Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов: Над пропастью во лжи

Беседа директора радиостанции «Радонеж.ру» Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым

– Василий Семенович, религиозная обстановка на Украине сегодня не просто тревожная, а взрывоопасная. Нагнетается антиправославная истерия, организовываются захваты храмов, того и гляди насилие захлестнет страну. Как ты оцениваешь сложившуюся ситуацию?

– Она представляет собой гигантский клубок, сотканный из беззакония и лжи. Причем лгут все: и Стамбул, и президент, и расколы. Эта ложь агрессивна, наступательна, само государство в лице президента, парламента, местных органов власти стало ее орудием. Я уже не говорю о СМИ, которые шельмуют УПЦ с утра до вечера. Есть элементы экзальтации, поскольку все это происходит в режиме «предвыборных конвульсий», как сказал один политик. Беда заключается в том, что Православная Церковь оказалась беззащитной от произвола. Ни прокуратура, ни суды, ни «общественное мнение» Европы, частью которой мы являемся, и не думают ее защищать от беззакония. Если бы власть так поступала по отношению к иудеям или протестантам, правозащитный вой стоял бы до небес. А православные – разрешенный объект для битья.

– Судя по всему, президент Петр Порошенко крепко оседлал религиозную тему как предвыборную. Ездит по регионам, проповедует перед телекамерами у стен храмов, объявляя стамбульский томос, который он привез, равнозначным чуть ли не акту о независимости Украины. Он действительно так воспринимается?

– Я думаю, не только Украина, но и весь демократический мир впервые с подобным сталкиваются. Ведь Церковь отделена от государства и находится вне политики. Однако социально-экономическая катастрофа, до которой довели Украину нынешние правители, не дает им шансов остаться при власти, поэтому они цепляются за томос, как за соломинку. Вся эта церковная афера под выборы и планировалась, поэтому и гнали расколы в хвост и гриву, чтобы успеть. Макарий Малетич взывал, чтобы хотя бы показали устав будущей Церкви, Филарет – чтобы какие-то епархиальные собрания проводили, делегатов на объединительный собор избирали и уполномочивали. Всех заткнули, гнали лошадей через пень-колоду, чтобы томоснуться к началу выборной кампании.

Всех, конечно, считают набитыми дураками. Вот в Житомире после пламенной проповеди президента филаретовский «архиерей» обращается к людям, мол, подходите по очереди к томосу, вы не поймете, что в нем написано, он на греческом, но можете приложиться. И все подходят, прикладываются, как к амулету.

– А разве нет перевода?

– Конечно, есть. Могли бы, как исстари повелось, всенародно зачитать томос, но этого не делают, чтобы не смущать людей. Всеми, кто умеет читать, он справедливо оценен «филькиной грамотой» – набором несуразиц и белиберды, где «дарование» свободы, независимости и самовозглавления (автокефалии) строго обусловлено зависимостью (по 10 пунктам), несвободой (во всем существенном) и владычеством Стамбула (признание Константинопольского престола своим главой). Это образчик древнего велеречивого и хитрого «плетения словес» типа: мы вам даруем свободу и счастье, обеспеченные нашей неизреченной любовью, позволяющей вам в радости пребывать на установленной нами площади в шесть квадратных метров с решетчатым окном и круглосуточно. Не всякий и поймет, что это кабала.

Ярлык на княжение при Золотой Орде давал больше прав и свобод: признавай власть хана, плати дань и живи, как хочешь. Здесь же не только признание высшей власти в Стамбуле, но и принятие стамбульского Устава на всю жизнедеятельность, без прав его изменения, содержание надзирателей в виде «экзархов», та же дань от «ставропигий» и от окормления украинских диаспор не только в США и Канаде, но и во всех пределах. За святым миром – в Стамбул, за судебной справедливостью – туда же, прославление святых и прочие «важные вопросы» опять же решаются лишь при согласовании с Фанаром. Из всех ранее имевшихся у расколов свобод полностью неограниченной им оставили лишь одну – с томосом и бубном ходить по церквям и славить Петра Алексеевича.

– Патриарх Варфоломей свое, допустим, отхватил, но неужели расколы с их традиционной махновщиной так легко в кабалу пошли?

– Варфоломей бросил им кость: престарелых лидеров расколов – Михаила Денисенко и Николая Малетича – возвратил в их дораскольничье «состояние», т.е. восстановил в священнических санах, которые они имели в Русской Православной Церкви 30 лет назад. Как в знаменитой байке про императора Николая I, которому один придворный написал жалобу на офицера, выкравшего у него дочь, без разрешения родителей обвенчавшегося с ней и вступившего в брачные отношения. Государь поставил на жалобе резолюцию: «Офицера разжаловать, брак аннулировать, дочь вернуть отцу, считать девицей». Так и Денисенко с Малетичем (первый в свое время запретил в священнослужении второго) без покаяния возвращены в «девичество», не опороченное расколом. В санах, но без кафедр и титулов. Нечистый попутал – бывает.

