Василий Анисимов. ЕПЦ как канализация Православной Церкви и унии
Униатский епископ, ректор Украинского католического университета во Львове Борис Гудзяк заявил, что создаваемая Петром Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем Единая Поместная Церковь очистит украинскую унию (УГКЦ) от ее отходов. Вот так! Слив в ЕПЦ, как в помойку, девятерых своих запрещенных самозваных епископов, одного опять-таки самозваного и отлученного патриарха (Филарету до пары) некого Илью Догнала, прочих нарушителей дисциплины, уния вздохнет свободно! Хитрые какие!
Константинополь унии не перемать?
А чего, спрашивается, унии в полном составе в ЕПЦ не слиться? А то с восторгом поддерживают этот преступный антиправославный порошенковско-стамбульский проект, а вот чтобы укрепить его своими стройными рядами – сразу в кусты: на, Боже, что нам не гоже! Отрепье сливают! Ведь коли Варфоломей «восстановил» свои материнские права трехсотлетней давности над верующими всей Речи Посполитой, то эти права восстановлены и в Галиции, для всех 1100 храмов, включая православный собор Св. Юра, обращенных в 1700 году в унию. Или, может, уния уже не «киевская традиция» и Варфоломей для нее не мать и не перемать? Когда Парубий, ширинку застегнув, поволочит для покаяния и воссоединения нашу унию, как блудную дочь, в распахнутые объятия материнского Константинополя, ведь она так счастлива его возвращению в Украину? А то ведь два престарелых схизматика – Филарет и Макарий – без молодого аферистичного Шевчука смотрятся пронзительно одиноко. Пусть будет третьим.
Очевидно, что уния, проклятая запорожскими казаками, Шевченко и Грушевским, коварна и поныне. Когда в Украинской Православной Церкви появляется какой самозванец-раскольник, тот же М. Денисенко, они его пиарят, стыд и совесть позабыв. Когда же у самих обнаруживаются «нарушители дисциплины», самозванцы, организовывают свои общины, избирают себе епископов и патриархов, они начинают вопить: караул, самозванцы, обманывают людей, нарушение прав верующих! И натравливают на них прокуратуру, милицию, власть – запретить, затоптать выгнать. Даже куме президента Порошенко Оксане Билозир пришлось заступаться за униатских раскольников. Никаких потуг, чтобы какой томос от Римского патриархата получить да объединиться со своими расточенными собратьями (а их в Галиции чуть ли не 20 тысяч) никто не являет. У них, дескать, священные каноны, строгость и правила. Это только у зулусов-православных вечно одно и то же: что было можно, то нельзя, а что нельзя, то можно. Варфоломей – тому подтверждение.
И Порошенко в Рим за томосом не ездит. Не занимается он и объединением протестантов, иудеев, мусульман и пр., хотя все имеют свои параллельные структуры, рассорились-расплевались. Что за дискриминация? Нам власти объясняют, что только православие является душой украинского народа, основой его национального самосознания, а все остальные верования (католики, протестанты, харизматы, кентавры типа унии и пр.) – неприродные для настоящего украинца духовные субстанции, а потому не пригодные для государственного строительства. Пусть так. Но почему все эти «неприродные и непригодные», парубии за шевчуками, шевчуки за гудзяками лезут во все дыры, бьют в стамбульский бубен, строят нам «поместную православную церковь»? Ведь согласно тому же патриарху Варфоломею украинская уния – «это экклезиологическая ересь, не имеющая права существования в христианстве». Ересь создает патриарху Варфоломею в Украине гнездо? Диво дивное!
