КИЕВ. Дмитрий Скворцов. Что стоит за «повышением в звании» экзарха Фанара на Украине
Синод Константинопольского патриархата повысил в сане своего представителя (экзарха) на Украине с архимандрита до епископа.
Эксперты разного рода ресурсов, приветствующих деятельность Константинопольского патриархата на Украине (к примеру, финансируемого госдепом США «Радио Свобода»), поясняют это повышение неким переходом отношений между Фанаром (греческий квартал в Стамбуле с населением в полторы тысячи человек, в пределах которого и действует в Турции Вселенский патриархат) и ПЦУ на новый уровень — уровень«стратегического партнерства».
Но если это так, то почему сразу же после образования ПЦУ уровень представительства Константинополя снизился и численно, и представительски? Ведь еще до т.н. Объединительного собора ПЦУ в Киев были назначены Варфоломеем целых два экзарха. И оба — епископы. Получается, по логике нынешних экспертов, их замена на одного всего лишь архимандрита явилась переводом отношений с «украинской церковью» на более низкий уровень?
И почему этого архимандрита повысили в звании только сейчас, а не «в связи с назначением»? Как нам поясняют, потому что ПЦУ представляла собой для Фанара «нестабильного партнера»: «Период становления ее, что называется транзита власти от Филарета к Епифанию — был периодом нестабильности. Переходы приходов, сопровождавшиеся конфликтами со стороны силовых структур УПЦ МП (sic!), казус Филарета, притирка епископов из разных церковных групп и внутренняя борьба за влияние — все это объективные процессы, которые отражались на развитии событий».Сейчас же, мол, «кризис с Филаретом преодолен, первая волна переходов закончилась, внутренняя ситуация в ПЦУ стабилизировалась, поэтому как раз самое время развивать стратегические партнерские отношения».
Но так ли это на самом деле?
Начнем с самого назначения нынешнего экзарха в Киев в январе 2019 г. — вскоре после проведения Объединительного собора. Почему были отозваны предыдущие экзархи-епископы? Очевидно, потому, что не смогли обеспечить ни участие в соборе единственной канонической церковной структуры на Украине — Украинской православной церкви (что придавало бы ПЦУ хотя бы видимость легитимности), ни победу выгодной как для Фанара, так и для Порошенко кандидатуры винницкого митрополитаСимеона — единственного правящего епископа УПЦ, принявшего участие в съезде. Фанар рассматривал его как предстоятеля, который, возможно, мог быть более-менее воспринят мировым православием. Порошенко же видел в своем давнем сообщнике фигуру, через которую можно будет руководить «карманной церковью» в случае победы на президентских выборах 2019 г. (во имя которой, собственно, и была затеяна вся история с томосом).
Однако бывший агент КГБ с позывным «тов. Антонов» (Михаил Антонович Денисенко, до 1992 г. служивший митрополитом Киевским и Галицким Филаретом) в тот момент всех переиграл. Путем жесткого шантажа всех остальных участников собора — от Порошенко до кураторов от Фанара — он пропихнул своего ставленника Сергея Думенко(митрополита Епифания). Это спустя несколько месяцев последний предаст своего патрона, а тогда его назначение рассматривалось как провал задуманного.
Однако наступила ли в украинском православии описываемая нам стабильность? Преодолен ли «кризис с Филаретом»? Закончилась ли«первая волна переходов из УПЦ в ПЦУ»?
Экзарх Вселенского патриархата в Украине Михаил (Анищенко)
Не станем описывать начальную стадию войны Денисенко с Думенко, продолжавшуюся всю вторую половину «триумфального для украинского православия» 2019 г. Все интересующиеся вопросом помнят войну за киевские храмы и монастыри (достаточно сказать, что кафедральный Владимирский собор и сама резиденция на ул. Пушкинской так и остались у Денисенко), перекрытие финансовых потоков для ПЦУ (Денисенко и верные ему люди владели правом подписи, счетами и прочими банковскими реквизитами), экстренная штамповка Михаилом Антоновичем новых епископов вместо перешедших в ПЦУ и даже драки с участием «священнослужителей» прямо в храмах (как это было в Одессе). Обратимся к хронике т.н. года стабильности.
В этот год возрожденный Киевский патриархат Филарета перешел от контратак на ПЦУ к наступлению по всем фронтам, в т. ч. — и на прямое начальство якобы автокефальной украинской церкви. Ведь подчиненность ПЦУ Фанару прописана как в «томосе об автокефалии», так и в ее уставе.Фанар же давно уже не скрывает своей прямой зависимости от госдепартамента США и «глубинного американского государства», в настоящее время ассоциирующегося с Демократической партией США.
С открыто воинственным месседжем в отношении указанных структур выступил епископ Харьковский УПЦ-КП, что, учитывая статус второй по значимости кафедры, не могло совершиться без ведома патриарха Филарета.
Весьма квалифицированно обличив на волне «пленок Деркача» коррупционное нутро Порошенко и Байдена, представитель Киевского патриархата указал тем самым на первородную причину порочности их творения — ПЦУ: «Тот же Байден или бывший директор ЦРУ Помпео в украинском церковном вопросе принимают непосредственное участие: создание ПЦУ-СЦУ; введение на суверенную территорию Украины зарубежной церкви (так называемого Константинопольского патриархата, который непосредственно курируется госдепом США)».
