СЕВЕРОДОНЕЦК. Архиепископ Никодим рассказал о единстве УПЦ и отношении верующих на востоке Украины к вмешательству государства в церковную жизнь
«В Северодонецкой епархии все спокойно, но люди встревожены». Эти слова владыки Никодима послужили поводом сделать с ним интервью, в котором архиепископ рассказал, как его паства относится к вмешательству государства в церковную жизнь и что помогает УПЦ хранить единство, даже когда Президент страны сказал верующим канонической Церкви «вам тут нічого робити».
– Ваше Высокопреосвященство, несмотря на изобилие различных официальных заявлений и комментариев, всегда интересно мнение о происходящем людей на местах. А происходит то, что вопрос религии в стране стал одним из заглавных. Государство создает угодную себе церковную структуру. А что с нашей Украинской Православной Церковью? Когда люди задают вам такие вопросы, что отвечает архипастырь на востоке Украины?
– Начну с того, что пастырское слово никогда не бывает простым, ответ не приходит легко и каждый раз заставляет испытывать глубокое чувство ответственности. Будь то один человек, который приходит за советом, или несколько сотен прихожан в храме на богослужении. Проповедуя Слово Божие и призывая к христианской добродетели, священник не может говорить общими фразами, какими-то шаблонами. Это непозволительно. Тем более сегодня люди очень встревожены. Из личного опыта скажу, что раньше к архипастырю приходили за советом по поводу работы, семейной жизни или взаимоотношений с окружающими, то теперь все чаще у меня спрашивают: «Владыка, что происходит? Что за церковные реформы проводятся в стране и как к ним относиться?». Как правило, лаконичным ответ не получается. Потому как от простого «все будет хорошо» беспокойство и тревога не пропадут. Разумеется, наша святая Украинская Православная Церковь была, есть и будет сильна в своих канонических устоях. Каким бы испытаниям и искушениям не подвергалось ее единство. Слава Богу, у нас есть мудрый Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, у нас есть многочисленное духовенство и верная паства!
– И людей это успокаивает?
– Людям надо говорить правду как она есть. Всю жизнь ходил человек в храм, участвовал в таинствах, а тут с экранов телевизоров ему говорят, что его Церковь уже якобы упразднена. Тут и самый спокойный возмутится! А потом, в добавок ко всему, еще и Президент скажет «вам тут нічого робити» и отправит прихожан канонической Церкви в соседнюю страну… Граждан Украины! Только потому что государство создает свою церковную структуру и, видимо, для избранных украинцев. Конечно же, в Киеве не видели и не знают, как в недалеком 2014 году в Северодонецке (нынешнем центре Луганской области) архиерей УПЦ призывал к благоразумию горожан, не поддаваться манипуляциям, а вместо флагов взять в руки молитвослов и молиться о мире. Но теперь на нас всех повесили ярлык врага, а по большому счету, мы стали просто игрушками в большой политической игре.
Сегодня, как и четыре года назад, свою паству я призываю к молитве и смирению. Единство познается в вере и послушании. И мы, священнослужители, остаемся верны своей присяге служить Господу и Его истине. Понимаете, Церковь — это хоть и один из институтов общества, но он не подвержен реформам государственной власти. Иначе каждый новый правитель страны будет «лепить» Церковь под себя, вмешиваться в межцерковную дипломатию. Разве нам мало этой нестабильности в светской жизни? Надо расшатать и жизнь церковную?
– Владыка, к вопросу о расшатывании ситуации. Северодонецкая епархия находится на территории бывшей АТО, сейчас ООС. Близость фронта постоянно дает о себе знать. Но все это время удавалось сохранять межконфессиональный мир, избегать церковного противостояния. В условиях создания поместной православной церкви в Украине что-то изменилось у нас?
– В последнее время с подобными вопросами ко мне часто обращаются журналисты различных СМИ. Хотят комментариев, оценок действий, вариантов развития ситуации… Я стараюсь воздерживаться, потому как все, что нам сейчас нужно, — это молиться о мире и делать все возможное для его наступления. Слава Богу, пока в Северодонецкой епархии все спокойно. Жизнь приходов идет своим чередом. Люди сами говорят, что нам в воюющей области хватает одного фронта, церковный «фронт» ни востоку Украины, ни стране в целом точно не нужен. Более того, верующие заявляют, что если и будет образована новая церковная структура, то ходить туда они не будут. Это позиция верующих людей, и с ней нужно считаться.
– Позиция священнослужителей Северодонецкой епархии четко отразилась в недавнем письме, в котором речь идет о поддержке Предстоятеля УПЦ и Священного Синода УПЦ. Чем важен этот документ?
– Понимаете, епархия — это не только правящий архиерей. За ним — благочинные церковных округов, наместники монастырей, духовенство. И все они хотят быть услышанными. IMG 2005Вот мы и адресовали такое письмо-поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, как единственному канонически действующему Предстоятелю Украинской Православной Церкви и Священному Синоду Украинской Православной Церкви. Тем самым, выступили за сохранение того канонического статуса Украинской Православной Церкви, который Она имеет согласно Томоса, дарованного Ей Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 27 октября 1990 года в г. Киеве.
– То же самое сделали и в других епархиях УПЦ?
– Да, но я еще раз подчеркну: наша сила не в документах и громких красивых заявлениях. Украинская Православная Церковь сильна своей незыблемой каноничностью и верными чадами, а это миллионы верующих в Украине. Путь легализации раскола, на который стал Константинополь, вмешательство государства в дела церковные, попытки переименовать нашу Церковь… Что ни шаг — то немыслимый прецедент! Но когда придет время, Господь расставит все по своим местам. А мы с верой в Бога выстоим.
Подготовил иеромонах Мелетий (Шаповалов)
КИЕВ. Василий Анисимов рассказал на телеканале ZIK о неадекватном отношении к УПЦ (видео)