Крах сердечной церкви
Канализационная составляющая расколов – автокефального и филаретовского – всегда была камнем преткновения для Украинской Православной Церкви в ее диалоге с ними. Ведь практически невозможно было отделить искренне заблудших, запуганных или загнанных властью в расколы людей от проходимцев, разложенцев, паразитов, политиков и даже мафии, обретшей в расколах «церковную» крышу для бизнеса и «криминального сокрытия доходов от налогообложения». Родоначальник автокефального движения на Украине «патриарх УАПЦ» Димитрий Ярема (его община во Львове первой в 1989 году вышла из Православной Церкви и стала центром автокефализма), помнится, объяснял мне, для чего организовывал раскол: мы хотели создать свою, украинскую, щиру, сердечную, народную православную церковь, без московского чванства, бюрократии, коварства, раболепия пред властью и чиновничеством, без лжи и Евгении Петровны. Все московские управленческие ужасы для него, как и для всех автокефалистов, воплощал в себе исключительно Михаил Денисенко (Филарет), тогдашний митрополит Киевский и Галицкий, в котором автокефалы не видели не только ничего украинского, но и церковного – гордыня, политика, властолюбие.
Филарет был для них исчадием КГБ, партии и советов, поскольку преследовал их за национализм и антисоветчину вместе с КГБ, партией и советской властью. Он даже всех склонных к автокефалии православных священников оптом и скопом, безымянно, решением Синода запретил в священнослужении, объявив автокефалию «клоакой» и «сточной канавой». В числе запрещенных и нынешний лидер УАПЦ Макарий, которого сейчас патриарх Варфоломей как-то забавно «восстановил» в митрополитах, то есть в сане, в котором Макарий никогда не пребывал. Более того, Филарет привез в 1991 году в Киев того же нынешнего патриарха Константинопольского Варфоломея, который вбил в автокефалистов осиновый кол, объявив их богооступными изуверами, ведущими народ в геенну огненную. Филарет издал отдельной книжицей памятку против автокефалистов и разослал по всем приходам, чтобы верующие и на выстрел не приближались к расколу. В 1997 году в Одессе патриарх Варфоломей назвал богоотступниками уже не только автокефалистов, но и Филарета и филаретовцев, вступивших в ту же раскольничью клоаку. Так что сволочизм нынешней ситуации заключается еще и в том, что не разные стамбульские греки, а один и тот же сначала впаривает десятилетиями нам, зулусам, одно, а теперь — другое, запросто меняя добро и зло, правду и ложь местами.
Что же стало со щирой и сердечной безмосковской украинской независимой автокефальной церковью, именуемой УАПЦ-Киевский патриархат? В нее вошли несколько сот православных общин Галиции, ее опорой стал Рух Вячеслава Черновола, который обязывал свои партячейки основывать автокефальные общины. Вскоре у УАПЦ появился и свой епископ – «первоиерарх УАПЦ» Иоанн Боднарчкук. Этот архиерей УПЦ, по его собственному признанию, стал жертвой Евгении Петровны, «владычицы Киевской и всея Украины», супруги Филарета, которая невзлюбила Боднарчука, в результате чего он был запрещен в священнослужении и оказался у автокефалистов, где создал для них «иерархию». Затем обзавелись своим патриархом из США – Мстиславом Скрипником, племянником Симона Петлюры.
В раскол потянулись украинские церковные патриоты чуть ли не со всего бывшего Союза и становились в нем пастырями и архипастырями. И начался полный раздрай. Боднарчук запретил в служении священников, включая Ярему, Мстислав – Боднарчука, но в 1993 году уже сам Мстислав, чуть ли не всеми преданный, обворованный, задерганный, коротал свои последние дни пребывания в Украине в замызганном номере гостиницы. Несчастный 90-летний старик в инвалидной коляске, подслеповатый, держал меня за руку (я записывал с ним интервью) и со слезами на глазах говорил: «Сину мій! Я навіть не маю де переночувати!» И это ведь не москали унижали его и добивали (он через полгода умер), а украинские патриоты, архипастыри сердечной церкви.
