Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

С любовью к Бурсе. Не вполне официальный отчет

Игорь Круглов.

В конце октября в Киево-Печерской Лавре состоялась IX Международная научно-практическая конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы».

Открыл ее митрополит Бориспольский и Броварской, ректор Киевских духовных академии и семинарии, управляющий делами Украинской Православной Церкви Антоний.

Владыка Антоний зачитал приветственное послание к участникам форума от Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Онуфрия.

На конференции выступили участники и гости из разных стран, в том числе – Украины, России, Беларуси. После пленарного заседания, состоявшегося в актовом зале КДАиС, обсуждения продолжились в режиме секционных встреч.

К рассмотрению были предложены следующие темы: «Исторический путь Православия: к 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина)»; «Вопросы экзегетики и герменевтики Святого Письма»; «Актуальные проблемы изучения и преподавания богословия»; «История духовных школ».

Детально рассматривались вопросы истории церковного искусства, духовного образования и педагогики; аспекты студенческой науки в духовной школе и связанные с ней дисциплины.

Также в первый день конференции открылась выставка, посвященная 200-летнему юбилею архимандрита Антонина (Капустина), которую предварил лекцией об этом замечательном подвижнике Православия митрополит Антоний.

Вопросов, как видим, обсуждалось немало, ибо все они крайне насущны. Особенно в ситуации, когда против канонического Православия на Украине развернулась религиозная война: система духовного образования обязана учитывать подобные вызовы.

Например, герменевтика (учение о правильном толковании священных текстов) становится очень актуальной в ракурсе того, что недруги

УПЦ – например, УГКЦ – собираются ревизовать эти тексты, «подверстывая» их под униатство, практически –фальсифицируя.

Значительную роль в этом смысле играют также религиозная этика, риторика, пастырская психология, педагогика и психология, пастырская психиатрия и другие дисциплины, которые преподаются в заведении. Мы видим, какие сложные психологические и даже психиатрические задачи нередко приходится решать священникам в нынешних условиях неприкрытой религиозной войны. Общаться с недругами, нападающими на храмы, сдерживая угрозы насилия и агрессии; по возможности с любовью переубеждать их и удерживать от греха; достойно отвечать на клевету и поношения, которые звучат в СМИ, и так далее.

Итак, роль КДАиС сегодня, как никогда, важна. Ведь учебные заведения – семинария и академия – готовят Христовых воинов, проповедников и защитников истинного Православия. Поэтому, кроме самой конференции, у автора этих строк большой интерес вызвало знакомство с КДАиС, ее преподавателями и воспитанниками.

Вот какая справка содержится о КДАиС  на официальном сайте http://kdais.kiev.ua .

«Киевская Духовная Академия — высшее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, являющееся научно-богословским и образовательным центром, который осуществляет подготовку священнослужителей, преподавателей богословских учебных заведений, церковных ученых и т. д.

Академия готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: кандидат богословия, магистр богословия.

Факультет: богословский. Специальность: богословие.

Профессорско-преподавательский состав — 6 профессоров, 13 доцентов, 39 кандидатов богословия, 1 доктор философии, 1 магистр богословия, 4 кандидата наук. Общее количество профессорско-преподавательской корпорации - 72 человека

Форма обучения: стационарная, заочная. В учебном заведении издается журнал «Труды Киевской Духовной Академии».

К этому можно добавить, что КДАиС является преемницей первой Киевской духовной академии — старейшего высшего учебного заведения Православной Церкви. История его восходит к началу XVII века. Преподаватели сыграли ключевую роль в становлении высшего образования в России в середине XVII века. В академии трудились знаменитые деятели науки, например, М.В. Ломоносов.

В народе ее часто называли Бурсой – от названия общежития, в котором проживали ее студенты. И хотя из Бурсы вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения (воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии; они устроили вновь многие семинарии), — увы, но длительный период времени – особенно советского — она подвергалась критике.

 И Бурса, и другие учебные заведения для священников  изображались неким рассадником нищеты, бесправия и необразованности. Усилиями критиков – и дореволюционных, и особенно советских – понятие «Бурса» долго ассоциировалось у  нас с заведением, где господствуют, согласно тем словарю Брокгауза и Ефрона,  «крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, антигигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (застращивание, возбуждение розни между бурсаками и др.)»

Вот что еще писали о Бурсе Брокгауз и Ефрон в начале 20 века.

