Василий Анисимов. Трамп-папа-там?
(Недосожженные священники обратились к Президенту США)
Реплика по поводу
Волна насилия, произвола и беззакония против Украинской Православной Церкви, поддерживаемая властью, докатилась до киевского Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. 25 января фашиствующие боевики сначала попытались поджечь монастырь, притащив к нему канистры с бензином, а затем учинили погром, срезав болгаркой стенды, оскорбляя и угрожая монахам. Среди погромщиков был замечен нардеп от БЮТ Игорь Луценко. Полиция арестовала двух поджигателей, следственный судья Татьяна Левицкая определила им арест с правом освобождения под залог, однако сообщила, что она, ее семья и дети подвергается запугиванию со стороны боевиков. В защиту погромщиков выступила группа депутатов Верховной Рады, в частности нардеп от Блока Петра Порошенко Григорий Шверк. Сами боевики призывают собратьев из подобных группировок объединиться и снести монастырь с лица земли.
В этой ситуации наместник Десятинного монастыря УПЦ архимандрит Гедеон (Харон), гражданин США и орденоносец (он служил в Калифорнии, был капелланом на корабле ВМС США и удостоен правительственных наград), обратился от имени братии монастыря (среди нее трое – американцы) и десятинной общины киевлян к президенту Трампу с призывом защитить их от беззакония и произвола. Аналогичная просьба направлена к американским православным единоверцам – госсекретарю США Рексу Тиллерсону и послу США в Украине Мэри Йованович.
Чем не угодил православный монастырь фашиствующим хунвейбинам-погромщикам? Тем же, что и тысячи других православных храмов и монастырей Украины, – самим фактом своего существования. Хотя история его любопытна. Как известно, церковь Успения Богородицы Десятинная – это первый каменный храм Древней Руси, воздвигнутый херсонесскими греками при Крестителе Руси святом равноапостольном князе Владимире. Он был построен рядом со снесенным Владимиром языческим капищем в честь Перуна, где проводились человеческие жертвоприношения, и ознаменовал собой рождение новой христианской цивилизации восточных славян. На территории храма хоронили знаменитых киевлян, здесь были погребены и сам святой князь и его супруга византийская царевна Анна.
Через 200 лет, в 1240 году, храм стал братской могилой множества киевлян. Во время штурма Батыем Киева тысячи горожан, спасаясь, пытались укрыться за его стенами. По одной версии, перекрытия рухнули от большого количества людей, по другой – татары применили стенобитные орудия, и храм сложился, как карточный домик, унеся в страшной давильне множество жизней, в том числе и митрополита Киевского и всея Руси грека Иосифа. Великий киевский историк – ректор Киево-Могилянской академии, лаврский архимандрит Иннокентий Гизель в своем «Синопсисе о начале русского народа» – считал это самой большой трагедией Киева на все времена.
После Батыева нашествия Киев четыреста лет был в запустении. Его население редко превышало 10 тысяч, первый картограф и описатель Украины Гиом де Боплан в начале 17 века пишет о шести тысячах. Но в это же время появляется великий возродитель православного Киева – святитель Петр Могила, митрополит Киевский и всея Руси. Он основывает Могилянскую академию, лаврскую типографию, заручившись финансовой поддержкой московских царей, поднимает из руин некоторые древние святыни: церковь Спаса на Берестове, часть Софийского собора, лаврские храмы. На месте разрушенной Десятинной церкви он обретает св. мощи равноапостольного князя Владимира, а также строит небольшую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы для вечного поминовения киевлян – жертв батыевой катастрофы. В своем завещании святитель оставил тысячу золотых на восстановление Десятинной церкви.
Она была построена за сто тысяч рублей в 1842 году при императоре Николае I по проекту архитектора Василия Стасова в русско-византийском стиле. В 1928 году при Лазаре Кагановиче, руководителе Советской Украины, храм был разрушен до основания. Он разделил судьбу полутора сотен киевских православных церквей, снесенных богоборческой властью, тогдашними луценками и шкверками. Заодно было репрессировано и киевское православное духовенство. Еще в советское время Русская Зарубежная Церковь в США причислила к лику новомучеников 210 священнослужителей-киевлян, репрессированных советской властью, среди них двух священников Десятинного храма – протоиерея Виталия Богдана и протоиерея Николая Малиженовского. Всего же было репрессировано более пяти тысяч киевских священников и монахов, в том числе16 высших церковных иерархов – митрополитов киевских или временно замещавших их архиереев. От священномученика Митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), расстрелянного в январе 1918 года у стен Киево-Печерской Лавры, до священномученика архиепископа Александра (Петровского), погибшего в 1940 году в Харьковской тюрьме.