Трагедией для автокефалов, кроме политизации и внутренних склок, стала афера президента Кравчука, который решил пристроить к ним расстриженного в монахи и изгнанного из церковного руководства УПЦ Филарета. Вместе с украденной им многомиллиардной церковной кассой УПЦ, экспроприированным Владимирским собором, резиденцией Киевских митрополитов на Пушкинской, ну, и, конечно же, с Евгенией Петровной. Гонителя пристроить в ряды гонимых – прямо скажем, экстравагантное решение! Но это была не просьба, а приказ первого лица державы, который воплощали в жизнь власть и СБУ. Большая часть руководства УАПЦ (Масендич, Романюк и др.) испугались и искусились, а часть (Мстислав, Ярема и др.) воспротивились. Последних власть прессовала и гоняла, как сидоровых коз, УАПЦ даже на пару лет оказалась на нелегальном положении (регистрацию вернули ей уже при Кучме).
Соглашатели же образовали вместе с Филаретом в 1992 году нынешнюю УПЦ-КП, но тоже обожглись. Обещанных миллиардов не получили, выгнать Филарета, завладев награбленным им имуществом и финансами, не получилось. Через полтора года, в феврале 1994-го, они во главе с управделами УПЦ-КП Антонием Масендичем выступили с публичным покаянным обращение к народу Украины, в котором объявили созданный ими филаретовский раскол преступной безблагодатной структурой, обманом, ведущим людей «к вечной погибели». И побежали из страны, куда глаза глядят. Отчаянную борьбу с Филаретом продолжил автокефал, лагерник-диссидент Владимир Романюк, «патриарх УПЦ-КП», который пытался выгнать своего зама (Филарета) с должности, обращался в Киевский УБОП с просьбой защитить его от Филарета и помочь отыскать припрятанные Филаретом миллиарды. Он загадочно погиб от рук неведомых реаниматоров на скамейке Ботсада в июле 1995 года.
Мне представляется, что родоначальник автокефализма «патриарх» Димитрий Ярема искренне надеялся, что можно создать народную щирую церковь. И сам ей хотел соответствовать: ездил общественным транспортом, жил непритязательно. Помню, был у него в гостях в какой-то совершенно убогой квартирке, в которой он останавливался, пребывая в Киеве. Но его это не смущало. Последний раз мы общались в 1999 году, он пригласил на чашку кофе в свой патриарший офис на Трехсвятительской. Ярема был художником, музыкантом, интеллектуалом, интересным собеседником. Тем не менее двухчасовой разговор оказался очень тяжелым, я его записал на диктофон, но даже не стал публиковать, поскольку он был слишком личным, откровенным, касался живых людей и обид, которые автокефалы учиняли своему лидеру.
Он подарил мне свою книжку-завещание «Розмови про страшне сьогодення», в которой Филарет был объявлен «злобным духом», «Люцифером (сатаной) украинского народа». Но говорил в основном об итогах своих автокефальных трудов, и они были болезненными и неутешительными. Например, рассказывал, что заехал на Страстной в одну епархию, к правящему архиерею, а там веселье – архиерей обедает с областным начальством, все пьяненькие, лыка не вяжут, еще грубить начали старику-патриарху. И о других подобных случаях говорил и сокрушался: разве для такого мы десять лет назад создавали украинскую народную автокефальную церковь! Дмитрию Яреме было уже 84 года, он был пронизан трагическими, если не сказать – катастрофическими ощущениями об Украине, народе и своем раскольничьем детище, что запечатлено и в его книги. Это свидетельствует о том, что на лжи (а раскол – это ложь против Бога и Церкви Его) при всех самых замечательных и добрых намерениях ничего путного построить невозможно.
Вместе с тем отцы-основатели автокефального раскола (Ярема, Боднарчук, Мстислав, Романюк, Кудряков и пр.) были людьми стойкими, им хватало мужества не пресмыкаться перед властью, отстаивать православную веру (как они ее понимали) перед свирепой и коварной галицкой унией, им была чужда злоба, оголтелая клевета и хула на УПЦ, они не занимались разбоями и захватами ее храмов, уважали ее мученический, исповеднический путь в годы тоталитаризма. Это их в корне отличало от созданного «старой злочинной» властью в 1992 году раскола филаретовского.
