо-дящее сегодня в ряде стран узаконение самоубий-ства?
Самоубийство, эвтаназия (благосмертие), как и аборт, и клонирование — это вмешательство в дела Бо-жии. Допущение и узаконение этих вещей — дело бого-противное. Получив душу от Бога, человек должен отдать ее тогда, когда этого потребует Господь. Каждый человек, хотел бы он того или нет, несет свой жизненный крест. Существует так называемая теория «страдания материи». Мучение материи есть необходимое свойство бытия, ибо оно знаменует собой переход материи в другое, просвет-ленное состояние, как говорит об этом святой апостол Павел (см. 1 Кор. 15, 53-59). Маковка дает хорошее зерно лишь полностью высохнув. То же происходит и с челове-ком. Тело должно дозреть. Когда страдания очистят нашу оболочку — наш дух готов к переходу в вечность.

Наблюдая недавние события в Сербии, Македо-нии и Курдистане, задаешься вопросом: разве Гос-подь поручал ООН или НАТО решать судьбу целых народов?
Человечество подвластно только Богу и так будет всегда. Но у некоторых есть искушение всех объединить, сделать одинаковыми и подчинить. Славянские же наро-ды, по преимуществу православные, терпели, как показы-вает история, больше всех. Их Церковь стараются осла-бить, разделить, а если возможно, и изгнать. Это не Бо-жие дело. Жаль, что люди страдают. И не все понимают, что судьба каждого народа переплетается с судьбой Церкви.

Если мы ничего не изменим, не спасем веру, не выполним нашего предназначения, нам осталось всего несколько десятилетий… Не стоит ли сейчас всем об этом задуматься?
Об этом нужно думать постоянно. Ибо уклонение от Божественной истины, данной человеку четко, доступно, просто, ясно и на все века, приводит к негативным ре-зультатам. Политики должны осознавать, что и к чему может привести. Думаю, Господь вразумит нашу страну вернуться к истине Христовой. Расцвет без духовности — невозможен.

Интервью вел В. Цендровский