16.06.2006. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Краеведы продолжают делать новые открытия в исследовании Присамарья
В своем труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии», мимоходом, епископ Феодосий (Макаревский) упоминает слободу Ревовку. Названия хуторов и слобод в те времена давались в честь осадчих — их основателей. А поскольку это были земли «запорожской вольницы», заселяли их преимущественно казаки. Возможно, тот хутор, а потом и слобода, названы именем какого-то Ревы. Известно, что слобода принадлежала к Самарской паланке и что в 1745 году в ней имелась церковь. А также то, что таких слобод с церквями в Самарской паланке было три: Новоселица, Камянка и Ревовка. Слобода Новоселица в документах и описаниях за этот период нигде не значится. Впервые говорится о ней в воспоминаниях долгожителя Никиты Леонтьевича Коржа (1731-1835), который сообщает, что Новоселицей по распоряжению губернского начальства после ликвидации Сечи (в 1775 году) было названо поселение Самара. То есть в перечне должна стоять не Новоселица, которой в 1745 году еще не было, а Самара, Камянка и Ревовка. Ведь в Самаре была построена первая церковь на Запорожье и Присамарье, и существовала с незапамятных времен. Есть и еще одно упоминание о церквях в нашем крае: «В 1767 году в Старокайдакской наместии числилось девять церквей, три из них в Самарской паланке: местечка Старой Самары — Покровская церковь, Камянки —Преображенская и Самарчика — Троицкая». С этого периода документы говорят, что вместо Ревовки появилась слобода Самарчик, поселение, с которого начинался современный Новомосковск. А что же случилось с Ревовкой? Возможно, ее постигла та же участь, что и город Новый Кодак в 1709 году, после того, как гетман Иван Мазепа отказался поддержать Петра I в его войне со Швецией. Вот как описывает эти события днепропетровский исследователь В. Старостин в книге «Столиця степового краю»: «У квітні 1709 року Яковлев із двома полками піхоти i драгунами… приступом узяв прикордонну фортецю Переволочну i рушив на Низ… ідучи землями Запоріжжя, полковник Яковлев «по-ворожому діяв», тобто руйнував та грабував зимівники та села, страчував непокірних i висилав уцілілих. Під час ціеї акції загинуло i найбільше містечко Вольностей — Новий Кодак. Наслідки були жахливі – населення перегнали до Новобогородицької, а містечко спалили». Таким образом, можно сказать, что приблизительно до 1767 года вокруг Троицкой церкви (знаменитый казацкий собор в Новомосковске) существовала слобода Ревовка. С 1767 года и до 1794-го — Самарчик с некоторым неопределенным статусом «Новоселицы», очень непродолжительное время — Новоселовка, а с 1794 года — Новомосковск, переведенный от Богородицкой крепости (Новомосковска I ). До наших дней он уже не менял своего названия. Вот так, благодаря трудам, любознательности и высокой ответственности Екатеринославского архиепископа Гавриила (Розанова), записавшего воспоминания Никиты Коржа, и епископа Екатеринославского и Таганрогского Феодосия (Макаревского) стало возможным пролить свет на очень маленькую проблему в изучении нашего Присамарья, а именно историческую судьбу города Новомосковска.
Диакон Георгий Скубак
16.06.2006. ЛУГАНСК. В епархию прибыла икона Чернобыльский Спас