Когда при Горбачеве закончилась эпоха государственного воинствующего атеизма, верующие получили свободу, то вскоре подняли вопрос о восстановлении храма у Десятинки. Община была основана по благословению митрополита Киевского Филарета. Впрочем, вскоре он был изобличен перестроечной демократической общественностью как сексот-орденоносец КГБ по кличке «товарищ Антонов», тесно связанный с партийными и карательными органами тоталитарного государства, сдававший им священников-диссидентов. Лидеры Руха во главе с Вячеславом Чорноволом в своих воззваниях к народу требовали немедленного изгнания Филарета из церковного руководства. Политические скандалы переплелись с финансовыми и публичными семейными, в конце концов в 1992 году Филарет на Харьковском Архиерейском Соборе УПЦ был лишен всех степеней священства, запрещен в священнослужении, смещен с должности предстоятеля УПЦ. Новым предстоятелем и митрополитом Киевским был избран Блаженнейший Митрополит Владимир. Все киевские храмы и монастыри (за исключением Владимирского собора, захваченного боевиками Корчинского) поддержали судьбоносные решения украинских епископов.
Община Десятинного храма постоянно вела переговоры со столичной бюрократией, но без особых успехов. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда указом Блаженнейшего Митрополита Владимира ее настоятелем в 2005 году был назначен архимандрит Гедеон (Харон). Одессит, из украинских греков, он имел огромный опыт пастырского служения и общения с властями в разных странах, в том числе и в США, гражданином которых является. За два года община собрала пять десятков разрешительных документов на возведение часовни из всех необходимых министерств и ведомств. Поддерживал архимандрита прихожанин Русской Православной Церкви Заграницей посол США в Украине Джон Хербст. Важную помощь общине в строительстве часовни оказал президент Украины Виктор Ющенко, который не только ознакомился со всеми документами, но и начертал своей рукой на генплане распоряжение главе столичной администрации А. Омельченко: «Прошу поддержать проект и внести резолюции. В. Ющенко».
Впрочем, были у общины и противники в лице язычников-огнепоклонников, которые проводили на месте перуновского капища свои камлания по воскресениям. Объединившись с тягнибоковцами и филаретовцами, они неоднократно организовывали провокации против православных. В 2006 году они добились от горадминистрации Киева подачи иска в суд с требованием запретить не только строительство часовни, но и пребывание общины у Десятинки. 16 июня 2006 года Шевченковский районный суд столицы именем Украины отказывает в удовлетворении иска по всем пунктам и подтверждает законное право общины храма Рождества Богородицы молиться и править службы в своем храме у Десятинной.
24 июля 2007 года, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил часовню. В своей проповеди Блаженнейший подчеркнул, что это будет храм-памятник, храм-молитва за всех от века погибших киевлян, защитников родного города. В 2009 году община была преобразована в монастырскую, чтобы молитва о киевлянах была неусыпной.
В январе 2014 года, во время Майдана, монахи Десятинного монастыря с крестом, иконой и Евангелием встали между «Беркутом» и митингующими, и стояли дни и ночи напролет, не давая пролиться братской крови. Снимки этого поразительного подвига православных монахов облетели все мировые информагентства. Они не вопили «пуля в лоб, так пуля в лоб», но молча призывали к взаимному прощению, к диалогу и согласию во имя Христа, во имя жизни, во имя Украины. Жаль, что их не услышали. По крайней мере, они на месяц продлили жизни и несчастным майдановцам, и несчастным беркутовцам.
Почему сегодня опять восстали против монастыря не только язычники-огнепоклонники, которые собирают подписи под петициями о запрете общины, но и боевики, прошедшие АТО, и даже нардепы? Порошенковец Григорий Шверк утверждает, что обливание бензином православного храма – это всего лишь перформанс, безобидное искусство привлечения внимания к проблеме. Неужели Григорий Аронович не знает, что с таких «перформансов» началась «хрустальная ночь» в Европе, когда в Берлине сожгли десять синагог, в Вене – сорок, а затем они продолжились Бабьим Яром и Освенцимом? Вместо того чтобы осудить очевидный произвол против Церкви Христовой и свободы совести, все только хихикают, глумятся и подначивают: ах, как попов-то напугали! Опьянение безнаказанностью приводит к повсеместным правонарушением в отношении православных. А власть и рада: пусть недовольные борются с церковниками, русским миром, ветряными мельницами, пятыми колоннами и т.д., но только не с нею, родимой. Читаешь, смотришь и помаешь, что и заступиться-то за христианина некому. Кроме далекого и всемогущего Трампа. Что называется, заграница нам опять поможет. А кто еще?
ВІДЕНЬ. Автрійський телеканал ORF показав життя УПЦ на Донбасі в умовах війни
ЛУЦЬК. Священик взяв участь у чергових зборах Горохівського осередку УТОС