Как видим, и Константинопольский патриархат у них уже «так называемый», и кураторство ЦРУ и госдепа — уже нечто негативное. А ведь не прошло и двух лет, как тот же патриарх Филарет расшаркивался в госдеповских кабинетах, испрашивая канонического признания своего патриаршества.
Далее Киевский патриархат выкладывает «Интересные факты характеризующие «доброго христианина» Джозефа Байдена»: «17 октября 2015… Джо Байдену была вручена высшая награда Константинопольского патриархата… Многие известные православные священнослужители выразили возмущение тем, что такая высокая награда будет вручена члену вашингтонской администрации, который последовательно выступает в поддержку АБОРТОВ! …То есть, по мнению Константинопольского патриархата, заявленная позиция Байдена за убийство нерожденных детей является именно традиционной в христианстве, и подобные убийства для человеческой расы — абсолютно нормальные и обычные дела. Ну, для Константинопольского патриархата подобные выкрутасы это норма. Чего не сделаешь ради влияния и денег».
В то же время сам Филарет «призывает Божие благословение» на противника Байдена республиканца Трампа, прося действующего президента, чтобы госдеп «не вмешивался в чисто внутренние религиозные украинские дела, поддерживая лишь одну из конфессий»: «Мы хотим, чтобы в Украине все конфессии и религии развивались так свободно, как в США». И как руководителя страны, «которая всегда стояла на защите свободы религий», Денисенко ищет поддержки Трампа в борьбе за «права верующих Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата принадлежать к той Церкви, которую они сами определили».
Возвращаясь же к «посланию» харьковского епископа Киевского патриархата, обратим внимание на заключительный пассаж – касающийся непосредственно предстоятеля ПСУ: «Мы видим, что премия Афиногора вручается далеко не за приверженность христианским идеалам, а как вознаграждение или взятку людям нужным и полезным. Например, как это было с новоизбранным предстоятелем ПЦУ-СЦУ в Украине митрополитом Епифанием в прошлом году. Никакой его заслуги в защите христианских ценностей и близко не было. Однако премию получил…
Это просто «спасибо» за «правильное» поведение. Как тому Иуде. Хоть 30 сребреников, но дали. И тот, и другой — взяли».
По данным «Известий в Украине», гораздо больше, нежели 30 сребреников (а именно — $25 млн.), взял от Порошенко за томос Варфоломей. Не это ли имеют в виду в Киевском патриархате, говоря о «нормах поведения» на Фанаре и «выкрутасах», «какие только не сделаешь ради денег»?
Но и столь железобетонные аргументы не являются гарантией стабильности, в которой нас пытаются убедить. Факты говорят об обратном. Так, один из самых харизматичных иерархов ПЦУ митрополит ЛуцкийМихаил (Зинкевич), лишь под давлением Порошенко снявший на Объединительном соборе свою кандидатуру на предстоятельство, спустя двадцать месяцев после формального перехода в ПЦУ по документам так и не перевел из Киевского патриархата в новую структуру свой кафедральный собор и главный монастырь епархии. Не раскладывает ли таким образом Зинкевич яйца в разные корзины, дожидаясь скорых итогов правления в Киевском патриархате 92-летнего Денисенко? Если, конечно, не удастся к тому времени «сковырнуть» из ПЦУ Епифания (Думенко), еще со времен «деда» презираемого всеми иерархами как недостойного баловня судьбы. Хотя сам патриарх Филарет утверждает, что именно митрополит Епифаний ждет его смерти.
Впрочем, что там регистрация объектов на местах, если сама ПЦУ по состоянию на 2020 г. не значится в Минюсте в качестве правопреемницы Киевского патриархата (https://cutt.ly/tgpEe3e) — со всеми вытекающими последствиями, касающимися возможных конфликтов по объектам собственности.
Вот и получается, что вместо залечивания раскола Варфоломей с Порошенко устроили не только раздрай между «истинно национальными церквами», но и заложили все основания для усугубления конфликта.
А что касается «окончания первой волны переходов общин УПЦ (МП) в ПЦУ», то можно ли вообще называть волной 0,7% общин (около 90 из более чем 12 000)? Учитывая, что в ПЦУ перешли общины (в основном на западе Украины), которые давно психологически были готовы к уходу из «Московской церкви» и ждали хотя бы видимости каноничности для «поместной церкви», потенциал для таких переходов был исчерпан в первые же месяцы 2019 г. Дальше возможны были только насильственные переводы. И в массовом порядке они прекратились, как только к власти пришел человек, «равноудаленный» от религий.
Так не для того ли, чтобы власть наконец прислушалась к «правильным советам», и повышен «авторитет смотрящего по Украине»?
https://www.2000.ua/v-nomere/derzhava/realii/chto-stoit-za-povysheniem-v-zvanii-jekzarha-fanara-na-ukraine.htm
КИЕВ. Дмитрий Скворцов: Зеленский уже и марсиан вовлекает в Минский процесс