Василий Анисимов: После Брестской унии Константинополю о своем материнстве надо стыдливо молчать
Несмотря на протесты Русской православной церкви, Константинопольский патриарх продолжает настаивать на своем праве вмешиваться в церковные дела Украины. В частности, в Киеве продолжают работать присланные из Америки экзархи, которым поручено подготовить страну к принятию «автокефалии». Абсурдность происходящего в интервью «Интерфакс-Религия» обрисовал руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Василий Анисимов.
- Василий Семенович, события на Украине растревожили все мировое Православие. Высшие иерархи поместных Церквей выступают с заявлениями, поддерживают УПЦ и митрополита Онуфрия, и все опасаются раскола Церкви…
- Всё дело в том, что под угрозой вековой канонический порядок. Народы вручены Церкви Христовой, поместной Церкви, чтобы она вела их к Богу. И предстоятель каждой поместной Церкви несёт ответственность перед Богом и управляет Церковью на канонической территории, которая ему очерчена. Он и подчиненные ему епископы отвечают, чтобы вера сохранялась в чистоте, неповрежденной, чтобы соблюдались тысячелетние каноны, правила, мы же называемся Православием, правоверной, ортодоксальной Церковью Христовой. Каждая поместная Церковь обладает преемственностью апостольской благодати и в полной мере осуществляет свою спасительную миссию, ведет человека к Богу. И это не какая-то умозрительная идея, теория, но и тысячелетняя ежедневная практика.
- Единая для всех?
- Конечно. Богослужения, проповедь, неустанный труд, чтобы в каждом человеческом сердце и во всем народе Христу, Его правде, добру было просторно, а злу и лжи — тесно. Все поместные Церкви — братские, и все вместе они составляют единое мистическое Тело Христово. Все исполняют единые правила. Если вдруг одна Церковь начнет посягать на права другой Церкви, обустраивать церковную жизнь на чужой территории, это внесёт смуту во всё церковное устройство мирового Православия. Такие потуги будут свидетельствовать о том, что местная (поместная) Церковь — ущербна, не способна осуществлять свою миссию. Это, пожалуй, хуже, чем хула — это уже действие. Это посеет вражду между единоверными братьями. И мы уже видим крайне негативное отношение к наглым варфоломеевским епископам-посланникам: с ними уже запрещено общение, того и гляди еще и побьют.
- Это касается не только Украины?
- Расколы есть и в Константинопольской церкви в Турции, в Элладской и других Церквах. Есть тысячелетняя практика их преодоления через покаяние и возвращение в спасительное лоно Церкви. Преодоление раскола путем создания из отлученных, клятвопреступных, вороватых, самозваных, хулящих Церковь, избивающих православных христиан, отбирающих у них храмы и т.д. новой поместной автокефальной Православной церкви — это какой-то неведомый доселе революционный путь. Ведь тысячелетнюю Украинскую православную церковь не только весь православный мир, но и филаретовцы, автокефалисты и сама украинская власть признают Церковью Христовой, ее таинства — спасительными и благодатными. Так чего, спрашивается, вы ее по всем телеканалам с утра до вечера хулите, третируете, натравливаете на нее погромщиков-боевиков? Каким образом из этих злобных, лживых, святотатствующих, вопящих «смерть врагам!» Порошенко с Варфоломеем склеят новую Церковь Христову, Церковь спасения, любви и братства? Соберут, проголосуют, «ручки подняли — ручки опустили», зачитали грамоту (томос), зарегистрировали — и нате! Это же курам на смех. Так можно создавать какой-нибудь очередной предвыборный блок, политическую, общественную организацию, но никак ни Церковь. Причем это делается при церковном «иностранном вмешательстве», против которого так борется Петр Алексеевич!
- Но патриарх Варфоломей считает свою Константинопольскую церковь материнской для УПЦ…
- Иерусалимская церковь считается «матерью всех Церквей» — так что, она должна заниматься внутренними делами церкви Константинопольской? Материнской для УПЦ является Русская православная церковь. Она из своих епархий в XX веке сначала создала украинский экзархат, а в 1990 году преобразовала его в автономную (независимую) Церковь, нарекла ее Украинской православной церковью, выдала томос (грамоту) на независимость и самостоятельность в управлении. В нее входят все епархии РПЦ, которые находились на территории советской Украины, как древние, так и созданные на присоединенных к Российской империи, а затем к СССР землях. Константинопольский патриарх никакого отношения ни к Украине, ни к Украинской православной церкви не имеет, поскольку ни такого государства, ни такой Церкви триста лет назад попросту не существовало.