Окостеневшие в грехе
Если УАПЦ всегда была и остается бедной организацией, созданной националистами-диссидентами, то филаретовский раскол (УПЦ-КП) – это уже солидная мафиозная паразитическая структура, заквашенная на финансах запрещенной Компартии, ворованной церковной кассе УПЦ, с мощной коммерцией, с огромным государственным коррупционным ресурсом. Уже через три года после его создания правоохранители обнаружили под филаретовой крышей коммерческий банк и с десяток фирм, торгующих иномарками, нефтью, оргтехникой на миллиарды карбованцев. Сегодня этот мафиозный спрут уже возводит в Киеве высотки и даже жилищные комплексы. Полагаю, что именно этот экономический «актив» раскола более всего прельстил бедствующий стамбульский патриархат. Создатель и руководитель «актива» – 90-летний анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет), ветеран КГБ с позывным «товарищ Антонов» – показал пример политического выживания в нашем изменчивом и ненадежном мире: при всех режимах состоял при власти и в фаворе.
Кого канализирует филаретовский раскол? Проходимцев всех мастей, запрещенных в канонической УПЦ. Стоит какому священнику попасть под запрет за нарушение дисциплины (многоженство, воровство, пьянство и т.д.), он немедля объявляет себя патриотом, жертвой имперской Церкви и реинкарнируется в раскольничьи священники, а то и в епископы. По стезе самого М. Денисенко: ведь он был изобличен как сексот КГБ, преследовавший и отправлявший священников в лагеря, как нарушивший обет безбрачия монах, как клятвопреступник и т.д. Когда же пришло время расплаты и наказания, объявил себя мучеником за Украину и патриотом всех времен.
Любопытно, что Константинопольский патриарх Варфоломей прекрасно осведомлен, какие рога и копыта составляют филаретовскую «иерархию». При Кучме и по его просьбе он вместе с нашим Госкомрелигий стали рассматривать филаретовский «епископат» на предмет архипастырской профпригодности, для чего в Стамбул были направлены досье на каждого самозваного «архиерея». Мы, кстати, публиковали выдержки из этих досье в исследовании «Иерархия ряженых». В Стамбуле взглянули и ахнули: некоторые «экземпляры», перед тем как стать членами филаретовского «Священного синода», были запрещены аж в трех юрисдикциях! Их не только пастырями, но сторожами нельзя нанимать. На том и порешили.
Для иллюстрации возьмем фигуранта недавнего скандала с попыткой некого филаретовского епископа Севастьяна Вознюка вместе со своим сыном проникнуть в Филаретову резиденцию и отравить его слезоточивым газом из баллончика. Я об этом Вознюке писал более двадцати лет назад, когда он был еще монахом. История любопытная: в редакцию пришла молодая энергичная женщина-бизнесменша с жалобой на своего мужа, ловеласа и мордобитчика, с которым она начала судиться за алименты на их годовалого ребенка. В супружеские отношения они вступили в 1993 году, завели сына, затем она опять забеременела, но муж решил ее бросить, поскольку полюбил другую, и она тоже родила ребенка. Сына же он у бизнесменши умыкнул, а ее, беременную, дважды отлупил, о чем свидетельствовали акты судмедэкспертизы. Ловеласом оказался филаретовский игумен Выдубицкого монастыря, беззаконно отобранного Кучмой у УПЦ и переданного расколу, этот самый Севастьян Вознюк, монах и наставник монахов.
Я не поверил ни единому слову, но женщина предоставила семейный альбом: вот Вознюк на диване с ребенком, вот супружеская пара путешествует вместе с Евгенией Петровной и Филаретовой дочерью Любой, вот они на застолье с «патриархом УПЦ-КП» Романюком и т.д. – свои люди в филаретовском патриархате. Я пошел вместе с истицей на заседание Святошинского районного суда, где вся эта информация подтвердилась. Ответчиком выступал сей Вознюк, причем никого не смущали должность и место его работы – игумен монастыря! После заседания я спросил у Севастьяна: почему Филарет до сих пор не запретил его и не выгнал – позор-то на весь раскол! Он, не моргнув глазом, ответил: а что он мне может сделать – ведь сам такой! Это ли не разложение?
