Протоиерей Николай Данилевич: Томос — это как штамп в паспорте о браке
Ключ к решению украинской церковной проблемы — не в Константинополе и не в Москве, а в Украине.
Отметил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич в комментарии для Информационно-просветительского отдела УПЦ.
«Вопрос Томоса — как штамп в паспорте в графе «Семейный статус». Мы все прекрасно знаем, что печать в паспорте не держит людей. Люди сначала любят друг друга, встречаются, решают жить вместе и потом уже ставят печать, как конец этого пути», — провел аналогию священник.
Автокефалия предоставляется с согласия всех Поместных Православных Церквей. И это логично. Если Константинополь примет определенное решение, то его должны признать все Поместные Православные Церкви. Необходима, скажем так, ратификация всеми Поместными Православными Церквями. Поэтому нет смысла одной Церкви принимать определенное решение, зная заранее, что другие Церкви его могут не признать. Это неразумно.
На самом деле есть нерешенные вопросы первенства в мировом Православии.
Константинопольский Патриарх является первым за диптихом, но не является Папой Римским для нас. В Католической Церкви Папа Римский решает один, и с его решениями все соглашаются. У нас (в Православной Церкви – ред.) не вертикальная система принятия решений, а горизонтальная. Поэтому любые из них должны быть согласованы со всеми Поместными Церквями, иначе это может повлечь определенные разделения вплоть до прекращения Евхаристического общения.
Насколько мне известно, никто не хочет создать проблем, — хотят помочь решить проблемы. Об этом говорил, в частности, митрополит Галльский Эммануил, который примерно так сказал: «Мы не хотим создать еще один раскол, а хотим помочь преодолеть тот раскол и присоединить всех, объединить всех».
Поэтому вопрос Томоса сам по себе не решает всех вопросов.
Вопрос Томоса — как штамп в паспорте в графе «Семейный статус». Мы все прекрасно знаем, что печать в паспорте не держит людей. Люди сначала любят друг друга, встречаются, решают жить вместе и потом уже ставят печать, как конец этого пути. А нам предлагают наоборот: “Мы дадим вам Томос, поставим вам печать, а вы дальше постарайтесь мириться между собой, постарайтесь любить друг друга”.
Потому позиция нашей Церкви заключается в том, что нужно найти внутреннее единство, а для этого необходимо говорить, конечно, учитывая церковные каноны.
Ключ к решению украинской церковной проблемы находится не в Константинополе и не в Москве, он находится в Украине и в частности в Киеве. Почему? Потому, что сама проблема возникла не в Константинополе и не в Москве, проблема возникла здесь. Например, мы хотим, чтобы Украина в политических процессах была субъектом. Однако в церковном отношении она становится объектом, а не субъектом этих процессов. Решение должно быть принято здесь, примирение должно быть здесь. Мы видим, с какой агрессией захватывались наши храмы на Западе Украины. Примерно 40 храмов было захвачено. Мы знаем, как люди относятся друг к другу, и это есть проблема, поэтому мы сейчас не предпринимаем каких-то шагов, которые бы привели к разделениям внутри самой Церкви.
КИЕВ. Протоиерей Николай Данилевич объяснил, что на самом деле решалось на Фанаре
МОСКВА. Патриаршее поздравление митрополиту Одесскому Агафангелу с 80-летием со дня рождения