Игумен Лука. Христианские основы экономической этики
Христианские основы экономической этики
Игумен ЛУКА (Коваленко)
Экономическая жизнь все более выдвигается на передний план современной цивилизации. От экономического развития в значительной мере будет зависеть и будущее, предуготовленное Украине. В нашем обществе экономика и хозяйственная жизнь принадлежит областям, в наименьшей мере освещенным светом Евангельской истины. Те, кто по своему призванию должны вносить христианские начала в принципы хозяйственной жизни, — богословы — не обладают, как правило, профессиональной компетенцией в этих вопросах. Те же, кто обладает профессиональными знаниями, — ученые-экономисты и предприниматели — не чувствуют потребности в этих началах. Между тем, существует сфера, где одно предполагает и дополняет другое, — экономическая этика. Этика не определяет законов экономики, но отвечает за весь комплекс проблем, связанных с их воплощением в ходе человеческой деятельности. Она определяет содержание ценностей, формирующих экономическую жизнь, она скрепляет и гармонизирует экономические отношения, наконец, она обосновывает те формы деятельности, в которых реализуется хозяйство. Именно этика вплетает экономические знания в контекст, предполагающий знание всех особенностей и измерений культуры. Экономические неуспехи Украины в последнее десятилетие во многом объясняются неразвитостью и слабостью экономической этики, ее неспособностью выполнять свои функции в обществе. Этика — не роскошь, как это иногда утверждается, а условие успешного экономического развития. Этика должна служить экономике, а не Церкви. С другой стороны, кому как не Церкви, с ее нравственным опытом и пониманием глубины нравственных проблем, заниматься построением этики экономики в обществе. Церкви есть что сказать обществу, история и культура которого пронизана энергиями православия.
Православная Восточная Церковь, по учению святых отцов, является Богочеловеческим учреждением, и во все времена по слову ее Основателя сохраняет свою самоидентичность. Лучшим доказательством богоустановленности становилось ее торжество в тех испытаниях, которым она подвергалась от самого момента своего основания до наших дней. Церковь свята и непорочна, и нам известны слова Спасителя о том, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18).
Пребывая на земле, но, оставаясь институцией небесной, Церковь земная в своей деятельности устремлена к главной цели — христианскому преображению всех сторон человеческой жизни и преуготовлению народа Божиего к «небесному гражданству» (Еф. 2,19). Вот что об этом пишет о. Павел Флоренский: «Церковь имеет задачей водворить в твари Царство Божие, т.е. приобщить конечное и временное бесконечному и вневременному. Как желающая даровать вечную и бесконечную жизнь, Церковь сама должна обладать ею: как желающая даровать эту жизнь конечным и временным тварям, она сама должна находиться в среде их, приобщаться их временности. Отсюда — двойственность Церкви: отсутствие одной из указанных сторон делало бы Церковь несоответствующей ее цели». Церковь действует в обществе и живым образом влияет на его нравственное состояние, в качестве особого регулирующего органа. Духовная мудрость всегда позволяет ей вырабатывать адекватные формы своего внешнего служения, каких бы сторон взаимодействия с обществом это не касалось. Это относится в равной мере к политике и праву, культуре и экономике.
Проекция Правды Откровения в практическую область жизни позволяет регулировать человеческие отношения не на основе произволений греховной человеческой воли, а на основе Божественных истин. Церковь посрамляет тех «мудрых века сего» (1 Кор. 3, 18-20), которые бросают ей вызов своими человеческими проектами, и суемудренно пытаются устроить на земле жизнь без Бога. «Устроение материальной жизни человечества может быть успешно осуществлено лишь под условием признания абсолютной цели — Царства Божия, представляемой Церковью, и с помощью правовых средств государственной организации. Ни единичный, ни собирательный человек не может устроить свою материальную или природную жизнь, если он не осуществит нравственную норму в своих отношениях, религиозных и межчеловеческих». Церковь Христова как Богоучрежденный союз верующих в целях достижения спасения, взятая в условиях ее земного существования, есть несомненная сознательная реальность, связанная с вещественными обстоятельствами, а потому нуждается в вещественных средствах для достижения своих премирных целей. Церковь есть живой сознательный организм, который св. Апостол Павел уподобляет человеческому организму (1 Кор. 12). Тайна Боговоплощения (Ин. 1,14; 1 Тим. 3,16) принесла нам сознание того, что нет такой стороны нашей земной жизни, которая не была бы освящаема Спасителем. Святая Церковь осудила на своих святых Соборах лжеучения, утверждавшие, что вообще все, связанное с жизнью тела, есть грех и соблазн. Земная Церковь есть действительное «тело Христа» (1 Кор. 6, 15) и не может подвергаться хулению.