Я по этому поводу (шел 1997 год) опубликовал статью под заголовком «Без алиментов и сантиментов», которая имела скандальный резонанс. Но он никоим образом не повлиял ни на семейные дела монаха, ни на его карьерный рост. Более того, в 2006 году Вознюк был рукоположен Филаретом и присными во «епископа» Черниговского и Нежинского. Правда, через два года попросил «почислить его на покой». Понадобились еще десять лет, «покушение на убийство Филарета», чтобы в мае сего года его лишили сана за «окостенение» в нарушении монашеских обетов. Четверть века костенел в грехе, все знали, и хоть бы хмы! Это уже не отстой, а бетон какой-то. А много ли у Филарета не окостеневших?
О преодолении расколов
В 1999 году, накануне юбилея Рождества Христова, сразу 17 филаретовских «архиереев» возжелали с покаянием вернуться в каноническую Церковь. Я предвкушал, что от стона анафемы содрогнутся Пушкинская и Бессарабка, а новообращенные, по старой украинской традиции, распедронять своего бывшего шефа в хвост и в гриву. Но этого не случилось: Блаженнейший Митрополит Владимир наотрез отказался не только принимать, но и обсуждать эту тему. Я недоумевал, ведь мы призываем их к покаянию, а когда они созревают, закрываем перед носом двери. Митрополит, мудрый управленец, разъяснял: они вряд ли придут со своими общинами (власть просто не позволит этого), Филарет за день рукоположит сто других, вместо выбывших, мы же «не переварим» такое количество вип-раскольников. Они же, будучи «окостеневшими», мажористыми и бузотерами, в мгновение ока разложат любую церковную структуру. По зрелому размышлению, думаю, митрополит был прав. Ведь через десять лет у нас самих появился епископ-мажор. Блаженнейший Владимир, а с ним и вся Церковь только тем и занимались, что отмывались от скандалов, в которые этот епископ вляпывался. А что бы стало, если бы этих мажоров оказалось 18?
Впрочем, не принимали в УПЦ филаретовцев и епархиями. Помню, одна его епархия во главе с епископом и полутора десятком приходов написали прошения Священному Синоду УПЦ о принятии в лоно Церкви. Была дискуссия: одни архиереи считали, что принять надо и показать этим путь всему филаретовскому расколу, другие выступали против. Проблема заключалась в том, что филаретовский епископ за время пребывания в расколах (он сменил несколько юрисдикций и даже отрекался от Православия) сумел накудесить сверх всякой меры, а приходы были под стать ему – склочные. Православный правящий архиерей, к которому и должны были присоединить раскольников, наотрез отказался принимать их скопом. У него было своих 400 приходов, монастыри, множество строек, он берег репутацию епархии, хотел заниматься созиданием, а не митингами, политикой, склоками и скандалами, чем, собственно говоря, и живут расколы. Остерегся принять это раскольничье сообщество.
Митрополит Криворожский Ефрем однажды рассказал о своем опыте работы с раскольниками. Выполняя рекомендации Священного Синода по диалогу с падшими и заблудшими, он решил принять четырех молодых филаретовских священников. Перерукоположил их, провел беседы и направил на вакантные места для службы. Уже через месяц потерял сон из-за скандалов, которые там возникли, а через полгода по требованию прихожан сам запретил их и выгнал с работы. Оказалось, молодые люди понятия не имеют о пастырской дисциплине, неграмотны и скандалисты. Хотя чему удивляться? За четверть века пребывания в изгойстве раскол деградировал до ручки, ничего, кроме злобы, хулы на Православную Церковь, русофобии и суеверий распространять не может. Самый умный в расколе – Евстратий Зоря, и тот коротает свой скорбный век за интригами и злословием в сети.