- Но ведь она является материнской для Русской православной церкви?
- Для всей Русской церкви. После Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром была учреждена русская митрополия с центром в Киеве, 60-я по статусу в Константинопольской церкви. Затем киевские митрополиты перенесли кафедру во Владимир, после этого в Москву. Затем ее разделили на Московскую и Литовскую (с кафедрой в белорусском Новогрудке и Вильно), а 334 года назад воссоединили, уже после учреждения в Москве патриаршества. Во всем этом, конечно, принимали участие константинопольские патриархи. При этом никакого, отдельного от русского, украинского народа или государства они не видели. Сохранилась переписка Московского патриарха Иоакима, кстати, постриженика Киевского Межигорского монастыря, при котором и была в 1686 году воссоединена Русская церковь, с патриархом Константинопольским, в которой он пенял своему собрату — дескать, наведите порядок в определениях: ко мне вы обращаетесь как к «патриарху Московскому и всея России», к литовскому митрополиту — «Киевский и всея России», хотя это разные государства. Но для Константинополя всегда и везде был единый русский народ, а там, где русский народ — Россия. Так что нынешняя «мать» во время своего материнства никаких украинцев в своих детях в упор не видела.
- По нынешним временам вполне сепаратистская позиция…
- На самом деле таковым было историческое самосознание самого народа и Киевской Руси — и времен Речи Посполитой, и Российской империи, которое засвидетельствовано гигантским количеством летописных, исторических, культурных, административных, деловых памятников и документов. Возьмите нынешних главных русофобов Украины — галицких униатов. Они — порождение знаменитой Брестской унии 1596 года, когда все епископы константинопольской Киевской митрополии во главе с константинопольским Киевским митрополитом Михаилом Рогозой предали православие и перешли под власть папы Римского. Поехали в Рим, поцеловали папе туфлю и пролили вместе с властью на нынешней Украине «широкое море слез и крови», как написал о них Тарас Шевченко. До XX века они именовались «Русской униатской церковью» или «Русской греко-католической церковью», служили на церковнославянском языке, считали себя сопричастной с Римом церковью русского народа — нынешних украинцев, белорусов и русских. Так что у нас и русофобия какая-то странноватая. Вообще после унии об историческом материнстве Константинополя стоило бы стыдливо помалкивать.
- Но нынче патриарх Варфоломей все-таки хочет из раскольников создать Церковь.
- По канонам присланные экзархи не имеют права даже общаться со схизматиками — ибо, если кто будет с отлучённым от Церкви общаться, да будет сам отлучён. Поэтому они, как только вступят в контакт с анафематствованными, должны сами попасть под запрет. В 1991 году будущий патриарх Варфоломей был в Киеве, объяснял нам на пальцах, почему наши автокефалисты богоотступны, преступны и ведут людей в ад. К неизреченной радости Филарета. Когда Филарет через год сам ушел в раскол и создал свою раскольничью «УПЦ КП», Варфоломей заявил, что такой институции в Православии не существует, а Филарета никто не считает архиереем. Теперь ему это все как-то надо переигрывать, объяснять, почему одни и те же люди вели до сегодняшнего дня обманутых верующих в ад, к вечной погибели, а теперь станут проводниками в Царствие Небесное? Мы привыкли считать Константинопольского патриарха хранителем тысячелетних устоев, канонов и правил. Он не может переиначивать их на потребу дня и в угоду предвыборным антизаконным прожектам и интригам украинской власти. Ведь любая светская власть временна, а Церковь — вечна.
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УПЦ: ГРЕШНОМУ ЧЕЛОВЕКУ НИКАКОЙ ТОМОС НЕ ПОМОЖЕТ
КИЕВ. Суд просят установить правомочность Президента Украины вмешиваться в дела Церкви