КИЕВ. Митрополит Антоний (Паканич) рассказал, как человеку должно преобразиться.
Для того чтобы верно понять значение праздника Преображения Господня, нужно прежде всего разобраться в себе: «Кто же я на самом деле? Чему должно преобразиться? О каком преображении говорил Господь?»
Каждый человек состоит из трех компонентов: он есть вместе дух, душа и тело, представляя собой нечто среднее между миром духовым и материальным.
«…Живое существо – видимое и невидимое, временное и вечное, земное и небесное, касающееся Бога, но не постигающее, приближающееся и далеко отдающее», – говорил свт. Григорий Богослов.
Благодаря физической природе мы осязаем, дышим, слышим, ощущаем, чувствуем. Помимо этой полноты чувствований человек обладает высшей способностью ощущать Бога: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли…» (Деян. 17:27).
В нас есть, кроме человеческого, и Божественное, образ Божий – это наша душа, произошедшая от Бога. Душа – средство общения человека с Богом, а следовательно, способ познания Его.
Дух же – это дуновение Божие в нас, которое ценнее всего для человека, и именно духом мы возгораемся и стремимся к Всевышнему. Дух выступает за пределы человеческого разума и человеческих возможностей.
Безусловно, Бог самодостаточен и Ему ничего не нужно от нас. А у нас ничего нет вне Бога. Мы нищи и наги.
Дух – искра Божия, искра благочестия в нас, которая жаждет прорваться сквозь греховные оковы и слиться с единым пламенным Божественным потоком, вернуться к своему Первоисточнику, Высочайшему благу, ведь с Ним душа жаждет полного единения.
Так достигается обожение.
Шанс
Обожение – единственный шанс для нас стать новым человеком, бессмертным.
Обожение – это не принудительный закон для всех, не обязательство души перед Богом, а личный выбор каждого человека, наделенного нравственной свободой.
Господь, преисполненный света, добра и любви, дал и нам возможность стать делателями добра. Добро не просто посеяно в нашу природу. Нам его нужно сознательно возделывать, выходя к свету, удаляясь от тьмы. Подобное самовоспитание и совершенствование, подражание Богу приводит к обожению.
Дух и плоть даны человеку, чтобы духом прославлять Творца и стремиться к Нему, а плотью страдать и болеть, и именно страданиями предохраняться от превозношения и надмения, чтобы помнить, что человек одновременно «велик и низок, наследник света и тьмы, небесный, но и земной, бессмертный, но и временный» (свт. Григорий Богослов).
Христос стал всецело человеком: с плотью и душой, разумом и сердцем, чтобы спасти всего человека от смерти. И образ спасти, и плоть обессмертить. Поэтому и преображение касается не какого-то одного аспекта, а включает в себя все три уровня, которые и делают его полным: дух, душа и тело.
Обожение, или преображение, возможно только во Христе, в райской обители нашей души. Все наши неровности выравниваются в Нем.
Преображение красотой
Как же мы преображаемся? Красотой.
Стремление к обожению – это стремление к наивысшей, совершенной красоте, которая есть Бог.
Душа тоскует по ней и ищет повсюду: в янтарном сиянии солнца на закате дня, в бескрайнем горизонте, в голубых облаках, в очертании гор, в звуке волн, в полевых травах, в тишине, в других людях, порой приукрашивая их достоинства, в быту.
Ведь, украшая себя или пространство вокруг, мы зачастую не осознаем, что все эти действия могут быть глубинным откликом души на совершенную красоту, ее стремление хоть к малому, частичному, преображению. Это вечный, неистребимый, ничем не заглушимый и ничем другим не утолимый зов.
Истинная красота требовательна. Если раз почувствовал ее прикосновение, присутствие, голос, то уже не можешь ее забыть, отмахнуться. Красота требует от тебя ответа, отдачи, перемены. Не зря «красота» с греческого – вызов.
К прекрасному стремились все святые. В сохранившихся письмах свт. Григория Богослова, где он постоянно упоминает то одних, то других друзей, мы можем найти следующее уточнение: «Когда называю кого-то друзьями, то разумею людей прекрасных, добрых, соединенных со мной узами добродетели…».
Рекомендуя же своих друзей кому-то, святой добавлял: «Григорий подлинно любитель всего прекрасного».
Совершенная красота есть Истина. Совершенная красота преображает человека, становясь точкой встречи души с Богом.
Записала Наталья Горошкова
КИЕВ. Девять иерархов УПЦ удостоены санов митрополита и архиепископа
КИЇВ. Предстоятель розповів, коли перехід у вічність може стати приємним