И все-таки УПЦ нашла способ преодоления раскола. Он заключается в индивидуальном возвращении общин и пастырей в спасительное лоно Церкви Христовой. Ведь христианских общин, где священники достойно несут свой тяжкий пастырский крест среди униженного, ограбленного, вымирающего народа нашего, в расколах немало. Они возвращаются без ажиотажа и софитов, ради своего спасения. Этот процесс проходил до последнего времени во всех епархиях УПЦ. И ныне количество приходов и храмов УПЦ ежегодно растет, а не уменьшается. Хотя население Украины сокращается ударными темпами: за четыре года на миллион человек умерло больше, чем родилось, а по сто тысяч ежемесячно покидают страну в поисках лучшей доли. Конечно, общины уже малочисленные и слабые, им трудно содержать свои храмы. Очевидно, скоро начнется «обратный отсчет»: будут массово закрываться храмы, сокращаться общины. Это происходит не потому, что люди перестают верить в Бога, а потому, что перестают жить.
Окончательное падение Константинополя
Глупейшее решение патриарха Варфоломея «вернуть» свои права трехсотлетней давности по управлению церковью – это, конечно, плевок в лицо Украины и ее истории. Такое, пожалуй, только у вуду, эскимосов и тех же зулусов бывает: возвращать времена и командовать в них. Посмел бы он это сделать по отношению к любому другому народу, адекватному и дорожащему своей историей! На каких бы воротах уже висел! Ведь решение о воссоединении Русской Церкви инициировали и принимали не греки, а наш народ казацкий с Церковью своею. Собор провели, договорились с Московским патриархом, с белыми царями, получили благословение (одобрение) тогдашней Константинопольской Церкви и считали воссоединение величайшим благом. Кто может отменить волю и труды наших предков и на каком основании? Нынешний константинопольский патриарх? Мы его уполномочивали переиначивать нашу историю? Или это новый «хохот мумии фараона», каким-то дивом возникший из забытья веков? Для чего Православие превращать в посмешище?
Очевидно, мы являемся свидетелями окончательного падения Константинополя: этот реликт должен быть реформирован или вовсе упразднен из-за своей вредоносности для православных народов, их Церквей и государств. Патриарх Варфоломей прекрасно осведомлен, что Украина находится в братоубийственной войне и в крови (ведь сам об этом не раз говорил!), в тяжелейшем экономическом кризисе, вымирает и замерзает. Знает, что Православная Церковь в Украине пребывает под ударами «партии войны», шельмуется богоборческой властью, которая натравливает на нее погромщиков-боевиков. И в это время он вонзает ей нож в спину, потакая беззакониям властей. Нечего сказать, достойное делается достойными!
Конечно, в Украине сегодня нечем заниматься, кроме как, умножая смуту, лепить из расколов автокефальную церковь! Хотя все прекрасно понимают, что скорее лягушка родит верблюда, чем окостеневшие во лжи и злобе создадут спасительную Церковь Христову. И никакой томос не пробудит в них страх Божий, порядочность, совестливость, коли они их никогда не имели. Отстойник останется отстойником, даже если его освежат каким-нибудь Гечей или кем-то еще из отщепенцев. Да и цель порошенко-варфоломеевского проекта не в том, чтобы создать какую-то автокефалию, а в том, чтобы уничтожить Украинскую Православную Церковь, Церковь-мученицу, прошедшую через ужасные репрессии атеистического тоталитаризма, выстоявшую и возродившуюся. Она для нашей власти, как бельмо в глазу: не гнется, не пресмыкается. Может, она вовсе не украинская, и ее надо выгнать из страны?
Конечно, нашу Церковь, как, впрочем, и весь украинский народ, ждут новые испытания. А что родная власть, кроме испытаний, может еще «производить»? Но и это пройдет. Политики приходят и уходят, с них как с гуся вода. Но неужели и патриарх Варфоломей думает, что его подлое соучастие в нынешней антиправославной вакханалии в Украине кто-то забудет и простит?
КИЇВ. Керівництво ЗСУ блокує роботу капеланів УПЦ
КИЕВ. Архиереи УПЦ встретились с Министром образования и науки Украины