«В России под именем Б. известно было прежде всего специальное общежитие при Киевско-братском училище (впоследствии Киевская духовная академия). Оно возникло в первой половине XVII века, при Петре Могиле, преобразовавшем состоявший при училище странноприимный дом в постоянное помещение для нуждающихся воспитанников, число которых было очень велико (простиралось от 200 до 500). Положение питомцев, живших в Б. (так называемых бурсаков), уже в конце XVII века становится, однако, очень незавидным: жилье, пища, одежда, предлагавшиеся им безвозмездно, были очень скудны, и обычным средством поддержать материальное положение Б. считался в конце XVII и в продолжение почти всего XVIII века сбор добровольных подаяний, производившийся самими воспитанниками. Последние торжественно избирали для этого из своей среды ежегодно двух так называемых префектов, нескольких ассистентов и секретарей; этим выборным вручалась особая книга (Album), с которой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей. Кроме того, многие бурсаки составляли из себя походные артели, чтобы пением кантов, произнесением речей и стихов, представлением различных пьес, отправлением церковных служб и т. п. заработать нужные им средства. Во второй половине XVIII в. положение киевской Б. начинает улучшаться: при митрополите Арсении Могилянском она была переведена из деревянного строения в каменное; в 1786 г. сбор пожертвований воспитанниками был окончательно запрещен <…>

От Киевской духовной академии название Б. перешло у нас вообще на все общежития при духовных учебных заведениях, особенно при семинариях <…>

Картина нравов Б. ярко очерчена в известных «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловского <…>»

Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ходили со звездой, вертепом и райком. Летом собирались в странствующие группы и расходились по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков. С конца XVIII в. правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии. Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII в.

Наиболее известными для публики бурсаками были гоголевские персонажи — богослов Халява, ритор Горобец и философ Хома Брут. Нищие, бедные, голодные, не чуравшиеся ни погулять, ни выпить, ни поблудить, как тот неразборчивый в связях бедолага Хома, нарвавшийся на зловредную панночку. Возможно, Николай Васильевич, описывавший события 18 века, не слишком погрешил против истины. Но все это в далеком прошлом.

 Нынешняя КДАиС, со всей уверенностью можно сказать, полностью реабилитировала понятие «Бурса».

Сегодня Киевская духовная академия и семинария – это корпуса, оборудованные для обучения и проживания в полном соответствии с техническими и бытовыми стандартами современности. С актовым залом, учебными кабинетами, столовыми, благоустроенным общежитием. С компьютерами, Интернетом, оборудованием для видеоконференций – все по последнему слову науки и техники.

 Но самое главное  — студенты учатся служению Господу. Познают мудрость церковного учения и богословия, да еще на территории величайшей святыни нашего народа – Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Учатся быть воинами Христовыми, готовятся к защите веры Православной и Церкви. Которую, как мы знаем, никогда «врата адовы не одолеют» (Мф. 16:18).

Вот что ответил на вопрос вашего корреспондента глава оргкомитета конференции, владыка Антоний.

- Владыка, в условиях религиозной войны и нападок на Церковь учитываются ли новые вызовы в системе церковного образования?

- Мы воспитываем богословов, защитников Церкви Христовой. Есть фундаментальные вещи, которые неизменны. Но Церковь — живой организм, а духовная школа – это часть церковного организма. Так или иначе, мы всегда отвечаем на запросы, с которыми выступает общество — церковные, и не только. Поэтому и в рамках наших учебных программ периодически появляются такие предметы, которые помогают будущим священникам чувствовать проблематику и находить инструментарий, чтобы отвечать на подобные запросы. Церковь – это Тело Христово, и мы стараемся, чтобы наши выпускники были и глубокими богословами, но самое главное – глубоко верующими людьми, которые способны не только словесно, но и всей жизнью засвидетельствовать преданность Ей.

А теперь – интервью с воспитанником, который только поступил учиться.

Андрей Герич, первый класс семинарии. Приехал учиться по благословению своего духовного отца – настоятеля тячевского храма.

- Вы  в семинарии только два месяца. Какие у вас впечатления?

- Общее впечатление очень хорошее, потому что, зная, зачем я сюда иду, я понимаю, что все здесь к лучшему для нас. Нас воспитывают, учат, мы получаем хорошее образование у лучших учителей. В целом все очень хорошо. Я бы даже сказал, что Бог настолько хорошо устроил, что я безмерно буду благодарен Ему всю свою жизнь.

-Вы чувствуете историческую связь с той бурсой, которая была описана Гоголем и другими писателями? Как у вас складываются взаимоотношения с семинаристами, с учителями? Вот сегодня в речи об истории духовных школ владыка Антоний упомянул телесные наказания, применявшиеся в стародавние времена. Как у вас с этим обстоит? Понимаю, что наказаний таких сейчас нет, но все же — каковы меры воспитания и дисциплины?

-Как у сына с отцом. Все строится на любви. Отец может подсказать сыну, даже наказать, но все это делается для его пользы, с любовью.

КДАиС – это учебное заведение с высочайшим уровня образования, культуры, этики и эстетики. А самое главное, оно готовит пастырей, искренне верящих в Бога и готовых служить ему в нынешних, не просто сложных, а зачастую опасных условиях религиозной войны и антицерковной агрессии.

Я увидел в глазах многих мальчиков, присутствовавших на конференции, что они -

настоящие воины Христовы.

Даже скажу больше – мне подумалось, что я увидел немало будущих праведников.