Итак, в экклезиологии не само тело человеческое или его нужды объявляются грехом, а преступное его использование вопреки Божественному закону теми, кто увлечен «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской» (Ин. 2, 16). Прискорбные и тяжкие последствия греха возникают только тогда, когда нарушается правильное отношение к телесным нуждам, и искажается роль тела в православном трихотомическом единстве: «Похоть, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15). Изменить мир силой нельзя, силой его можно только разрушить. Лишь Дух медленно, но неоспоримо меняет к лучшему воззрения, а значит — и сами основы существования. Истинная вера не требует отказа от земной жизни, но только от земного греха, указывает ориентиры трансформации, обновления в свете Истины. Факты Евангелия образуют полную картину Его Учения, которое предлагает нам положиться на Господа (Рим. 13, 14), и предостерегает нас одинаковым образом как от полного пренебрежения телом и соответствующим ему планом бытия, так и от чрезмерного увлечения заботой о нем или преходящих ценностях мира, т. е. указывает на золотую середину. Святые ученики распространили по всему миру Его божественное учение, которое не осуждает какие-либо вещи или явления мира сами по себе как сотворенные Богом (1 Тим. 4, 3), но устанавливает в их употреблении определенную Божественную меру: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. (1 Кор. 6, 12–13). Вселенская Церковь хранит тайну Божественного Слова, Которое есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Она возвестила миру устами Святых Отцов истину о самых главных сторонах жизни — о вере, спасении, любви, но в том числе создала и учение об устроении повседневных ее форм, ведь христианство — это образ жизни. Священник П.А. Флоренский точно и справедливо отметил, что: «православный человек православен не только в догматах, а в том, что живет в определенном быту, что он принадлежит православной культуре». Все человеческие усилия, направленные на регулирование материальных отношений, должны строиться на признании собственной человеческой немощи как внутренней ограниченности, которую надо отличать от бедности как внешней ограниченности, немощи твари пред лицом Всемогущего Бога, ибо «Без меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).
История хозяйственного развития разных стран показывает, что экономический кризис способен вызвать не только всплеск безнравственности, но и пробудить силы общества, противодействующие этому явлению. И почти всегда авторитетным лидером таких здоровых сил общества являлась Церковь, поскольку верующие люди в силу своих религиозных убеждений должны придерживаться принципов высокой нравственности. Поэтому экономические успехи многих стран Запада, а также подъем промышленного производства в ряде азиатских стран не может быть объяснен влиянием только материальных, географических или политических предпосылок. Огромную роль здесь сыграли и продолжают играть религиозные традиции и установки. В Украине, где большинство верующих людей являются православными христианами, наступает время, когда они, опираясь на христианские принципы хозяйствования, на национальные традиции и авторитет Православной церкви, должны сыграть свою историческую роль в деле нравственного оздоровления экономики. Каковы же эти принципы и как они могут быть применены в экономике современной Украины? Прежде всего следует подчеркнуть, что жизненная сила Христианства заключается в антиномичности учения Спасителя, в котором рядом с тезисом непринятия «мира, лежащего во зле» есть антитезис — преобразования мира в процессе сотворчества, его изменения в соответствии с Божественным промыслом. Поэтому любая человеческая деятельность, и прежде всего хозяйственная, должна соотноситься с Божественной волей, а потому любому верующему хозяйственнику необходимо постоянно сверять свои действия с теми нравственными установлениями, которые даны в учении Церкви.
Как же совместить христианскую нравственность и прибыльность предпринимательского дела?
Отметим вначале, что поскольку бесприбыльное дело обречено на провал, то при выборе цели хозяйственной деятельности и особенно при составлении бизнес-планов вопросу соотнесения затрат и выручки должно быть уделено самое серьезное внимание, и в этом отношении православный предприниматель ничем не отличается от неверующего человека. Главное же в православном подходе к делу, как указано выше, является нравственное соотнесение целей предпринимательской деятельности с принципами христианской морали. Исходя из этих принципов, возможно, придется поступиться более прибыльным делом и не брать лишний грех на душу. Следует также иметь в виду, что цели крупномасштабной предпринимательской деятельности и больших хозяйственных проектов должны быть согласованы с общей задачей возрождения национальной экономики, и здесь возможно применение не только метода декомпозиции целей, но и выстраивание стратегий на базе интегрирования крупных проектов, т.е. использование методологии стратегического планирования снизу.