Этим актом Стамбул засвидетельствовал, что никаких «святейшего Патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета» и «блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Макария» никогда не существовало, а были лишь порочные преступные самозванцы. Как и возглавляемые ими структуры никогда не были православными церквами. Людей же они вели не в Царствие небесное, а к вечной погибели. Ныне эти две самозваные структуры (филаретовская и автокефальная) и вовсе приказали долго жить – самораспустились. Поразительно, но расколы с энтузиазмом согласились на такую схему и саморазоблачились.

– А был другой путь?

– Конечно. Могли бы признать в «сущих санах», должностях, титулах, уставах и т.д. – какая разница, ведь вся стамбульская афера преступна изначально. Нет же, предпочли растоптать, распылить, «яко не быша». Расколы проглотили. А чего, спрашивается, вы с пеной у рта почти три десятилетия доказывали нам, обманывая народ и государство, что вы православны, законны, благодатны, ваши таинства спасительны и проч., а от тысячелетней канонической Украинской Православной Церкви вас отличает лишь отсутствие формального признания Константинополем? Типа, и Московский Патриархат, и другие Поместные Церкви такого признания тоже долго ждали. Но вас ведь не признали, а разогнали, причем в иезуитской форме – методом добровольного самороспуска. Митрополита Московского возвысили до патриарха, русскую митрополию – до патриархата, никто никого не распускал, устава не давал, саны не возвращал. Так что у раскола теперь другая проблема: тысячу раз солгавшим – кто поверит?

Впрочем, Варфоломей не мог поступить по-иному, поскольку сам до последнего времени клеймил наших раскольников богоотступными, преступными и призывал немедля вернуться с покаянием в спасительное лоно Церкви Христовой – в УПЦ.

– Но ведь и стамбульская схема тоже не была полностью реализована?

– Ее кардинально подпортил Филарет, отчего и случилась «жестокая» битва на «объединительном соборе» в Софии Киевской. Она длилась дольше Куликовской – 11 часов. И участвовавшие в сборище стамбульцы, и часть раскольников не единожды пытались разбежаться, не дожидаясь третьих петухов, собор пять раз висел на соплях, мог сорваться, но президент, что характерно, не вмешиваясь в церковные дела, героическими усилиями довел его до конца. И Михаил Денисенко, и Петр Порошенко объявили себя победителями, хотя боролись друг с другом. Президент, очевидно, потому, что не допустил Филарета к власти в ПЦУ. Представляя площади и миру Епифания, он даже потроллил оппонента: «До свиданья, наш ласковый Миша!» Ну, а Филарет – потому что протянул в руководители Сергея Думенко, своего оруженосца.

– Ну, а чем же Филарета не устраивал Стамбул?

– Там полагали, что, сняв с Филарета анафему, отвратив тем самым его от геенны огненной, 90-летний раскольник в знак благодарности не будет путаться под ногами, сольется куда-нибудь на дачу писать чекистские мемуары. Но 50 лет работы в КГБ, что называется, не пропьешь, и Филарет опять стал бузить. Для «чистоты аферы» стамбульцам надо было, чтобы создаваемую церковь возглавил кто-то из архиереев- тридцатисеребряников канонический УПЦ. Дабы из распущенных расколов каноническую структуру создавал канонический епископ и приводил самих раскольников в более-менее божеский вид. Таковых, несмотря на все усилия президента и СБУ, удалось притянуть на «собор» лишь двоих – Александра Драбинко и Симеона Шостацкого. Хотя планировали заарканить человек 20-30, которые и привели бы к власти креатуру президента – того же Симеона. Филарет дал бой и победил. Думенко стал руководителем ПЦУ, чем накликал дополнительные проблемы. Дело в том, что он был рукоположен Филаретом, уже отлученным от Церкви через анафематствование, а значит, он вообще не имеет никакого священнического сана. Об этом заявили в Элладской Церкви, а предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Савва вообще назвал его «несчастным светским молодым человеком». Отказался признавать ПЦУ Антиохийский Патриарх. Иерусалимский патриарх не только обсуждать тему признания, но и встречаться с президентом Порошенко не стал.

– Но сам патриарх Варфоломей принимает Думенко, служит с ним, вручает томос. А почему Макарий с Филаретом не поехали на вручение в Стамбул?

– На самом деле там тоже какая-то битва случилась. Ведь о дате подписания томоса Варфоломеем и членами Синода было объявлено за три месяца. Однако когда Президент с Думенко и массовкой прибыли, выяснилось, что, кроме Варфоломея, подписывать было некому. Поэтому грамоту и возили туда-сюда. Вся троица повязана одной ложью, одной аферой, поэтому они вынуждены принимать и поддерживать друг друга. Макарий объяснял, что не поехал на вручение в знак протеста против того, что Филарет не раскуколивается, не распатриаршествуется и не самораспускается. Автокефалы подозревают, что под видом создания ПЦУ просто укрепляется филаретовский патриархат, с которым автокефалы всегда боролись. Сам Филарет не поехал, видимо, из-за дурных воспоминаний. В 1992 году он уже ездил в Стамбул к Варфоломею за томосом и признанием, однако был задержан на таможне за провоз валюты контрабандой, едва не загремел в кандалах на невольничий рынок. Грянул скандал, Михаил Антонович, естественно, объявил себя жертвой провокации российских спецслужб, которые подло засунули ему под майку соболя и злато.