Последнее представляется сейчас наиболее перспективным, поскольку передел собственности завершается, и крупным собственникам приходится координировать свои действия. В этом уже никого не нужно убеждать. Сейчас все верующие люди должны ускорить процесс убеждения представителей бизнеса в том, что в России уже скоро станет невыгодным нечестный бизнес. И чем скорее в этом убедятся, тем скорей это время настанет. Здесь представляется целесообразным отказаться от осуждения безнравственных поступков («Не судите, да не судимы будете»), а всячески поддерживать и рекламировать деятельность представителей честного бизнеса. В то же время нужно всем понять, что пока в стране продолжается нравственный «беспредел», все православные люди должны способствовать его прекращению и участвовать в формировании высоконравственных норм отечественного предпринимательства. Возрождение национальной экономики отнюдь не означает самоизоляцию наших производителей, не отрицает участия российских предпринимателей в международных операциях, в том числе коммерческого характера. Однако и тут личные интересы должны соотноситься не только с национальными, но и с христианской нравственностью.
Второй принцип христианского отношения к делу можно назвать принципом молитвенной благодарной подчиненности Промыслу. Полученные хорошие результаты не должны вызывать у деловых людей гордыни. За все верующий человек должен благодарить Господа и не считать себя выше других людей, если Бог поспешествует в его делах.
Заметим, что в протестантских конфессиях успех в делах предпринимателя, богатство и прибыльность бизнеса свидетельствуют о богоизбранности данного человека, (принцип предопределения), а потому другие люди должны служить ему, т.к. они не избраны Богом. Однако в любой христианской конфессии нет фатального отношения к судьбе человеческой. Христианство основано на свободной человеческой воле.
Судьба человека во многом зависит от него самого, но если протестанты руководствуются принципом предопределения и считают, что человек должен доказать свою богоизбранность упорным трудом, то православные люди считают и неуспех в предпринимательских делах промыслительным, и, как это ни трудно, нужно и при этом воздавать хвалу Спасителю. Жизнь показывает, что стоит только поблагодарить Бога, восславить Его и сделать это искренне, как дела сразу же пойдут на лад. Человек должен предпринять все от него зависящее, чтобы исправить положение дел, но и в радости и в горе воздавать хвалу Творцу. Пути Господни неисповедимы.
Рассмотрим еще один чрезвычайно важный для экономики христианский принцип сопричастности ко всему тварному. Любой человек является творением Божим и потому ответственен не только за свою жизнь и жизнь своих близких, но также за все, что создано Творцом на земле. Во-первых, по учению Церкви, ко всем людям следует относиться так же, как к самому себе. Причем Православие совершенно не признает лукавства двойных стандартов. И только с пришествием в наш мир Богочеловека Иисуса Христа мы получили нужную для вразумления и спасения человечества заповедь, в соответствии с которой мы должны поступать с другими так, как хотели бы, чтобы другие поступали с нами. В современном мире эта важнейшая заповедь игнорируется или трансформируется так, что под ближними понимаются единоверцы, или же люди, связанные родственными узами и материальными интересами. По учению же Церкви, ближним считается тот, кто в данный момент находится рядом и прежде всего те люди, которые нуждаются в нашей помощи. Отсюда вытекает необходимость внимательного отношения не только к своим родственникам, но и к своим деловым партнерам, подчиненным работникам, поставщикам и покупателям, клиентам и контрагентам. На этом принципе зиждется выручка и взаимопомощь верующих людей, их сострадание к больным и немощным. Этот же принцип лежит в основе христианской благотворительности. Особенно важно помнить о ней тем предпринимателям, которые успешно ведут свое дело, имеют постоянно растущие объемы реализации товаров и услуг.
Рассмотренные выше христианские принципы хозяйственной этики являются достаточно универсальными, и они дополняют те специфические черты национальных традиций хозяйствования, на которые уже обращалось внимание православными экономистами. Одна из них связана с использованием в деловой практике принципа нестрого-эквивалентного обмена, что непонятно не только многим бизнесменам, но и христианам других конфессий, живущим на Западе. В большинстве европейских стран даже в частной жизни человек старается дать другому ровно столько, сколько он от него получил. Учитывается все вплоть до мелочей, причем счет идет на центы, пфенниги, пенсы. Людей, которые не обращают на мелочи внимания, или относят к благотворителям или же считают психически нездоровыми, что, однако, не мешает многим пользоваться их услугами. В то же время считается, что собственную благотворительность нужно как можно больше афишировать (в рекламных целях), или же извлечь иную выгоду, а у нас скорее человек молча поможет другому, чем будет трубить об этом на каждом углу.
Сейчас, когда разработана и принята Архиерейским собором социальная концепция Русской Православной Церкви, есть все основания утверждать о новом импульсе в социальном служении верующих людей.
Время, когда православные христиане в России, не принимая светские порядки, не соучаствовали в «делах тьмы», прошло, наступает время активных хозяйственных, творческих действий, то время, когда, по словам известного изречения, «лучше зажечь маленькую свечку, чем проклинать темноту».