– Тем не менее Филарет нынче в фаворе, на отставника совсем не похож…

– Он сегодня вьет из власти веревки. Не выполняет стамбульских предписаний, продолжает свой кукольный театр, отказывается переименовывать раскол, объявляет себя действующим патриархом, у которого Думенко чуть ли не на посылках. Власть целый год носилась с ПЦУ, как курица с яйцом, а теперь Филарет, как мышка, может хвостиком махнуть, и останутся от президентской затеи одни скорлупки. Поэтому его всячески ублажают: присвоили звание Героя Украины, юбилей отмечают на всегосударственном уровне. Но не в коня корм, Филарет привык держать нос по ветру. Он в один день и Звезду от Порошенко получает, и Юлию Тимошенко на президентские выборы благословляет!

– А как в таких условиях создается стамбульская церковь?

– Никто никакой Церкви не создает, все это фейк и бла-бла-бла, придуманный под выборы равноапостольный подвиг «второго крещения Украины», осуществленный Петром Порошенко. Расколы провели с президентом «объединительный собор», на котором приняли решение самораспуститься и создать из своих общин новую стамбульскую церковь, с новым уставом, названием, новой регистрацией. Это лишь декларация и пустой пиар со слезами на глазах. В Украине церкви не имеют статуса юридического лица, поэтому они не могут ни самоликвидироваться, ни самораспускаться. Статусом юрлица обладают лишь общины, епархиальные управления и пр., из которых состоят эти церкви. Они-то и могут по желанию своих учредителей проводить собрания, самоликвидироваться, принимать новый устав, переименовываться, перерегистрироваться в общину новой стамбульской церкви. Но до сих пор ни одна из 500 автокефальных и 4 тысяч филаретовских общин этого не сделали, все, как были, так и остались общинами УАПЦ и УПЦ-КП. Зато всем властным миром, всем телевидением, всем погромным союзничеством боевиков набросились на общины Украинской Православной Церкви, которая ни в какое стамбульство и не собиралась переходить. Ежедневно то там, то там власти захватывают православные храмы, проводят собрания общины, несогласных выгоняют на улицу, остальных переводят в «новую церковь».

– Которая еще не создана!?

– Не создана, отсутствует в реестре, не зарегистрирована и, думаю, не будет зарегистрирована, поскольку стамбульский устав противоречит законодательству Украины. Ты видел, чтобы людей грузили на корабль, который не подогнали к причалу? У нас грузят. Для них главное не свое создать, а чужое разгромить и разрушить. Разрушить Церковь Христовую, Православную, верующих запугать, затерроризировать. Только и лялякают о том, как будут отбирать у православных их монастыри и храмы! Казалось бы, создавайте – никто не мешает – свою церковь, вдруг в ней, действительно, воссияет Божия благодать, так мы ведь сами в нее наперегонки побежим, без всяких собраний и перерегистраций. Для чего людей насильно в свою паучью банку запихивать?

– Как, по-твоему, будут развиваться события?

– Конечно, маховик произвола запущен, его непросто остановить. Народ Божий, как может и умеет, стоит в вере и правде. Православные священники, епископы показывают пример христианского мужества перед лицом клеветы, угроз и даже насилия. Труднее всего, конечно, Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, потому что он за всех в ответе. Какие новые испытания придумает власть – неведомо.

Патриарх Варфоломей упрекал Святейшего Патриарха Кирилла и всю нашу Церковь в том, что она не смогла раскол к уму-разуму привести. А сам-то смог? Чернила на томосе не успели высохнуть, а Филарет уже им подтерся, объявив, что никакой новой церкви ПЦУ не создано, а был и остается созданный четверть века назад старый, добрый филаретовский раскольничий патриархат, а он его патриарх. Скуфейку лишь недельку поносил и забросил, вновь напялив куколь московских патриархов. Так для чего людей дурить? О чем лили благодарные слезы свезенные к Софии раскольники?

Вместе с тем вся эта церковная афера показала, насколько прогнила наша власть и обслуживающая ее филаретовская верхушка, насколько они подлы и беспринципны. Для каждого пребывающего в расколе человека стало очевидным, что им врали и 25, и 10, и 5 лет назад, врут и сегодня. Ими манипулируют, на их горбу ползут к власти, их руками вершатся беззакония против Церкви Христовой. Может, через эту разоблачительную томосную историю Господь дает им возможность осознать свои неправды и вернуться в спасительное лоно своей тысячелетней Украинской Православной Церкви, Церкви-мученицы, Церкви своих дедов-прадедов. Иначе и они, а с ними вся наша несчастная держава, как 27 лет назад зависла, так будет висеть над пропастью во лжи.

– Спасибо за обстоятельную беседу!